ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ
УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕН В УСЛОВИЯХ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК 9
1.1 Экономические системы и рынки 9
1.2 В2В Маркетинг и установление цен 19
1.3 Поведенческая экономика: модель единого «человека экономического»,
критерии иррациональности индивида 28
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ВЛИЯЮЩИХ
НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕН ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК 39
2.1 Исследование факторов, влияющих на экономическое поведение
участников в условиях тендерных закупок 39
2.2 Исследование выбора стратегического поведения участника аукционных
торгов на основе теории игр 69
2.3 Исследование вариативности поведения участника тендерных закупок при
установлении цен 79
3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ТАРГЕТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАСТНИКА ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЦЕНОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК 85
3.1 Модель прогнозирования цен с учетом факторов поведенческой экономики 85
3.2 Апробация модели таргетированного поведения в условиях тендерной
процедуры 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 122
Актуальность исследования. Современная экономическая теория многообразна. Меняющийся экономический мир нового столетия характеризуется тем, что в общественном сознании происходят качественные изменения в понимании динамики экономических, социальных и духовных процессов. Меняется научная картина мира. Причем мир изменяется быстрее, чем процесс познания этого мира. Главной задачей экономической науки во все времена было дать ответ на вопрос об устройстве экономического мира. Но так как сегодня мир изменился, то задачей современной экономической науки становится уже новое объяснение мира. В условиях автоматизации и информатизации современной экономики способность не просто к творческому мышлению, а способность к неформальным поступкам, неординарным решениям и действиям, нововведениям. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании экономической науки.
Поведенческая экономика (behavioral economics) относительно новая наука и учебная дисциплина. Она имеет скорее междисциплинарный характер и находится на стыке двух наук: психологии и экономики, что позволяет выявить психологическую основу и динамику принятия решений человеком и другими агентами.
Актуальность данной темы обоснована неспособностью неоклассической экономики достоверно описать различные процессы. Поведенческая экономика является дополнением экономики традиционной с точки зрения описания иррациональности индивида. Востребованность этой теории подтверждается тем фактом, что экономические модели построены на основании того, что человек рациональный и его поведение свойственно всем индивидам. Однако, человек иррационален по своей природе, но, можно заявить, что в своей иррациональности он предсказуем и возможно описать факторы, влияющие на его поведение в различной ситуации и с этой позиции предсказывать его поведение.
Степень разработанности исследуемой проблемы. В качестве самостоятельного направления поведенческая экономика в западной научной литературе появилась в 1960-70-х годах и активно разрабатывалась выдающимися учеными-психологами Д. Канеманом, А. Тверски, П. Словик и экономистами Дж. Акерлофом, Р. Шиллером, В. Смитом, Д. Ариели.
Даниэль Канеман израильско-американский психолог, один из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов, соавтор теории перспектив. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности».
Вернон Смит основатель экспериментальной экономики. Подтвердил некоторые экономические предпосылки иррационального поведения на основе экспериментов; сформировал разные подходы к пониманию истоков поведенческой экономической теории (1980-е годы) и обосновал роль экспериментального метода в поведенческой экономике.
Дэн Ариэли израильско-американский экономист и психолог. Исследователь «идеальной модели» распределения материальных благ. В 2008 году вышла книга профессора поведенческой экономики «Предсказуемо иррациональный».
Ричард Талер американский экономист, соавтор ряда работ по поведенческой экономике с нобелевским лауреатом Д. Канеманом. Автор «теории подталкивания», или «управляемого выбора». Исследователь влияния эмоций на решения потребителей на рынке, выбор способа сбережений, ипотеки, выбор пенсионного фонда. В 2015 году вышла его фундаментальная книга «Новая поведенческая экономика». В российской экономической мысли первые исследования в области экономической психологии принадлежат В. Соколинскому, А. Китову, С. Малахову. Фундаментальный вклад в теорию психологической экономики внес Б. Райзберг, который выделил три основных направления исследования: психология денежного поведения, психология трудового поведения, управленческая психология.
Развитие поведенческой экономики в современных условиях отражено в работах Дж. А. Акерлофа и Р. Дж. Шиллера «Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для глобального капитализма?», в работах С. Д. Левитта и С. Дж. Дабнера «Фрикономика» и «Суперфрикономика», Р. Френка «Дарвиновская экономика».
