ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 3
1.1. Сущность, цели и задачи анализа производства и реализации продукции 3
1.2. Методика проведения анализа производства и реализации продукции .. 10
1.3. Пути увеличения производства и реализации продукции 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА ООО «ЛЕДИ ШИК» 27
2.1. Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели
деятельности швейной фабрики ООО «Леди Шик» 27
2.2. Анализ производственной деятельности ООО «Леди Шик» 30
2.3. Анализ реализации продукции ООО «Леди Шик» 45
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ООО «ЛЕДИ ШИК» ... 523.1 Мероприятия по повышению эффективности производства ООО «Леди-
Шик» 52
3.2. Мероприятия по увеличению объемов реализации продукции ООО
«Леди-Шик» 54
3.3. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
В условиях рынка предприятие автономно осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства. Высшей целью деятельности предприятия является превышение доходов над затратами, т.е. достижение максимальной прибыли или как можно более высокой рентабельности. Достижение этой цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства необходимой для потребителей продукции, пользующейся спросом.
Прибыль, более чем какой-либо другой показатель, отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, уровень себестоимости, качество, штрафы, неустойки и другие факторы. Наконец, получение прибыли важнейшее условие конкурентоспособности предприятия.
Следовательно, актуальность данной темы выпускной квалификационной работы «Анализ производства и реализации продукции на предприятии легкой промышленности» не вызывает сомнения.
Цель написания выпускной квалификационной работы состоит в исследовании методологических особенностей организации, анализа процессов производства и реализации продукции на предприятии ООО «Леди Шик» и разработке предложений по их совершенствованию.
Реализация цели работы достигается путем решения следующих задач:
- определить сущность, цели и задачи производства и реализации продукции;
- определить методику проведения анализа производства и реализации продукции;
- раскрыть возможные пути роста производства и реализации продукции;
- провести анализ производства и реализации продукции ООО «Леди Шик» по ассортименту, качеству, структуре и ритмичности;
-предложить разработку мероприятий по улучшению финансового состояния ООО «Леди Шик».
Объектом исследования является швейная фабрика ООО «Леди Шик».
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность и совокупность процессов производства и реализации продукции.
Теоретической и методологической основой проведения исследования стали законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме анализа производства и реализации продукции послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике анализа производства и реализации продукции, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Объектом исследования является ООО «Леди Шик», специализирующееся на выпуске факторы верхней одежды улучшения из хлопчатобумажных синтетических несравнимую тканей, натурального используют и искусственного шелка, изменение шерстяных и
полушерстяных тканей отечественного и импортного производства. ООО «Леди-шик» расположена в г. Москве.
Анализ основных экономических показателей предприятия, составленные по данным отчетов о финансовых результатах показал, что за 2016-2017 гг. на предприятии наблюдается рост практически по всем показателям, а именно, прибыль от продаж увеличилась на 878 тыс. руб., что составляет 16,24%. На данное увеличение повлиял рост выручки на 4663 тыс. руб. (19%). Этот рост произошел за счет повышения в 2017 году спроса на продукцию. Увеличилась численность работников - на 2 чел., и чистая прибыль увеличилась с 4060,4 до 4324,8 тыс. руб. (на 6,5%). Рентабельность продукции увеличилась на 9,67% и на 2017 г. составила 0,31%.
Уменьшение произошло лишь по среднегодовой стоимости основных средств - на 2,63%.
Можно сказать, что продукция ООО «Леди Шик» пользуется спросом и прибыль растёт.
Большая доля основных средств относится к активной части, но в течение анализируемого периода эта доля уменьшается: с 2016 г. по 2017 г. - с 71,46% до 68,49% (на 2,97%). Аналогично происходит изменение пассивной части основных средств, но в сторону увеличения: с 2016 г. по 2017 г. - с 28,54% до 31,51% (на 2,97%).
В структуре основных средств основную долю занимают машины и оборудование и составляют на 2017 г. 1459 тыс. руб. (47,99%). Здания в структуре на 2017 год составляют 28,85%.
