Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРМИ 1970-80-Х ГГ.: история поэтического андеграунда

Работа №102893

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы23
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования
Обращение к литературно-художественной жизни Перми 1970-80-х гг. актуализировано рядом общекультурных, научно-теоретических и методологических предпосылок.
В последние годы минувшего десятилетия, в целом отмеченного вниманием к ретроспекции русской культуры, заметно повысился интерес к эпохе 1970-х гг., обусловленный прежде всего тем, что в эти годы наблюдалось возникновение тенденций, определивших облик отечественного искусства последующих лет. Сегодня становится все более очевидна творческая состоятельность некоторых явлений, не проявленных, а точнее, не обнаруженных ранее по причине преобладавшего внимания к центральным реалиям, мифам и оппозициям эпохи.
Пересмотр культурного наследия “семидесятых” происходит на фоне общей переориентации художественного и научного интересов в сферу периферийно-текстовых явлений (Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский). В связи с этим особую актуальность приобретают социокультурные факторы бытования литературы, комплексные динамические взаимодействия которых сегодня принято рассматривать в категориях “литературная жизнь” и “литературная среда” (П.Н. Сакулин), “литературное поле” (П. Бурдье).
С проблематикой литературной периферии и как часть ее актуализируются вопросы регионального бытования литературы (В.М. Жирмунский, Н.К. Пиксанов, Б.А. Чмыхало, Ю.А. Веденин). Пермская ситуация как разновидность региональной сегодня оказалась в центре проблематики, связанной также с активным введением в научную практику (на основе трудов Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, новейших разработок по провинциальному тексту русской культуры) структурно-семиотической методологии локального текста, представленной на материале Перми В.В. Абашевым.
Кроме того, обращение к 1970-80-м гг., ставшим в литературной жизни Перми одним из самых ярких и творчески насыщенных периодов, обусловлено общественно практическим интересом - соотношением с пермской ситуацией конца 1990-х гг., проявившей заметную склонность к художественной стагнации.
Основная цель нашего исследования - описание альтернативной части литературно-художественной жизни Перми 1970-80-х гг. в динамике основных событий, творческих структур, поведенческих стратегий и особенностей бытования литературно-художественной среды с точки зрения соотношения в пермской ситуации общероссийских и регионально-специфических тенденций. Недостаточная репрезентативность доступных к исследованию источников, определила главную задачу: сбор и документирование материала и, уже на основе его первичной интерпретации и систематизации, изучение подробного взаимодействия факторов становления и развития альтернативной литературно-художественной среды, в которой формировались тенденции поэтических новаций в Перми.
Материалом исследования стали опубликованные в печати художественные произведения, литературно-критические, публицистические, информационные материалы, формирующие представление о неофициальной литературно-художественной жизни Перми 70-80-х. Прежде всего это книги и публикации в периодике за период 1980-90 гт. поэтов “новой волны” - В. Кальпиди, В. Дрожащих, Ю. Беликова, В. Лаврентьева, научные и критические очерки В.В.Абашева, мемуарные очерки и эссе участников событий тех лет. Кроме того, к исследованию привлекается обширный оригинальный, не публиковавшийся ранее материал, связанный с деятельностью поэтов и художников, чье творчество (или его отдельные аспекты) до сих пор не становилось предметом изучения. Для восполнения утраченного или не вполне проявленного фрагмента культурной жизни Перми 70-80-х гт. вводится материал “устных историй” - свод интервью, воспоминаний, комментариев, зафиксированных в процессе личных бесед с участниками событий - поэтов и художников Перми, Екатеринбурга, Москвы. В работе также фигурируют не публиковавшиеся ранее поэтические тексты В. Кальпиди и В. Дрожащих, собранные и архивированные свидетельства деятельности первого в Перми неформального творческого объединения, материалы из фондов Государственного Архива новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области. Одним из промежуточных результатов работы, который также привлекается к исследованию, стала составленная по материалам пермских газет и рассказов очевидцев хроника основных событий неофициальной поэтической жизни Перми с 1974 по 1990 гг.