С позиций поведенческих экономистов функционирование экономики и эффективного управления важно объяснить с учетом психологических особенностей человеческого поведения: перемены в чувствах, впечатлениях и настроениях. Экономическая теория без учета субъективных факторов и иррационального начала вводит в заблуждение.
Основатели поведенческой экономики отмечают, что в настоящее время ученые научились моделировать поведение только на основе экономических мотивов и рациональных реакций экономических агентов. Однако поведение экономики следует объяснять из следующей логической модели. Данная проблема мало изучена.
В 1947 году вышло второе издание книги Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение», где впервые была изложена теория ожидаемой полезности. Новая теория возникла как дополнение к теории игр. В вводной главе книги, рассказывающей о применении теории игр в экономике, авторы кратко излагают основные положения экономической теории и предлагают новый метод для оценки полезности благ - именно здесь и была изложена аксиоматика теории ожидаемой полезности.
Целью исследования является разработка модели прогнозирования ценового предложения участников тендерных закупок.
Цель исследования определила следующий перечень задач:
- изучить теоретические вопросы формирования цены в условиях тендерных закупок с учетом принципов поведенческой экономики;
- проанализировать факторы, влияющие на поведение участников тендерных закупок при формировании ценового предложения;
- разработать и апробировать модель прогнозирования ценового предложения участников тендерных закупок с учетом влияния факторов поведенческой экономики.
Объектом исследования является процесс формирования ценового предложения в условиях тендерных закупок.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе торгов между участниками.
Научная новизна исследования состоит в разработке модели прогнозирования ценового предложения участника тендерных закупок, базирующаяся на функции полезности Неймана-Моргенштерна, отличающаяся учетом влияния релевантных факторов, позволяющей корректировать тактику поведения участника для каждого шага торгов и максимизировать полезность предложения с точки зрения принципов поведенческой экономики.
Новизна данной модели в ее упрощенном взаимодействии факторов поведенческой и классической экономики, влияющих на формирование предложения. Она базируется на иррациональной природе человека, которую невозможно описать с позиции классической экономики. Модель основана на эмоциональном, социальном и когнитивном принципах поведенческой экономики, которые выражаются во влиянии соответствующих им факторов с учетом вероятности удачи. Понятность модели делает ее доступной и простой для каждого индивида. Она позволяет принимать решения по определенному алгоритму в выработке таргетированного поведения, напрямую связанного со стратегией установления цен.
Практическая значимость научного исследования выражается в возможности использования в практической деятельности сформированных результатов проведенной работы для построения модели прогнозирования цен и корректировке поведения участников в условиях тендерных закупок.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы литературных источников, законодательства Российской Федерации, базы данных различных электронно-торговых площадок (далее ЭТП), отчеты Министерства финансов, а также авторские результаты эмпирических исследований рынка B2B предпринимательской среды малых предприятий.
Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой модели поведения на рынке B2B для получения необходимого результата, который, будет учитывать индивидуальные особенности сферы, рынка, предшествующего опыта, экономической ситуации и прочих факторов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских исследователей в области рынка, в том числе B2B, промышленного маркетинга и поведенческой экономики. Основные используемые методы исследования - эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение) и теоретические (абстрагирование, формализация). Исследование включает описательную статистику, факторный анализ, Кейс-стади (Case study). Для обработки статистической информации использовалась прикладная программа «Microsoft Excel». Для получения статистической информации использовались ЭТП B2B-centre, ТЭК ТОРГ, ГПБ, СИБУР и тендерно-аналитическая программа «Seldon».
