Введение 2
Глава I: Теоретические основы исследования информационной политики государств 8
1.1. Основные концепции информационного общества 8
1.2. Основные понятия и характеристики информационного общества 12
1.3. Подходы к определению понятия «информационная политика государства» 14
1.4. Формирование и реализация государственной информационной политики 17
1.4.1. Проблемы взаимодействия власти и СМИ в области информационной политики 19
1.5. Современные региональные модели построения информационного общества 21
Глава II: Государственная информационная политика КНР 24
2.1. Основные положения информационной политики Китая 24
2.2. Государственная политика в области СМИ 29
2.2.1. Регулирование электронных СМИ 32
2.3. Регулирование сети Интернет 34
2.4. Китай в глобальном информационном пространстве 40
Глава III: Российско-китайское сотрудничество в информационной сфере 43
3.1. Общие положения информационного сотрудничества РФ и КНР 43
3.3. Сотрудничество российских и китайских СМИ 45
3.3.1. Формы сотрудничества СМИ КНР и РФ 48
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Повышение роли информационных технологий в процессе развития современного общества очевидно. Появившись в качестве новой инфраструктуры и обладая высокой динамикой, за несколько десятков лет они стали системообразующей отраслью и сегодня определяют основные направления развития общества.
На смену индустриальному обществу пришло общество нового типа, повлекшее за собой обновление многих факторов в различных сферах общественной жизни. Для обозначения такого общества социологи и политологи использовали различные термины: «новое индустриальное общество», «общество знания» и другие. Впоследствии, общепринятым термином в его современном понимании стал "информационное общество".
В таком обществе развитие информационных и телекоммуникационных технологий оказывает колоссальное влияние на политику, экономику, финансы, культуру и другие сферы как в рамках государства, так и во всем мире. Информация и знания, ставшие стратегическими ресурсами наряду с традиционными, сегодня являются одними из главных факторов социально-экономического развития государства, а также определяют его положение на международной арене.
Однако еще задолго до перехода от индустриального к постиндустриальному типу общества начался процесс демократизации системы международных отношений. Этот процесс привел к возрастанию роли общественного мнения, и политики начали зависеть от общественной поддержки. А у населения, в свою очередь, появилась возможность оказывать влияние на политику и даже активно участвовать в ней. Именно поэтому государство до сих пор стремится влиять на общественное мнение в рамках реализации своей информационной политики.
Более того, после окончания Холодной войны система международных отношений существует в рамках неопределенного мирового порядка, поэтому сегодня место государства зачастую определятся его имиджем на международной арене. Поэтому каждая страна активно занимается распространением своего позитивного образа. По этим причинам государства стали уделять особое внимание своей информационной политике.
В XXIвеке на мировой арене более значимым игроком становится Китайская Народная Республика. Страна уже стала индустриальной сверхдержавой по объемам промышленности, а также ядерной и космической державой. По ВВП Китай занимает первое место, обогнав Соединенные Штаты Америки.
КНР в последние годы стал особое значение придавать своей государственной информационной политике. Взаимодействие китайских власти со средствами массовой информации, а также регулирование деятельности своих граждан в глобальной сети Интернет – особый, не имеющий аналогов и не вписывающийся в рамки обычного понимания феномен, который вызывает большой интерес у ученых. В последнее время информационная политика Китая преследует цель не только контролировать собственное население и сдерживать государства-оппоненты, но и они формировать позитивный образ своей страны за рубежом.
Для успешного продвижения своей внешнеполитической пропаганды Китай стал уделять особое внимание своему присутствию в глобальном информационном пространстве. Особый акцент китайское правительство сделало на расширение представительств информационных агентств по всему миру: официальное информагентство КНР «Синьхуа» имеет более 180 зарубежных представительств и освещает новости на 7 языках, Международное радио Китая вещает на 70 языках мира. Ряд ведущих китайских печатных СМИ стали издаваться на английском языке («Жэньминь Жибао», «ChinaDaily»и др.) Также увеличивается количество представительств китайских журналов, газет и радио в сети Интернет, что способствует большему распространению информации, росту аудитории по всему миру.
Среди множества стран, с которыми Китай активно развивает сотрудничество в последнее время, особое место занимает Россия. Отношения равноправного доверительного партнёрства Китая и России, направленные на стратегическое взаимодействие в XXI веке стали активно развиваться с 1996 года, после подписания Совместной российско-китайской декларации .В 2001 году был заключен Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который положил начало расширенному политическому и экономическому сотрудничеству.
