Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛАССИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА (ТВОРЧЕСТВО А. С. ПУШКИНА В РЕЦЕПТИВНОМ АСПЕКТЕ)

Работа №102841

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы24
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность проблемы
Согласно данным многочисленных исследований разного времени и в разных странах, “удельный вес обращения к “хорошей” или “классической” литературе в общем объеме чтения крайне невелик” . Роль литературной классики в жизни современного общества эпохи масс-медиа представляется обычно редуцированной до предела, фактически нивелированной. Между тем классика остается незыблемой частью культурной матрицы , выполняя ряд специфических функций, которые не могут быть делегированы другим культурным институтам. Условно классическую литературу можно представить в виде совокупности литературных феноменов, составляющих литературный пантеон. При этом важен процесс самого превращения текстов и фактов биографий их авторов в феномены - то есть их искажение и редукция в ходе восприятия, другими словами, конечный результат рецепции на определенном этапе функционирования. Особую роль в каждой национальной культуре играет центральный литературный феномен, выполняющий функции “сердца канона”. Исследование этих функций позволяет постичь сами механизмы признания ценности классических образцов в национальном масштабе. Таким “сердцем” всего русского литературного пантеона является феномен творчества и биографии А. С. Пушкина. Двухсотлетний юбилей поэта продемонстрировал как незыблемость пушкинского авторитета в новой политической и социокультурной ситуации, так и ряд трансформаций привычных манифестаций признания этого авторитета, а также позволил делать выводы о реальном месте пушкинского феномена и всей классической русской литературы в семантической сети культуры . Конструирование адекватной научной перспективы в области литературоведческих историко-функциональных исследований и их прикладного аспекта и обусловило выбор темы, обстоятельный анализ которой открывает пути к построению научно обоснованной стратегии деятельности различных институтов, связанных с русским классическим литературным наследием и ответственных за поддержку этой части национальной ценностно значимой информации в российском интеллектуальном пространстве.
Степень разработанности проблемы
Понятие классического литературного феномена тесно связано с понятием “литературная классика”. Сама проблема “классика и современность” имеет длительную историю. Основное значение слова “классическое” - относящееся к античной эпохе. Остальные значения - следствия первого (классическое как образцовое и как изучаемое в школе, то есть классах). История самого понятия в западной цивилизации показывает, что само определение “классическое” несет важную нагрузку, которую скорее можно назвать идеологической, нежели эстетической. В то же время попытки дать исчерпывающее определение понятию так и не привели к желаемому результату. В теоретических исследованиях, посвященных классике, наблюдается несогласованность и противоречивость толкований ключевого понятия. Очевидно, что классические произведения составляют ряд, открытый как в прошлое (возможность включения незаслуженно вычеркнутых из истории литературы имен и произведений), так и в будущее (каждое значительное современное произведение может со временем оказаться в классическом ряду). Этот ряд получил название “литературного пантеона”. В литературоведении пока нет обстоятельного исследования, поставившего своей целью анализ как процесса формирования русского литературного пантеона, так и самого его содержания, хотя отдельные подступы к теме и соответствующий эмпирический задел имеются. Это значительно осложняло нашу работу, цель которой касалась проблемы функционирования классики в современном обществе. Б. Дубин в 1993 году отметил, что сам вопрос о “возведении” классического пантеона до сих пор остается открытым: “Какие группы, какими средствами его строят? Возможна ли без него, вместе с тем, сама структура литературы как единого социального института, как культурной системы?” Сборник статей “Литературный пантеон” является лишь первой ступенькой к ответам на эти вопросы, сам жанр “сборника статей” (а не коллективной монографии) мешает его авторам выйти на новый уровень обобщения.
Отсутствие полноценной истории русского литературного пантеона в отечественном литературоведении может объясняться зыбкостью и проницаемостью самих его границ, что осложняет аналитический подход ко всем явлениям “канонизации” отдельных произведений. Однако в задачи нашего исследования не входит решение проблем, связанных с условиями и динамикой формирования русского классического пантеона, это задача будущих трудов. Важнейшей задачей стал анализ рецепции классики и ее современного функционирования, что потребовало разработки самого подхода к этой проблеме, который соединил бы в себе методы разных наук. Главным материалом, положенным в основу этого исследования, является такой классический литературный феномен, как Пушкин.