Методологическая основа исследования. В работе использовались историко-генетический, типологический методы. При записи “устных историй” применялась методика интервьюирования. При обращении к поэтическим текстам использовались принципы стиховедческого мотивного анализа.
Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что в ней документируется и интерпретируется согласно логике исследования, с точки зрения соотношения общих и специфических тенденций, целый пласт фактического материала, впервые вводимого в научно-практический обиход. На этой основе предпринята попытка целостного описания пермского поэтического андеграунда во взаимодействии с литературно-художественной средой бытования и другими социокультурными факторами его формирования.
Диссертация имеет теоретическое значение как апробация комплекса научных подходов к изучению регионального, локального культурного явления. Это исследование представляет собой одно из направлений общей научно-практической деятельности Лаборатории литературного краеведения ПермГУ и перспективно ориентировано в рамках теоретической базы лаборатории, ядро которой составляют понятия “культурной жизни” и “локального текста”.
Работа также имеет практическую значимость как источник информации при разработке школьных и вузовских курсов в рамках литературно-региональной проблематики. Кроме того, представленный в ней материал используется в широкой общественно-культурной практике: журналистской, музейно-краеведческой. Основные положения и результаты диссертационной работы послужили стимулом к участию ее автора в культуртрегерской деятельности пермского общественного фонда “Юрятин” (лауреата областной премии в сфере культуры 1997 г., лауреата российской литературной премии “Малый Букер-2000”).
Апробация работы. Содержание диссертации отражено в 12 публикациях общим объемом около 5 п.л., в докладах на российских и международных научных конференциях, среди которых Международная научная конференция “Геопанорама русской культуры. Пермские чтения” (Пермь, 2000), традиционные “Дягилевские чтения” (Пермь, 1998, 1999), “Дергачевские чтения” (Екатеринбург, 1998), “2-е Курицынские чтения” (Екатеринбург, 1999), “Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX” (Пермь, 1998). Основные положения работы легли в основу спецкурса “Литературная жизнь Перми”, с 1997 г. читаемого студентам филологического факультета ПермГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из пяти разделов: введения, трех глав, заключения и приложения. Их последовательность определяется представлением материала согласно логике исследования: от обозначения общих тенденций и их проявленности в специфике регионального материала к определению региональной ситуации как фактора формирования общероссийской.
Во Введении содержится общая характеристика работы, формулируются ее теоретические и методологические основы, аргументируется рабочее понятие литературной жизни как наиболее адекватное задачам исследования.
В первой главе работы обозначаются параметры художественного андеграунда, отмечаются общие тенденции альтернативной литературно-художественной, и, в частности - поэтической жизни 1970-х, а также факторы, влияющие на специфичность их преломления в региональной ситуации.
Во второй главе прослеживаются основные социокультурные факторы формирования актуальных тенденций в искусстве Перми, возникновения “новой поэзии” и акционально-визуальных новаций, консолидации творческих сил в совместной художественной практике.
Третья глава работы посвящена закономерностям выхода альтернативной поэзии Перми в открытый литературный процесс: местный, региональный, общероссийский.
Диссертацию завершает Заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы, намечаются перспективы исследования.
В качестве Приложения к работе дается Хроника основных событий альтернативной поэтической жизни Перми 1974-90 гг.
Кроме того, к работе приложен библиографический список, включающий описание материалов исследования (250 наименований), а также научных трудов (117 наименований).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении обобщаются итоги и перспективы исследования.
