Введение 3
Глава 1 Теоретические основы административно-правового статуса государственного пожарного надзора 11
1.1 Существующая модель и устройство федерального
государственного пожарного надзора, ее сильные стороны 11
1.2 Сущность и влияние «регуляторной гильотины» на федеральный
государственный пожарный надзор 15
1.3 Развитие различных видов государственного надзора и контроля
и их влияние на работу государственного инспектора по пожарному надзору 20
1.4 Аналитический обзор нормативно-правовых актов,
регламентирующих административно-правовой статус
государственного пожарного надзора российской федерации 25
Глава 2 Практика применения изменений законодательства в деятельности федерального государственного пожарного надзора 33
2.1 Анализ ключевых нормативно-правовых актов регулирующих
исполнение государственной функции в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора 33
2.2 Судебная практика государственного пожарного надзора в
российской федерации 46
Глава 3 Рекомендации по внесению изменений в структуру работы федерального государственного пожарного надзора 50
3.1 Работа по реализации «регуляторной гильотины» и внесению
изменений в действующее законодательство 50
3.2 Модель учета рабочего времени сотрудников пожарного надзора,
как эффективного инструмента анализа его деятельности 66
Заключение 74
Список используемых источников 79
Актуальность исследования. Одна из важнейших функций государства - это обеспечение пожарной безопасности [35]. Профилактической работой по пожарной безопасности занимаются и вовлечены достаточно широкие круги государственных органов, общества в целом и граждан, но основным государственным органом, на который возложена государственная функция за контролем и надзором у нас в стране, является федеральный государственный пожарный надзор Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, об административно-правовом статусе, роли и месте в системе государственного контроля и надзора будет наше исследование. Однако, при такой большой вовлеченности всех структур нашего общества в данное дело, когда государство затрачивает огромные ресурсы на предотвращение пожаров и их последствий, все равно происходит большое количество оперативных событий, таких как пожары, гибель людей на них, в том числе детей, травмированию, нанесение государству и гражданам крупного материального ущерба. И все эти факторы ставят наше государство на уровень не высокоразвитых африканских стран, таких как Зимбабве и другие. При таких обстоятельствах развитие России не возможно, не с экономической, не с демографической и ни с какой иной стороны.
Степень разработанности темы. К вопросу административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора Российской Федерации по большей части являются предметом исследования юристов и инженеров - техников в данной сфере общественных отношений.
Ученые юристы рассматривают отдельные вопросы темы, к примеру, это привлечение юридических, должностных лиц и граждан к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности и привлечение юридических, должностных лиц и граждан, как к административной ответственности, так и к уголовной, за нарушение требований пожарной безопасности, привлекшие к пожарам с причинением материального ущерба, травмированию и гибели.
Ученые технической направленности рассматривают вопросы пожарной безопасности со стороны практики применения новых технических требований и правил, в области пожарной безопасности, для повышения уровня защищенности людей в зданиях и сооружениях различного класса функциональной пожарной опасности [14].
В посвященных пожарной безопасности и административно-правовому статусу государственного пожарного надзора публикациях, затрагивающих тему с указанной научной стороны и общественных отношений, тема не до конца раскрыта и требует современной интерпретации.
Проблема исследования. В ходе исследования отмечается наличие пробелов в законодательстве, регулирующих функции пожарного надзора России. Пробелом правового регулирования по исследуемой теме, в том числе является норма приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 644 (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», которая регламентирует осуществление федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности, а сама проблема заключается в следующем: Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является: поступление в органы пожарного надзора: сведений от организаций, граждан уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности (абзац 1 подпункт 3 пункта 67 Приказа МЧС РФ от 30 ноября 2016 г. № 644) [22]. Однако законодательно не закреплена обязанность вышеуказанных лиц направлять такие сведения в органы ГПН (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [38]; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» [35]). Для решения указанной юридической проблемы необходимо: закрепить право за органами ГПН запрашивать сведения о вновь введенных объектах защиты в органах, осуществляющих право выдачи разрешений о вводе объектов в эксплуатацию. А также, внести поправки в основания проведения внеплановой проверки, в части поступления информации от органов осуществляющих право выдачи разрешений о вводе объектов в эксплуатацию, а не собственника объекта защиты [4, 15].