Уникальность пушкинского статуса в российской жизни признается давно. Впервые в этом ключе высказывались еще современники Пушкина (например, Гоголь); принципиальное обобщение идеологические толкования роли Пушкина получили в речи Достоевского на открытии памятника поэту в Москве (1880 год). Вслед за этим в литературоведении идеи Достоевского подверглись несчетному повторению, трансформации и полемическому переосмыслению (особенно в эмигрантской мысли ХХ века). Исключительный интерес к значению Пушкина вызвал юбилейный 1999 год, когда появилось множество публикаций по этому вопросу.
К этому времени понятие “пушкинский миф” в значении “литературный феномен” вполне утвердилось в литературоведческой науке. Появились обстоятельные работы по истории пушкинского мифа. Однако попытка обобщить полученные результаты и выйти на уровень внеоценочного анализа описываемых явлений в этих работах недостаточно успешна. Таким образом, проблема функционирования классических литературных феноменов вообще и пушкинского феномена в частности в современную эпоху в науке принципиально не разработана.
Наиболее исследованной частью проблемы можно считать процессы влияния классических текстов на литературный процесс и выявление механизмов “обслуживания” классического наследия со стороны соответствующих идеологических институтов - критики и литературоведения, которые оказываются носителями дистанцированного пиетета перед “примером” и “образцом”. Самым слабым звеном в современных исследованиях проблемы является вопрос о функционировании классических литературных феноменов в массовом (среднестатистическом) сознании как наименее уловимой и сложной для анализа части общей культурной матрицы. Историко-функциональный аспект существования классики требует новых подходов, нежели те, что сложились в рамках традиционной разработки самого историко-функционального метода. Этим во многом и определяется постановка проблемы, заявленной в теме работы. В науке о литературе как социальном институте еще в середине 90-х годов был выдвинут тезис о неоправданности центрального положения классической литературы в деятельности таких важнейших институтов ее социализации, как литературоведение и критика (и опосредованно - образование): “Выводы социологических наблюдений над тем, что большие организации работают на самих себя, уделяя большую часть средств и усилий на самовоспроизведение, в известном смысле могут быть отнесены и к “высокой” литературе и ее институтам, фиксирующим наиболее существенные механизмы и темы культуры. И это кажется тем более странным, что в реальном чтении, то есть в общем объеме прочитанного широкой аудиторией за определенную единицу времени, высокая, традиционная и авангардная, элитарная литература составляет несравнимо малую часть” . Это обусловило перенос внимания на ранее маргинальные жанры, маркированные как “низкие” и “тривиальные”; классика же объявляется “мумифицированной”. Между тем, несмотря на ряд профессиональных опросов населения социологами литературы, ни сама постановка вопросов в этих анкетах, ни интерпретация данных не позволяют судить о реальном месте классических произведений в современном культурном пространстве, особенно в массовом сознании - как в сущностном, так и в среднестатистическом аспектах.
В силу вышеизложенного в работе основной упор сделан на подробное научно-теоретическое обоснование всех элементов, составляющих проблему, и как следствие на выработку логичной, непротиворечивой и отвечающей сегодняшнему уровню развития науки концепции функционирования классических литературных феноменов в современной культуре на уровне среднестатистического сознания. Историко-функциональный характер проблемы потребовал широкого привлечения разнообразного материала.
Предмет и объект. Объектом исследования является русская литературная классика в целом и творчество Пушкина как одна из ее составляющих. Предмет исследования - парадигма внедренности классической литературы в структуру культуры (прежде всего на самом малоизученном уровне - среднестатистического сознания). Тема исследования может рассматриваться как результирующая конфликтного напряжения между объектом и предметом, поскольку современный момент отличается нивелированием конвенциональных типов литературы, к которым относится литературная классика. Таким образом, возникает проблема объективного описания реального функционирования классических литературных феноменов в современную эпоху.
Основная цель исследования: описать характер функционирования классических литературных феноменов общенационального масштаба (акцент сделать на изучении и анализе современной рецепции фактов жизни и творчества А. С. Пушкина) в конце ХХ - начале XXI веков в измененной социокультурной ситуации. Эта цель определяет задачи работы:
1) выявить ряд закономерностей формирования русского литературного пантеона;
2) выявить функции классических литературных феноменов в современном обществе;
3) определить и описать виды легитимации Пушкина как центрального литературного феномена;
4) рассмотреть основные интегративные функции классики на примере пушкинского мифа;
5) описать парадигму функционирования классической литературы в новой социокультурной ситуации.
