Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства художественной выразительности в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и Мир» (Севастопольский Государственный Университет)

Работа №120006

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы30
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………4
ГЛАВА 1 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………7
1.1 Изобразительно-выразительные языковые средства и их виды....................7
1.2 Функции изобразительно-выразительных языковых средств в языке художественной литературы………………13
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»…17
2.1 Лексические средства выразительности и их функции в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»………………..17
2.2 Синтаксические средства выразительности и их функции в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»…20
2.3 Фонетические средства выразительности и их функции в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………… 28

Актуальность темы исследования. Современный русский язык – один из богатейших языков мира. Он выделяется необычайным изобилием, изумительной красотой и исключительной выразительностью. Многие русские писатели умело использовали всё богатство языка в своих произведениях. Среди них Л.Н. Толстой – человек, который украсил русский язык своими творениями («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» и др.). Благодаря художественным текстам таких писателей функционирование средств выразительности в современном русском языке остается актуальным и не позволяет вытеснять красочность и многообразие исконно русского языка. Как отмечает А.И. Куприн, «русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» [6].
Средства выразительности – ценнейший материал не только в плане языкового наследия, но и в плане изучения языка. Разностороннее изучение процессов изменения современного русского языка и обобщение результатов таких исследований помогают прежде всего дальнейшему осмыслению общих законов развития языка, объясняют некоторые процессы формирования русского национального языка, выявляют принципы преобразования его словарного состава.
Вопросам изучения роли изобразительно-выразительных языковых средств в художественном тексте посвящены многочисленные исследования, среди которых важное место занимают работы Г.А. Авдеевой, Д.А. Беляковской, Г.А. Клинга, Н.А. Лобачева, В.П. Москвина, А.И. Николаева, В.К. Приходько, Н.Б. Самсонова, Г.Г. Хазагерова и др. Анализ научных исследований и публикаций свидетельствует о том, что, несмотря на значительное количество работ, посвящённых изучению данной проблемы, изучение роли изобразительно-выразительных средств в художественном тексте исследовано недостаточно полно. Актуальность анализируемой проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Средства художественной выразительности в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»».
Цель исследования – выявить изобразительно-выразительные языковые средства и определить их роль в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «изобразительно-выразительные языковые средства», охарактеризовать их виды.
2. Выявить основные функции изобразительно-выразительных языковых средств в художественном тексте.
3. Определить типы и функции изобразительно-выразительных языковых средств в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Обобщить результаты исследовательской работы.
Объект исследования – изобразительно-выразительные языковые средства.
Предмет исследования – функционирование изобразительно-выразительных языковых средств в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Материал исследования. В рамках данной работы анализируется художественный текст романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: структурно-семантический метод, метод сплошной выборки и приёмы филологического анализа текста, в частности контекстуального и лингвостилистического анализа. Структурно-семантический метод позволяет осуществить анализ системы образов, языковых средств речи, выделить композиционные и структурные компоненты текста. Метод сплошной выборки позволил выделить средства изобразительности и выразительности в тексте, элементы воздействия с целью формирования определенной точки зрения у читателя. Контекстуальный и лингвостилистический анализ позволяет определить индивидуальные особенности стиля автора, проявившиеся в выборе тех или иных языковых средств для создания того или иного эффекта на читателя.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (42 наименования).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1.-[Изобразительно-выразительные языковые средства являются неотъемлемой частью русского языка. Они делают текст насыщенным, демонстрируют мастерство и умение писателя владеть художественной речью. Именно благодаря им даже простой предмет или событие могут быть описаны живописно и искусно.
2. Под изобразительно-выразительными средствами принято понимать такие обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении, приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении.
3. Выделяют три вида изобразительно-выразительных средств: лексические, синтаксические и фонетические. Среди лексических средств выразительности выделяют две группы: прямые (синонимы, антонимы, лексический повтор, архаизмы) и переносные (тропы) (метафора, эпитет, сравнение, метонимия, олицетворение, ирония, синекдоха, перифраз, литота, гипербола). Исследователи еще не пришли к единому мнению о классификации тропов, наиболее употребляемыми являются метафора, эпитет, сравнение.
