Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этническая самоидентификация амазиг Марокко и Алжира: культурологический анализ

Работа №132945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Формирование этнического самосознания амазиг……………….. 8
1.1. Историко-культурная характеристика амазиг……..……………………………………………………………...…..8
1.2. Движение за возрождение амазиг в Марокко и Алжире как способ самоопределения
1.3. Факторы, определяющие этническое самосознание амазиг
Глава II. Самоидентификация амазиг и ее отражение в социокультурной среде Марокко и Алжира
2.1. Языковой фактор формирования самоидентификации амазиг
2.2 Самоопределение носителей культуры амазиг
2.3 Формы выражения и уровень этнической идентичности амазиг
Заключение……………………………………………………………………...49
Список литературы………………….………………………………………....54
Приложение………………


Характерной приметой современного, с неуловимой скоростью меняющегося мира является его многосложность и мультикультурность. В ситуации поликультурной действительности проблема самоидентификации личности приобретает свою остроту в связи с инокультурными воздействиями, процессами глобализации и интеграции, стиранием границ между национальными и этническими культурами. Особое значение данный феномен имеет для коренных жителей Северной Африки – амазиг или в европейской традиции берберов ввиду ряда факторов, таких, например, как кровное смешение амазиг и арабов, совместное проживание и длительное влияние арабской культуры, а также культур бывших колонизаторов – французов и испанцев, и наконец языковое доминирование диалектов арабского и французского языков. Воздействие всех названных факторов нередко приводит к сложностям в самоопределении автохтонного населения. Значительная часть носителей этой культуры воспринимают себя частью другой этнической группы и идентифицируют себя в качестве арабов.
Проблема амазиг в странах Магриба приобрела особую остроту во второй половине XX в. в связи с ростом этнического самосознания их коренных жителей. Основная дола населения этого народа сосредоточена в Марокко (около 50%) и Алжире (25-30%), поэтому наиболее активные процессы отстаивания амазиг своей идентичности протекают именно там. После достижения независимости Марокко (1956 г.) и Алжира (1962 г.) автохтонное население начало активно защищать культурные и национальные права своего народа, сформировав в разных регионах единое движение за возрождение языка и культуры амазиг. С 80-х гг. XXв. стали возникать движения протестного характера, отстаивавшие культурные и политические права амазиг. Однако за более чем 50 лет марокканские и алжирские берберы прошли разные пути к формированию этнического самосознания.
Феномен самоидентификации является исходным процессом, формирующим этническую идентичность. Начало изучения проблематики идентичности традиционно связывают с именем психолога и психоаналитика Эрика Эриксона. В настоящее время вопросы самоидентификации объединяют широкий круг специалистов разных наук: психологов социологов, когнитивистов, историков, философов и наконец культурологов. В данной работе будет осуществлена попытка посмотреть на данный феномен с позиции культуролога, не пренебрегая значимыми наработками исследователей в других областях.
Несмотря на то, что в полной мере об идентичности коренного населения стран можно говорить только с XXв., тем не менее противопоставление себя «другому» в среде амазиг имело место на протяжении всей истории существования этого народа. Процесс складывания идентичности как осознания тождественности со своей этнической общностью‎ шел более интенсивно по причине постоянных встреч с миром чужого и сопротивления инородным культурным традициям разных народов: финикийцев, эллинов, римлян, арабов, французов и испанцев. Неслучайно один из вариантов перевода термина «амазиг» - «свободный», то есть человек, в котором выражается неотъемлемая черта этого народа – непреклонное стремление к независимости. Именно по причине активного сопротивления инородной культурной традиции до наших дней сохранился язык амазиг, а также материальная культура и традиции этого народа. Посредством познания и,в определенной степени, сопротивления «другому» они формировали собственный мир и горизонт общего сознания.
В процессе самоидентификации формируется представление о себе как о цельной, единой и уникальной личности. Потребность в ней, по мнению известного французского философа Эриха Фромма, укоренена в самой природе человека: «Его потребность в самотождественности является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя здоровым, если не найдет возможности ее удовлетворить» .