Методология исследования. Современное российское литературоведение переживает серьезный кризис, связанный прежде всего со сломом марксистско-ленинской идеологической парадигмы, которая оказывала несомненное влияние на все гуманитарные науки. Методологическая “растерянность” последних лет компенсируется активным обращением к западным литературоведческим школам. В связи с достаточно долгим периодом запрета такого обращения этот процесс оказывается сложным и противоречивым. Те стадии, какие западноевропейская литературоведческая мысль проходила постепенно, в процессе освоения изживая определенные недостатки разных “техник” исследования текста и открывая новые пути, российское литературоведение подвергло компрессии и концентрации. Именно поэтому в современном российском научном пространстве сейчас соседствуют исследовательские методы разных школ - как уже фактически исчерпавшие себя в мировом литературоведении, так и актуальные.
Теоретическая база исследования.
Начиная с Аристотеля, вопрос о воздействии художественных произведений на человека и соответственно о восприятии культурных артефактов реципиентами не исчезал из зоны научной рефлексии. Принципиальными в этой связи можно считать идеи Гегеля, Э. Эннекена (Геннекена), Н. А. Рубакина, представителей харьковской школы (А. А. Потебни и его последователей: Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. Г. Горнфельда и др.), Л. С. Выготского. Дальнейшая история исследования проблемы художественного восприятия имеет сложную внутренне дифференцированную природу. Можно выделить три основных направления этих исследований: литературоведческое, библиосоциологическое и психологическое . Первое тесно связано с идеями М. М. Бахтина и развивалось в работах А. И. Белецкого, М. Б. Храпченко, Б. С. Мейлаха, Н. В. Осьмакова, Г. Н. Ищука и др. В результате деятельности этих ученых были выработаны два основных методологических подхода к проблеме: широко известный историко-функциональный и менее прижившийся в науке системно-функциональный. Первый делал акцент на прослеживании “жизни произведения в веках”, второй - на системе приемов воздействия, заложенных в произведении. И тот, и другой метод исходил из идеи читательского приоритета; первый - реального, а второй - имплицитного (читателя, которому реальный автор адресует свой текст). Основные недостатки этих подходов к изучению литературы выявились при попытках приложить теорию к практике конкретного анализа произведений.
Второе направление отечественного изучения проблемы художественного восприятия было связано с деятельностью библиотечных работников. В рамках этого направления, основы которого были заложены теорией “посева библиопсихологических ценностей” Н. А. Рубакина, возникли сотни эмпирических исследований читательских предпочтений и интересов (эта работа началась еще в конце XIX века), что привело в 1960-е годы к организации ряда крупномасштабных исследований Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Однако само изучение динамики и структуры чтения советского человека было мало результативным уже в силу узкой идеологичности самого книжного рынка и библиотечных анналов.
Третье направление было связано с психологией чтения, восходило к учению Потебни и Выготского, а в практическом применении обнаружилось в трудах по методике литературы. Среди основных представителей этого направления - В. Ф. Асмус, П. М. Якобсон, В. П. Таловов и др. Особое место в этом ряду занимают современные продолжатели направления В. П. Белянин и Ю. А. Сорокин, у которых идеи психологического подхода к проблеме восприятия получили крайнее выражение. Однако именно в рамках “психиатрического литературоведения” был сформулирован важный для нашего исследования тезис: закон корреляции психотипа писателя и читателя действует только в рамках “той части художественных текстов, в которой ярко выражена авторская эмоционально-смысловая доминанта” , чем подтверждалось исключительное место классических текстов с осложненными доминантами в системе психологии восприятия (сторонники “психиатрического литературоведения” из своих экспериментов классические тексты практически исключили).
Развитие научной мысли зарубежного литературоведения шло в направлении синтеза разных подходов к проблеме функционирования литературных произведений. Важнейшие достижения рецептивной эстетики были сформулированы представителями “констанцской школы” (Г. Гримм, Р. Варнинг, Х. Р. Яусс, В. Изер). Х. Р. Яусс выдвигает идею новой культурно-эстетической парадигмы, которая должна дополнить формально-эстетический анализ историко-рецептивным, учитывающим социально-исторические условия существования искусства, объединить структуралистский и герменевтический подходы, расширить сферу эстетического освоения действительности, включив в нее наряду с высокими жанрами и “сублитературу”. Таким образом, сформулировано теоретическое поле проблемы функционирования художественной литературы в обществе: сами свойства произведения, определяющие его эстетическую ценность и определяемые мерой таланта автора, динамика понимания текста во времени, широкий литературный фон его функционирования.