В качестве основных выводов относительно культурно-динамической и художественной специфики альтернативной литературной жизни Перми 1970-80-х, отмечаются следующие:
1. наличие насыщенной и вместе с тем неоднородной литературно-художественной среды андеграунда, стимулировавшей развитие ярких поэтических новаций;
2. отчетливо выраженная направленность неформальных кругов на легитимирование творческой деятельности, прорыв в открытый литературный процесс в ситуации жесткой и враждебной оппозиции со стороны официальных творческих и государственных структур. Благодаря активной позиции лидеров андеграунда, органично сочетавшей стратегии компромисса и нонконформизма, новаторскому искусству в Перми удалось совершить предварительный выход в широкую аудиторию в 1982 г., задолго до общего прорыва на волне перестройки;
3. принципы творческого поведения и стилевые установки (формирующиеся в русле метареалистической тенденции) сближают пермский поэтический андеграунд с московской “новой волной”;
4. преобладание личностного начала в художественной реальности лидеров неофициальной пермской поэзии - В. Кальпиди и Ю. Беликова, соотносится и с преобладанием личностного фактора в динамике альтернативного поэтического процесса Перми. При исчезновении с местного культурного поля (отмеченного также относительно слабо развитой официальной творческой структурой) социально активной инициативы, к концу §0-х гг. в пермском художественном процессе обозначились тенденции стагнации;
5. освоение культурного пространства (местного, регионального, общероссийского) осмыслено лидерами пермского поэтического андеграунда в рамках стратегий самоидентификации во взаимосвязи с локальным, “родным” ландшафтом. Инициированная (во многом благодаря лично В. Кальпиди) социокультурная общность “современной уральской поэзии” в последние годы стала предметом обсуждения на страницах российской прессы как поэтический феномен, обозначивший одну из тенденций присутствия Урала в российском культурном контексте новейшего времени.



1. “Новая поэзия” Перми в литературном процессе 80-х // Обновление содержания и методики филологического образования: опыт и проблемы. Пермь: Изд-во 111 НУ, 1996. С. 30-32.
2. Развитие поэзии в 1960-80-е годы: пермская проекция общероссийской ситуации // Филология на рубеже XX - XXI веков: Тезисы Международной научной конференции Пермского университета. Пермь: Изд-во 111 У, 1997. С. 33-35.
3. Концептуальная практика как фактор развития социокультурных процессов провинции // Русская литература и провинция: Материалы седьмых Крымских Пушкинских международных чтений. Симферополь: Изд-во СГУ, 1997. С. 136- 137.
4. Роль творческого объединения “Эскиз” в пермской литературно-художественной жизни начала 80-х // Пермский край: прошлое и настоящее. Пермь: Изд-во ПТУ, 1997. С. 154-156.
5. “Новая” поэзия Перми и Екатеринбурга в 70-е гг. // Дергачевские чтения-98. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. С. 252-256.
6. Современная уральская поэзия в контексте творческой стратегии В. Кальпиди // Проблемы языка и литературы: методология, теория, история. Пермь: Изд-во ПГУ, 1998. С. 18-20.
7. Мифотворчество в жизни уральских поэтов // Два рубежа. Материалы научно-практической конференции. Пермь: Изд-во 10 НУ, 1998. С. 160-162
8. Черты нового художественного мышления в поэзии В. Кальпиди и графике
B. Остапенко И Проблемы языка и литературы: методология, теория, история. Пермь: Изд-во ПГУ, 1998. С. 20-22. (В соавторстве с Маленьких C.).
9. “Мир как текст” в творчестве современных пермских поэтов и художников II Формы духовного и эстетического синтеза в культуре. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1999. С. 241-257. (В соавторстве с Маленьких С.)
10. К типологии творческого поведения в современной русской поэзии: В. Кальпиди И Формы духовного и эстетического синтеза в культуре. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1999. С. 257-268.
11. Слайд-поэма “В тени Кадриорга” и ее авторы // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000. С. 218-236.
12. “В Москву! В Москву?” (заметки об эволюции стратегии творческого поведения) И Провинция: поведенческие сценарии и культурные роли. /Круглый стол конференции ‘Теопанорама русской культуры. Пермские чтения”. М., 2000. С. 36-40; то же: Уральская новь. Челябинск, 2000. № 8. С. 163-165.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