Ещё одной проблемой современного пожарного надзора является перегруженность работы сотрудников. Отсутствует инструмент, который бы позволял оценить роль и влияние отдельного государственного инспектора пожарного ведомства, которую он вкладывает для решения складывающихся задач и проблем. А задач на пути много, в работе будет предложен выход из сложившейся ситуации путем внедрения модели учета рабочего времени сотрудников отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми.
Проблематика административно-правового статуса государственного пожарного надзора Российской Федерации изучается уже давно, но не в большом количестве. Ученые, изучающие проблемы пожарной безопасности, неоднократно в своих учениях отражали обеспокоенность большого количества пожаров, погибших и травмированных на пожарах людей, больших материальных потерях, как со стороны людей, потерявших свое имущество, так и со стороны государства, которое тратит большие средства, как на профилактику, так и на проведение аварийно-спасательных работ и устранение последствий чрезвычайных ситуаций. В связи с чем, работу над совершенствованием, такого госоргана, как государственный пожарный надзор необходимо продолжать. От данного государственного органа зависит безопасность общественной среды нашего государства.
Цель исследования состоит в рассмотрении государственного пожарного надзора после «регуляторной гильотины» и разработке предложений, которые смогли бы усовершенствовать государственный пожарный надзор в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть с точки зрения норм действующего законодательства структуру органов государственного пожарного надзора в России, определить проблемы и пробелы законодательства;
- изучить сущность и влияние проходящей в настоящее время «регуляторной гильотины» на федеральный государственный пожарный надзор;
- проанализировать развитие государственного надзора и контроля и их влияние на работу государственного инспектора по пожарному надзору;
- проанализировать судебную практику рассмотрения споров, связанных с пожарной безопасностью;
- сформулировать рекомендации и предложения по совершенствованию работы федерального государственного пожарного надзора, в части внесения изменений в нормативные правовые акты, направленные на устранение выявленных пробелов и недостатков;
- предложить модель учета рабочего времени сотрудников отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы, апробировать данную модель на примере одного из существующих отделов.
Объектом исследования при осуществлении федерального государственного пожарного надзора являются складывающиеся общественные отношения.
Предметом исследования выступают: нормативные правовые акты, теория и правоприменительная практика, раскрывающие федеральный государственный пожарный надзор с его содержанием и осуществлением деятельности.
Теоретической основой диссертации стали труды, в области осуществления федерального государственного пожарного надзора Российской Федерации, которые отражены в диссертации И. В. Жукова «Правовое регулирование деятельности единой системы государственных надзоров в сфере компетенции МЧС Российской Федерации в современных условиях», который рассмотрел основные направления контрольно¬надзорной деятельности МЧС России в современных условиях; Н. В. Катуковой «Административно-правовые основы организации
государственного пожарного надзора в Российской Федерации», которая в своей работе определила приоритетные направления развития государственного пожарного надзора: улучшение качества кадров, издание нормативно-правовых актов, улучшение материально-технической базы, повышение социальной защищенности личного состава; К. В. Карелина «Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации», который в своей работе раскрыл принципы реализации полномочий органов государственного пожарного надзора в Российской Федерации.
Законодательную основу исследования составили Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Арбитражный процессуальным кодексом Российской Федерации; Градостроительным кодексом Российской Федерации; Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации; Закон Российской Федерации 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другие нормативные правовые акты.
Для достижения целей исследования использовался комплекс методов исследования. Методологическая основа исследования. При написании применялись: диалектический метод познания, методы объективного и всестороннего анализа, статистический, системный и формально-логические методы исследования.
Посредством диалектического метода были изучены изменения содержания в области пожарной безопасности, государственного пожарного надзора, изменения приоритетов надзорной деятельности.