В целом стоимость основных средств незначительно изменялась в течение всего анализируемого периода: с 2016 г. на 2017 г. - видно увеличение с 2856 тыс. руб. до 3040 тыс. руб. (на 184 тыс. руб.). Изменения наблюдаются незначительные, но по всем видам основных средств.
За 2016-2017 гг. на предприятии ООО «Леди Шик» фондоотдача увеличилась на 21,13%, а фондоёмкость уменьшилась на 25%, что говорит об улучшении использования основных фондов. Наблюдается увеличение фондоотдачи активной части основных средств на 23,43%. Материалоёмкость единицы продукции увеличилась незначительно - на 0,03 руб/руб. Амортизациеемкость снизилась на 50% и в 2017 г. составила 0,02 руб/руб. Сумма экономии основных средств на 2017 г. составила 736,38 тыс. руб.
На 2017 г. рентабельность основных средств составила 1,89%, что на 29,1% больше, чем в предыдущем году.
Рациональное использование персонала - непременное условие бесперебойности производственного процесса и успешного выполнения производственных планов.
Анализ использования трудовых ресурсов следует начинать с изучения их структуры и укомплектованности предприятия необходимыми кадрами работников соответствующей специальности и квалификации.
На предприятии в течение всего анализируемого периода наблюдается рост численности персонала по основной деятельности - с 28 до 30 человек. По неосновной деятельности численность персонала не менялась и составляет 1 человек.
Следовательно, в 2017 году рабочими предприятия отработано 99% рабочего времени и 1% не использовано по разным причинам (что составляет 5681-5761 = - 80 чел/дн.).
По неуважительным причинам потери рабочего времени составляют 8 чел/дн., а по уважительным причинам не использовано 716 чел/дн. В составе неявок по уважительным причинам основная часть (644 чел/дн.) приходится на ежегодные отпуска.
Рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что в среднем один рабочий предприятия за отчетный год фактически отработал 316 дней, а максимально мог отработать 320 дней. За 2017 год в среднем один рабочий не отработал по всем причинам 40,2 дня, в том числе 0,4 дня по неуважительным причинам (8 чел/дн./18 чел.) и 39,8 дня по уважительным причинам (716 чел/дн./18 чел.). Неявки по болезни в среднем на одного рабочего составляют 3 дня, разрешенные законом - 0,7 дн., с разрешения организации - 0,4 дн.
За 2016-2017 гг. на предприятии ООО «Леди Шик» произошло снижение трудоемкости единицы продукции на 0,03 чел/тыс.шт., зарплатоемкости единицы продукции на 0,02 тыс. руб.
По остальным показателям наблюдается увеличение, а именно: выработка выросла на 1,41 тыс.шт/чел., что говорит об увеличении объемов производства. Это объясняет и увеличение прироста продукции за счет роста производительности труда - на 78,42%. Максимально возможное использование фонда рабочего времени в 2017 г. на предприятии составило 99%. Абсолютное и относительное высвобождение работников выросло на 2 чел. и 1,08% соответственно.
В целом по предприятию наблюдается рост объема оборотных активов, прирост составил 340 тыс. руб. Можно сказать, что данный показатель достигнут за счет значительного увеличения на конец 2017 г. объема запасов - на 329 тыс. руб. Они же занимают основную долю в структуре основных средств, а именно - 69,04% на конец года.
Коэффициент оборачиваемости средств за 2016-2017 гг. увеличился на 2 оборота, при этом продолжительность одного оборота уменьшилась на 3 дня. Изменение скорости оборота оборотных средств было достигнуто в результате взаимодействия двух факторов: увеличения прибыли от продаж и средней стоимости оборотных активов на 878 и 340 тыс. руб. соответственно.
Рентабельность оборотных средств на 2017 г. выросла на 0,33% - это означает повышение эффективности использования средств, вложенных в производство.
За анализируемый период ресурсоотдача увеличилась на 0,54 тыс. руб., что говорит об увеличении эффективности использования активов на предприятии. Прибыль на рубль затрат уменьшилась на 0,07 тыс. руб. и на 2017 г. составила 0,57 тыс. руб. Ресурсоемкость продукции выросла с 0,73 до 0,74 тыс. руб., что говорит о незначительном увеличении затрат при производстве продукции.
