Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация права граждан на социальную защиту в случае безработицы

Работа №116736

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы по защите прав граждан в случае безработицы в Российской Федерации .6
1.1 Понятие безработного в трудовом праве и его признаки………….…6
1.2 Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы…17
Глава 2. Нормативный порядок реализации права граждан на социальную защиту в случае безработицы в Российской Федерации..22
2.1 Меры социальной защиты безработных граждан в России на современном этапе….22
2.2 Особенности правовой защиты безработных в условиях информационных технологий…28
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…….41
Приложения……………………………………………………………………...45


Актуальность темы исследования. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Проблема обеспечения занятости населения является глобальной мировой проблемой современного общества. В Российской Федерации ситуация с трудоустройством безработных является сложной. Так, по состоянию на январь 2023 г. уровень безработицы в России составлял 2 842, 8 тыс. чел. или 3,79 % от трудоспособного населения. В такой ситуации государство вынуждено создавать такие условия в государстве, проводить такую политику, которая бы стимулировала граждан быть занятыми, содействовала им в реализации права на труд.
В сложившихся условиях помочь обеспечить безработным гражданам достойные условия жизни призвана система социальной защиты, обеспечивающая соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально - приемлемого уровня жизни. Реализация гарантий государства на социальную защиту и труд является одним из основных условий обеспечения роста благосостояния и повышения качества жизни населения. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
На сегодняшний день, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики и оценки эффективности ее функционирования. В связи с этим, проблема безработицы в Российской Федерации в условиях кризисного состояния национальной экономики приобретает исключительный приоритет. Следовательно, изучение темы, связанной с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы является актуальной и представляет научный интерес.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан на защиту в сфере социальное обеспечение.
Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы, связанные с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы.
Цель исследования – на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики выработать и обосновать предложения по совершенствованию правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы в России на современном этапе.
Для достижения постановленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие безработного на основании норм трудового права и определить его признаки.
2. Рассмотреть основы правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы.
3. Раскрыть меры социальной защиты безработных граждан в России на современном этапе.
4. Установить особенности правовой защиты безработных в условиях информационных технологий.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы, такие как метод наблюдения, сравнения, аналогии, а также метод изучения нормативно-правовой базы, аналитический метод и метод обобщения.
Нормативную базу исследования составили нормы российского права, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и др., материалы судебной практики по вопросам связанным с особенностями правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы.
Теоретической базой исследования послужили исследования таких российских ученных в сфере социального обеспечения как Тучкова Э.Г., Лушникова А.М., Захарова М.Л, Савченко П.В., Сорокина Д.Е. и других авторов.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проведенного комплексного анализа правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы, планируется рассмотреть и предложить ряд рекомендаций по устранению существующих недостатков в данной сфере.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе работы результаты, будут способствовать совершенствованию правового механизма, связанного с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы в России на современном этапе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования мы можем отметить, что безработные граждане нуждаются в определенной правовой защите со стороны государства ввиду сложного характера социально-экономических последствий, возникающих в результате потери работы. При соблюдении гражданином условий, при наличии которых он может быть признан безработным, присвоение статуса безработного происходит на основании акта, принимаемого органами государственной службы занятости, - решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, правосубьектность безработного, являясь производной от правосубьектности работника, обладает особенностями, которые выражаются в необходимости наличия специального акта государственного органа, отсутствии возможности получения подходящей работы, отсутствии достаточных средств существования, а также поиске подходящей работы и готовности приступить к ней.
Социальную поддержку безработных граждан осуществляют центры занятости населения. Мерами социальной поддержки безработных граждан являются: выплата пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; предоставление материальной помощи безработному гражданину; непрерывность трудового стажа в определенные периоды времени.
На основании результатах проведенного исследования мы пришли к выводу, что некоторые положения Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» нуждаются в соответствующих изменениях.
Мы поддерживаем точку зрения тех ученых, которые считают, что ст. 3 указанного закона, в части определения понятия «безработный гражданин» необходимо дополнить таким условием как отсутствие предложений подходящей работы со стороны органов службы занятости. Данное нововведение необходимо, поскольку зачастую центры занятости населения предлагают безработным граждан работу, не соответствующую профилю их подготовки. Поэтому безработные граждане вынуждены тратить время на переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Следует также отметить, что в Законе «О занятости населения в РФ» определен размер пособия по безработице, условия, сроки его выплаты, а также порядок прекращения выплаты. Однако нормы закона не содержат самого понятия «пособие по безработице». Следовательно, целесообразно главу VI «Социальные гарантии и компенсации» указанного закона дополнить отдельной статьей содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выплата, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи».
