ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 10
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Анализ понятия «институты гражданского общества» 10
1.2 Анализ характеристик некоммерческих организаций 16
как одного из элементов гражданского общества
1.3 Формы взаимодействия некоммерческих организаций с 27 органами местного самоуправления
1.4 Зарубежный опыт взаимодействия некоммерческих 32
организаций с органами местного самоуправления
1.5 Существующие проблемы во взаимодействии 37
некоммерческих организаций и органов местного самоуправления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 41
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ МО «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»)
2.1 Анализ деятельности органа местного самоуправления 41 «Город Екатеринбург» по регулированию взаимодействия
с некоммерческими организациями
2.2 Анализ результатов исследования по состоянию 47
взаимодействия НКО с органом местного самоуправления
«г. Екатеринбург»
2.3 Выявление существующих проблем во взаимодействии 53 некоммерческих организаций с органом местного самоуправления «Город Екатеринбург». Пути решения выявленных проблем
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО 56
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1 Рекомендации по совершенствованию разных форм 56
взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.
3.2 Ожидаемый социальный эффект от реализации 57
предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемыми результатами. Государству все сложнее в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Нагрузку на государство в социальной сфере снижает привлечение некоммерческих организаций. Именно этим вызвано повышение социальной роли «третьего сектора». Поэтому выявление проблем межсекторного взаимодействия, характерных для субъектов местного самоуправления и некоммерческих организаций, а также поиск способов совершенствования этого вида взаимодействия очень важно в современной России.
Цель магистерской диссертации: анализ совершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия некоммерческих организаций города Екатеринбурга с органами местного самоуправления.
Для достижения цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «институты гражданского общества»;
- изучить разные формы взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества;
- проанализировать характеристики некоммерческих организаций как одного из элементов гражданского общества;
- изучить зарубежный опыт взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления;
- выявить существующие проблемы во взаимодействии некоммерческих организаций и органов местного самоуправления;
- проанализировать деятельность органа местного самоуправления «Город Екатеринбург» по регулированию взаимодействия с некоммерческими организациями;
- проанализировать результаты исследования по состоянию взаимодействия некоммерческих организаций города Екатеринбурга с органом местного самоуправления;
- выявить существующие проблемы во взаимодействии некоммерческих организаций города Екатеринбурга с органом местного самоуправления, предложить пути решения выявленных проблем;
- разработать предложения по совершенствованию разных форм взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями;
- спрогнозировать ожидаемый социальный эффект от реализации предложений.
Объектом исследования является взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.
Предметом исследования являются формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, анализ нормативной правовой базы, регулирующей взаимодействие некоммерческих организаций и органов местного самоуправления; анализ статистических данных и социологический метод (проведение экспертного опроса).
Современный этап развития российской государственности характеризуется повышением прозрачности и демократичности деятельности органов местного самоуправления, формированием партнерских отношений с институтами самоуправления и субъектами гражданского общества. С начала происходящих реформ на смену политизированных и идеологизированных общественных организаций в России возникли добровольные объединения граждан, представляющие собой ассоциацию активных людей, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости.