Сегодня отношения между Россией и Китаем развиваются по многим направлениям, одно из которых – гуманитарное. Для успешного развития политических и экономических отношений необходимо иметь фундамент в виде гуманитарного сотрудничества между странами, поэтому Китай активно взаимодействует с Россией в информационной сфере для успешного развития сотрудничества в других сферах областях.
Данная выпускная квалификационная работа преследует цель определить эффективность китайской информационной государственной политики и её влияние на развитие российско-китайских отношений.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявление теоретических аспектов теории информационного общества и информационной политики;
2. Выявление содержания современной информационной политики КНР;
3. Характеристика основных принципов сотрудничества КНР и РФ в информационной сфере;
4. Обзор деятельности СМИ Китая и России на современном этапе развития отношений двух стран как наиболее развитой формы сотрудничества.
Объектом выпускной квалификационной работы является государственная информационная политика Китая.
Предметом работы являются российско-китайские отношения в информационной сфере.
Методологическую основу данной работы составляет теория информационного общества. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ документов, функциональный анализ, а также дескриптивный и институциональный методы исследования.
Источниковую базу работы составляют официальные документы, посвященные двустороннему сотрудничеству КНР и РФ (Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерации и Китайской Народной Республики , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве , Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности ), а документы, касающиеся внутреннего развития Китая (13-ый пятилетний план экономического и социального развития Китайской Народной Республики ,Государственная стратегия развития информатизации на 2006-2020 гг. ).
Важную роль для данной работы представляют монографии, статьи, исследования, посвященные широкому кругу поднимаемых теоретических вопросов: основным положениям теории информационного общества, информационной политике государства, значению и деятельности СМИ в рамках государственной информационной политики, а также особенностям информационной политики Китайской Народной Республики. Эти работы содержат в себе как теоретическое описание различных моделей, систем, технологий, закономерностей, так и примеры их реализации на практике. Среди работ, посвященных теоретическим основам информационной политике государств можно выделить монографию российского политолога А.В. Манойло «Государственная информационная политика в особых условиях», где автор рассматривает теоретические аспекты негосударственной и государственной информационной политики, а также факторы, влияющие на её формирование. Роли СМИ в осуществлении государственной информационной политике и методы и технологии манипулятивного воздействия на масс-медиа посвящена монография Лозовского Б.Н.. Также стоит отметить факультета международных отношений К.А. Панцерева: «Информационное общество: эволюция концепции в исторической перспективе», «Современные модели информационного общества: типологическая характеристика». Все эти работы позволили изучить различные теоретические аспекты информационного общества и государственной информационной политики.
Также стоит отметить ряд авторов, в чьих работах рассматривается особенность государственной информационной политики КНР: Ибрагимова Г. «Стратегия КНР в области управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности» , Исаев А.С. «Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая», Кошурникова Н.А. «Особенности информационной политики современного Китая», Евдокимов Е. «Политика Китая в глобальном информационном пространстве», Глазунов О.Н., Авдеенко В.В. «Специфика правового регулирования сети Интернет в Китайской Народной Республике», LucianW. Pye «CommunicationsandChinese Political Culture», David Shambaugh «China's Propaganda System: Institutions, Processes and Efficacy», Jonathan Hassid «Controlling the Chinese Media: An Uncertain Business». Работы этой группы помогли оценить различные аспекты осуществления информационной политики китайским правительством.
Можно выделить еще одну небольшую группу авторов, исследования которых посвящены российско-китайским гуманитарным связям, в том числе и в информационной сфере: ДуЦюаньбо «К вопросу о формировании общего информационного пространства между Россией и Китаем», Петрова Н.В. «Взаимодействие России и Китая в АТР: ресурс гуманитарного сотрудничества», Ряснов И.А. «Культурное сотрудничество России и Китая в XXI в.» .
Общество XXIвека вступило в эпоху, коренным образом отличающуюся от всех предыдущих, и этот факт очевиден. Становление информационного общества в странах означает переход к новой стадии развития человечества, в котором информация и знания имеют главенствующее значение. И именно государству отведена главная роль по построению информационного общества: оно определяет деятельность основных субъектов, способствует интеграции населения в общество нового типа, развивает отрасли информационной индустрии.