Статистический метод позволил с помощью математической обработки результатов практической части исследования, в области правоприменительной практики показать разницу таких показателей, как пожары за последние двадцать лет, количество сотрудников надзорного ведомства и иные показатели и критерии, необходимые для исследования. Благодаря статистическому методу стало возможно проанализировать показатели, характеризующие состояние пожарной безопасности в России, а также деятельность органов государственного пожарного надзора.
Объективный и аналитический методы позволили выявить проблематику исследуемой темы, определить приоритетные задачи исследования, предложить, на основании зарубежного опыта пути возможного решения.
Научная значимость исследования особенностей административно-правового статуса органов федерального государственного пожарного надзора Российской Федерации в условиях масштабного реформирования контрольно-надзорной деятельности представляется особенно актуальным и необходимым в настоящее время, так как от эффективности реформирования будет непосредственно зависеть деятельность не только указанных органов, но и отдельно взятого человека. Общество и государства получит также новые витки научного развития данной темы в целом. Также, в рамках исследования раскрыта научная, теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что обоснована необходимость формирования у сотрудников федерального государственного пожарного надзора, в условиях масштабного реформирования, нового подхода, мышления к реализации функций по контролю и надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, с целью повышения качества и эффективности современного надзора, внутренней выработке новых умений и качеств, необходимых для дальнейшего развития благоприятной (безопасной) среды в нашем обществе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что благодаря усовершенствованию административно-правовых функций федерального государственного пожарного надзора в результате проведения «регуляторной гильотины» и применения сформированных предложений указанных в результате исследования, произойдет снижение административной нагрузки, как на государственных инспекторов по пожарному надзору, так и иных лиц общественно связанных отношений, в области пожарной безопасности, с учетом складывающейся ситуации в кадровом обеспечении государственными инспекторами по пожарному надзору и высокими показателями по пожарам в РФ, а также ожидается и снижение оперативных показателей по чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в положениях, выносимых на защиту.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
- необходимо оптимизировать временные затраты на выполнение государственной функции по пожарному надзору.
- рассмотреть возможность исключительного применения при проведении плановых проверок проверочных листов (списка контрольных вопросов), в области осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- предусмотреть применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- продолжить реформирование правовой базы, регулирующую механизм обеспечения пожарной безопасности граждан, общества и государства;
- требуется усовершенствование программного комплекса «Калькулятор отнесения объектов защиты к определенной категории риска при осуществлении федерального государственного пожарного надзора», с помощью внесения более прозрачных механизмов и тщательно продуманных индикаторов риска;
- необходимо разработать и апробировать модель учета рабочего времени сотрудников пожарного надзора, как эффективного инструмента анализа его деятельности.
Основные результаты диссертационного исследования изложены в статье на тему «Влияние «регуляторной гильотины» на административно-правовой статус государственного пожарного надзора российской федерации», опубликованной в научном юридическом журнале «Юридический факт», Издательский дом «Плутон» - 2021, № 128, С. 20 - 23, рассматривались в ходе публичных обсуждений правоприменительных практик в Главных управлениях МЧС России по субъектам, обсуждались и получили положительные отзывы на комиссиях по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности на разных уровнях власти.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка используемых источников
В ходе научно-исследовательской работы была выполнена цель и реализованы поставленные задачи. Изучив теоретический материал по исследуемому вопросу и проанализировав различные источники, возможно сделать следующие выводы.
Во-первых, что при проведении масштабных реформ контрольно-надзорной деятельности государственных инспекторов государственного пожарного надзора, результатом будет повышение качественных показателей работы государственной системы профилактики пожаров, а именно снижение оперативных показателей, таких как гибель людей на пожарах, травмирования и высокие показатели материального ущерба нанесенного обществу и государству в результате пожаров, а также оптимизация временных затрат на выполнение государственной функции по пожарному надзору.