Среди различных общественных организаций огромную роль играют некоммерческие организации. Они стимулируют развитие процесса демократизации и привносят большую степень самоуправления в общественные отношения. Акцентируя приоритет правовых ценностей, они формируют в гражданах уверенность в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Участие представителей общественности в принятии решений на уровне местного самоуправления является основой реализации принципов демократии и условием самого существования местного самоуправления. Становление института местного самоуправления невозможно без активной роли населения и его наиболее организованной и социально активной части - некоммерческих организаций. Некоммерческие организации (далее - НКО) могут и должны стать партнером органов местного самоуправления в процессе выработки, принятия, исполнения и оценки ключевых решений на местном уровне. К сожалению, слабость и пассивность большинства НКО в вопросах местного самоуправления, а также устаревшие стереотипы в сознании муниципальных служащих и депутатов представительных органов приводят к укреплению модели, в которой доминируют характеристики государственного управления . Номинально, называясь институтами самоуправления, органы местного самоуправления не реализуют своих возможностей ка как организаторов жизнедеятельности местного сообщества, а копируют по содержанию и формам деятельность государственных структур. Они воспринимают себя только как органы власти, а не как элемент гражданского общества. Такой подход приводит к усугублению проблем на местном уровне, когда при пассивности населения и недостатке ресурсов, а также не решенных противоречиях во взаимодействии с органами государственной власти, органы местного самоуправления пытаются осуществлять «муниципальную политику» и в одиночку бороться с множеством социальных и экономических проблем1. С другой стороны, некоммерческие организации разрозненно и стихийно на местном уровне занимаются решением социальных проблем, нередко находясь в изоляции не только от органов местного самоуправления, но и друг от друга. Испытывая постоянную потребность в ресурсах на осуществление своей деятельности, они неэффективно используют привлеченные ресурсы, дублируя или блокируя деятельность друг друга, тратя огромные усилия и средства на неоптимальные решения из-за незнания общей ситуации и самоизоляции от жизни местного сообщества.
В последние годы большинство органов местного самоуправления коренным образом реформировало свою систему работы с населением, что достигнуто благодаря комплексу мероприятий: активной работе органов местного самоуправления, созданием отделов по связям с общественностью, принятием и исполнением планов и программ, направленных на повышение авторитета некоммерческих организаций в обществе, а также использованием современных технологий в области коммуникации. Однако таковых мероприятий в органах местного самоуправления сегодня ведутся недостаточно для формирования в России развитого гражданского общества.
Разнообразные аспекты развития, становления и взаимодействия неправительственных организаций с органами местного самоуправления рассматриваются в трудах таких отечественных исследователей как: А. В. Матюхин , В. Н. Киселев , В. Г. Смольнов , О. Б. Ионова 6, И. М. Модель , Б. С. Модель2, И. Е. Вилинов3, П. В. Савченко4, В. Н. Якимец5, Л. Н. Коновалова6.
Философским, методологическим и прикладным проблемам социальной политики уделяется много внимания. Среди научных исследований по данному направлению наиболее интересны труды таких авторов как Ф. М. Бородкин7, Н. А. Денисов8, М. Г. Дмитриев9, А. А. Павлов10, А. П. Петров .
Проблемы становления и функционирования моделей социальной политики, анализ позитивных и негативных сторон, а также пути реформирования социальной политики представлены в трудах А. А. Козлова12, Ю. П. Лисовского13, Л. Я. Мейшезерской14, Г. Г. Пироговой15.
Необходимо выделить публикации, посвященные проблемам взаимодействия государственного и коммерческого секторов в сфере социальной политики, таких авторов как В. Н. Иванов16, О. А. Кириченко17, П. М. Кудюкин18, В. В. Попадейкин19, С. И. Чорбинский20.
Анализ социального партнерства трех секторов (государственного, коммерческого и общественных организаций) представлен в исследованиях, выполненных коллективом таких авторов как М. И. Либоракина, М. Г. Флямер, В. Н. Якимец21.
Интересны работы, посвященные становлению и формированию гражданского общества в России, а также участию общественных организаций в данных процессах: это труды К. С. Гаджиева1, З. Т.
Голенковой , А. И. Черных , И. Б. Левина , Ю. М. Резника , Л. М.
Романенко.
Особый научный интерес представляют работы А. В. Баркова и А. П. Печникова , в которых исследуются общие и частные проблемы социально значимой деятельности некоммерческих организаций, проводится анализ отдельных аспектов правового регулирования отношений в данной сфере.
