Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Понятие эффективности работы предприятия 9
1.2. Информационное обеспечение оценки эффективности работы предприятия 16
1.3. Основные подходы к оценке эффективности работы предприятия 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ООО «ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2. Анализ эффективности системы управления на предприятии 35
2.3. Оценка эффективности производственно-финансовой деятельности предприятия 45
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ООО «ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» 57
3.1. Разработка предложений по повышению эффективности работы ООО «Технический центр» 57
3.2. Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
В современных экономических условиях на эффективность функционирования предприятия влияют кризисные явления, и, несмотря на их наличие, менеджмент предприятий во всех отраслях экономики должен осуществлять планомерную работу по поиску и привлечению внешних и внутренних резервов, призванных помочь предприятию противостоять негативным тенденциям. Современные компании активно ищут возможности для того, чтобы повысить результаты своей деятельности и добиться большей эффективности. В данной связи, системное повышение эффективности работы предприятия, очень актуально в современных условиях.
Российские компании долгое время были ориентированы в первую очередь на рост масштаба бизнеса: развертывание сети продаж, выход в новые регионы, расширение предложения товаров и услуг и т.д. По мере формирования рынков и отраслей возможности роста (особенно для крупных компаний) сокращаются, конкуренция усиливается, и внимание руководителей смещается в сторону повышения эффективности бизнеса, отдачи на созданные активы.
Повышение эффективности деятельности предприятия, является одним из факторов, определяющих уровень конкурентоспособности компании на рынке. Для принятия тех или иных управленческих решений руководство должно осознавать и адекватно оценивать возможности своей компании, ее финансовое положение, эффект, который она приносит. Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы, и одновременно не может обеспечить тот же объём выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы. Такую возможность дает анализ эффективности деятельности компании, и является очень важной проблемой в области организации бизнеса, и в научных направлениях, занимающихся вопросами анализа и оценки. Связано это, прежде всего, с дискуссионным вопросом о корректном определении системы показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.
Сложность проблемы в силу ее неоднозначности и многогранности, недостаточная изученность, определили актуальность, теоретическую и практическую значимость проблем повышения эффективности работы предприятия, определили выбор темы, цель исследования и его задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений по повышению эффективности работы предприятия.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• определить теоретические вопросы оценки эффективности работы предприятия;
• провести анализ и оценку показателей эффективности производственно-финансовой деятельности организации;
• предложить рекомендации по повышению эффективности работы малого предприятия.
Предметом исследования являются система мероприятий, характеризующих эффективность работы малого предприятия.
Объектом исследования является торговая компания ООО «Технический центр».
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых экономистов по проблемам управления эффективностью производственно-финансовой деятельности, экономической теории, теории управления, менеджмента, финансового анализа и т.д.
В работе использованы общенаучные методы познания, методы сравнительного, экономико-математического анализа, классификации и статистических группировок, анализ и синтез, логический анализ теоретического и практического материала, обобщение.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «Технический центр», внутренняя нормативно техническая документация, информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области научного менеджмента.
Структура работы построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, тематических приложений.
Практическая значимость работы характеризуется тем, что результаты исследования, могут быть использованы в текущей производственно- финансовой деятельности ООО «Технический центр» с целью повышения эффективности, что должно способствовать достижению значимого эффекта и результативности финансового состояния предприятия.
На основании проведенного исследования определены следующие выводы и предложения.
Эффективность работы предприятия является комплексным индикатором работы всех служб, всего производственного процесса. Обладая информацией о работе оборудования, администрация предприятия имеет возможность целенаправленно работать по увеличению производительности, уменьшению производственных потерь и строго контролировать эффективность использования вложенных в повышение эффективности производства финансовых средств.
ООО «Технический центр» можно отнести к категории стабильно развивающихся предприятий малого бизнеса. В условиях жесткой конкуренции на рынке предприятие сумело найти свою нишу, и специализируется на оптовых поставках оснастки, инструмента и высокотехнологичного оборудования на различие предприятия.
Анализ финансовых показателей показал, что предприятие ООО «Технический центр» является прибыльным, чистая прибыль за три года выросла - на 35,5%, перспективным, поскольку выручка выросла за период в 2,5 раза, тем не менее, темпы роста себестоимости в 2,7 раза, опережает темпы роста выручки. Себестоимость растет за счет значительного роста транспортных расходов, рост транспортных тарифов оказывают видимое влияние на финансовые результаты компании.
Отрицательной тенденцией является и снижение показателей рентабельности, поскольку на 1 рубль продаж, компания получила меньше прибыли. Кроме того, показатели платежеспособности и финансовой устойчивости в 2016 году снижаются, это говорит о том, что финансовые источники для осуществления нормальной деятельности у предприятия - постепенной убывают. Все это сказывается на показателях эффективности деятельности компании.
Итак, основным драйвером технологических реноваций в ООО «Технический центр», является стремление увеличить маржинальность бизнеса, улучшить схемы продаж, снизить логистические расходы, а активное использование цифровых технологий и новые методы управления, повышают прибыль предприятия относительно конкурентов.
Ключ к достижению существенного и стабильного снижения себестоимости - сократить издержки благодаря проведению инвентаризации товарных запасов, заключение договоров на выгодных условиях для организации, а также переходу на новые системы CRM, облачные технологии, что поможет сократить время по поиск покупателей и транспортные издержки.