Сегодня государства уделяют особое внимание своей информационной политике. Это объясняется рядом причин: усложнение информационного пространства, информация принимает характер стратегически важного ресурса, начинают играть значительную роль СМИ, информация становится потенциальной угрозой для национальной безопасности и т.д. Но кроме всего этого, одним из направлений государственной информационной политики является манипуляция общественным мнением для достижения определенных целей внутри государства.
Кроме того, информационная политика направлена на решение вопросов имиджа и репутации государства на международной арене. Она преследует цель презентовать страну как государство с богатой историей, культурно развитым обществом и перспективами устойчивого развития. Поэтому от того, насколько успешно и продуманно реализовывается внешняя информационная политика, зависят возможности и перспективы государства в международных отношениях.
Информационная политика Китайской Народной Республики является примером того, как государство может одновременно стремиться к построению информационного общества и развитию информационно-коммуникативных технологий, и при этом держать под тотальным контролем Интернет и средства массовой информации. В этом и заключается особенность государственной информационной политики КНР: её цель состоит в интеграции страны в глобальное информационное пространство одновременно с сохранением национальной самобытности.
Китайское правительство на протяжении всей истории КНР активно и успешно контролирует своё население. После появления Интернета в стране, появились предположения, что власти не смогут взять под контроль весь национальный сегмент Глобальной Сети. Однако развитие Интернета в Китае не привело к ослаблению политического режима, а напротив, правительство КНР стало проводить жесткую политику в отношении регулирования деятельности граждан в Глобальной сети для предотвращения социальной и политической нестабильности в стране. Но одновременно с этим, китайское правительство осознаёт всю значимость Интернета для развития страны и отмечает его важность для построения информационного общества в Китае.
Кроме того, Китай, имея достаточно ресурсов, проводит активную внешнюю информационную политику; он стремится выступать в качестве важного игрока в глобальном информационном пространстве, создавая и продвигая свой позитивный внешнеполитический образ. С этой целью Китай в последнее время увеличивает количество представительств своих средств массовой информации в разных странах. Увеличение количества китайских СМИ, нацеленных на иностранную аудиторию, создает впечатление существования свободы слова и плюрализма мнений в Китае, а также позволяет Китаю расширять свои пропагандистские возможности в иностранных государствах. Причиной весьма успешной внешней информационной политики является развитая внутренняя система контроля над СМИ и Интернетом.
Несмотря на сложную историю отношений России и Китая, в XXI веке связи двух стран вышли на качественно новый уровень. Развивая политические и экономические контакты, страны уделяют особое внимание гуманитарным связям. Сотрудничество в информационной сфере является одним из самых развитых направлений в отношениях двух стран. Информационное сотрудничество послужит прочным фундаментом для успешного построения отношений в других сферах: так как Китай и Россия принадлежат к разным типам культурной цивилизаций, то странам просто необходимо принимать во внимание все культурные особенности своего партнера.
Однако стоит также отметить, что одним из главных направлений китайской внешней политики является обеспечение устойчивого экономического роста страны, поэтому, зачастую, совместные проекты Китая и России имеют определенную целевую направленность. КНР заинтересована в успешной реализации всех своих планов в экономической сфере.
Именно поэтому в последние года стали активно развиваться связи между СМИ Китая и России. Ежегодно страны проводят мероприятия, в рамках которых представители средств массовой информации знакомятся с национальными особенностями своих зарубежных коллег и делятся опытом. СМИ являются эффективным инструментом влияния на общественное мнение и настроение, поэтому именно на сотрудничество китайских и российских журналистов правительства двух стран возлагают большие надежды.
В ходе исследования было выявлено, что Правительство КНР проводит эффективную информационную политику в контексте российско-китайских отношений. Сотрудничество китайских журналистов с российскими, создание корреспондентских пунктов СМИ КНР на территории России и совместные мероприятия, такие как пресс-туры и медиафорумы, способствует формированию толерантного и позитивного отношения к Китаю. Для КНР создание благоприятного образа своей страны в РФ означает обеспечение успешного проведения своих экономических проектов. Кроме того, это создает благоприятные условия в целом для развития сотрудничества двух стран в других сферах.