Прирост применяемых ресурсов и объема производства продукции на 2017 г. составили 0,24% и 0,23% соответственно. Прирост продукции за счет интенсификации производства составил 4%. Себестоимость единицы продукции (работ) снизилась на 6,1 тыс. руб
Анализ системы качества показал, что высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
За 2017 год на предприятии проделана работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества.
Категория качества в системе маркетинга ООО «Леди Шик» рассматривается как одна из главных составных частей стратегии охвата рынка и обеспечения конкурентоспособности. Повышение качества - основной источник увеличения потребительной ценности, а соответственно и роста прибыли на предприятии.
Основная доля в структуре реализации продукции приходится на женскую и детскую одежду, так как они пользуются наибольшим спросом у покупателей. При этом, за анализируемый период доля детской одежды уменьшилась с 31,28 до 30,41%, а доля женской одежды увеличилась с 49,71% до 52,07% Также уменьшилась доля мужской демисезонной одежды на 1,49%. В динамике наблюдается увеличение реализованной продукции по всем ассортиментным группам.
В целом за 2016-2017 гг. объем реализованной продукции увеличился на 54 тыс.шт. или на 24,88%.
Для улучшения показателей деятельности предприятия ООО «Леди Шик» были предложены следующие мероприятия:
1. Внедрение технологии бесшовного соединения не тканевых материалов
Для повышения эффективности производства, предлагается использовать промышленную ультразвуковую швейную машинку (Ультразвуковая швейная машина ТС-50 с плоской платформой). Эта машинка обеспечивает надежное безниточное соединение двух и более кусков тканей между собой по любой траектории.
Затраты на приобретение ультразвуковой швейной машинки составят 235,6 тыс.руб., Ожидаемая выгода: снижение расхода ниток на 20%, увеличение производительности труда (не менее чем на 20%). Рост объемов производства за счет расширения рынка сбыта (одноразовая медицинская одежда, бахилы, операционные маски и т.д, тенты, чехлы, навесы, фильтры, рукава) ,вход на рынки легкой, автомобильной и пищевой промышленности, при условии ориентации на малый бизнес - на 30% от объема производства 2017 года. Ожидаемый рост выручки в первый год после внедрения нового оборудования составит 3% (736,38 тыс.руб.)
2 мероприятие - расширение ассортимента продукции.
Создание экспериментального цеха, ориентированного на разработку и производство предметов оригинального дизайна. Этим мероприятием мы решаем проблему вовремя не реализованной продукции. Решением данной проблемы сегодня только одно - делать столько, сколько заказано. Но при этом теряется огромный контингент потенциальных покупателей продукции предприятия. Затраты на оборудование и дополнительный персонал составят 2262 тыс.руб. Ожидаемый прирост прибыли составит 11% к показателям 2017 года (2700,06 тыс.руб.).
3. Создание интернет магазина для реализации экспериментальных изделий. Предлагается создать сайт с интернет магазином, в котором будут выставляться экспериментальные образцы продукции предприятия, а отпускная цена будет ниже чем у ритейлеров.
Алгоритм продажи товара через сайт таков, что вещи будут пошиваться только к конкретному заказу, а следовательно излишки будут сведены к минимуму.
Затраты на данное мероприятие составят 300 тыс.руб., а ожидаемый экономический эффект составит 6% (1472,76 тыс.руб.) к выручке 2017 г.
Таким образом, общие затраты на мероприятия составят 2797,6 тыс.руб. Предполагается, что общий экономический эффект от трех мероприятий составит 2111,6 тыс.руб. с учетом всех новых затрат.В Результате проведенных мероприятий выручка увеличится на 20%, чистая прибыль увеличится на 36,33%.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018)//СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 08.02.1998№14-
ФЗ(ред.от31.12.2017)«Об обществах с ограниченной ответственностью»//СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Аверина О.И., Москалева Е.Г., Челмакина Л.А., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И., Саранцева, Е.Г., Горбунова Н.А., Лезина Е.Г., Меркулова И.Ф. учебник. - Москва, 2016. - 348 с.
