Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЦЕПЦИЯ СЮЖЕТА О ДОН КИХОТЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-1930-х ГОДОВ

Работа №102525

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы20
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Выполненная работа представляет собой исследование рецепции сюжета о Дон Кихоте в русской литературе 1920-1930-х годов. Рождение оригинальных интерпретаций вечной истории о ламанчском рыцаре в творчестве художников первых пореволюционных десятилетий явилось очередным этапом освоения сюжета Сервантеса в отечественной словесности. Новое в восприятии и преобразовании классической истории о Дон Кихоте было связано, в первую очередь, с диспутом о путях и способах совершенствования бытия, который актуализировался в эпоху «после взрыва». В осмыслении способности человека изменить мир силой высокой внутренней одержимости сюжет о Рыцаре Печального Образа был востребован художественным сознанием 1920-1930-х годов так же активно, как и истории о Гамлете, Фаусте и Мюнхгаузене.
Проблемность и напряжённость сервантесовского сюжета откликнулись на особую жизненную ситуацию, заключавшуюся в расхождении реального образа мира с идеальным - мечтаемым «золотым веком». Острая донкихотовская конфликтность стала характеристикой не только специфической атмосферы времени, но и особого внутреннего состояния многих людей эпохи, и прежде всего творческих личностей разных эстетических ориентаций. С героем Сервантеса не случайно ассоциировались у современников такие писатели и поэты, как В. Короленко, Ф. Сологуб и
А. Белый, В. Маяковский и М. Светлов, А. Платонов и М. Булгаков. В литературной среде усиливалось внимание к донкихотовскому типу личности, воплощающему «начало сердечности» (Ю. Айхенвальд) в условиях ожесточения нравов. Возрастание интереса к истории о ламанчском рыцаре во многом отражало потребность художников, осмыслявших свои отношения с временем, в самоидентификации.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления объективного соотношения духовных запросов пореволюционного общества с классическим наследием, в частности с романом Сервантеса. Анализ разнообразных в жанрово-стилевом отношении видов рецепции сюжета о Дон Кихоте показывает включённость его в процесс формирования новой системы жизненных ценностей, которые должны были соответствовать высоким представлениям о человеке и его призвании. Воссоздание целостной картины функционирования сюжета о ламанчском рыцаре в литературе первых пореволюционных десятилетий, определение основных тенденций освоения его поэтами, прозаиками, драматургами углубляет представление об идейно-эстетических поисках в искусстве 1920-1930-х годов.
Подтверждением актуальности рассматриваемой проблемы можно считать появление в последние десятилетия целого ряда критических статей и монографий, авторы которых затрагивают проблему особой востребованности сюжета о Дон Кихоте в отечественной словесности эпохи социальных преобразований. Отдельные виды рецепции вечной истории анализируются в работах Н. Арсентьевой, В. Боборыкина, С. Бройтмана, С. Бэлзы, Н. Ивановой,
B. Новикова, А. Образцова, В. Перельмутера, С. Пискуновой, В. Пискунова,
C. Семёновой, И. Сухих, Н. Утехина, В. Химич, В. Чалмаева, Н. Эйдельмана, Л. Яновской и других исследователей. Восприятие сюжета о ламанчском рыцаре как истории противостояния творческой интеллигенции царящей вокруг бездуховности отражено в книге Г. Белой «Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей» (1989). Особенности трансформации вечного сюжета в творчестве Ф. Сологуба, А. Луначарского, А. Бруштейн, Б. Зона, Г. Чулкова, М. Булгакова рассматривает Ю. Айхенвальд в двухтомном исследовании «Дон Кихот на русской почве» (1982). Рецепция классического произведения о ламанчском рыцаре в мировой литературе становится предметом научного осмысления в монографии В. Багно «Дорогами «Дон Кихота»: судьба романа Сервантеса» (1988). Однако автор только намечает пути сюжетного анализа произведений русских художников, содержащих многовариантную цитацию романа о ламанчском рыцаре. Рамками драматургического жанра ограничено исследование рецепции вечной истории в отечественной словесности, проводимое О. Есиповой в статье «Русский Дон Кихот и Булгаков» (1998).
Несмотря на активное стремление исследовать бытие романа Сервантеса в специфических условиях русской общественной и культурной жизни первых пореволюционных десятилетий, не существует полного научного анализа различных видов рецепции сюжета о Дон Кихоте в отечественной словесности 1920-1930-х годов, анализа, дающего эстетически целостную картину структурных модификаций истории о ламанчском рыцаре, отражающих многообразие авторских позиций в остром диспуте о путях общественного обновления...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Неисчерпаемость сервантесовского сюжета обусловила его особую продуктивность в переходную эпоху, о чём свидетельствует целый ряд оригинальных версий истории о Дон Кихоте, возникших в русской литературе 1920-1930-х годов. Многие художники обращались к роману о ламанчском рыцаре в поисках самоопределения, обретения собственного голоса в искусстве. Для создателей новой литературы классическое произведение стало школой сюжета, образа, поэтического мастерства. История о Дон Кихоте была воспринята как уникальная художественная данность, способная выразить смыслы переломного времени. Сюжет о ламанчском рыцаре стал тем эстетическим комплексом, в пространстве которого происходило творческое общение поэтов и писателей в разноречивую эпоху.
Стремление художников слова раскрыть сущность новых процессов и явлений времени посредством классики привело к высвобождению новых смыслов в сюжете о Дон Кихоте. Многообразие переакцентуаций образов и положений романа Сервантеса, предстающее в оригинальных творческих интерпретациях истории о ламанчском рыцаре, подтверждает слова М. Бахтина о том, что классические произведения, «благодаря заложенным в них интенциональным возможностям... в каждую эпоху на новом диалогизующем их фоне способны раскрывать всё новые и новые смысловые моменты.» .
Широкие возможности вечного сюжета обусловили востребованность истории о Дон Кихоте в отечественной словесности последующих десятилетий. Изучение функционирования сюжета Сервантеса в новом литературном контексте представляет собой самостоятельный научный интерес.



1. Артамонова, Т.Г. Новая версия классического сюжета в драме М. Чехова и В. Громова «Дон Кихот Ламанчский» («Рыцарь печального образа») / Артамонова Т.Г. // Современные гуманитарные исследования. - 2004. - № 1. - С. 71-77.
2. Артамонова, Т.Г. Сервантесовские реминисценции в творчестве
С. Д. Кржижановского / Артамонова Т.Г. // Современные гуманитарные исследования. - 2004. - № 1. - С. 78-81.
3. Артамонова, Т.Г. Диспут о революции в пьесе А. Луначарского «Освобождённый Дон Кихот» / Артамонова Т.Г. // Дергачёвские чтения - 2004: «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» : материалы всероссийской научной конференции 2-3 октября 2004 г. - Екатеринбург, 2006. - С. 142-145.
4. Артамонова, Т.Г. Сюжет о ламанчском рыцаре в советской детской драматургии 1920-1930-х годов / Артамонова Т.Г. // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 3. - С. 51-56.
5. Артамонова, Т.Г. История о Дон Кихоте Ламанчском в свете идей русского религиозно-философского Ренессанса / Артамонова Т.Г. // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - № 3. - С. 164¬167.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