Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №14167

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
864
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА 8
1.1. Культура речи как лингвистическая и социальная проблема 8
1.2. Культура употребления глагола и глагольных форм 13
1.3. Особенности употребления глагола в детской речи 21
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА 31
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы 31
2.2. Обзор методической литературы по проблеме формирования культуры речи учащихся начальной школы 37
2.3. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию культуры речи младших школьников в процессе изучения глагола 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из важнейших черт развития современной лингвистики и лингводидактики является повышенное внимание к проблемам культуры речи и возможностям ее формирования средствами учебного предмета «Русский язык». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека [31, с. 12]. Это означает, что в задачи начального языкового образования теперь включается не только совершенствование правильности речи учащихся, но и формирование у них сознательного отношения к своей речи. Как показывает анализ письменных работ учащихся, в третьей части ЕГЭ по русскому языку ученики допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов и форм. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие и совершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. Но, к сожалению, не всегда вопросам речевой культуры уделяется на уроке должное внимание .
Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка. Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис - учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Три крупнейших темы: имя
существительное, имя прилагательное, глагол - концентрически представлены в каждом из классов начальной школы.
Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому трудности в изучение глагола являются одной из проблемных тем в начальной школе. На это обращали внимание М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.Н. Тихонов, Д.Н. Богоявленский, А.В. Полякова, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие ученые.
Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Поэтому изучение глаголов требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность.
Школьный опыт, наследия ученых-методистов показывают, что при усвоении форм глагола, его спряжения, употребления, образование вызывает не только трудности грамматического характера, но и ошибки словоупотребления, постановки ударения, формо- и словообразования, то есть нарушения морфологических, лексических и синтаксических норм, имеющих непосредственное отношение к культуре речи.
В настоящее время культура речи - это не только непременная составляющая хорошо профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Известный лингвист Т.Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как визитную карточку человека в обществе.
По словам М.Р. Львова, «роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития ученика, в сознании и реализации методической системы культуры речи - от аудирования и до потребности пользоваться словарями и справочниками [20, с.15 ].
Потребность школы в совершенствовании речи школьников велики, однако методических разработок по введению в урок элементов совершенствования речевой культуры школьников на сегодняшний день явно недостаточно, есть отдельные статьи на страницах методических журналов, есть отдельные упражнения и задания, но они в целом и в системе задачу не решают. Нами выявлено противоречие между потребностью формировать культуру речи младших школьников на уроках русского языка и недостаточной методической обеспеченностью в этом отношении учебного процесса.
Выбор в качестве лингвистической базы глагола определяется ещё и тем, что глагол выполняет важную текстообразующую функцию, в глаголе выражена предикативность предложения, и от правильного употребления глагола и его форм зависит, в сущности, грамотность связной речи.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании культуры речи младших школьников при изучении глагола.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является речевая культура младших школьников, а предметом - процесс формирование культуры речи учащихся при употреблении и образовании глагола и его форм.
Гипотеза исследования. Мы исходим из предположения о том, что процесс формирования культуры речи школьников при изучении глагола на уроках русского языка будет успешным при соблюдении ряда условий:
— работа будет проводиться в системе при изучении не только глагола, но и на материале других тем;
— учащиеся обращаются в процессе работы над усвоением языковых норм употребления глагола к лингвистическим словарям;
— подбираются и используются упражнения, направленные на овладение культурой употребления глагола.
Для реализации целей и гипотезы исследования необходимо решить
ряд задач:
— провести анализ научной литературы по теме исследования и выявить предпосылки работы по культуре речи при изучении глагола в начальной школе;
— проанализировать возможности формирования речевой культуры младших школьников, предлагаемые в учебниках для начальной школы;
— проверить эффективность выдвинутой гипотезы.
Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Т. В. Ахутиной, Л. С. Выготского, А.А. Леонтьева, Н.И.Жинкина, И.А.Зимней, С.Л.Рубинштейна; коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения младших школьников родному языку (М. Т. Баранов, Н. И. Демидова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева др.). Рассматривая проблему формирования культуры речи, мы опираемся на понятие языковой нормы. Трактовки понятия представлены в работах Б.Н. Головин, В.И. Максимова, В.Д. Черняк, С.В. Юртаева и других ученых.