Основные научные положения и результаты, выносимые на защиту:
- произведена группировка факторов, способных оказывать влияние на процедуру. Данная группировка комплексно учитывает все ключевые факторы, что позволяет оценить их комплексное влияние;
- описана функция стратегии получения благоприятного исхода для участника, основанная на теории игр, а именно Best Response Strategy, позволяющая определить оптимальные экономические условия для участника и интервалы установления цен с учетом «Проклятия победителя»;
- составлено дерево решений в условиях тендерных закупок, на основе которого получена матрица решений участника, которая отражает возможности развития событий в зависимости от принятого решения;
- введена шкала оценки информации и настроения индивида, на основе которых базируется определение коэффициентов взвешивания факторов поведенческой экономики;
- разработан алгоритм действий участника аукциона, необходимого для оценки степени влияния факторов поведенческой экономики, на основе полученных коэффициентов;
- разработана модель таргетированного поведения участника при прогнозировании ценового предложения в условиях тендерных закупок.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обусловлена применением общенаучных методов исследования (анализа, синтеза, системного подхода), использованием достоверных источников теоретико-методической, аналитической и статистической информации, изучением работ ведущих исследователей, инструментария экономико-финансового анализа. Успешная апробация модели и предложенного алгоритма на примере аукциона свидетельствует об обоснованности и достоверности результатов исследования.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 57 наименований. Основное содержание диссертации изложено на 127 страницах и включает 30 рисунков и 10 таблиц.
В диссертационной работе на основе данных теоретической и аналитической главы выполнен анализ факторов, влияющих на формирование предложения в условиях рынка тендерных закупок.
По результатам теоретического исследования, проведенного в первой главе, установлено:
- в ходе изучения экономических систем и рынков выделена область исследования, а именно - сфера тендерных закупок, и установлены регулятивные факторы влияния рынка;
- исследована нормативно-правовая база, а именно: законы 44-ФЗ и 223- ФЗ, рамками которой ограничен индивид;
- в ходе исследования маркетинга на рынке В2В установлены потребности взаимовыгодного сотрудничества экономических агентов для максимизации прибыли.
Таким образом, обоснована необходимость учета влияния факторов, выходящих за пределы классической экономики, на стратегию экономического поведения участника при установлении цен.
По результатам аналитического исследования факторов, влияющих на формирование ценового предложения участника, проведенного во второй главе, установлено:
- проведена группировка факторов, способных оказывать влияние на формирование ценового предложения в условиях тендерных закупок, на 3 основные группы: коммерческая, техническая и квалификационная. В ходе исследования этих групп установлено, что данные факторы не в полной мере описывают влияние на стратегию поведения экономического субъекта при установлении цен и формировании предложения, необходимо учитывать так же принципы поведенческой экономики;
- проведен анализ статистических данных по тендерным закупкам, а именно: по количеству проведенных закупок, общей сумме контрактов, типу закупочной процедуры, расчету стоимости участия, благонадежности поставщика, влиянию атрибутов аукциона и динамики снижения цены по шагам. Из полученных данных сделан вывод, что сфера тендерных закупок активно и стабильно развивается, количество проводимых закупок выросло в 1,7 раз, а их стоимость в 3,6 раза различных отраслях. Отражен прирост стоимости контрактов различных отраслей с 2019 по 2020 год. Соотношение начальной цены участника с ценой-победителем в среднем составляет 11%. Это имеет свои экономические последствия различных уровней влияния;
- исследовано поведение индивида в процессе аукциона с точки зрения дизайна механизмов, как одного из направлений теории игр. Наиболее близкой к поведенческой экономике является теория игр, а именно - дизайн механизмов. Но в чистом виде теория не применима, поэтому предлагается ее трансформация для аукциона на понижение, которая так же не применима, так как сложна в использовании и не исключает проявление проклятия победителя.
В 98% победителем является участник, предложивший самую низкую цену, часть из этих победителей переоценили свои возможности и предложили экономически необоснованную стоимость. Доказан и обоснован вариант развития событий любого аукциона - «Проклятие победителя», обусловленного влиянием поведенческой экономики или плохим экономическим расчетом. Не всегда победа в аукционе несет за собой выгоды. Например, участник, одержавший победу в процедуре на слайде установил цену в 2,15 раз меньше, чем заложил организатор, который был купить дороже, но в ходе торгов участники сами занизили себе цену поставки, тем самым уменьшив себе прибыль от продажи под влиянием факторов, не попадающих под описание классической экономики.
- обосновано исследование вариативности стратегий поведения участника тендерных закупок. Использован метод дерева решения с учетом расчета вероятностей. На основе данного метода сформулированы стратегии поведения индивида на 1 ходу. В рамках этих стратегий сформирована матрица решений индивида в процессе аукциона. Но установлено, что рассчитать вероятность какого-либо события в процессе аукциона трудоемко и долго, что делает использование этого метода невозможным.