В работе показано, что увеличение нагрузки на сотрудников надзорной деятельности подразделений федерального государственного пожарного надзора происходило вследствие многочисленных изменений в нормативных документах и нормативно-правовых актах, в области обеспечения пожарной безопасности. Тем самым работа по реформированию является абсолютно необходимой, так как в итоге происходит исключение дублирующих требований, исключаются избыточные нормы и правила, отменяются устаревшие и не актуальные требования, то есть таким образом будет достигнута цель и задачи «регуляторной гильотины», которые на прямую действуют в отношении, как административного, так и правового характера на деятельность государственного пожарного надзора.
Таким образом, по формальным признакам можно определить, что ввиду снижения затрат на поиск нужных требований, снизится и нагрузка, как на отдельно взятого инспектора надзорного ведомства, так и на орган федерального государственного пожарного надзора Российской Федерации в целом.
В рамках исследования административной работы государственного пожарного надзора МЧС России вследствие увеличения нагрузки на работу государственного пожарного надзора, также выслеживается, как следствие, и не столь высокая результативность сотрудников надзорной деятельности подразделений федерального государственного пожарного надзора, на что повлияла и невысокая численность сотрудников из-за происходящих за последнее десятилетие организационно-штатных мероприятий, по результатам которого штатная численность личного состава лишь снижалась, а количество пожаров увеличилось.
Во-вторых, необходимо понимать, что в результате реформы контрольно-надзорной деятельности, «статус» сотрудника контрольно-надзорного органа федерального государственного пожарного надзора изменится, субъекты их деятельности уже не будут их «бояться», теперь все предварительно уведомлены о вопросах, на которые обратит внимание государственный инспектор и будут подготовлены с помощью проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемых в рамках федерального государственного пожарного надзора для объектов защиты всех классов функциональной пожарной опасности, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
В-третьих, по проведенному анализу нормативной документации в ходе выполнения исследовательской работы, в области обеспечения пожарной безопасности следует, что в Российской Федерации создан комплекс мер захватывающий большую часть нашего населения и все уровни государственной власти, направленный на улучшение обстановки с пожарной безопасностью. Существует и функционирует надежная правовая база, регулирующая механизм обеспечения пожарной безопасности граждан, общества и государства.
В-четвертых, нормативно-правовыми актами, нормативными документами, действующими на территории России за последние десять лет, внесены принципиально новые подходы к реализации основ безопасности, в области осуществления федерального государственного пожарного надзора, таким образом, изменилась сама структура и административно-правовой статус органа надзора, а именно:
- предусмотрено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- предусмотрено применение при проведении плановых проверок проверочных листов (списка контрольных вопросов), в области осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- разные формы юридических лиц стали широко использовать альтернативные формы соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (независимая оценка пожарного риска, декларирование и иные формы);
В-пятых, создан прозрачный механизм мониторинга над контрольно-надзорной деятельностью в Российской Федерации, это ФГИС «Единый реестр проверок», хороший инструмент в руках Генеральной прокуратуры РФ. Всю необходимую для государства информацию легко взять, проанализировать и сделать необходимые выводы. Несмотря то, что указанная система еще далека до совершенства, с момента начала ее работы постоянно вносятся изменения и поправки, это лишь означает, что необходимость в данной системе существует, и она требует дальнейшего развития.
В-шестых, в работе рассмотрен системный подход к реформированию надзорного органа Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Данный подход позволил министерству за последние годы добиться неплохих показателей. Благодаря риск-ориентированному подходу количество разных проверок снизилось более чем на 30%. Однако, и столь мощный инструмент, как риск-ориентированный подход, не является совершенным. Нужна его детальная проработка. Необходимо сделать его более гибким, продуманным, как пример, требует усовершенствования программный комплекс «Калькулятор отнесения объектов защиты к определенной категории риска при осуществлении федерального государственного пожарного надзора», с помощью внесения более прозрачных механизмов и тщательно продуманных индикаторов риска.
Особую роль, играет тот факт, что лица, в отношении которых проводятся проверочные мероприятия, не имеют простого механизма высказывания своего мнения по результатам проведения в отношении их контрольно-надзорных мероприятий, и эта область в настоящее время малоизученна, ввиду новизны реформирования и отсутствия технического сопровождения в указанной сфере контрольно-надзорной деятельности.