Методы исследования: анализ опыта учителей; беседа; теоретический анализ научной литературы; наблюдение; тестирование ; анализ продуктов деятельности школьников; методический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в предложении системы работы по формированию культуры речи школьников на примере изучения глагола.
Базой исследования является МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 13» 4 класс «Б» города Старый Оскол, Белгородской области.
Исследования включало несколько этапов:
1. Изучение литературы по теме исследования; наблюдение за учебным процессом; обоснование выбранной темы и постановка задач исследования, составление плана исследования.
2. Проведение диагностики, количественный и качественный анализ
полученных данных; разработка программы формирующего этапа эксперимента.
3. Разработка методических основ формирующего эксперимента; завершение опытного обучения и анализ его результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Целью и задачами исследования определялась структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Объем работы составляет 68 страницу. Список использованной литературы включает 40 источников.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его цели, задачи, предмет и объект, сформулирована гипотеза исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования культуры речи учащихся в процессе изучения глагола» определены основополагающие понятия «культура речи», «литературная норма», «речевая культура», рассматриваются концепции культуры речи в лингвистике и социолингвистическом аспекте, проанализированы со ссылкой на источники культура употребления глагола и глагольных форм, представлены особенности употребления глагола в детской речи.
Во второй главе «Содержание работы по формированию культуры учащихся в процессе изучения глагола в начальной школе» представлен анализ программ и учебников по проблеме исследования, дан обзор методической литературы по проблеме формирования культуры речи учащихся начальной школы, а также описана проведенная диагностика и ход методического эксперимента по формированию культуры речи младших школьников в процессе изучения глагола
В заключении представлены итоги исследования, основные выводы.
В приложении содержаться материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт поставил перед начальной школой задачу совершенствовать речевую культуру учащихся, добиваться четкой, грамотной речи.
Наше исследование посвящено формированию культуры речи младших школьников при изучении и усвоении форм глагола. Глагол является довольно сложной категорией русского языка, и при знакомстве с этой частью речи у детей возникают особые трудности. Это затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний -ться и -тся, ошибки в произношении, словообразовании, словоупотреблении глаголов.
Анализ литературы показал, что программы по русскому языку для начальной школы предусматривают, кроме сообщения сведений о глаголе, обучение детей свободному, и в то же время сознательному использованию глагольных форм, грамотному их написанию и правильному построению словосочетаний и предложений с этими формами. Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.
Проведенная экспериментальная работа показала, что избежать трудностей, возникающих у учащихся начальных классов, помогают специальные упражнения на сравнение, запоминание, списывание.
Одной из ведущих задач изучения глагола является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Для более успешного решения этой задачи в методической литературе рекомендуется в процессе изучения глагола проводить работу над синонимами, антонимами, паронимами, использовать задания
Также при решении задач преодоления трудностей необходимо использовать различные игровые моменты, подбирать занимательный дидактический материал, необходимо акцентировать внимание детей на важных моментах, лучше и глубже усваивать содержание материала, избегать ошибок, развивать мышление, интерес, желание и умение учиться, повышать работоспособность.
Наше исследование показывает, что процесс работы над глаголом будет более успешным, если применять на уроках русского языка различные виды упражнений, способствующих наилучшему усвоению детьми учебного материала, если вести работу поэтапно, если учащиеся поймут, что преодоление трудностей русского языка - задача вполне реальная и решаемая.
Мы убедились, что совершенствование культуры употребления глаголов и их форм в речи, работа над стилистическим расслоением средств языка имеет большое значение для общего развития учащихся, для формирования логического мышления, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, так как она развивает у школьников разностороннее внимание к слову.
Таким образом, цель, поставленная нами в исследовании, достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Наше исследование не претендует на полноту освещения данной темы, однако у нас не возникает сомнения в том, что избранный нами путь формирования культуры речи школьников в процессе изучения глагола рационален и эффективен.



1. Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2013. - 480 с.
2. Боева, Н.Б. Культура работы со словарем / Н.Б. Боева // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников: материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Воронеж: Научная книга, 2012. - С. 257-260.
3. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. - 2013. - № 10. - С. 41 -45.
4. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. - М.: Дрофа, 2012. - 231 с.