Таким образом, отражена важность правильной оценки рынка, конкурентов, своих возможностей и выбора тактики участия в аукционе, позволяющая быстрее принимать решения и избегать ошибок, а также необходимость учета факторов поведенческой экономики. Все это в совокупности обосновывает необходимость создания некой модели, охватывающей классическую экономику с учетом принципов поведенческой.
Результатами третьей главы являются:
- На основе полученных данных разработана модель прогнозирования ценового предложения. Результатом использования которой является прогноз ценового предложения в торгах. Составляющими элементами модели является формула расчета коэффициента полезности предложения, алгоритма поведения индивида, критериев и шкалы оценки коэффициентов Х и У. Предложенный расчет позволяет упростить процедуру участия в аукционе и повысить качество при установлении цен предложения. Модель базируется на функции полезности Неймана-Моргенштерна, отличительной особенностью которой является введение коэффициентов взвешивания функций полезностей факторов поведенческой экономики, преобразование которой представлено в виде коэффициента полезности предложения;
- разработан алгоритм поведения индивида в процессе аукциона. Алгоритм, представляет собой последовательность действий индивида, который необходим для правильного использования модели прогнозирования ценового предложения в условиях тендерных, что позволяет корректировать тактику поведения участника для каждого шага торгов и максимизировать полезность предложения с точки зрения принципов поведенческой экономики.
- разработаны критерии и шкала оценки коэффициентов взвешивания функций Х, У и 2. Критерии определения Х, У лежат в диапазоне от 1 до 3, а Т бинарная величина со значением 0,1 и -0,1. Для определения критериев используются шкала оценки эмоций и информации с помощью вышеописанной методики;
- установлено, что результатом использования модели является динамический прогноз ценового предложения участник, учитывающий текущее изменение на каждом ходу;
- проведена апробация вышеописанной модели на примере лота в условиях аукционных торгов при заданном характере снижения цены в ходе аукциона до тех пор, пока цена не станет минимально возможной. Итого поступило 10 заявок от участников, среди них исследуемая. Рассчитан коэффициент полезности предложения по основным составляющими элементам модели, в соответствии с ней выполнены следующие шаги:
- по формуле был рассчитан коэффициент полезности предложения;
- участником выполнен вышеописанный алгоритм действий;
- произведена оценка критериев Х, У и 2 с помощью шкалы оценки эмоций и поведения.
Использование вышеописанной модели позволяет избежать ошибок и корректировать текущее ценовое поведение с учетом складывающейся тенденцией изменения цен.
Разработанная модель полезна тем, что она не ограничивает индивида рациональным поведением, она допускает принятие смешанной модели поведения индивида, он может быть логичен, может быть эмоционален, при этом чередуя эти состояния. Полученная модель представлена графически в различных ситуациях, для лучшего понимания ее действия.
Отличие от ранее придуманных моделей в введении коэффициентов функций взвешивания полезностей факторов поведенческой экономики и оценки влияния удачи, что обуславливает простоту использования. Модель позволяет принимать решения по определению экономического поведения, что напрямую связано со стратегией ценообразования.
Данная модель отличается от ранее предложенных своей простотой, каждый фактор классифицирован и упрощен. Модель не обладает той точностью, что ранее придуманные, но компенсирует это простотой понимания и использования для людей без экономического или математического образования.
1. Слагода, В. Г. Экономическая теория: Основы экономической
теории : учебник для студ. образоват. учрежд. проф. образования / В. Г. Слагода. - 5е изд., испр. И доп. Основы экономической теории: Учебник. - 2015 : Форум, НИЦ ИНФРАМ, . - 265 с.
2. Аникина, Е. А. Экономическая теория: учебник / Е. А. Аникина, Л.
И. Гавриленко. - 2014 : Томск: Изд-во Томского политехнического университета, . - 413 с.
3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - 2000 : Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМАИНФРА), . - 572 с.
4. Грязнова, А. Г. Экономическая теория: Учебник / А. Г. Грязнова, В,Чечелева Т. - 2005 : Издательство «Экзамен», . - 592 с.