1. Двустороннее сотрудничество с Китайской Народной Республикой.// URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/711/
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерации и Китайской Народной Республики. // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870
3. Закон КНР о защите государственной тайны. // URL: http://asia-business.ru/law/law3/secret/
4. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/49433
5. Конституция КНР. // URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/chinaconstitutionallaw/china_constitution/
6. О подписании соглашения об обмене информацией и сотрудничестве между РИА "Новости" и холдингом "Жэньминьжибао". // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/543176#double
7. Россия и Китай обсудили вопросы сотрудничества в информационной сфере. // URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/30491/
8. Россия и Китай расширяют сотрудничество в сфере медиа.// URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/34074/
9. Россия и Китай создали совместную рабочую группу по сотрудничеству в области средств массовой информации.// URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/551546/pop_up?_101_INSTANCE_WhKWb5DVBqKA_viewMode=print&_101_INSTANCE_WhKWb5DVBqKA_qrIndex=0
10. Россия стала одним из ключевых учредителей медиафорума «Один пояс, один путь». // URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/35612/
11. СМИ России и Китая подписали соглашения о сотрудничестве. // URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/34879/
12. Совместная китайско-российская декларация (1996 г.). // URL: http://russian.china.org.cn/russian/273010.htm
13. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства. //URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099
14. Совместные документы, подписанные в ходе официального визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китай. // URL: http://kremlin.ru/supplement/5101
15. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. // URL: http://government.ru/media/files/5AMAccs7mSlXgbff1Ua785WwMWcABDJw.pdf
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-334/48731
17. 2006-2020 National Informatization Development Strategy. // URL: https://chinacopyrightandmedia.wordpress.com/2006/03/19/2006-2020-national-informatization-development-strategy/
18. China issues guidelines on implementing 13th Five-Year Plan. // URL: http://english.gov.cn/policies/latest_releases/2016/10/24/content_281475473859818.htm
19. China maps out informatization development strategy. // URL: http://www.china-embassy.org/eng/xw/t251756.htm
20. China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation. // URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1429771.shtml
21. Goals, missions of China’s new five-year plan. // URL: http://english.gov.cn/news/top_news/2016/03/05/content_281475301749142.htm
22. Quick view: The State Council executive meeting on June 24. // URL: http://english.gov.cn/policies/infographics/2015/06/25/content_281475134297033.htm
23. Rural Informatization in China. // URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/720381468018652751/pdf/493200PUB0Rura101Official0Use0Only1.pdf
24. The 13th five-year plan for economic and social development of the People’s Republic of China. // URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201612/P020161207645765233498.pdf
Периодические издания:
25. 2006 – год России в Китае, 2007 – год Китая в России. // URL: http://www.newizv.ru/inset/2006-09-14/53966-2006-god-rossii-v-kitae-2007-god-kitaja-v-rossii.html
26. Белогорск встретил Медиатур российских и китайских журналистов.// URL: http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode/27735-belogorsk-vstretil-mediatur-rossijskikh-i-kitajskikh-zhurnalistov
27. В Москве состоялось 4-е заседание Китайско-российской рабочей группы по сотрудничеству в области СМИ. // URL: http://russian.people.com.cn/31519/4477495.html
28. В Санкт-Петербурге открылся российско-китайский медиафорум.// URL: https://rg.ru/2015/06/26/forum-anons.html
29. В Санкт-Петербурге прошел первый Российско-китайский медиафорум. // URL: http://www.eastrussia.ru/news/v-sankt-peterburge-proshel-pervyy-rossiysko-kitayskiy-mediaforum/
30. Всемирный медиа саммит открылся в Москве 5 июля. // URL: http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-38-17/264438-vsemirnyj-media-sammit-otkrylsya-v-moskve-5-iyulya.html
31. Год китайского туризма в РФ. // URL: http://ruchina.org/beijing-article/china/176.html