5. Гайдаш, Ю.В. Некоторые проблемы формирования культуры речи младших школьников / Ю.В. Гайдаш // Современное русское языкознание и дидактика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 266-270.
6. Ганьшина, Ю. В. Формирование культуры речи учащихся во внеурочной работе /Ю.В. Ганьшина // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 286-291.
7. Головин, Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи / И.Б. Головин. - М., 2012. - 234 с.
8. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб.
- М.: Логос, 2012.- 200с.
9. Горбачевич , К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - М., 2012. - 231 с.
10. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. - М.: Академия, 2013. - 287 с.
11. Демичева, В.В. Овладение учащимися начальной школы морфологическими нормами употребления глагола / В.В. Демичева, М.А.Шаповал // Актуальны аспекты совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: САГА, 2012. - С. 50-53.
12. Иванов, С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2015. - 160 с.
13. Иванов, С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 160 с.
14. Иванов, С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2 /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2015. - 169 с.
15. Иполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник /под ред. Н.А. Ипполитовой - М.ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 440с.
16. Калинина, Е.М. Формирование культуры речи школьников в процессе изучения имени прилагательного / Е.М. Калинина, И.А. Устименко / Традиции и новаторство в преподавании русской словесности в вузе и в школе. Материалы региональной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2013. - С. 150-153.
17. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. - М.: Академия, 2013. - 167 с.
18. Козырев, В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура: учебное пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк - М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2012. - 184с.
19. Львов, М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов //
Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 14-26.
20. Львов, М.Р. Основы теории речи: учебное пособие / М.Р. Львов. - М., 2014. - 248 с.
21. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. - М: Издательский центр «Академия», 2012.
22. Львов, М.Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 2012. - № 4. - С. 3-7.
23. Новые тенденции в русском языке начала XXI века: коллек. монография /под ред. Л.В. Рацибурской - М,: ФЛИНТА: НАУКА, 2015. - 304с.
24. Программы четырехлетней начальной школы : программы / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М., 2013.- 94 с.
25. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка. Около 30000 слов Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова.- М.: Академия, 2012. - 289 с.
26. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2014.- 131 с.
27. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2014.- 138 с.
28. Савова, М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности / М.Р. Савова // Начальная школа Плюс До и После. - 2013. - № 6. - С. 42-44.
29. Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка. /Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева - М.: Высшая школа, 2012.- 214с.
30. Соловейчик, М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С. Соловейчик // Начальная школа - 2012а. - № 7. - С. 21-25.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Стандарты второго поколения. -М. : Просвещение, 2012. — 187 с.
32. Фомичева, Г.А. Ошибки младших школьников в построении словосочетаний / Г.А. Фомичева // Речевое развитие младших школьников : Под ред. Н.С. Рождественского. - М., 2013. - С.125-134.
33. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. - М., 2012. - 143 с.
34. Цейтлин , С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. /С.Н. Цейтлин- М., 2012. - 161с.
35. Цейтлин, С.Н. Языковые правила и отклонения от них в речевой деятельности человека /С.Н. Цейтлин //Языковое и литературное образование в современном обществе 2012/ Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции - СПб.: САГА, 2012. С. 6 - 10.
36. Чибухашвили, В.А. Активно-деятельностный подход к обучению культуре речи с использованием прикладных компьютерных программ / В.А. Чибухашвили // Проблемы общего и русского языкознания: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. - Елец: ЕГУ, 2012. - С. 266- 272.
37. Чибухашвили, В.А. Использование компьютерных дидактических средств в работе по предупреждению речевых ошибок при изучении морфемики в начальных классах / В.А. Чибухашвили // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики. - Елец: ЕГУ, 2012. - С. 114-120.
38. Чибухашвили, В.А. Можно ли выработать «иммунитет» против речевых ошибок / В.А. Чибухашвили // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 51-54.
39. Чибухашвили, В.А. Работа по предупреждению речевых нарушений у младших школьников при изучении морфологии / В.А. Чибухашвили // Сборник научных трудов, посвященный 80-летию со дня рождения Л.П. Федоренко. - М., 2013. - С. 59-67.
40. Шатохина, Е.А. Формирование культуры речи школьника в процессе изучения глагола / Е.А. Шатохина // Традиции и новаторство в преподавании русской словесности. Материалы региональной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2012. - С. 157-160.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