Конструирование самоидентификации – процесс динамичный, протекающий на протяжении всей жизни. Непосредственное отождествление амазиг с этнической группой зависит от воздействия этнодифферинцирующих признаков в их взаимодействии. К их числу относятся происхождение амазиг, антропологический портрет, мифология и традиционные верования, особенности социальной организации, фольклор, поэзия, музыка, традиционные костюмы, изобразительное искусство, ювелирные украшения и иные ценности и этнические символы. Но наиболее заметным признаком амазигской идентичности, влияющим на самоопределение, выступает язык амазиг, который до недавнего времени имел преимущественно устный характер. На основе имеющихся данных исследователей, проведенного социологического опроса и беседы с представителями амазиг будет осуществлена попытка охарактеризовать степень влияния данных факторов на их самоопределение, определить формы выражения и уровень самоидентификации, а также выявить причины и возможные препятствия на пути к положительной самоидентификации.
Объектом исследования является изучение феномена этнической самоидентификации амазиг Марокко и Алжира.
Предметом исследования являются параметры формирования и особенности проявления этнической самоидентификации амазиг.
Цель работы: изучение специфики формирования самосознания и определения этнической самоидентификации амазиг в исторической перспективе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать историко-культурную характеристику амазиг;
- изучить пути возникновения и развития движения за возрождение культуры и языка амазиг в Марокко и Алжире;
-определить основополагающие факторы, формирующие самосознание амазиг;
- выявить особенности языковой ситуации и функционирования амазигских языков;
- определить значимость языкового фактора в вопросе самоидентификации амазиг;
-выявить идентификационные характеристики амазиг с помощью социологического опроса и беседы с их представителями;
- охарактеризовать формы и уровень этнической идентичности амазиг сегодня.
Для того, чтобы отразить в работе теоретический и практический элементы, она была разделена на две части: первая глава посвящена изучению вопроса формирования самосознания амазиг, в то время, как анализ процессов этнической самоидентификации коренных жителей Алжира и Марокко рассмотрен во второй главе работы. В основу исследования положен культурно-исторический подход, дополненный социальным экспериментом, направленным на выявление идентификационных характеристик амазиг.
При изучении и анализе процесса самоидентификации амазиг Марокко и Алжира использовались работы известных отечественных исследователей-магрибоведов (Р.Г. Ланда, Ю.Н. Завадовский, Н.Н. Дьяков, З.А. Ментешашвили, М.А. Володина, М.С. Сергеев и другие) и зарубежных авторов (B.Maddy-Weitzman, Kruse, E. John). Теоретическую базу источников по вопросам идентичности и самоидентификации составили работы З.В. Сикевиц, В.Ю. Хотинец. Для анализа социокультурных и этнолингвистических процессов, касающихся амазиг в современных Алжире и Марокко, использовались печатные и электронные ресурсы: монографии, интернет-издания и журналы на русском, французском, английском и арабском языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение специфики формирования этнического самосознания и этнической самоидентификации амазиг, позволило сделать следующие выводы.
Прежде всего, в изучении проблемы амазиг Алжира и Марокко необходимо учитывать фактор длительных межкультурных контактов и вторжений иноземных захватчиков на протяжении всей истории этого народа, что предопределило активные процессы подъема самосознания и самоопределения амазиг. Но наиболее тесное взаимодействие с миром «Другого» происходило и происходит в лоне контактов с арабо-мусульманской культурой, начиная с VIIв. Господствовавшая на протяжении многих веков установка на доминирование арабской нации не могла не отразиться на представлениях и мировосприятии коренных жителей Алжира и Марокко. На формирование персональной идентификации амазиг в первую очередь оказывает влияние фактор смешения арабов и берберов, мусульманская религиозная принадлежность, мультикультурная окружающая среда, а также политико-идеологический контекст.