Кроме различных направлений отечественной и зарубежной литературоведческой мысли, важное место в теоретической базе этого исследования занимают работы социологов литературы, также непосредственно связанных с теорией рецептивной эстетики. Представители этой отрасли (А. И. Рейтблат, Б. В. Дубин, Л. Д. Гудков и др.) выдвигают следующие положения, в разной степени востребованные в нашем исследовании: литература понимается как социальный институт, направленный на поддержание культурной идентичности общества; институт литературы имеет исторический характер; литература письменно фиксирует “ядерные” культурные значения и с ослаблением религиозных институтов претендует на синекдоху всего понятия “культура”; литературно-социологический анализ явлений предполагает совмещение социальных, культурных, когнитивных и литературных значений и их динамики; акт чтения рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия.
Кроме того, мы учитывали основные теоретические разработки проблемы классического в литературе, о которых речь шла выше. Весь этот материал послужил основанием выработки теоретического подхода к проблеме функционирования литературных феноменов в современную эпоху и определил круг научных идей смежных дисциплин, привлекаемый при анализе материала, в связи с чем в работе используются идеи Р. Авенариуса, В. М. Бехтерева, М. Вебера, А. Вежбицкой, Р. Докинза, К. Клакхона, Ч. Ламсдена, Г. Ле Бона, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Ю. М. Лотмана, Б. Малиновского, Е. М. Мелетинского, Х. Ортеги-и-Гассета, Р. Семона, Ж. Тарда, Н. Хомского, М. Элиаде, К. Г. Юнга и многих др.
Научная новизна. Принципиально новым в работе является постановка проблемы в связи с таким объектом, как классические литературные феномены и их функции. В современной отечественной научной мысли началась основательная разработка подхода к явлениям массовой литературы как с точки зрения их социальных функций (Дубин), так и с точки зрения психологии их восприятия (Белянин). Что же касается классической литературы, то социологами она рассматривается как маргинальная и не заслуживающая особого внимания в силу ее низкой потребляемости читателями, а литературоведы исследуют классическое наследие в отрыве от его реального функционирования в современной жизни. В результате такой однобокости и литературоведение, и социология литературы оказываются на ложном пути в определении роли классических литературных феноменов в современном обществе. Социологи полагают, что классика имела ценность в условиях тоталитарного режима, а теперь сдает свои позиции, литературоведы возражают: “...для читателя поистине культурного классическое произведение - это не только непререкаемый образец, освоение которого составляют обязанность и долг, сколько высокая ценность, которая может быть им постигнута личностно, инициативно, свободно”. Возникла и сохраняется напряженная оппозиция “культурное сознание” - “массовое сознание”, уже снятая новейшими достижениями культурологов и философов, но остающаяся фактом литературоведческих исследований проблемы “классика и современность”. Синтез подходов разных научных дисциплин обеспечивает принципиально иной анализ материала и позволяет выйти к новому уровню историко-функционального изучения классической литературы. Научная новизна обусловлена следующим:
1. Произведена коррекция историко-функционального метода в соответствии с измененной социокультурной ситуацией, что позволило рассматривать классическую литературу как фундаментальную часть не только института литературы вообще, но и экстралитературных сфер национальной культуры.
2. Смысловым ядром этой коррекции стала разработка методики выявления кода, формулы, до которой “сворачивается” в общенациональном сознании творчество классического автора.
3. Описаны конкретные подходы к анализу этой формулы, что можно считать новым этапом развития литературоведческих исследований.
4. Представлены методы выявления “силовых линий” классического текста и в целом наследия классических авторов с точки зрения массовой рецепции.
5. На основе широкого круга источников разработана теория писательского мифа, позволяющая прогнозировать функционирование отдельных творческих миров в национальной культуре.
6. Выдвинут и обоснован тезис о единстве пушкинского мифа в национальном масштабе вопреки устоявшемуся мнению о множественности социокультурных мифов о поэте.
Положения, выносимые на защиту, обусловлены научной новизной и сводятся к следующему ряду:
1. Наименее изученное поле функционирования классических литературных феноменов - среднестатистическое сознание, ускользающее от объективного изучения в силу своего внеписьменного характера (в отличие от функционирования литературных произведений в критике, литературоведении, на языке других искусств - то есть фиксируемых в письме культурных зон). Понятие “среднестатистическое сознание” ассимилирует оппозицию “элитарное” - “массовое” и обозначает зону глубинного тождества сознания профессиональных и непрофессиональных реципиентов одной нации.
2. Классические литературные произведения (как и любые другие объекты восприятия) неизбежно редуцируются в процессе функционирования до особых ярлыков и кодов, в виде которых они и входят в общую культурную матрицу, превращаясь в литературные феномены.