32. Директор газеты «Жэньминьжибао» Ян Чжэньу: Форум сотрудничества СМИ «Один пояс, один путь» -2016 даст шесть результатов.// URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0726/c31521-9091286.html
33. Китай-Россия: СМИ налаживают неформальные контакты. // URL: http://tass.ru/v-strane/3423601
34. Китайские и российские пользователи вместе определили «Десять важнейших событий китайско-российских отношений в 2006 г.».// URL: http://russian.people.com.cn/31521/5320151.html
35. Лесин договорился с китайцами о сотрудничестве в сфере СМИ. // URL: http://www.kommersant.ru/doc/951193
36. ЛюЮньшань призвал СМИ стран "пояса и пути" внести свой вклад в углубление обменов и сотрудничества. // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0728/c31521-9091950.html
37. Медиатур "Граница Китая и России - граница мира и сотрудничества" познакомит журналистов России и Китая с достопримечательностями и знаковыми объектами Дальнего Востока. // URL: http://www.eastrussia.ru/news/mediatur-granitsa-kitaya-i-rossii-granitsa-mira-i-sotrudnichestva-poznakomit-zhurnalistov-rossii-i-k/
38. На медиафоруме "Один пояс - один путь" в Пекине рассмотрят новые экономические возможности для стран Шелкового пути. // URL: https://www.kt.kz/rus/economy/na_mediaforume_odin_pojas_odin_putj_v_pekine_rassmotrjat_novie_ekonomicheskie_vozmozhnosti_dlja_stran_shelkovogo_puti_1153624329.html
39. Нечаев М. Китайский городовой. // URL: https://rg.ru/2006/01/27/kitaj.html
40. Проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества в ШОС. // URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1079/13438
41. Проект "один пояс, один путь" создает немыслимый потенциал развития для всех стран-участников. // URL: http://russian.news.cn/2016-05/05/c_135334656.htm
42. Российские и китайские журналисты проехали по 5 городам приграничной провинции Хэйлунцзян. // URL: http://special.tass.ru/novosti-agentstva/1477666
43. Россия и Китай договорились о сотрудничестве в области СМИ. // URL: http://www.kp.ru/online/news/505064/
44. "Россия сегодня" и Международное радио КНР согласовали договор о намерениях. // URL: https://ria.ru/news_company/20160625/1451787168.html
45. Третий Дальневосточный Медиа Саммит открылся во Владивостоке РФ. // URL: http://russian.news.cn/2016-06/09/c_135424860.htm
46. Успехи Китая в рамках Инициативы «Один пояс, один путь». // URL: http://www.utlc.com/events/uspekhi-kitaya-initsiativy-odin-poyas-odin-put/
47. Xi expounds on guideline for 13th Five-year Plan. // URL: http://english.cntv.cn/2015/11/03/ARTI1446559744633822.shtml
48. Xi Jinping leads Internet security group. // URL: http://news.xinhuanet.com/english/china/2014-02/27/c_133148273.htm
49. 深圳网警“警警”“察察” 24小时执勤 (Шэньчженьскиекиберполицейские «Цзинцзин» и «Чхачха» 24 часанаслужбе). // URL: http://info.secu.hc360.com/2006/05/220907100615.shtml
Публикации статистических данных, справочные и энциклопедические публикации:
50. China Statistic Yearbook. // URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm
Книги и брошюры:
51. Лозовский Б.Н. Кто и как манипулирует журналистами. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. - Екб: Изд-во Уральского университета. 2011. - 216 с.
52. Манойло А.В.Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ. 2003. – 388 с.
53. Ткачева Н.В. ИнформационныестратегиистранВосточнойАзиивусловияхрыночныхреформ.// URL: http://evartist.narod.ru/text9/07.htm
54. Zixue Tai. The Internet in China: Cyberspace and Civil Society. // URL: https://books.google.ru/books?id=ohxBkB2g4PIC&pg=PA125&lpg=PA125&dq=three+golden+projects+china&source=bl&ots=t-9gbb88D2&sig=ANr5HE31sdQOl4EMuaHbBfEc5G0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiV58_k4ZzTAhVrCsAKHaDwCvUQ6AEITTAF#v=onepage&q=three%20golden%20projects%20china&f=false
Статьи:
55. Азизов Р.Ф. Правовые аспекты функционирования сети Интернет в Китайской Народной Республике. // URL: http://www.fsin.su/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/29/22.pdf
56. Ареева М.В. Китайские средства массовой информации и их влияние на глобальные информационные процессы. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-sredstva-massovoy-informatsii-i-ih-vliyanie-na-globalnye-informatsionnye-protsessy
57. Асмус А.В. Электронное общество Маршала Маклюэна. // URL: http://www.mediascope.ru/node/372
58. Афанасьева Т.Ю. Постиндустриальное общество: понятия, тенденции, символы. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. №1. 2010. С. 9-18.
