БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 10
1.1. Проблема изучения базовых убеждений личности в отечественной и
зарубежной психологии 10
1.2. Понятие, функции и структура базовых убеждений личности 19
1.3. Смысложизненные ориентации личности как психологический
конструкт 25
1.4. Формирование смысложизенных ориентаций в процессе
социализации 30
1.5. Этническая идентичность: понятие, функции, типы 35
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 51
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
2.3. Практические рекомендации субъектам системы образования 79
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 10
1.1. Проблема изучения базовых убеждений личности в отечественной и
зарубежной психологии 10
1.2. Понятие, функции и структура базовых убеждений личности 19
1.3. Смысложизненные ориентации личности как психологический
конструкт 25
1.4. Формирование смысложизенных ориентаций в процессе
социализации 30
1.5. Этническая идентичность: понятие, функции, типы 35
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 51
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
2.3. Практические рекомендации субъектам системы образования 79
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в современном мире, сказываются на жизни молодёжи, обуславливают характерные черты ее развития и формирования. В возрастной психологии для юных людей свойственно развитие стабильной концепции ценностных ориентиров, миропонимания, формирование самосознания и развитие общественного статуса личности. В данном периоде формируется критичность мышления, стремление дать свою оценку различным явлениям, использовать неординарные решения.
Проблема развития и формирование базисных взглядов и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в современной психологии в контексте единых закономерностей психологического развития, в прямой взаимосвязи с отличительными чертами возрастного формирования в разных его стадиях. Ученые предполагают развитие ценностных ориентаций личности как итог взаимодействия развивающихся мыслительных структур с со временем расширяющимся общественным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Замечается, что в юношеском возрасте концепция базисных взглядов и смысложизненных ориентаций обретает поистине регулятивные функции (Л.И. Божович), формируется свое миропонимание лица, формирующее возможность развития внутренней, самостоятельной концепции ценностей. Но динамическая концепция смысложизненных ориентаций не останавливается в собственном формировании, кризисы формирования приводят к переосмыслению актуальных целей, перемене характера деятельности и межличностных отношений и к определенной трансформации концепции ценностей.
Изменения, обусловившие потребность принятия каждым членом общества ответственности за собственную судьбу, приводят к постепенному утверждению в социальном сознании новейшей концепции ценностных ориентаций. Вступающие в жизнедеятельность молодые люди, уже не связанные с прошлыми ценностями, не в полной мере восприняли и значения независимого демократического общества. В данной взаимосвязи особенное значение обретает процедура ценностного самоопределения в вузе, формирование концепции ценностных ориентаций, которая в особенности нужна для эффективной реализации предстоящей профессиональной деятельности.
Базовые убеждения личности изучаются как в зарубежной (Д.Вайсе, Дж.Келли, Р.МакМаллин, A.Beck, M.Dutton, S.Epstein,E.K.Fletcher, R.Janoff- Bulman, K.Kaniasty, F.H.Norris, G.L.Skidmore), так и в отечественной психологии (О.А.Ворона, Е.О.Лазебная, М.А.Падун, Н.В.Тарабрина). При этом объектом анализа больше всего считаются базисные взгляды людей, пребывающих в сверхэкстремальных моментах: участников боевых операций, потерпевших психический травм, аварий, людей с терминальными болезнями. Однако остаются мало обследованными базисные взгляды молодёжи, чьи жизненные условия невозможно характеризовать как крайные, к примеру, у представителей различных этнических групп в полиэтнической образовательной сфере университета. Между этим, понимание отличительных черт базисных взглядов, таких студентов может быть основой для формирования эмоциональных программ поддержки, как лично студенту, так и педагогам полиэтнических институтов, способствовать предотвращению деформаций молодой личности, раскрыть единые закономерности формирования ценностно-семантический сферы студентов.