3. Классические литературные феномены благодаря широкомасштабной образовательной политике оказываются неизменным базисом культуры в широком смысле и литературного процесса в частности, выступая ориентиром для массовых жанров и полем открытого диалога с читателем в литературе авангардной. Тем самым классика выполняет в современной социокультурной ситуации ряд интегративных функций.
4. В ходе функционирования классических литературных феноменов может сформироваться писательский миф - особая разновидность мифов нового времени, когда объект проекции (автор классических текстов) выступает в качестве носителя высших ценностей и откровений (Пророка). При этом писательский миф отвечает трем задачам: объяснению, почему именно эта личность смогла создать подобное произведение, аккумулированию легенд о жизни писателя и установлению корреляции между эпохой, когда жил писатель, и современностью (последнее проявляется в ритуальной практике вокруг мифа).
5. Процесс мифотворчества вокруг классических имен складывается стихийно и слабо поддается коррекции, в его основе - три важнейших составляющих (виды признания, варианты “сползания” в нижние страты и агиографический компонент).
6. Чем более широко распространяется писательский миф, тем более ощутимо его внутреннее единство независимо от диапазона читательских (и - шире - потребительских) возможностей.
7. Пушкинский миф национального масштаба един, поскольку в его основе лежит признание первенства Пушкина в национальном классическом пантеоне.
8. Миф о Пушкине в общих чертах сформировался к маю 1820 года и был закреплен к середине 1827 года; последний штрих мифа, связанный со смертью поэта, был оформлен в течение зимы 1837 года. Формулировка мифа: Пушкин - первый и лучший поэт в российской словесности, выразивший в своем творчестве суть национальной духовности и явившийся высшим объединяющим началом.
9. Дальнейшая история пушкинского мифа была последовательной сменой разных силовых линий (сакрализации и профанирования) единого мифа, живущего по законам ритмических повторений.
10. Редукция пушкинского творчества оформлялась в течение долгого времени и была связана с образовательными стратегиями, однако общий итог рецепции наследия Пушкина в среднестатистическом сознании современной эпохи в общих чертах повторяет “рецептивный остаток” эпохи пушкинской и подтверждает тезис о прижизненном образовании мифа и его неизменности на протяжении длительного времени.
Практическая значимость. Важнейший практический результат исследования - описание качественно новой модели функционирования классической литературы в обществе, соответствующей современному уровню развития научного знания, которая демонстрирует основные особенности классики как необходимого фрагмента социокультурной жизни нации и обеспечивает научно-исследовательские основания анализа процессов социализации классических литературных феноменов в измененной ситуации, характеризующейся кризисом прежней традиционной теоретической модели.
Эта модель может служить основанием пересмотра ведущих стратегий социализации классического наследия в прикладных отраслях, прежде всего, на разных уровнях литературного образования, теоретически обеспечивать научные подходы к широкому спектру проблем, связанных с русской классической литературой.
Диссертационное исследование направлено на выработку и теоретическое обоснование специальных методик, позволяющих получать конкретный эмпирический материал в рамках новой модели функционирования классической литературы. Предполагается, что работа может оказаться достаточным теоретическим заделом для целенаправленной организации крупномасштабных исследований, связанных с дальнейшим выявлением функционирования литературной классики в современном обществе и грамотного прогноза в сфере социализации классического наследия.
Эмпирические материалы, собранные в диссертации, могут стать основой иных, чем в диссертации, аналитических изысканий и привести к ряду заключений в областях литературоведения, культурологии, социологии и других наук.
Апробация исследования. Основные материалы, составившие корпус диссертации, обсуждались на международных и всероссийских конференциях в Великом Новгороде, Ельце, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Старой Руссе, Челябинске, на методологическом семинаре кафедр литературы Челябинского государственного университета. Монография “Пушкинский миф в конце ХХ века”, отражающая важную часть материалов диссертации, получила положительную оценку отдела пушкиноведения ИРЛИ (Пушкинский дом).
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и 6 приложений. Библиографический аппарат включает 540 описаний в списке использованной литературы, а также обзор 479 книг, относящихся к пушкинскому юбилею 1999 года, и 84 статей и иных материалов о пушкинских днях. В работу включены данные массовых опросов населения, изложенные в приложениях и по ходу работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Пушкинский миф в конце ХХ века / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2001. 289 с. (15, 6 п. л.)