Таким образом, в целях повышения эффективности работы ООО «Технический центр», необходимо провести ряд мер, в частности:
1. Внедрение концепции Customer relations management, которая является основой на ориентированность бизнеса на Клиента для повышения эффективности работы в области маркетинга, продаж и сервисного обслуживания. Данная стратегия подразумевает, что отношения с клиентом ставятся в центр деятельности компании, поскольку именно клиенты составляют ее основной актив.
2. Автоматизация помогает бизнесу увеличивать рост прибыли и доходов без дополнительного задействования команды сотрудников отдела продаж или пула программистов. Для небольших компаний с прямыми длинными продажами, таких как ООО «Технический центр», возможен оптимальный пакет Bpm’online team - система для управления всем циклом продаж, от анализа потребности до заключения сделки, выполнения заказа и контроля оплат. С помощью системы можно легко управлять воронкой продаж и корректировать тактику сделок, следуя референтному процессу, а с помощью дэшбордов (документ с лаконично представленными статистическими данными, отчетами, чаще всего с элементами инфографики) - отслеживать «пульс продаж» в любой момент - в систему заложены все необходимые метрики для принятия верных управленческих решений.
3. Запуск программы лояльности - инвестиции в долгосрочное развитие компании. Ее влияние на уровень удовлетворенности брендом даже выше, чем цена и воспринимаемая ценность. Благодаря рекомендациям лояльных покупателей компании привлекают новых клиентов и снижают маркетинговые расходы на привлечение.
4. В связи с тем, что на предприятие отсутствует отдел маркетинга, реализация концепции маркетинга, требует создания соответствующей службы маркетинга, поскольку без такой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Возможности приложения по управлению маркетинговыми активностями позволяют сегментировать целевую аудиторию, планировать бюджет, отслеживать обратную связь и рассчитывать возврат инвестиций.
5. Самой серьезной проблемой, с которой может столкнуться предприятие, является отсутствие цифровой культуры и обучения цифровым технологиям. Определение целей обучения является важнейшим пунктом при организации обучения персонала эффективным продажам. Цели должны соответствовать принципу SMART, так называемые умные цели (от англ. smart - умный). Основными мероприятиями по повышению квалификации персонала могут стать: создание тренировочных программ по управлению организацией; создание и изучение учебно-методических материалов по профессиональной переподготовке и повышению квалификации персонала, использование тренировочных методик, созданных в сети Интернета.
Для достижения устойчивого результата требуется 3-5 лет целенаправленной работы, но влияние на финансовые показатели может быть значительным. Выручка может вырасти за три года на 15,8%, чистая прибыль вырастет практически в 1,4 раза, при этом рост себестоимости ниже темпов роста выручки, а значит, снижаются затраты в себестоимости.
Таким образом, представленные мероприятия - эффективны, и помогут получать дополнительную прибыль и обеспечат более эффективную работу предприятия, так как верно принятые изменения технологии продаж в ООО «Технический центр», играют немаловажную роль и способствуют улучшению деятельности компании и повышению ее финансовой устойчивости.
Результатом проведения всех мероприятий, станет упрощение торгового процесса, сократятся затраты на согласование управленческих решений, и как следствие повышение качества обслуживания заказчиков, повышение выручки и прибыли, снижение себестоимости продукции и продаж, что значительно повысит конкурентоспособность предприятия в рыночной среде.
1. Конституция РФ: Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 № 139-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 233-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст.785.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 26.07.2017 № 207-ФЗ) // Российская газета. - 2007. - 31 июля. - №164.
5. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017 № 160-Ф) // Российская газета. - 2011. - 9 декабря. - № 278.
6. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 с.
7. Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / Ю.Л. Александров, И.В. Петрученя. - Красноярск, 2015. - 220 с.
8. Веревкина К.Е. Эффективность деятельности предприятия и пути ее повышения / К.Е. Веревкина // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 5. - С. 185-188.
9. Глухов В.В. Выявление резервов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия, на основе управления ключевыми компетенциями / В.В. Глухов, Е.С. Балашова // Научно-технические ведомости. - 2015. - № 3 (221). - С. 192-197.
10. Греченюк А.В. Сравнительный анализ российских и зарубежных подходов к анализу финансового состояния организации / А.В. Греченюк // Аудит и финансовый анализ. - М.: ДСМ ПРЕСС, 2015. - №1. - С. 217-223.
11. Давыдова Е.В. Пути повышения эффективности деятельности предприятия / Е.В. Давыдова // Экономика и социум. - 2016. - № 3. - С. 336 - 340.
12. Домрачева М. А. Пути повышения эффективности работы предприятия / М. А. Домрачева // Научное сообщество студентов. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2017. - Т.3. - С. 205-208.
13. Ивченкова И.С. Самооценка предприятия как инструмент повышения эффективности деятельности / И.С. Ивченкова, Н.Е. Садковская // Экономика в промышленности. - 2016. - №2. - 142-147.
14. Зайченко Ю.С. Финансовая отчетность как инструмент управления деятельностью организации / Ю.С. Зайченко // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 419-421.
15. Зварич Р. А. Оценка эффективности деятельности предприятия с помощью ERP-системы / Р.А. Зварич // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 32-33.
...