5. Артамонов, В. С. Экономическая теория / В. С. Артамонов, А. И. Попов, С. А. Иванов. - 2-е изд. - 2010 : СПб.: Питер, . - 528 с.
6. Белявцев, М. И. Маркетинг : учеб. пособие / М. И. Белявцев, Л. М. Иваненко. - 2-е изд. - 2005 : Ростов-на-Дону: Центр учебной литературы, . - 328 с.
7. Белявцев, М. И. Маркетинговый менеджмент : учеб. пособие / М. И. Белявцев, В. М. Воробьев. - 2006 : Ростов-на-Дону: Центр учебной литературы, . - 407 с.
8. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - 2010 : Минск: Вышэйшая школа, . - 524 с.
9. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - 2010 : Ростов на Дону: Феникс, . - 381 с.
10. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - 2012 : Минск: БГТУ, . - 306 с.
11. Белов, Н. А. Проблемы маркетингового консультирования
промышленных предприятий / Н. А. Белов. - Текст : электронный // Портал промышленного маркетинга: [сайт]. -1Ж1/
ргоштагке1рог1а1.ги/шСех.рйр?ор1юп=сош_соп1еп1&1а8к=у1е’№&1С=20&11еш1С=4 1 (дата обращения: 014.12.2019).
12. Белов, М. А. Управление инфраструктурой предприятия: учеб.метод. пособие для самост. дисцит. / М. А. Белов, И. А. Павленко, Т. И. Решетняк. - 2003 : К. : КНЭУ, . - 112 с.
13. Бухтерева, О. С. Социология рекламы в социальнокультурном сервисе и туризме : учеб. пособие / О. С. Бухтерева. - 2011 : М. : ИНФРАМ, . - 127 с.
14. Брассингтон, Ф. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - 2014 : М.: Бизнес Букс, . - 536 с.
15. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. - 2010 : Москва: Дашков и К, . - 671 с.
16. Дурович, А. П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: учебное
пособие / А. П. Дурович. - 2010 : Минск: Современная школа, . -
253 с.
17. Журавлёва, Г. П. Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития: монография / Г. П. Журавлёва, Н. В. Манохина, В. В. Смагина. - 2016 : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, . - 340 с.
18. Талер, Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики / Р. Талер. пер. с англ. А. Прохорова; науч. ред. Л. Ивахненко. - 2018 : М. : Эксмо, . - 384 с.
19. Автономов, В. С. Человек в зеркале экономической теории / В. С. Автономов. - 1993 : М. : ИНФРАМ, . - 146 с.
20. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - 2013 : М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРАМ, . - 276 с.
21. Шмелева, М. В. Доклад о результатах мониторинга применения
Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год / М. В. Шмелева. - Текст : электронный // ЕИС : [сайт]. - URL:
http: //www.zakupki .gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.htmI?newsId= 18073 (дата обращения: 12.04.2019).
22. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. - 2009 : М.: ФОРУМ, . - 333 c.
23. Голова, А. Г. Управление продажами : учебник / А. Г. Голова. - 2013 : М.: Дашков и К, . - 277 c.
24. Еремин, В. Н. Основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Еремин. - 2014 : М.: КноРУс, . - 648 c.
25. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник / А. А. Казущик. - 2011 : Минск: Беларусь, . - 246 c.
26. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. - 2010 : Минск: БГЭУ, . - 414 c.
27. Министерство финансов. - Текст : электронный // Минфин : [сайт]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/(дата обращения: 08.06.2020).
28. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // ТЭК ТОРГ : [сайт]. - URL: https://www.tektorg.ru/(дата обращения: 08.01.2020).
29. Федеральная антимонопольная служба. - Текст : электронный // ФАС : [сайт]. - URL: https://fas.gov.ru/(дата обращения: 09.03.2020).
30. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // B2B Metallurg : [сайт]. - URL: https://www.b2b-center.ru/(дата обращения: 05.09.2019).
31. Единая информационная система закупок. - Текст : электронный // ЕИС : [сайт]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html(дата обращения: 08.06.2019).