В множественных исследованиях, имеющих отношение к смысложизненным ориентациям прогрессивной молодежи, показана двойственная ситуация воздействия общественных изменений на модификацию ценностно-смысловых взглядов, что может говорить, в первую очередь всего, отличиями в методических подходах к изучению и в теоретических основах, с которых интерпретируются экспериментальные данные. Тем не менее, в данных исследованиях наблюдаются единые тенденции в изменении базово-смысловой области молодого поколения в разных общественных условиях. Но, невзирая на большое число исследований базисных взглядов личности и смысложизненных ориентаций, в том числе предусматривающих разнообразные средовые и общественно¬психические условия, мало изучена значимость полиэтнического общества, в частности, воздействие полиэтнической образовательной сферы университета на развитие базисных взглядов и смысложизненных ориентаций современных студентов.
Причисление себя к той либо другой этнической группе дает возможность человеку чувствовать ощущение вовлеченности, содействует самоидентификации, служит основой самовыражения и основным регулятором этнического поведения. Более чувствительным, с точки зрения интенсивного развития концепции индивидуальных смыслов этнической идентичности, считается момент с 17 до 25 лет (Солдатова, 1998; Крысько, 2002; Собкин, 2004; Стефаненко, 2002; Гуриева, 2008 и др.). В взаимосвязи с этим молодое поколение представляет той возрастной командой, которая более восприимчива как к разногласиям, сопряженным с этническими проблемами, так и к развитию взглядов, направленных на регулирование и стабилизацию межнационального взаимодействия. По этой причине молодое поколение считается более важной для изучения разных аспектов этнической идентичности. Отталкиваясь из этого, установлена задача нашего исследования.
Цель исследования - определить общую структуру базовых убеждений и смысложизненных ориентаций студентов в полиэтнической образовательной среде вуза.
Объект исследования - базовые убеждения и смысложизненные ориентации молодежи.
Предмет исследования - базовые убеждения личности и смысложизненные ориентации студентов с разным типом этнической идентичности.
Гипотеза исследования: имеются значимые отличия в базовых убеждениях личности и смысложизненных ориентациях студентов с разным типом этнической идентичности.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор теоретических и эмпирических подходов к изучению базовых убеждений личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить понятие, функции и структура базовых убеждений личности.
3. Рассмотреть смысложизненные ориентации личности как психологический конструкт.
4. Изучить формирование смысложизенных ориентаций в процессе социализации.
5. Проанализировать понятие этнической идентичности.
6. Провести эмпирическое исследование базовых убеждений и смысложизненных ориентаций студентов с разным типом этнической идентичности.
7. Разработать практические рекомендации субъектам
образовательной среды ВУЗа.
Теоретической и методологической основой являются исследования базисных убеждений личности в различных смысловых контекстах (Л.И.Анцыферова, Дж. Ялом, S.Epstein, R.Janoff-Bulman); культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепции «цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, смыла жизни Б.С. Братуся, смысловой установки личности А.Г. Асмолова, психологии смысла Д.А. Леонтьева, смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, становления личности в профессиональной деятельности Ю.П. Поваренкова.
Методы исследования. Методы получения информации: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программных пакетов «STATISTIKA 6.0» и «SPSS 13.0».
Методики эмпирического исследования: 1. методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца (Карандашев В.Н., 2004); 2. методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С., 2006); 3. тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Леонтьев Д.А., 2000); 4. для изучения ценностно-смысловой составляющей образа мира: «Шкала базисных убеждений личности» (Р.Янов-Бульман); 5.
Опросник: «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
Организация исследования. Эмпирическое исследование
проводилось в 2016- 2017 гг. Всего было охвачено исследованием 80 человек (33 юноши и 47 девушек) в возрасте 16 - 21 год, представляющие Аграрный университет Северного Зауралья (полиэтнический вуз г. Тюмени).
Общая выборка состояла из следующих групп:
- студенты русской национальности 1-4го года обучения в ВУЗе (49 студентов: 21 юношей, 28 девушек);
- студенты татарской национальности и студенты, включенных в перечень коренных малочисленных народов Севера в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации (с изменениями на 25 августа 2015 года) 1 -4го года обучения в ВУЗе (31 студент: 12 юношей, 19 девушек).
Достоверность и надёжность полученных результатов определяется методологическими принципами, положенными в основу исследования, теоретической обоснованностью проблемы, адекватностью методов и методик исследования, репрезентативностью выборки, применением к полученным результатам методов математико-статистической обработки.