2. Автобиографизм. Документальная основа. Заимствование. Подтекст. Реминисценция. Цитата // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник. Челябинск: Металл, 1997. С. 135-136; 154-156; 163-164; 196; 211; 240-241 (0, 7 п. л.)
3. Сюжетная структура романов Ф. М. Достоевского и пушкинское наследие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1992. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 46069 от 10. 02. 92. 52 с. (1, 3 п. л.).
4. Типы финалов “Великого пятикнижия” Ф. М. Достоевского в связи с пушкинскими традициями // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. 1993. № 1. С. 97-99. (0, 2 п. л.).
5. Достоевский и Пушкин: К вопросу о методологических принципах сопоставления // Художественный текст и культура: Тез. докл. на Всероссийской науч. конф. Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т, 1993. С. 34-35. (0, 1 п. л.)
6. Два типа национальной ориентации у Достоевского и Пушкина (глава коллективной монографии) // Ф. М. Достоевский и национальная культура: Вып. 1 / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1994. С. 128-160. (1, 8 п. л.)
7. Оппозиция “наши” - “люди Востока” в повести А. С. Пушкина “Кирджали” // Россия и Восток: Проблемы взаимодействия: III междунар. науч. конф. 29 мая - 4 июня 1995 г.: Тез докл. Часть IV / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1995. С. 28-32 (0, 2 п. л.)
8. К вопросу о массовом восприятии феноменов искусства (как читают Пушкина сегодня) // Два века с Пушкиным: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 17-18 февраля 1999 г. Ч. 2. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. С. 183-185. (0, 1 п. л.)
9. Пушкин и Достоевский как народные герои (к вопросу о массовом восприятии личности и судьбы гения) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. 1999. № 1. С. 84-90. (0, 5 п. л.)
10. К истории “пушкинского мифа”: обзор источников и некоторые итоги изучения массового восприятия творчества Пушкина в XIX - начале ХХ веков // Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте: Сб. науч. ст. Санкт-Петербург: Изд-во РГГМУ, 1999. С. 44-48. (0, 5 п. л.)
11. Элементы сакральности пушкинского мифа // А. С. Пушкин и культура: Тезисы международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения. Самара: Изд- во СамГПУ, 1999. С. 100-102. (0, 2 п. л.).
12. Пушкин в нашей жизни: феномен массовой рецепции // Проблемы изучения литературы: Исторические, теоретические и методические подходы. Сб. науч. тр. Вып.
1. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 1999. С. 22-29. (0, 4 п. л.).
13. Национальный масштаб “редукции классики”: провинциальная модель рецепции “литературных вершин” // Русская провинция: миф - текст - реальность / Сост. А. Ф. Белоусов, Т. В. Цивьян. М.; СПб.: Тема, 2000. С. 101-106. (0, 4 п. л.).
14. Проблемы массового восприятия творчества Достоевского накануне XXI века // Достоевский и современность: Материалы XIV Международных Старорусских чтений 1999 года. Старая Русса: Новгородский государственный объединенный музей- заповедник; Дом-музей Достоевского, 1999. С. 23-29. (0, 4 п. л.)
15. Пушкин и Восток (авторская позиция в повести “Кирджали”) // Проблемы изучения литературы: Историч., культурологич., теоретич. и методич. подходы: Сб. науч. тр. Вып II. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2000. С. 51-70. (1 п. л.)
16. Классическая литература как часть массового сознания // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер.
2. Филология. 2000. № 1. С. 96-108. (0, 8 п. л.)
17. Культовый потенциал Блока // Вестн. гуманитарной науки. РГГУ. М., 2000. № 50. (0, 6 п. л.)
18. По следам пушкинского юбилея: Пресса юбилейных дней // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. 2000. № 2. С. 71-77 (0, 4 п. л.)
19. Формирование мемуарного корпуса // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. 2001. № 1. С. 49-59. (0, 6 п. л.)
20. Достоевский глазами соотечественников // Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”: Современное состояние изучения: Сб. работ отеч. и заруб. ученых / Под ред. Т. А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. С. 508-539. (2, 0 п. л.)
21. Проблема функционирования русской классической литературы на рубеже ХХ-XXI веков // Литература в контексте современности: Тезисы Международной научно- практич. конференции. Челябинск: ЧГПУ, 2002. С. 133-135. (0, 1 п. л.)
22. Герменевтическая техника анализа классического текста: “Калмычке” А. С. Пушкина // Проблемы изучения литературы: Историч., культурологич., теоретич. и методич. подходы: Сб. науч. тр. Вып III. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2002. С. 5-12. (0, 4 п. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