Амазиг неустанно сопротивлялись чуждым культурным традициям, стремились отстоять свои культурные и политические права. Но наиболее заметный подъем самосознания амазиг пришелся на XX век в связи с появлением нового неприятеля в лице французских и испанских колониальных властей, а также в процессе усиления политики арабизации после достижения обеими странами независимости. В 80-е гг. XXв.в ряде стран, в том числе в Марокко и Алжире, вспыхивали протестные акции, постепенно перераставшие в движения за возрождение амазигской самобытности. Несмотря на то, что условия их возникновения в обеих странах во многом были схожи, тем не менее можно говорить о разных путях развития этих движений и о разных результатах. По мнению многих исследователей, если в Алжире движение амазиг имеет в большей степени социальные корни и отличается большим радикализмом, то в Мароккооно имеет скорее направлено на сохранение и возрождение культуры. В сравнении с Алжиром более гибкая политика марокканских властей, предпринимающих ряд мер, направленных на поддержку берберов, позволила избежать обострения «берберского вопроса». Тем не менее в Марокко в последнее время набирают силу протестные движения среди выходцев из региона Риф, коренное население которого требует политической автономии и прекращения экономической маргинализации региона. В Алжире наиболее активно продолжают отстаивать свои права с лозунгами об отделении амазиг из Кабилии и Ореса. Ныне действующее правительство Кабилии, организованное «Движением за свободную Кабилию» во главе с Ферхатом Механни, проводит мирные шествия и митинги с флагами амазиг не только у себя на родине, но также в Европе и Северной Америке. Общественная и политическая активность амазиг свидетельствует о безусловном подъемев процессе формирования этнической самоидентификации берберов Марокко и Алжира.
На основе анализа источников, результатов социологического опроса и беседы с амазиг были осмысленны основные факторы, определяющие процесс самоидентификации амазиг, непосредственно сам вопрос самоопределения, а также дана попытка обозначить формы выражения и уровень этнической идентичности.
В основании системы культурных ценностей и традиций амазиг лежит особая тесная связь с природой, основанная на многовековой практике земледелия и скотоводства. Поэтому неслучайно символы плодородия отражаются на важнейших этнических составляющих культуры амазиг, составляющих ее своеобразие. В качестве определяющих факторов в построении этнического самосознания амазиг были определены и частично охарактеризованы: этноним, антропологический портрет, происхождение, основы социальной организации, фольклор, музыкальная и танцевальная культура, поэзия, наиболее известные традиционные магические культы и ритуалы, ковроткачество, инкрустация дверей, а также искусство росписи тела хной, ювелирное дело, традиционная одежда.
Наиболее заметным показателем идентичности амазиг выступает их язык, представленный множеством диалектов. Поэтому одним из основных идентификационных требований амазиг стал вопрос признания и включенности языка амазиг в социокультурную среду. Несмотря на официальное закрепление за языком тамазиг официального статуса, носители культуры амазиг в силу сложившегося доминирования местных арабских диалектов и французского языка используют родной язык лишь в кругу семьи или в среде таких же неарабизированных носителей, при чтении новостей, в СМИ и Интернет пространстве или при просмотре телевизионных каналов и прослушивании радиостанций. Такое положение стимулирует процессы размывания границ амазигской самоидентификации.
В целом на формирование этнической идентификации амазиг влияют несколько главных факторов: би- и мультилингвальная языковая среда, приобщенность к мусульманским традициям, стремление к интеграции в арабофонную среду и тенденции к вестернизации. Большинство марокканских амазиг не идентифицируют себя в первую очередь как амазиг, а рассматривают в качестве мусульман и лишь затем марокканцев. Нередко амазиг называет себя арабом и выражает это на языке амазиг. В подобных случаях преимущества принятия арабской идентичности многочисленны, среди них, в частности, можно назвать доступ в привилегированные круги. Убежденность в том, что быть арабом престижно, поддерживается в школе и средствах массовой информации. Поэтому наиболее популярной формой выражения идентичности является полиэтнизм - принятие норм и ценностей арабской, французской и африканской культур. Менее распространенный тип выражения – этнорелятивизм, осознания того, что все культуры равны, то есть осознание себя амазиг через восприятие и принятие культурных различий других этносов, и надэтнизм – соотнесение себя со всем человечеством. С другой стороны, ввиду ярко выраженного антиамазигского политического дискурса они стремятся обособить себя от других с помощью коммуникации на родном языке, репрезентации этнических компонентов культуры и общественно-политической деятельности. Высокий уровень самоидентификации свойственен кабильским амазиг и горным амазиг из района Риф, которые стремятся к обособлению и признанию не только культурных и лингвистических прав, но и автономному существованию. Согласно результатам опроса, высокий уровень самоопределения данной группы проявляется в стремлении использовать один из диалектов языка амазиг в повседневной жизни, читать литературу и новости на нем, носить традиционную одежду и аксессуары, отмечать праздники амазиг, а также участвовать в общих собраниях.