Целесообразно также пересмотреть установленный размер и порядок определения пособия по безработице. В соответствии со ст. 30 Закона «О занятости населения» размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку работника по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, граждане состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
В данном случае на наш взгляд нарушается принцип социальной справедливости, поскольку законодатель учитывает среднюю заработную плату, но не учитывает конкретное участие гражданина в общественном производстве, то есть его трудовой стаж. Установленный законом размер пособия по безработице не соответствует международным стандартам в области социальной защиты граждан от безработицы, так как не удовлетворяет минимальных потребностей данной категории во время поиска подходящей работы. В данной связи, считаем необходимым внести изменения в ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» следующего содержания: при определении размера пособия по безработице необходимо учитывать не только заработную плату безработного гражданина, но и минимальный прожиточный уровень в стране и каждом отдельном регионе.
Кроме этого, законодателю необходимо обратить внимание на то, что размер пособия по безработице варьируется в пределах от 1 500 руб. до 12 130 руб. При этом минимальный прожиточный уровень с каждым годом изменяется. Так, величина прожиточного минимума в 2023 г. составляет 14 375 руб.
В настоящее время в российском законодательстве нет четкой систематизации гарантий, предоставляемых безработным гражданам со стороны государства. Следовательно, необходимо распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на определенные группы, исходя из такого критерия, как функциональное назначение. Этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на две группы: гарантии реализации права на содействие в трудоустройстве и гарантии реализации права на материальную поддержку. Предложенная систематизация гарантий позволит исключить их повторение в нормативно-правовых актах, принятых на разных уровнях власти.
В российском законодательстве предусмотрен штраф для работодателей за несоблюдение квоты для трудоустройства инвалидов. При этом денежные средства, полученные от его уплаты, зачисляются непосредственно в бюджет. Считаем целесообразным использовать указанные денежные средства по целевому назначению - на создание и оборудование рабочего места для инвалида, с учётом существующих стандартов.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 дек. 2001 г. (ред. от 14.04.2023): принят Государственной Думой 20 дек. 2001 г. // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 3. – Ст. 3911.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 дек. 2001 г. (ред. от 19.12.2022): принят Государственной Думой 21 дек. 2001 г. // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1. – Ст. 3.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ № 1032-1 от 19 апр. 1991 г. (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноя. 1995 г. (ред. от 28.12.2022): принят Государственной Думой 20 июл. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 2. – Ст. 2931.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июл. 2002 г. (ред. от 29.12.2022): принят Государственной Думой 21 июн. 2002 г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 41. – Ст. 3941.
7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ № 203 от 09 мая 2017 г. // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 33. – Ст. 5291.
8. О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ № 234 от 02 мар. 2019 г. (ред. от 13.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 25. – Ст. 6291.
9. Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам: Приказ Минтруда России № 116н от 22 фев. 2019 г. (ред. от 15.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 23. – Ст. 3051.
10. О внесении изменений в Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 116н: Приказ Минтруда России № 568н от 24 авг. 2021 г. // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 34. – Ст. 5319.
11. О направлении «Методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации»: Письмо Минтруда России № 46-ПР от 17 янв. 2022 г. // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 43. – Ст. 6311.
12. По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина: Постановление Конституционного Суда РФ № 11-П от 25 мая 2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 54. – Ст. 4022.
13. По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих: Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 23 апр. 2012 г. // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 33. – Ст. 5201.
14. По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года № 175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К.В. Чумакина: Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 30 янв. 2013 г. // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 54. – Ст. 4201.
15. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова: Постановление Конституционного Суда РФ № 19-П от 11 окт. 2016 г. // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 42. – Ст. 5991.
Литература
16. Азарова, Е. Г., Козлов, А. Е. Дееспособность в трудовом праве // Молодой ученый. – 2022. – № 54. – С. 189-197.
17. Гаврилина, А. К. Конвенции МОТ и российское законодательство о занятости и трудоустройстве // Трудовое право. – 2022. – № 3. – С. 45-52.
18. Дегтярев, А. В. Работа в «облаке» как трансформация социально-трудовых отношений в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2020. – № 2. – С. 247-248.
19. Караваева, В. А. Курс российского трудового права: учебник. – Москва: Юрист, 2020. – 429 с.
20. Мерко, А. И. Виртуальная занятость как инструмент преодоления кризисных явлений на российском рынке // Вестник Омского университета. – 2021. – № 5. – С. 5-10.
21. Толкунова, В. Н. Трудовое право России. - Москва: Проспект, 2021. – 441 с.
21. Федоров, В. Г. Проблемы занятости населения в России на современном этапе // Молодой ученый. – 2022. – № 43. – С. 99-108.
22. Филиппова, М. В. Правосубъектность в трудовом праве // Вопросы трудового права. – 2019. – № 44. – С. 87-92.
23. Чанов, В. С. Трудовое право: учебник для вузов. – 4- изд. – Москва: Юрайт, 2023. – 522 с.
24. Чесалина, О. В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. – 2018. – № 1. – С. 22-25.
Интернет-ресурсы
25. Министерства труда и социальной защиты РФ: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://rosmintrud.ru (дата обращения: 20.04.2023).
26. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.01.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