Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика изображения конфликта в произведениях А. Лиханова о детстве

Работа №117519

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы44
Год сдачи2022
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ЛИХАНОВА 5
1.1. Своеобразие психологизма русской литературы 5
1.2. Приёмы и средства психологического анализа поведения героев-взрослых и персонажей-детей в произведениях А. Лиханова 11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНФЛИКТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ЛИХАНОВА О ДЕТЯХ 18
2.1. Конфликт отцов и детей в прозе А. Лиханова 18
2.2. Внутренние конфликты в детской среде и их отображение в творчестве А. Лиханова 26
Заключение 41
Список использованных источников 43

А. Лиханов – один из тех авторов, чьи труды навсегда сохранятся в отечественной литературе как педагогическая ценность. И хотя многие критики не раз указывали на изображение утрированной жестокости в произведениях писателя, сам автор считал, что реальная жизнь должна воспроизводиться на страницах книг без прикрас. Действительно, зачастую сюжеты его произведений развиваются в не самых позитивных обстоятельствах, однако персонажи, созданные Лихановым, всегда сохраняют внутреннее тепло и доброту, оставаясь человечными.
Стоит отметить, что практически все главные герои Лиханова – дети, имеющие нелёгкую судьбу с самого рождения. Кто-то вырос в детском доме, у кого-то плохие отношения с родителями, чьи-то проблемы остаются непонятыми. Из-за жизненных трудностей маленькому человеку сложно оставаться благосклонным к окружающему миру. Важно, что автор понимает характеры своих персонажей и преодолевает проблемы вместе с ними. В произведениях А. Лиханова нередко присутствуют ситуации, связанные с предательством, с которым сталкиваются маленькие дети. Поскольку специфика конфликтов, воссозданных писателем, ещё не стала предметом самостоятельного исследования, этим и обусловлена актуальность нашей работы.
Цель работы заключается в изучении специфики изображения конфликта в произведениях А. Лиханова о детстве.
Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть психологические особенности изображения детской субкультуры в произведениях А. Лиханова;
 проанализировать специфику описания конфликта отцов и детей в прозе А. Лиханова;
 рассмотреть изображение психологии взаимоотношений учителя и ученика в ситуации нравственного выбора в произведениях А. Лиханова;
 изучить специфику описания межличностных конфликтов в детской среде в творчестве А. Лиханова.
Объект исследования: произведения А. Лиханова о детстве.
Предмет исследования: приёмы и средства психологического анализа поведения персонажей произведений А. Лиханова о детях.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач в работе использованы биографический, историко-генетический, социологический методы.
Практическая значимость работы: положения и выводы исследования могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важное значение для психологического анализа имеет форма повествования литературного произведения. Наиболее частой чертой психологического портрета персонажей Лиханова являются их глаза. Характерной особенностью этого приема в творчестве Лиханова является передача своеобразного оборотничества, контраста между внешней и внутренней жизнью главного героя, когда реальность оказывается не такой, какой она представляется.
Лиханов использует прием психологических параллелей, потому что мир природы удивительно близок миру ребенка, который воспринимает мир как тональную единицу и чье сознание более мифологично, чем сознание взрослого.
Природа активно противостоит жестокому и искусственному миру взрослых, она находится в гармонии с героями, вторя смятению их чувств, их радости и их печали. Внимание читателя привлекает то, что в своих произведениях Лиханов использует сумеречное состояние природы для создания психологического инсайта. Она подчеркивает борьбу добра и зла в их душах и предчувствие серьезных перемен в их судьбе.
Для произведений Лиханова характерно своеобразие соотношения «имя-герой», так как персонаж часто имеет «говорящее» имя, раскрывающее его психические качества, либо его называют псевдонимом или прозвищем, непосредственно вместо собственного имени.
А. Лиханов – мастер психологического описания и диалога, передающий всю гамму неоднозначных эмоций, выраженных и скрытых движений мысли главного героя.
В произведениях, написанных специально для детей, А. Лиханов исследует проблемы, присущие взрослому поколению. Основной задачей автора является не описание трудного детства одиноких подростков, а привлечение внимания родителей к проблемам и тяготам молодого поколения. Писатель придерживается мнения, что в несчастье детей можно винить только взрослых. Лиханов стремится обратить внимание на детские проблемы и со стороны государственных представителей, ведь они также не заинтересованы в подрастающем поколении.
Раннее дети представали в произведениях ангельскими созданиями. Однако с приходом литературной революции всё изменилось. Детские персонажи стали приобретать взрослые проблемы, черты характера и т.д. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе нередко можно было наблюдать за тем, насколько разнятся представления о мире у детей и взрослых. Как правило, в детских произведениях старшее поколение меняется ролями с младшим. То есть, из-за непутёвости родителей или опекунов маленькие герои должны взвалить всю ответственность на свои плечи. Таким образом, писатели демонстрируют, насколько изменился мир за последние десятилетия.
Повести и романы Альберта Лихановы, несомненно, представляет большую ценность в области детско-юношеской литературы. Беря пример с европейских коллег, Лиханов погружает своих маленьких персонажей в жестокие, страшные обстоятельства, из которых им придётся выбираться в одиночку. Причём, если предшественники Лиханова занимались простым описанием подобных условий, то данный автор оценивает каждый произошедший в сюжете случай с позиции нравственности.