59. Батракова Л.Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе. // URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2013_3g/16.pdf
60. Богомолова Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации. // URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii
61. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества. // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/1f41ce7df933b2dfc32568c50027cde3
62. Глазунова С.А. NEToкратия: власть в информационном обществе. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/netokratiya-vlast-v-informatsionnom-obschestve
63. Глазунов О.Н., Авдеенко В.В. Специфика правового регулирования сети Интернет в Китайской Народной Республике.// URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2017/2/law/glazunov-avdeenko.pdf
64. ДуЦюаньбо. К вопросу о формировании общего информационного пространства между Россией и Китаем. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-obschego-informatsionnogo-prostranstva-mezhdu-rossiey-i-kitaem#ixzz4ZnHKF1kD
65. Евдокимов Е. Политика Китая в глобальном информационном пространстве. // URL: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/009.htm
66. Еляков А. Современное информационное общество. // Высшее образование в России. №1. 2001. С. 77-85.
67. Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности. // URL: http://www.pircenter.org/media/content/files/10/13559074100.pdf
68. Исаев А.С. Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-formirovaniya-obschestvennogo-soznaniya-knr-i-voprosy-sotrudnichestva-smi-rossii-i-kitaya
69. Золина Г.Д. Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-gosudarstvennoy-informatsionnoy-politiki
70. Киреева А.А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности.// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-rossii-so-stranami-vostochnoy-azii-novye-vyzovy-i-vozmozhnosti
71. Киршин Б.Н. Государственные и частные СМИ: особенности информационной политики. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-i-chastnye-smi-osobennosti-informatsionnoy-politiki
72. Комиссина И.Н. Китай будет реализовывать внешнюю политику через «мягкую силу». // URL: https://riss.ru/analitycs/38968/
73. Кошурникова Н.А. Особенности информационной политики современного Китая. // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40188/1/kiis_2016_035.pdf
74. Князева Е.И. Концепция сетевого общества М. Кастельса.
75. Лащенов А.Н.Аналитика постиндустриального общества: от кибернетических к социологическим теориям. // Журнал социологии и социальной антропологии. Том IX. № 4. 2006. С. 5-14
76. Луценко Л.М. Концепция информационного общества и социальная функция информации. // Ценности и смыслы. №5. 2010. С. 136-152.
77. ЛюЯнь. Публичная сфера под контролем: современный опыт регулирования Интернет-журналистики в КНР. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-sfera-pod-kontrolem-sovremennyy-opyt-regulirovaniya-internet-zhurnalistiki-v-knr
78. Малуев П.А. Источники и функции государственной информационной политики в условиях демократии. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-i-funktsii-gosudarstvennoy-informatsionnoy-politiki-v-usloviyah-demokratii-1
79. Морозов Ю. Сотрудничество стран ШОС в гуманитарной сфере: проблемы и возможные пути их решения. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-stran-shos-v-gumanitarnoy-sfere-problemy-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya
80. Осипова О.В. Понятие «государственная информационная политика» в аспекте политической коммуникации: к определению актуального содержания. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennaya-informatsionnaya-politika-v-aspekte-politicheskoy-kommunikatsii-k-opredeleniyu-aktualnogo-soderzhaniya
81. Панцерев К.А. Информационное общество: эволюция концепции в исторической перспективе. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. №1. 2010. С. 65-72.
82. Панцерев К.А. Современные модели информационного общества: типологическая характеристика. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. №1. 2011. С. 39-45.
83. Петрова Н.В. Взаимодействие России и Китая в АТР: ресурс гуманитарного сотрудничества. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-rossii-i-kitaya-v-atr-resurs-gumanitarnogo-sotrudnichestva
84. Понарина Н.Н. Глобализация и информационное общество. // Общество: политика, экономика, право. №1. 2012. С. 19-24.