Проанализировав работы выше перечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что одной из важнейших проблем в современной Российской действительности является то, что партнерские отношения между органами власти и, взаимодействующими с ними, общественными организациями недостаточно сформированы. В отношении социального партнерства с общественными организациями государственная политика в России находится в процессе формирования. Социальное партнерство, как основа гражданского общества находится в зачаточном состоянии. Важнейшей задачей является выработка чётких ориентиров, обоснование эффективной модели социального партнёрства между гражданским обществом, представленным неправительственными некоммерческими организациями, и властью в лице местного самоуправления. Также необходима выработка предложений и рекомендаций по формированию государственной социальной политики по этому направлению. Обеспечение благоприятных условий для развития двух составляющих социального партнёрства: системы местного самоуправления - местных органов власти и неправительственного сектора - общественных объединений является частью государственной социальной политики. По нашему мнению, в рассматриваемых работах, общим является анализ тенденции развития неправительственного сектора.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлении основных факторов, негативно влияющих на характер отношений;
- систематизации существующих проблем, характерных для взаимодействия НКО с органами местного самоуправления;
- разработке рекомендаций по совершенствованию разных форм взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.
По результатам диссертационного исследования автором подготовлены следующие публикации:
«Уровень зрелости гражданского общества в России». Региональное управление: модели, технологии, коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, УРФУ, ИГУП, 2013, часть 2, С. 59-60. В соавторстве с Ворониной Л.И.
«Территориальное общественное самоуправление в Российской федерации». Региональное развитие: стратегии и человеческий капитал. Материалы Международной научно-практической конференции.
Екатеринбург, УРФУ, ИГУП, 2014, Том 1, С. 135-131. В соавторстве с Ворониной Л.И.
«Гражданская активность населения России как фактор уровня развития гражданского общества». Исследования человеческого капитала как стратегического ресурса социально-экономического развития: теория, методы, практика. Материалы Всероссийской молодежной научной конференции. Екатеринбург, УРФУ, ИГУП, 2014, часть 2, С. 199-202. В соавторстве с Ворониной Л.И.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, десять параграфов, заключение, список литературы и приложение.
В диссертационной работе изучена теоретическая и законодательная база взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, а также зарубежный опыт, проанализированы статистические данные о современном состоянии межсекторного взаимодействия.
Проанализировано понятие «институты гражданского общества», изучены формы взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества. Институты гражданского общества в России находятся в процессе развития, в том числе некоммерческие организации. Законодательная база взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти достаточно хорошо сформирована на федеральном уровне и немного хуже на региональном и местном уровнях. уровень государственной поддержки некоммерческого сектора ниже, чем за рубежом.
Участие общественности в принятии решений на уровне местного самоуправления является основой реализации принципов демократии и одним из важнейших условий самого существования местного самоуправления. Становление института местного самоуправления невозможно без активной роли населения и его наиболее организованной и социально активной части - некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут и должны стать партнером органов местного самоуправления в процессе выработки, принятия, исполнения и оценки ключевых решений на местном уровне.
К сожалению, в настоящее время наблюдается влияние нескольких негативных факторов на характер взаимодействия. Со стороны большинства НКО это проявление неопределенности и пассивности гражданской позиции в решении вопросов местного самоуправления, а также проявление 59
недоверия к возможности партнерских отношений с органами местного самоуправления. Руководители российских НКО опасаются давления со стороны властных структур, считая, что власти пытаются слишком контролировать их инициативы, а то и совсем уничтожить. Также руководители НКО считают, что власть неуклюжа в попытке установить с ними взаимоотношения. Активисты НКО придерживаются схожей точки зрения с руководителями, но более умерены в выражении своей позиции.
Со стороны органов местного самоуправления - это наличие устаревших стереотипов в поведении и сознании депутатов и муниципальных служащих относительно целей и форм взаимодействия с общественными организациями не приводят к укреплению модели муниципального управления. Номинально называясь институтами самоуправления, органы местного самоуправления не реализуют своих возможностей как организаторов жизнедеятельности местного сообщества, а копируют деятельность государственных структур (по формам и по содержанию).