5. Андреева Т.В. Цепочка создания стоимости продукта. Формирование и оценка эффективности - М.: Инфра-М, РИОР, 2016 - 230 с.
6. Ахматкулов Ф.Б. Анализ производства и реализации продукции на предприятии // Энергия науки. - 2017. - № 8. - С. 31-34.
7. Багдасарян Д.Г. Развитие методики внутреннего аудита процесса выпуска и продажи готовой продукции // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 76-81.
8. Бакиева И.А., Урманбекова И.Ф. Методика анализа производства и реализации продукции // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 611-614.
9. Бочкарева Т.А., Вачаева Л.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организаций: учебное пособие/ Т.А. Бочкарева. Хабаровск, изд-во РИЦ ХГАЭП, 2016. - 84 с.
10. Бреусова Е.А., Смирнова Е.В. Сбытовая политика в деятельности современной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 17. - С. 203-206.
11. Бурцев В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 18-19.
12. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2018. - 521 с.
13. Воробьева И.П. Экономика и управление производством: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 191 с.
14. Галенко В.Ю. Учет в производстве // Экономико-правовой бюллетень. - 2018. - № 4. - С. 17-21.
15. Гарнов А.П. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 303 с.
16. Дубинин Н.И., Демчук О.В. Проблемы формирования
эффективной политики производственно-сбытовой деятельности
предприятия // Символ науки. - 2017. - № 1. - С. 50-52.
17. Ежакова Н.В. Проблемы учета затрат на производство и выпуск готовой продукции / Н.В. Ежакова, Ю.Ю. Сусла // II научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского» (Симферополь, 2016): Сборник тезисов участников: В 2 ч. T. 5. - Симферополь, 2016. - С. 573-574.
18. Исмагилов Р.Х. Основы экономического анализа в вопросах иответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 286 с.
19. Копылов А.С., Сярдова О.М. Совершенствование управления сбытовой деятельностью предприятий // Экономика и социум. - 2016. - № 5-3 (24). - С. 355-359.
20. Корзина Е.А. Реализация и учет готовой продукции / Е.А. Корзина, С.В. Кулябина, Ю.В. Фомина // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №4 (12). - С. 32-35.
21. Косьмин А.Д. Менеджмент. Учебник / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий. - М.: Академия, 2018. - 208 с.
22. Латфуллин Г.А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
23. Мачихина Н.К., Ленская О.Л. Выбор сбытовых каналов // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 1. - С. 123-124.
24. Миркина О.Н. Пути совершенствования сбытовой деятельности предприятия // Наука Красноярья. - 2017. - № 1-2. - С. 216-220.
25. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2017. - № 3. - С. 393-414.
26. Практикум по финансам предприятий: Учебное пособие / Под
ред. П.И. Вахрина. М.: Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2017. - 168 с.
27. Шадрина Г.В. Управленческий и финансовый анализ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 316 с.
28. Шаршуков В.Н. Анализ сбытовой деятельности предприятия // Синергия наук. - 2017. - № 10. - С. 185-191.
29. Шустерман М.С. Содержание экономической категории «сбытовая деятельность предприятия» // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 4-8.
30. Фирцевич Т.О. Проблемы выпуска и реализации готовой продукции [
Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр://зс1-
article.ru/stat.php?i=1430925599
31. Зачем нужен анализ производства и реализации продукции? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/143571/mod_zachem-nujen-analiz-proizvodstva-i-realizatsii-produktsii
32. Сусла Ю.Ю. Актуальные вопросы и проблемы учета выпуска и реализации продукции [Электронный ресурс]. - Режим
достуnа:plus.ru/ru/article/116623/discussion_platform
33. Успенская Ю.П., Гусарова О.М. Анализ затрат на производство и
реализацию продукции[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/802/15638
34. МетодSWOT-анализавстратегическомуправлении[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/vyvody/