В-седьмых, на основе предложенных алгоритмов можно продолжить совершенствовать в рамках применения риск-ориентированного подхода калькулятиризацию рисков (с помощью расчетов негативных последствий при применении калькулятора рисков, созданного МЧС России), «для определения уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара определяется показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для рассматриваемых объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности», продолжить анализировать служебную деятельность структурных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации осуществляющих функции федерального государственного пожарного надзора с целью определить недостатки в их деятельности, а так же разработать новые методы и решения по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности госпожнадзора.
В-восьмых, разработана и апробирована модель учета рабочего времени сотрудников пожарного надзора, как эффективного инструмента анализа его деятельности. В основе разработанной модели, предлагается внедрение прямых показателей результативности и эффективности контрольно-надзорного органа (федерального государственного пожарного надзора). В показатели результативности и эффективности необходимо внести чёткие параметры, по которым будет оцениваться работа конкретного государственного инспектора по пожарному надзору.
Таким образом, на основании вышеизложенного в исследовательской работе по административно-правовому статусу государственного пожарного надзора Российской Федерации, как и отдельно взятого сотрудника контрольно-надзорного органа МЧС России, система пожарного надзора нашей страны продолжает нуждаться в унификации, обособлении по признаку реализуемой функции, оптимизации в части реализации полномочий в рамках проведения контроля и надзора, продолжении Правительством РФ реформирования деятельности государственного пожарного надзора, несмотря на уже проделанную большую работу в этом направлении.
1. Зырянов С. М. Административно-правовой статус сотрудника контрольно-надзорного органа // Журнал российского права. 2019. № 9. С. 100 - 110. DOI: 10.12737/jrl.2019.9.8
2. Калькулятор отнесения объектов защиты к определенной
категории риска при осуществлении федерального государственного пожарного надзора [Электронный ресурс]: Калькулятор. URL:
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/profilakticheskaya-rabota-i-nadzornaya-deyatelnost/kalkulyator-otneseniya-obektov-zashchity-k-opredelennoy-kategorii-riska-pri-osushchestvlenii-federalnogo-gosudarstvennogo-pozharnogo-nadzora.
3. Карелин К. В. Административно-правовой статус органов государственного пожарного: Автореферат дис. ... канд. юр. наук / К. В. Карелин. - Саратов, 2012 - 27 с..
4. Карпенко Д. Г. Организация проверок противопожарного состояния объектов при осуществлении государственного пожарного надзора, диссертация и автореферат, М.: Академия ГПС Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, 2007 - 28 c.
5. Клековкина А. В. Анализ системы органов федерального
государственного пожарного надзора в целях разработки направлений оптимизации системы исполнительной власти / А. В. Клековкина // Вопросы управления. - 2015. - № 2. - С. 13-21. - ISSN 2304-3369. - Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/292930(дата обращения: 15.06.2021). -
Режим доступа: для авториз. пользователей. - С. 11.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. - «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
7. Козлачков В. И. Проблема интеграции надзоров при проведении административной реформы [Электронный ресурс] // Материалы
пятнадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности» - СБ-2006. М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. URL: http://agps-
2006.narod.ru/konf/2006/sb-2006/sec-2-06/28.2.06.pdf (дата обращения
20.01.2015).
8. Козлачков В. И. Типовая и риск-ориентированная модели надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Сравнительный анализ. - М.; Академия ГПС Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, 2016 - 328 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 10.02.2016 № 31-В2016.
9. Козлачков В. И., Лобаев И. А. Основы государственной политики в области государственного пожарного надзора. - М.: Академия ГПС Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, 2015 г - 94 с.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). - «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
11. Кочанов В. А. Влияние «регуляторной гильотины» на административно-правовой статус государственного пожарного надзора российской федерации // Научный юридический журнал «Юридический факт», Издательский дом «Плутон» - 2021, № 128, С. 20 - 23.
12. Нигматуллина А. В. Методы проведения пожарного надзора в
мире, ФБГОУ УГНТУ, г. Уфа, [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-provedeniya-pozharnogo-nadzora-v-mire/viewer.
13. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году [Электронный ресурс]: Государственный доклад. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4602.
14. Осадчих Д. А. К вопросу об административно-правовом регулировании в сфере пожарной безопасности, ФГБОУ ВО Ивановскаяпожарно-спасательная академия ГПС Министерства по чрезвычайнымситуациям Российской Федерации - 2019, С. 56 - 60.
15. Плаксин С. М. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2019 / С. М. Плаксин (рук. авт. кол.), И. А. Абузярова и др.; Российский союз промышленников и предпринимателей; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 138 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-7598-2171-7.
16. Постановление Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» - «Российской газете» от 6 марта 2004 г. N 46.
17. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 г. N 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 30 ст. 4907.
18. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» - «Российская бизнес- газета» от 24 апреля 2012 г. N 16.
19. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» - «Российская газета» от 21 августа 1997 г. N 161.
20. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» - «Российской газете» от 8 апреля 2009 г. N 60.
21. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. N 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2019 г. N 41 ст. 5730.
22. Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 января 2017 г. Регистрационный N 45228.
23. Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» - «Российской газете» от 28 августа 2009 г. N 161.
24. Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 г. N 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 2009 г. N 37.
25. Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2019 г. N 1646-р. Собрание законодательства Российской Федерации от 5 августа 2019 г. N 31 ст. 4669.
26. Регуляторная гильотина [Электронный ресурс]: Реформа
контрольно-надзорной деятельности. URL:https://knd.ac.gov.ru/about/.
27. Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [Электронный ресурс]: Паспорт приоритетного проекта. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2778.
28. Указ Президента РФ от 01.01.2018 N 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
29. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» - «Российской газете» от 22 мая 2004 г. N 106.
30. Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 21 ст. 2930.
31. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» - «Российской газете» N 50 от 12 марта 2004 г.
32. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» [Электронный ресурс]: Федеральный банк данных «Пожары». URL: http://www.vniipo.ru/institut/informatsionnye-sistemy-reestry-bazy-i-banki-danny/federalnyy-bank-dannykh-pozhary/.
33. Федеральный закон «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации». Проект. - М.: Правительство РФ, 2015 г.
34. Федеральный закон 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности». - «Российская газета», № 163, 01.08.2008.
35. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - «Российская газета» от 5 января 1995 г. N 3.
36. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности» - «Российской газете» от 28 декабря 2020 г. N 293-294.
37. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - «Российской газете» от 25 мая 2016 г. N 111.
38. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - «Российская газета» от 30 декабря 2008 г. N 266.
39. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании». - «Парламентской газете» от 5 января 2003 г., N 1-2
40. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - «Российской газете» от 5 августа 2020 г. N 171.
41. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» - «Российской газете» от 23 декабря 1997 г. N 245.
42. Южаков В. Н., Покида А. Н., Добролюбова Е. И., Зыбуновская Н. В. Результативность контрольно-надзорной деятельности государства с позиции граждан // Экономическая политика. - 2019. - Т. 14. - № 1. - С. 92 - 115.
43. Blank F. Inspection reforms: why, how, and with what results. Paris: OECD Publishing, 2012, P. 91.
44. How to reform business inspections. Design, implementation, challenges. - Wash.: The World Bank Group, 2011. P. 39.
45. Kuhlmann S., Bogumil J. Performance Measurement and Benchmarking as “Reflexive Institutions” for Local Governments: Germany, Sweden and England Compared. International Journal of Public Sector Management. 2018. Vol. 31. N. 4. P. 543-562.
46. Liang J. Regulatory Effectiveness and Social Equity in Environmental Governance: Assessing Goal Conflict, Trade-Off, and Synergy. American Review of Public Administration.2018. Vol. 48. N. 7. P. 76-776.
47. Monk J. Reform of regulatory enforcement and inspections in OECD countries. - Paris: OECD Publishing, 2012. P. 35.
48. Morgan В., Yeung К. An introduction to law and regulation. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.202.