32. Моргенштерн, О. Теория игр и экономическое поведение / О. Моргенштерн, ф. Н. Дж. - 2012 : М.: Книга по Требованию, . - 708 с.
33. Статистическая мера количества информации по К. Шеннону . - Текст : электронный // Информационный сайт : [сайт]. - URL: http://peredacha- informacii.ru/statisticheskaja-mera-informacii-shennon.html(дата обращения: 08.11.2019).
34. Губко, М. В. Теория игр в управлении организационными системами / М. В. Губко, Д. А. Новиков. - 2002 : Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, . - 148 c.
35. Benjamin, Hermalin,and,Alice,M 35. The Effect of Affect on Economic and Strategic Decision Making / Hermalin,and,Alice,M Benjamin. - Текст : непосредственный // University Library of Munich, Germany. - 2000. - № 1. - С. 28.
36. Барри, Д. Н. Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни / Д. Н. Барри, Диксит Авинаш. - 2018 : М.:МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, . - 750 c.
37. Кормен, Т. Х. Алгоритмы. Построение и анализ / Т. Х. Кормен, Ч. И. Лейзерсон. - 2019 : Вильямс, . - 1328 c.
38. Amer, J. M. Continuity of solutions of parabolic and elliptic equations / J. M. Amer. - Текст : непосредственный // The Johns Hopkins University Press. - 1958. - № 80. - С. 931-954.
39. Дж, Нэш О непрерывности решений параболических и эллиптических уравнений / Нэш Дж. - 1960 : Математика, . - 52 c.
40. Дж, Нэш Аналитичность решений задач о неявной функции с
аналитическими исходными данными / Нэш Дж. - 1971 : УМН, . -226 c.
41. Дж, Нэш Проблема вложений для римановых многообразий / Нэш Дж. - 1971 : УМН, . - 216 c.
42. Талер, Ричард Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / Ричард Талер. - 2020 : Бомбора (Эксмо), . - 384 с.
43. Словарь. - Текст : электронный // Википедия : [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki(дата обращения: 08.08.2019).
44. Петросян, Л. Теория игр и социально-экономическое поведение / Л. Петросян, Н. Зенкевич. - 2002 : Экономическая школа, . - 50 с.
45. Чернявский, А. Д. Теория игр, полезность и причинно-следственная связь / А. Д. Чернявский. - Текст : непосредственный // НАУКОВЕДЕНИЕ. - 2015. - № 1. - С. 3-15.
46. Бриллюэн, Л. Научная неопределенность и информация / Л. Бриллюэн. - 2010 : Пер. с англ. М.:КД «ЛИБРОКОМ», . - 272 с.
47. Чайковский, Ю. В. Ступени случайности и эволюция / Ю. В. Чайковский. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1996. - № 9. - С. 69-81.
48. Дорфман, Л. Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние / Л. Я. Дорфман. - Текст : непосредственный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - № 3. - С. 3-34.
49. Dawes, R. M. The Robust Beauty of Improper Linear Models in Decision Making / R. M. Dawes. - Текст : непосредственный // American Psychologist. - 1979. - № 7. - С. 571-582.
50. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // ЭТП ГПБ : [сайт]. - URL: https://etp.gpb.ru/(дата обращения: 09.09.2020).
51. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // ЭТП ГПБ Газпром : [сайт]. - URL: https://etpgaz.gazprombank.ru/(дата обращения: 08.07.2019).
52. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // Роселторг : [сайт]. - URL: https://www.roseltorg.ru/(дата обращения: 28.01.2021).
53. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // Интер Рао : [сайт]. - URL: https://www.interrao.ru/(дата обращения: 08.03.2021).
54. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // Фабрикант : [сайт]. - URL: https://www.fabrikant.ru/(дата обращения: 08.03.2021).
55. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // Сбербанк АСТ : [сайт]. - URL: https://www.sberbank-ast.ru/. (дата обращения: 08.03.2021).
56. Электронная торговая площадка. - Текст : электронный // Березка : [сайт]. - URL: https://agregatoreat.ru/(дата обращения: 08.03.2021).
57. Калмыкова, И. Ю. Экономика и эмоции: современное состояние / И. Ю. Калмыкова, М. М. Юдкевич. - // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - № 3. - С. 61-87.