Введение
1. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти
2. Органы исполнительной власти: понятие, признаки и виды
3. Система органов исполнительной власти
3.1. Система федеральных органов исполнительной власти
3.2. Система органов исполнительной власти субъектов РФ
4. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы
Заключение
Список использованных источников
В системе субъектов административного права основными можно назвать гражданина и исполнительный орган государственной власти.
После принятия Конституции РФ очень многое изменилось в положении субъектов, которых прежде называли органами государственного управления, исполнительно-распорядительными органами. Во-первых, Конституция РФ называет их органами исполнительной власти. Во-вторых, они теперь организационно не подчиняются представительным органам, а в силу принципа разделения властей подчиняются исполнительным органам и исполняют их законы и иные нормативные акты. В-третьих, публичные органы исполнительной власти четко разделились на государственные и муниципальные. Образовались две самостоятельные подсистемы на базе действовавшей ранее единой системы государственных исполнительно-распорядительных органов. В-четвертых, снизилась роль коллегиальности в исполнении законов. Кроме того, сейчас нет союзных органов, развиваются федеративные начала, избираются главы субъектов РФ, и произошло много других изменений в положении, структуре, компетенции, формах и методах деятельности публичной администрации вообще и государственной администрации в частности.
Анализируя практику работы высших государственных органов страны, можно утверждать, что четкое понимание системы исполнительной власти, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с соответствующими органами субъектов РФ еще не сложилось. В частности, много вопросов вызывает система окружных органов, правовой статус Пенсионного фонда и его звеньев, отнесение субъектов, осуществляющих обязательную государственную регистрацию сделок с недвижимостью, к числу учреждений.
В ряде нормативных актов и некоторых научных работах в числе органов государственной власти названы ведомства. Но ведомства - это система организаций, возглавляемых одной из них. Так сложилось, что слова "министерство", "служба", "агентство" у нас имеют несколько значений. Первое значение -ведомственная система, совокупность организаций, линейно подчиненных центральному органу. А второе значение - центральный орган ведомственной системы, орган, возглавляющий систему МВД, Федеральную службу безопасности и т.д. Такая двойственность подчас мешает понять смысл многих актов, препятствует усвоению студентами структуры исполнительной власти.
К сожалению, наука административного права отстала от существующих реалий, не раскрыла всех признаков исполнительных органов власти, их системы, не сформулировала четкого понятийного аппарата, а значит, не оказала практике необходимой помощи.
В работах ведущих ученых это многообразие органов и служащих почему-то не учитывается. "Орган исполнительной власти, - утверждает Ю.А. Тихомиров, - действует от имени государства" . "Исполнительные органы, - пишет Ю.М. Козлов, - представляют собой составную часть государственного аппарата" . "Орган исполнительной власти, - полагает Ю.Н. Старилов, - это государственная организация". Во всех приведенных выше высказываниях не учитывается существование в современной России наряду с исполнительными органами государственной власти муниципальных и иных органов исполнительной власти.
Столь уважаемые авторы, на мой взгляд, безусловно, правы, когда утверждают, что исполнительный орган государственной власти - это разновидность государственной организации, органов государственной власти. Однако в понятии о нем полезно назвать его родовую принадлежность и обязательно основные признаки данного вида органов, определить систему, виды данных органов и очертить проблемы их правового статуса. Именно данным вопросам посвящено настоящее исследование.
Подводя итог настоящему исследованию, сделаем определенные выводы.
Во-первых, огорчает то, что соответствующие главы учебников и монографий по административному праву называются "Органы исполнительной власти" или "Административно-правовой статус органов исполнительной власти". А ведь кроме государственных есть и иные органы исполнительной власти. Такой подход наиболее рельефно выражен в утверждении: "Органы исполнительной власти в их конституционном понимании существуют лишь на государственном уровне".
Во-вторых, краткий анализ точек зрения ведущих представителей современной науки административного права России позволяет сделать вывод, что наука еще не выработала единого понятия исполнительного органа государственной власти, адекватного современным реалиям. А такое научно обоснованное понятие необходимо практическим работникам, решающим организационные вопросы создания органов, наделения их компетенцией. В нем нуждаются и те, кто изучает административное право, и те, кто реализует его положения.