Среди синтаксических средств выразительности выделяют риторический вопрос, обращение, восклицание; анафору; антитезу; инверсию; градацию; оксюморон; парцелляцию; умолчание; эпифору. К наиболее употребляемым исследователи относят риторические вопросы и обращения. Среди фонетических средств выразительности выделяют звукопись, аллитерацию, градацию, ассонанс, ритм, рифму. Наиболее распространенным средством является звукопись.
4. В ходе теоретического анализа установлено, что лексические, синтаксические и фонетические изобразительно-выразительные средства играют важную роль при создании художественного текста и используются в нём с различной целью: они придают произведениям яркую эмоциональную окрашенность, предоставляют возможность автору поделиться с читателем своими чувствами, эмоциями, показать своё отношение к героям или, наоборот, дать возможность самому читателю сделать выводы о героях.
5. Определены типы и функции изобразительно-выразительных языковых средств в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Лексические средства выразительности используются с целью передачи авторской оценки действий и явлений; характеристики внешнего вида героя, его состояния, настроения; воссоздания атмосферы и обстановки; аргументации, детализации каких-либо фактов; передачи информации и создания комического эффекта.
Синтаксические средства выразительности помогают читателю глубже проникнуть в психологию героев и тонкости их взаимоотношений; понять мысль, которую автор хотел донести до читателя; прочувствовать эмоции и чувства персонажей произведения.
Фонетическое средство выразительности (звукопись) используется для создания гармонии, музыкального звучания речи; эмоционально-экспрессивного воздействия и подчеркивания важных слов в тексте.
Исследование данной темы позволило уточнить сущность понятия «изобразительно-выразительные языковые средства», изучить виды средств выразительности, их классификацию и основные функции в художественном тексте, а также выяснить виды изобразительных средств и цели их использования в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».



1. Авдеева, Г.А. Выразительные средства русского языка: тропы и фигуры речи (практические задания) / Г.А. Авдеева // Филологический класс; под ред. Н.И. Коновалова. – Нижний Тагил : Флинта, 2012. – С. 88–93.
2. Белокуров, А.А. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / А.А. Белокуров. – URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (дата обращения: 18.10.2022).
3. Беляковская, Д.А. Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Д.А. Беляковская // Молодой ученый. – 2020. – № 5. – С. 5¬–6.
4. Введение в литературоведение : учеб. пособие для фил. спец. ун-тов; пол ред. Г.Н. Поспелова. – М. : Высшая школа, 1998. – 528 с.
5. Вестникова, В. Изобразительные средства языка [Электронный ресурс] / В. Вестникова. – URL: https://proza.ru/2013/11/05/1357 (дата обращения: 21.10.2022).
6. Винштейн, И. Иностранные писатели о Толстом [Электронный ресурс] / И. Винштейн. – URL: https://www.winstein.org/publ/25-1-0-827 (дата обращения: 12.11.2022).
7. Голуб, И.Б. Книги о хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. – М. : Культура и спорт, 1997. – 269 с.
8. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка : учебник для вузов [Электронный ресурс] / И.Б. Голуб. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 484 с. – URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-489692 (дата обращения: 08.10.2022).
9. Карпов, Д.Л. Введение в литературоведение : учеб. пособие / Д.Л. Карпов. – Ярославль : ЯрГУ, 2015. – 108 с.
10. Клинг, А.О. Тропы / А.О. Клинг // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины; под ред. Л.В. Чернеца. – М. : Высшая школа, 1999. – С. 432–445.
11. Кожинов, В. Значение изобразительные средства в словаре литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / В. Кожинов. – URL: https://slovar.cc/lit/term/2145144.html (дата обращения: 15.10.2022).
12. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник : словарь; под ред. Л.Ю. Иванова. – М. : Флинта, 2003. – 840 с.
13. Куулар, А.Т. К истории изучения изобразительно-выразительных средств в зарубежной и отечественной лингвистике / А.Т. Куулар // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. – 2021. – № 1. – С. 59–77.
14. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для СПО [Электронный ресурс] / Н.А. Лобачева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 230 с. – URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-491728 (дата обращения: 08.10.2022).
15. Масленникова, О.В. Цитаты и сочинения о средствах выразительности [Электронный ресурс] / О.В. Масленникова. – URL: http://umoslovo.ru/index.php/spisok-vsekh-razdelov/35-sochinenie-oge-9-1/541-tsitaty-i-sochineniya-o-sredstvakh-vyrazitelnosti (дата обращения: 11.10.22)
16. Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2019/2020 учебном году для учителей русского языка и литературы; под ред. Н.А. Лаврова. – Ставрополь, 2019. – 97 с.