Уменьшение влияния негативных факторов и повышение результативности взаимодействия органов местного самоуправления зависит от взаимодействия и, особенно от формирования отношений, характеризующиеся как отношения социального партнерства. Такой тип отношений должен быть нормативно закреплен, процедурно организован и содержательно увязан со спецификой деятельности обоих субъектов и этапами социального управления.
Для изучения состояния взаимодействия НКО с органами местного самоуправления разработан инструмент для экспертного опроса из числа руководителей НКО. По результатам экспертного опроса выявлены проблемы, характерные для взаимодействия некоммерческих организаций с органом местного самоуправления «город Екатеринбург». Это нехватка финансирования некоммерческих организаций из муниципального бюджета. Весьма средняя частота взаимодействия НКО с ОМС города Екатеринбурга.
Низкие шансы НКО на участие и победу в тендерах на размещение социального заказа. Наличие взаимной отчужденности власти и общественных организаций, отсутствие партнерских отношений, а также преобладание традиционных формы взаимодействия.
Для устранения вывяленных проблем в диссертационном исследовании разработаны предложения по совершенствованию взаимодействия, реализация которых, на наш взгляд, может оказать положительный социальный эффект, состоящий в следующем:
- более полное и эффективное использование потенциала некоммерческих организаций для влияния на формирование благоприятной социальной среды;
- более динамичное и устойчивое развитие социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческого сектора в целом;
- увеличение объемов и качества услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
- подготовленный кадровый резерв из руководителей и наиболее активных членов некоммерческого сектора;
- рост гражданской активности через вовлечение граждан (из числа НКО) в управление жизнью муниципального образования;
- расширение межсекторного взаимодействия на базе развития такого типа отношений как социальное партнерство ;
- повышение привлекательности и престижности НКО, как для потенциальных работников, так и для потенциальных инвесторов;
- условия для создания дополнительных рабочих мест в самих НКО, действующих Екатеринбурга.
1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2) О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 13.07.2001 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177252/ (дата обращения 12.01.2015).
3) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Федеральный закон от 20.07.2012 N 121-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 13.07.2012 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_163972/ (дата обращения 12.01.2015).
4) О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ (действующая редакция) // Принят ГД ФС РФ 24.03.2010 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163542/ (дата обращения: 18.04.2015)
5) О благотворительной деятельности и благотворительных организаци ях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 07.07.1995 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ги document/cons_doc_LAW_162618/ (дата обращения: 18.04.2015)
6) О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 26.05.1995 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальны й сайт компании «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant. ru /103544/ (дата обращения: 18.04.2015)
7) О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 18.03.1998 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173607/ (дата обращения: 18.04.2015)
8) О защите прав потребителей: Федеральный закон (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) // Принят ГД ФС РФ (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ consumerism/#info / (дата обращения: 18.04.2015)
9) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 16.09.2003 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173439/ (дата обращения: 18.04.2015)
10) О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 08.07.2005 (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_8443.html (дата обращения: 18.04.2015)
11) Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995
№ 82-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 14.04.1995 (действующая редакция)
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/obob/ (дата обращения 12.01.2015).
12) Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995. N
174-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 19.07.1995 (действующая редакция)
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173439/ (дата обращения: 18.04.2015)
13) О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996
№ 7-ФЗ // Принят ГД ФС РФ 08.12.1995 (действующая редакция)
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/. (дата обращения 12.01.2015).
14) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (действующая редакция) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/#p1 (дата обращения 26.04.2015)
15) О передаче в аренду Автономной некоммерческой организации
«Центр социальной адаптации и реабилитации «Альтернатива» объекта муниципального нежилого фонда: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 20.03.2014 № 731 [Электронный ресурс] //
Информационный портал Екатеринбурга. - Режим доступа: http://www. ekburg.ru/ (дата обращения12.01.2015).
...