Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЛОВЕСНЫЕ ЛЕЙТМОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО

Работа №102944

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы20
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


Проблема лейтмотивности как таковая является относительно новой в литературоведении, хотя подступы к ее решению можно обнаружить в самых разных трудах, связанных со многими категориями поэтики. Лейтмотивность - это специфическая черта поэтики, предполагающая доминирование на самых разных уровнях художественной системы определенного набора лейт-мотивов - то есть отличающихся смысловой значимостью, актуальных для данного текстового пространства повторяющихся элементов поэтики произведения Интерес современного литературоведения к категориям “миф”, “архетип”, “мотив” обусловлен стремлением понять механизмы включения художественного произведения в мировой литературный и - шире - общекультурный контекст. При этом, к сожалению, текст нередко низводится к простому воплощению “старой как мир” истории в новых жизненных условиях. Тем самым снижается эстетическая уникальность и феноменальность подлинного произведения искусства, “многоликость” литературы стирается и нивелируется. Обращение к категории “лейтмотивности” имеет целью “вернуть” индивидуальный лик эстетическому объекту (точнее, доказать и продемонстрировать его уникальность и неповторимость). Эти соображения определили актуальность работы, связанную, прежде всего, с важностью исследования специфических “образующих” художественной системы как одной из важнейших категорий литературоведческой интерпретации текста. В данной работе внимание сосредоточено на словесных лейтмотивах - конкретных повторяющихся в тексте языковых манифестациях. К проблеме лейтмотивности произведений Достоевского обращались такие ученые, как Л . П. Гроссман, Б. М. Энгельгардт, А В. Чичерин, Н. М. Чирков, Я. О. Зунделович, Г. К. Щен-ников, В. Г. Одинокое, Р. Л. Бэлнеп, М. В. Джоунс, Р. Я. Клейман, Т. А. Касаткина, А. А. Алексеев и др., хотя само понятие “лейтмотив” в этих литературоведческих трудах исследуется на других уровнях поэтики. Термин “словесный лейтмотив” отличается от понятий “лейтмотивные образы” или “лейтмотивные ситуации”. Любая лейтмотивность как таковая- свидетельство целостности художественного мира писателя: его постоянные обращения к одним и тем же проблемам, характерам, антитезам, сюжетным параллелям суть выражение одной и той же художественной онтологии и идеологии. Разница между словесными и прочими лейтмотивами заключается в следующем: лейтмотивы образов, сюжетных линий, композиционных приемов повторяются из произведения в произведение и характеризуют целостность всего художественного творчества писателя. А словесные лейтмотивы (за исключением так называемых “сквозных”) характеризуют по преимуществу целостность отдельного произведения. Речь идет о словах, включенных в маркированный контекст и образующих за счет повторов (эквивалентов) сеть смысловых линий, которые и создают лейтмотивную систему произведения. Выявление этой системы и ее интерпретация позволяют идентифицировать подтекст произведения.
Цель исследования: описать технику использования словесных лейтмотивов в творчестве Ф. М. Достоевского и продемонстрировать возможности “словесно-лейтмотивной” интерпретации произведений писателя. Цель определяет задачи работы:
- обобщить наблюдения разных исследователей, посвященные вопросам, близким проблеме лейгмотивности в творчестве Достоевского;
- выявить теоретическое наполнение понятия “словесный лейтмотив”, опираясь на дефиниции близких категорий;
- на основе содержания категории выработать методику анализа конкретных текстов, позволяющую выявить функциональное значение словесных лейтмотивов как один из механизмов смыслообразования в произведениях Достоевского;
- применить данную методику к наследию Достоевского с целью выявления особенностей его “художественной техники”;
- продемонстрировать практические возможности данной методики для идентификации подтекста произведений Достоевского;
- определить место словесных лейтмотивов в онтологической эстетике Достоевского.
Научная новизна исследования определяется применением методики идентификации подтекста на основе выявления словесных лейтмотивов, что обеспечивает получение новых обобщающих выводов относительно функционального аспекта лейтмотивносги в произведениях Достоевского.
Практическая ценность работы определяется сферами применения полученных результатов. это и еще один шаг по пути достоевсковедения, которое сейчас очевидно вышло на рубежи обобщения, и новый подход к литературоведческому анализу текста, дающий возможность свежего взгляда на произведение. Результаты данного исследования могут быть использованы как в курсах теории литературы, так и в спецкурсах, связанных с творчеством Достоевского. Кроме того, сама методика анализа вполне может быть применена и к творческим системам других авторов.
Методология исследования. Общей тенденцией отечественного литературоведения можно считать осуществление синтезирования различных методологий, освоение достижений в области методологии западного литературоведения. Однако современные западные системы подхода к тексту (“письму”) не могут быть механически перенесены в отечественное литературоведение, имеющее свою оригинальную и давнюю традицию. Вот почему методологические принципы данного исследования ориентированы на традиционные в русском литературоведении подходы, это, прежде всего, структурализм (вычленение определенных уровней анализа и их последовательное изучение), близкий структурной лингвистике, мифопоэтический метод, связанный с традициями культурно-исторического подхода. Кроме того, в анализе ис-пользованы элементы музыковедения (это связано с двойственной природой лейтмотива), что позволяет понять суть функционирования словесных лейт-мотивов.
Апробация работы: проведена на Всероссийской конференции “Два века с Пушкиным” (Оренбург, 1999), Международной конференции “А. С. Пушкин и культура” (Самара, 1999).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы, включающего 300 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Лейтмотив как средство интерпретации текста (на примере рассказа Ф. М. Достоевского “Елка и свадьба”) //Проблемы изучения литературы: Сб. науч. тр. Челябинск: ЧелГУ, 1999. Вып. 1. С. 79-83.
2. Лейтмотив как явление художественного стиля: семантическое поле окна в прозе Пушкина // Graduate Essays on Slavic Languages and Literatures: Пушкинский сборник. University of Pittsburgh. Department of Slavic Languages and Literatures / Ed. by M. Altschuller, M. Brewer. 1999. Vol. 11-12. P. 155-163.
3. Лейтмотивная поэтика Пушкина и Достоевского (лейтмотив дома на примере “Истории села Горюхина” и “Села Степанчикова и его обитателей”) // А. С. Пушкин и культура. Тез. междунар. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения Пушкина. Самара, 1999. С. 106.
4. Лейтмотивность художественного мышления Пушкина // Вестник Оренб. гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. 1999. №4 (14). С. 16-30.
5. Портрет// Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. Челябинск: Металл, 1997. С. 196-199.
6. Символ// Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск: Металл, 1997. С. 214-215.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