1. Лиханов, А.А. Мальчик, которому не больно. URL: https://royallib.com/book/lihanov_albert/ malchik_kotoromu_ne_bolno.html (дата обращения: 03.04.2022).
2. Лиханов, А.А. Солнечное затмение. Свечушка. Мальчик, которому не больно. Девочка, которой все равно [Текст] / А. А. Лиханов. – М., 2010. – 336 с.
3. Лиханов, А.А. Никто [Электронный ресурс] / А. А. Лиханов. – М. : Астрель. – 2002. URL : https://royallib.com/book/lihanov_albert/nikto.html (дата обращения: 01.04.2022).
4. Лиханов, А. А. Обман [Электронный ресурс] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия. – 1986. URL : https://royallib.com/book/lihanov_albert/obman.html (дата обращения: 01.04.2022).
5. Лиханов, А.А. Новые повести. Презентация [Электронный ресурс] URL : http://www.detfond.org/ru/articles/putevodnaya-zvezda/putevodnaya-zvezda-za-2010-god/putevodnaya-zvezda-92010/?preview (дата обращения: 01.04.2022).
6. Поле жизни А. Лиханова [Текст] : сб. – М. : ИОКЦ Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 205 с.
7. Андреев, А.Н. Целостный анализ литературного произведения [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Андреев. – Минск: НМ Центр, 1995. – 144 с.
8. Ахундова, Б.А. Проблема отцов и детей в творчестве А. Лиханова [Текст] / Б.А. Ахундова // Русский язык и литература в азербайджанской школе. –1991. – № 11–12. – С. 13–26.
9. Бахтин, М.М. Эпос и роман [Текст] / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука. 2000. – 304 с.
10. Бедрикова, М.Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов (творчество В. Астафьева и В. Распутина) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Бедрикова Майя Леонидовна. – М., 1995. – 203 с.
11. Бочаров, С. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчестве Горького [Текст] / С. Бочаров // Социалистический реализм и классическое наследие (проблема характера). –М. : Гослитиздат, 1960. – С. 89–210.
12. Булгаков, С.Н. Философия имени [Текст] / С.Н. Булгаков. – СПб.: Наука, 1999. – 448 с.
13. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
14. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе [Текст] / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Совет. писатель, 1971. – 464 с.
15. Гудонене, В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) [Текст] / В. Гудонене. – Вильнюс : Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998. – 119 с.
16. Дмитрук, Т.И. Мотив бегства в произведениях А. Лиханова [Текст] / Т.И. Дмитрук // Проблемы детской литературы: Межвузовский сб. науч. тр. / ПетрГУ. – Петрозаводск, 1989. – С. 34–41.
17. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Есин. – М.: Флинта, Наука, 2003. – 248 с.
18. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы [Текст] / А.Б. Есин. – М., 1988. – 176 с.
19. Жуланова, Н.Ю. Рыцарь детства: о парных книгах А. Лиханова [Текст] / Н.Ю. Жуланова // Вестн. детской литературы. – 2015. – Вып. 10. – С. 78–86.
20. Звонарева, Л.У. Зооморфный код в прозе А. Лиханова [Текст] / Л. У. Звонарева // Вестн. детской литературы. – 2015. – Вып. 10. – С. 87–97.
21. Зинин, С. И. Введение в поэтическую ономастику [Текст] / С.И. Зинин. – М.: Наука, 1970. – 280 с.
22. Золотухина, О.Б. Психологизм в литературе [Электронный ресурс]: монография / О. Б. Золотухина ; ГрГУ им. Я. Купалы. – Гродно, 2007. URL : http://ebooks.grsu.by/psihologism_lit/ (дата обращения: 01.04.2022).
23. Иезуитов, А. Проблемы психологизма в эстетике и литературе [Текст] / А. Иезуитов // Проблема характера в современной советской литературе ; под ред. Н.И. Прудкова, В.В. Тимофеевой ; АН СССР. – М., Л., 1962. – 65 с.
24. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Текст] / И.П. Ильин ; науч. ред. Е.А. Махов. – М. : Интрада, 1996 – 256 с.
25. Жуланова Н. Ю. Рыцарь детства: о парных книгах А. Лиханова // Вестник детской литературы. 2015. Вып. 10. С. 78-86.
26. Тибонье Л. Путешествие к истокам психики в повестях Ольги Колпаковой «Как рассердилась кикимора» и Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» // Детские чтения. 2015. Т. 8. № 2. С. 160-172.
27. Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 2 ч. Ч. 1. Саратов, 1973. 118 с.
28. Федотова Е. В. Герой и время в повестях А. Лиханова // Тверской государственный университет. Тверь, 2006.
29. Федяева Т. А. Детство как территория счастья и трагедии // Вестник детской литературы. 2015. Вып. 10. С. 6-11.
30. Филонова Ю. А. Приёмы создания психологизма в повести А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» // Детская книга: издательские стратегии и актуальные читательские практики. Ярославль, 2019. С. 91-96.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