В настоящее время происходит безусловный подъем этнического самосознания амазиг, выражающийся как в положительном самоопределении и соотнесении себя со своей этнической группой, так и в активной общественно-политической самоорганизации, направленной на признание и переоценку языковых и культурных прав, а такжена удовлетворение территориальных требований среди отдельных групп. В стремлении обрести культурное и лингвистическое признание они пытаются обособить себя от других, подчеркивая корни алжирского и марокканского диалектов в диалектах амазиг. С другой стороны, существует ряд препятствий на пути к положительной самоидентификации, которые по-прежнему создают все условия для соотнесения амазиг с арабами. К их числу относятся: языковое доминирование арабских диалектов и французского языка, естественный процесс утраты ценностей культуры амазиг, стремление интегрироваться в предписываемую обществом структуру, а также негативное отношение к проявлению своей идентичности. В большей степени процессы негативной самоидентификации и принятия другой идентичности характерны для марокканских амазиг (за исключением рифов).С точки зрения руководства стран, растущие процессы самоопределения амазиг в Марокко и Алжире несут угрозу единству арабо-исламской нации и рассматриваются как источник плюрализма, который означает признание полиэтничности обществ. Эти конкурирующие видения по-прежнему остаются причиной их раздвоенности. Таким образом, наблюдаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, существует потребность во взаимопонимании между представителями разных лингвокультур, а с другой, необходимость персональной идентификации в качестве представителя конкретного этноса. Поскольку амазигская идентичность по-прежнему не находит своего признания в социокультурной среде, проблема самоидентификации амазиг остается открытой и будет еще долгое время искать своего решения.



1. Алжир и «кабильский вопрос». URL: https://topwar.ru/8405-alzhir-i-kabilskiy-vopros.html(датаобращения: 20.02.2018)
2. Алжир: сложности берберского вопроса. URL: https://islam-today.ru/islam_v_mire/arabskij-mir-i-afrika/alzir-sloznosti-berberskogo-voprosa/(датаобращения: 16.02.2018.)
3. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. 2004.
4. Багана Ж., Тупейко Д.В.Языковая ситуация в современном Марокко. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. № 2. 2015.
5. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа экономики, 1993.
6. Володина М.А.Берберы Северной Африки: культурная и политическая эволюция: (на примере Марокко). М.: ИМЭМО РАН. 2011.
7. Гридина Т.А., Коновалова Н.А. Этническая самоидентификация в современном социокультурном контексте. Политическая лингвистика. Выпуск № 6. 2016.
8. Дагбаева О.И. Особенности языковой ситуации в странах Северной Африки. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015.C. 55-59.
9. Дьяков Н.Н.Марокко. История, культура, религия // Монография. Изд. СПбГУ. СПб., 1993.
10. Завадовский Ю.Н. Берберский язык. М.: Наука, 1967.
11. Ланда Р.Г. Марокко. 30 лет независимости. М: ЗНАНИЕ, 1985.
12. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 108-113.
13. Кеидия К.З.Философское понимание самоидентификации в бытийной структуре личности. Вестник ОГУ № 1 (137). 2012. С 50-55.
14. Косенко Е. И. Может ли стать дарижа официальным языком Марокко? Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015.C. 178-181.
15. Луцкая Н.С. Очерки новейшей истории Марокко. М.: НАУКА. 1973.
16. Мохова И.М. Особенности политической интеграции стран Западного Средиземноморья на рубеже 20-21 веков. Москва, 2003.
17. Официальный сайт организации «Движение за свободную Кабилию» (Mouvementpourl'AutonomiedelaKabylie) URL: http://www.makabylie.org/?lang=en(датаобращения: 4.2018)
18. Официальный сайт Королевского института культуры амазиг URL: www.ircam.ma/(датаобращения: 4.03.2018)
19. Саламова Р.В. Эволюция политической системы Марокко в современный период. Москва, 2011.