17. Москвин, В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций / В.П. Москвин // Русский язык в школе. – 2000. – № 2. – С. 8–85.
18. Никитина, Н.В. Эстетическая функция изобразительно-выразительных средств в художественной речи / Н.В. Никитина // Вестник Чувашского университета. – 2008. – № 5. – С. 43–44.
19. Николаев, А.И. Основы литературоведения [Электронный ресурс] / А.И. Николаев. – URL: https://www.listos.biz/филология/николаев-а-и-основы-литературоведения / (дата обращения: 31.10.2022).
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов. – URL: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 26.10.2022).
21. Патроева, Н.В. Стилистика художественной речи : учеб. пособие / Н.В. Патроева. – Петразаводск : ПетрГУ, 2018. – 217с.
22. Паустовский, К.Г. Великий язык / К.Г. Паустовский // Пионер. – 1950. – № 9. – С. 32–34.
23. Приходько, В.К. Выразительные средства языка / В.К. Приходько. – М. : Академия, 2008. – 131 с.
24. Рамазанова, Д.А. Экспрессивность в художественном тексте и способы ее выражения/ Д.А. Рамазанова // Дагестанский государственный педагогический университет. – 2017. – № 3. – С. 1–6.
25. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Электронный ресурс] / Д.Э. Розенталь. – URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/linguistic-terms/index.htm (дата обращения: 23.10.2022).
26. Русова, Н.Ю. От аллегории до ямба : терминологический словарь-тезаурус по литературоведению/ Н.Ю. Русова. – М. : Флинта, Наука, 2018. – 304 c.
27. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов; под ред. В.Д. Черняк. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 390 с.
28. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для СПО; под ред. В.Д. Черняк. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 585 с.
29. Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / Н.Б. Самсонов. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 279 с. – URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-509514 (дата обращения: 12.10.2022).
30. Словарь литературоведческих терминов : словарь-справочник; под ред. Л.И. Тимофеева. – М. : Просвещение, 1974. – 509 с.
31. Тимофеев, Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов : книга для учащихся / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М. : Просвещение, 1985. – 141 с.
32. Толстой, Л.Н. Война и мир. Книга 1. Том 1 / Л.Н. Толстой. – М. : Фолио, 2007. – 333 c.
33. Толстой, Л.Н. Война и мир. Книга 2. Том 2 / Л.Н. Толстой. – М. : – Public Domian, 1868. – 440 c.
34. Толстой, Л.Н. Война и мир. Том 3 [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. – URL: https://readli.net/chitat-online/?b=46040&pg=1 (дата обращения: 16.11.22).
35. Толстой, Л.Н. Война и мир. Том 4 [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. – URL: https://bookscafe.net/read/tolstoy_lev-voyna_i_mir_tom_4-75155.html#p1 (дата обращения: 16.11.22).
36. Хабиров, Р.Р. Лингвориторические фигуры в спортивных текстах СМИ республики Башкортостан / Р.Р. Хабиров // Филология и искусствоведение. –2015. – № 2. – С. 556–561.
37. Хазагеров, Г.Г. Основы теории литературы : учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 249 с. – URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-494759 (дата обращения: 09.10.2022).
38. Холщевников, В.Е. Основы стихотворения. Русское стихосложение : учеб. пособие / В.Е. Холщевников. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр Академия, 2004. – 208 с.
39. Чердаков, А.Н. Русский язык 9 класс [Электронный ресурс] / А.Н. Чердаков. – URL: https://9класс.рф/3-foneticheskie-sredstva-vyrazitelnosti-rechi-cherdakov/ (дата обращения: 28.10.2022).
40. Чиршева, Г.Н. Выражение эмоций при помощи риторических вопросов / Г.Н. Чиршева, М.И. Рябева // Вестник Череповецкого государственного университета. – М. : Флинта, 2018 – С. 117–127.
41. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: словарь; под ред. А.П. Сковородникова. – М. : Флинта, 2011. – 480 с.
42. Эстетика: словарь; под ред. А.А. Беляева. – М. : Политиздат, 1989. – 447 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