В-третьих, исполнительный орган государственной власти - особый вид органов государства. Он обладает всеми признаками госоргана:
- организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата;
- выполняющий государственные функции;
- наделенный собственной компетенцией, государственно-властными полномочиями в отношении других организаций, граждан;
- выступающий в правоотношениях от своего имени;
- его образование, структура, цели и формы деятельности регулируются правом.
Наряду с родовыми исполнительный орган государственной власти имеет две группы видовых признаков. Во-первых, те, которые конкретизируют родовые; во-вторых, самостоятельные.
Исполнительный орган государственной власти - это:
1. Органичная часть системы государственной исполнительной власти, и вне ее он функционировать не может.
2. Как правило, он образуется вышестоящими органами исполнительной власти или Президентом РФ, главой субъекта РФ. В системе исполнительной власти существует четкая иерархия звеньев: нижестоящие подчиняются вышестоящим. Каждый орган исполнительной власти - это элемент иерархической структуры.
3. В постоянно действующих исполнительных органах государственной власти имеются постоянные штатные работники.
4. Исполнительные органы государственной власти осуществляют подзаконную исполнительно-распорядительную (административную) деятельность.
5. Для этого они наделены административной властью, распорядительными полномочиями в отношениях с гражданами и организациями. Административная власть используется для организации (обеспечения, создания условий, объединения усилий) позитивных экономических, социальных процессов в стране (субъекте РФ, городе, учреждении), для создания системы безопасности, а также для борьбы с угрозами безопасности и иными негативными явлениями.
6. Главный принцип деятельности исполнительных органов - эффективность, достижение социально полезных результатов в оптимальные сроки и с наименьшими затратами. Безусловно, очень важен принцип законности, но это обязательное условие функционирования, а не ее цель.
7. Поэтому исполнительные органы государственной власти, как правило, "обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией".
1. Конституция РФ. М.: 2003. С. 123
2. О правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. // СЗ РФ. 1997. №51
3. Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 6.10.1999 г. // СЗ РФ. 1999. №42.
4. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. // Российская газета. – 2004. - №54
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г.
6. Указ Президента РФ от 10 августа 2000 года № 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" // Российская газета. 2000. 16 авг.
7. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 "О Государственном Совете Российской Федерации" // Российская газета. 2000. 5 сент.
8. Федеральный закон от 29 июля 2000 года "О внесении изменений и дополнений // Российская газета. – 2000. – 1 авг.
9. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" // Российская газета. 2000. 1 авг.
10. Федеральный закон от 4 августа 2000 года "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" // Российская газета. 2000. 8 авг.;
11. Федеральный закон от 5 августа 2000 года "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ" // Российская газета. 2000. 8 авг.
12. Агапов А.Б. Административное право. М., 1999. – 786 С.
13. Административное право: Учебник для вузов. М., 1999. – 678 С.
14. Андрийко О.Ф. Контроль в демократическом государстве: проблемы и тенденции. Киев: Наукова Думка, 1994. 234 С
15. Бачило И.Л. О некоторых аспектах административной реформы в России и задачах административного права // Административное право: теория и практика. - М., 2002. - С. 32-40.
16. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. - 1997. - № 3. - С.15.
17. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 765 С.
18. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 2004. – 690 С.
19. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М., 1998. – 309 С.
20. Конин Н.М. Российское административное право: Курс лекций. - Саратов, 2001. – 407 С.
21. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. - М., 1972. - С. 52-102;
22. Мухаметшин Ф. Принципы формирования федерации нового типа // Федерализм. - 2000. - № 2. - С.42.
23. Ноздрачев А.Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления // Административно право: теория и практика. С. 114-126.
24. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002. 1089 С.
25. Тихомиров Ю.А. Об административной реформе в России // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. - М., 2000. - С. 8-28.
26. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М., 1998. – 907 С.