Научная новизна исследования. В исследовании в первый раз подвергнуты относительному исследованию базисные взгляды и смысложизненные ориентации студентов в полиэтнической образовательной сфере университета. Обнаружены отличия в базисных взглядах и смысложизненных ориентациях молодого поколения, которые принадлежат к различным этническим группам в полиэтнической сфере университета и их динамика с первого года преподавания вплоть до выпускного курса.
Теоретическая значимость исследования. Итоги исследования расширяют абстрактные понятия о связях в структуре базисных взглядов и смысложизненных ориентаций, а кроме того о воздействии полиэтнической образовательной сферы на динамику базисных взглядов и смысложизненных ориентаций студентов.
Конкретизируется понимание о этом, что трансформация традиционного уклада жизни, предполагающего значительную взаимозависимость от общества, и необходимость саморегуляции поведения в обстоятельствах этнически смешанной сферы устанавливают значительную самостоятельность молодежи. При этом этнокультурная разнородность образовательной сферы с каждым годом преподавания всё более актуализируют необходимость личности в адаптации и принятии и способствуют формированию межличностной восприимчивости и толерантности, преодолению традиционных стандартов.
Обнаруженные отличия в структуре базисных взглядов и смысложизненных ориентаций студентов в полиэтнической образовательной сфере показывают на высокоперспективность исследования значимости этнокультурной неоднородности образовательной сферы в создании базисных взглядов и смысложизненных ориентаций и формировании благоприятных индивидуальных качеств обучающихся.
Практическая значимость исследования.
Итоги настоящего исследования могут найти применение в психологическом сопровождении обучающихся, в психопрофилактической и коррекционно-формирующей деятельности эмоциональных служб системы образования. Полученные сведения доказывают положительную значимость полиэтнической образовательной сферы в формировании ценностно- семантический области обучающихся, подобным образом, свидетельствуют на необходимость развития в высших образовательных органах учебных групп с учетом этнического фактора, поддержания относительно равного баланса численности представителей разных этносов.
Данные о особенностях структуры базисных взглядов и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной сфере дают возможность обозначить пути корректировки и гармонизации концепции личных ценностей и смысложизненных ориентаций обучающихся. При этом необходимо отталкиваться с того, что процедура развития ценностно-семантический области у первокурсников и студентов выпускников представляет собой незавершенным. Немаловажно учитывать, что в полиэтнической образовательной сфере учащиеся вузов старшего направления наиболее конформны в межличностном содействии, нежели учащиеся вузов первого года преподавания. Этнокультурные отличия актуализуют необходимость личности в адаптации и принятии, стереотипы межнационального восприятия в полиэтнической сфере преодолеваются проще, в связи с чем появляются подходящие условия для формирования межличностной восприимчивости и толерантности.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии Уральского государственного педагогического университета, на семинарах магистрантов. Результаты исследования были представлены в различных научно - практических конференциях и научных сессиях. По данной проблеме опубликована 1 статья.
Проблема развития и формирование базисных взглядов и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в современной психологии в контексте единых закономерностей психологического развития, в прямой взаимосвязи с отличительными чертами возрастного формирования в разных его стадиях. Ученые предполагают развитие ценностных ориентаций личности как итог взаимодействия развивающихся мыслительных структур с со временем расширяющимся общественным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Замечается, что в юношеском возрасте концепция базисных взглядов и смысложизненных ориентаций обретает поистине регулятивные функции (Л.И. Божович), формируется свое миропонимание лица, формирующее возможность развития внутренней, самостоятельной концепции ценностей. Но динамическая концепция смысложизненных ориентаций не останавливается в собственном формировании, кризисы формирования приводят к переосмыслению актуальных целей, перемене характера деятельности и межличностных отношений и к определенной трансформации концепции ценностей.