20. Сергеев М.С. Берберы Северной Африки: прошлое и настоящее. Институт изучения Израиля и стран Ближнего Востока. М., 2003.
21. Сергейчик Е.С. Историческая идентичность: территория и карта. Вестник СПбГУ. Серия 17. Выпуск № 1. 2016. С. 63-70.
22. Сикевиц З.В. Этнические границы как основа формирования этнической идентичности. Гуманитарии Юга России. Том 6. Выпуск № 4. 2017.
23. Тезич М. Дж. Концепции этноса, этничности и Ethnicity в научных традициях России и Запада [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016.
24. Тупейко Д.В. Языковая политика в современном Марокко. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. № 13 (184). Выпуск 22. 2014.
25. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1994.
26. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
27. Шагаль В.Э. Языковой аспект национальных процессов в арабских странах. М.: Наука, 1987.
28. Широкова Т. Концептуальные истоки и основы теории этнической идентичности. Власть. Выпуск № 6. 2010.
29. Шульгина Д.Н. Трехуровневая модель идентичности. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистики межкультурная коммуникация. 2010.
30. Этнический фактор в странах Магриба (Марокко, Тунис, Алжир) / Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. Подред. А.Д. Воскресенского. – М.: АспектПресс. 2008.
31. Язык и национальное сознание: вопросы теории и методологии. FrontCover. Воронежский межрегиональный институт общественных наук. ВГУ. 2002.
32. Abderrahman El Aissati. Ethnic Identity, Language Shift, and The Amazigh Voice in Morocco and Algeria, 2001. pp. 57-69.
33. Algeria's Berbers protest for Tamazight language rights. URL: https://www.aljazeera.com/news/2017/12/algeria-berbers-protest-tamazight-language-rights-171213185709684.html(датаобращения: 27.03.2018)
34. Amazigh: Algeria Finally Recognizes Tamazight as Official Language. URL: http://unpo.org/article/18913(датаобращения: 14.02.2018)
35. Berbers // Encyclopaedia of Islam, Second edition / Ed. P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. BrillOnline, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-2/berbers-COM_0114(датаобращения: 19.03.2018)
36. Maddy-Weitzman B. The Berber Identity Movement and the Challenge to North African States. Austin, University of Texas Press, 2011.
37. Kruse, John E. Amazigh-state relations in Morocco and Algeria. Monterey, California. 2013.
38. Morocco protests after fisherman crushed to death in a garbage truck URL: https://www.theguardian.com/world/2016/oct/31/morocco-protests-after-fisherman-crushed-to-death-in-a-garbage-truck(датаобращения: 8.02.2018)
39. Morocco: Protests in Rabat against the death of Amazigh student URL: http://www.africanews.com/2016/02/04/morocco-protests-in-rabat-against-the-death-of-amazigh-student/(датаобращения: 2.02.2018)
40. Salima N.Uneesthétique de la protection – l’artberber, entre permanence et prophylaxie. Les Cahiers du Muséeberbère N°1. 2012.
41. Skounti A. The berbers of Morocco: Who are they and what are they? Les Cahiers du Muséeberbère. Cahier № 1. By editions Jardin Majorelle, Marrakesh. 2013.
42. The Berber Language: Officially Recognized, Unofficially Marginalized? URL: http://www.al-fanarmedia.org/2015/07/the-berber-language-officially-recognized-unofficially-marginalized/(датаобращения: 5.04.2018)
43. The Rich Mythology and Megalithic Culture of the Ancient Berbers, Lords of the Desert. URL: http://www.ancient-origins.net/ancient-places-africa/rich-mythology-and-megalithic-culture-ancient-berbers-lords-desert-003216(датаобращения: 27.03.2018)
44. Watanabe L. Religion, Ethnicity, and State Formation in Algeria. URL: http://www.css.ethz.ch/en/services/digital-library/articles/article.html/177472/ (дата обращения: 15.04.2018)
45. أمازيغ المغرب يحتفلون برأس سنتهم الجديدة URL: http://www.alhurra.com/a/morocco-new-year-/343572.html(датаобращения: 17.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