85. Ряснов И.А. Культурное сотрудничество России и Китая в XXI в.// URL: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2013/09/Ryasnov.pdf
86. Ремыга В.Н. Экономический пояс Шелкового пути. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti
87. Сафронова Е.И. Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества в деле развития ШОС.// URL:http://cyberleninka.ru/article/n/tekuschaya-i-perspektivnaya-rol-gumanitarnogo-sotrudnichestva-v-dele-razvitiya-shos
88. Соловьева Е.В. Культурное взаимодействие России и Китая на современном этапе развития: обзор политико-правовых документов. // URL: https://ojkum.ru/arc/lib/2009_04_17.pdf
89. Су Юйфан. Масс-медиа КНР в условиях глобализации. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mass-media-knr-v-usloviyah-globalizatsii
90. Сухов Е.И. Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор развития информационного общества. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-i-telekommunikatsionnye-tehnologii-kak-faktor-razvitiya-informatsionnogo-obschestva
91. Трощинский П.В. Особенности правового регулирования безопасности сети Интернет Китая. // URL: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=30457
92. Хуан Дэнсюэ. К вопросуобуглублениииразвитиикитайско-российскихотношенийстратегическогопартнерства. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-uglublenii-i-razvitii-kitaysko-rossiyskih-otnosheniy-strategicheskogo-partnerstva
93. Федорова Т.С. Национальные модели информационного общества. // URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/fedorova_nac_modeli.pdf
94. Федоров Р.Ю., Клименко О.А., Бабушкин А.Г. Проблемы управления развития национальных сегментов веб-пространства. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-razvitiem-natsionalnyh-segmentov-veb-prostranstva
95. ЧжанШиян. Роль Интернета в развитии активности медийной аудитории Китая. // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-interneta-v-razvitii-aktivnosti-mediynoy-auditorii-kitaya
96. Шадрова О.Н. Информационная власть в системе управления: особенности и эффективность. // URL: http://oaji.net/articles/2016/245-1467277699.pdf
97. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе. // PolitBook. №2. 2012. С. 121-130.
98. Anthony Y. H. Fung. The Dynamics of Public Opinion, Political Parties, and Media in Transitional Hong Kong. // URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/2645504.pdf
99. Ashley Esarey, Xiao Qiang. Political Expression in the Chinese Blogosphere: Below the Radar. // URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/10.1525/as.2008.48.5.752.pdf
100. David Shambaugh. China's Propaganda System: Institutions, Processes and Efficacy.// URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/20066240.pdf
101. Francis L. F. Lee. Hong Kong Citizens' Beliefs in Media Neutrality and Perceptions of Press Freedom: Objectivity as Self-Censorship? // URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/10.1525/as.2007.47.3.434.pdf
102. Guobin Yang. The Co-evolution of the Internet and Civil Society in China.// URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/10.1525/as.2003.43.3.405.pdf
103. Jonathan Hassid. Controlling the Chinese Media: An Uncertain Business. // URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/10.1525/as.2008.48.3.414.pdf>
104. CzeslawTubilewicz.Chinese Press Coverage of Political and Economic Restructuring of East Central Europe.URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/2645614.pdf
105. Daliang Xu, Mary Astone. E-government in China. // URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN022802.pdf
106. Lucian W. Pye. Communications and Chinese Political Culture. // URL: http://proxy.library.spbu.ru:2087/stable/pdf/2643217.pdf
107. Lovelock Peter, Ure John. E-Government In China.// URL:
http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan021473.pdf
108. Rongbin Han. Defending the Authoritarian Regime Online: China’s “Voluntary Fifty-cent Army”.URL: https://proxy.library.spbu.ru:4016/core/services/aop-cambridge-core/content/view/1770B27AFA2FCD7AD5E773157A49B934/S0305741015001216a.pdf/div-class-title-defending-the-authoritarian-regime-online-chinaandapos-s-voluntary-fifty-cent-army-div.pdf
109. Siu-yau Lee. Surviving Online Censorship in China: Three Satirical Tactics and their Impact / Siu-yau Lee.URL: https://proxy.library.spbu.ru:4016/core/services/aop-cambridge-core/content/view/7EAE244A8AADFFCFD6E3E831AD87DC6C/S0305741016001454a.pdf/div-class-title-surviving-online-censorship-in-china-three-satirical-tactics-and-their-impact-div.pdf
110. Yanquan Liu. The Impact of National Policy on Developing Information Infrastructure Nationwide: Issues in P.R. China and United States. URL: http://www.white-clouds.com/iclc/cliej/cl1liu.htm
111. Xiaofan Zhao. Practice and Strategy of Informatization in China. URL: http://news.xinhuanet.com/english/china/2014-02/27/c_133148273.htm
112. Xiaomeng Zhang. Guide on Researching Chinese Mass Media Law. URL: http://www.nyulawglobal.org/globalex/China_Mass_Media_Law.html