Изменения, обусловившие потребность принятия каждым членом общества ответственности за собственную судьбу, приводят к постепенному утверждению в социальном сознании новейшей концепции ценностных ориентаций. Вступающие в жизнедеятельность молодые люди, уже не связанные с прошлыми ценностями, не в полной мере восприняли и значения независимого демократического общества. В данной взаимосвязи особенное значение обретает процедура ценностного самоопределения в вузе, формирование концепции ценностных ориентаций, которая в особенности нужна для эффективной реализации предстоящей профессиональной деятельности.
Базовые убеждения личности изучаются как в зарубежной (Д.Вайсе, Дж.Келли, Р.МакМаллин, A.Beck, M.Dutton, S.Epstein,E.K.Fletcher, R.Janoff- Bulman, K.Kaniasty, F.H.Norris, G.L.Skidmore), так и в отечественной психологии (О.А.Ворона, Е.О.Лазебная, М.А.Падун, Н.В.Тарабрина). При этом объектом анализа больше всего считаются базисные взгляды людей, пребывающих в сверхэкстремальных моментах: участников боевых операций, потерпевших психический травм, аварий, людей с терминальными болезнями. Однако остаются мало обследованными базисные взгляды молодёжи, чьи жизненные условия невозможно характеризовать как крайные, к примеру, у представителей различных этнических групп в полиэтнической образовательной сфере университета. Между этим, понимание отличительных черт базисных взглядов, таких студентов может быть основой для формирования эмоциональных программ поддержки, как лично студенту, так и педагогам полиэтнических институтов, способствовать предотвращению деформаций молодой личности, раскрыть единые закономерности формирования ценностно-семантический сферы студентов.
В множественных исследованиях, имеющих отношение к смысложизненным ориентациям прогрессивной молодежи, показана двойственная ситуация воздействия общественных изменений на модификацию ценностно-смысловых взглядов, что может говорить, в первую очередь всего, отличиями в методических подходах к изучению и в теоретических основах, с которых интерпретируются экспериментальные данные. Тем не менее, в данных исследованиях наблюдаются единые тенденции в изменении базово-смысловой области молодого поколения в разных общественных условиях. Но, невзирая на большое число исследований базисных взглядов личности и смысложизненных ориентаций, в том числе предусматривающих разнообразные средовые и общественно¬психические условия, мало изучена значимость полиэтнического общества, в частности, воздействие полиэтнической образовательной сферы университета на развитие базисных взглядов и смысложизненных ориентаций современных студентов.
Причисление себя к той либо другой этнической группе дает возможность человеку чувствовать ощущение вовлеченности, содействует самоидентификации, служит основой самовыражения и основным регулятором этнического поведения. Более чувствительным, с точки зрения интенсивного развития концепции индивидуальных смыслов этнической идентичности, считается момент с 17 до 25 лет (Солдатова, 1998; Крысько, 2002; Собкин, 2004; Стефаненко, 2002; Гуриева, 2008 и др.). В взаимосвязи с этим молодое поколение представляет той возрастной командой, которая более восприимчива как к разногласиям, сопряженным с этническими проблемами, так и к развитию взглядов, направленных на регулирование и стабилизацию межнационального взаимодействия. По этой причине молодое поколение считается более важной для изучения разных аспектов этнической идентичности. Отталкиваясь из этого, установлена задача нашего исследования.
Цель исследования - определить общую структуру базовых убеждений и смысложизненных ориентаций студентов в полиэтнической образовательной среде вуза.
Объект исследования - базовые убеждения и смысложизненные ориентации молодежи.
Предмет исследования - базовые убеждения личности и смысложизненные ориентации студентов с разным типом этнической идентичности.
Гипотеза исследования: имеются значимые отличия в базовых убеждениях личности и смысложизненных ориентациях студентов с разным типом этнической идентичности.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор теоретических и эмпирических подходов к изучению базовых убеждений личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить понятие, функции и структура базовых убеждений личности.
3. Рассмотреть смысложизненные ориентации личности как психологический конструкт.
4. Изучить формирование смысложизенных ориентаций в процессе социализации.
5. Проанализировать понятие этнической идентичности.
6. Провести эмпирическое исследование базовых убеждений и смысложизненных ориентаций студентов с разным типом этнической идентичности.
7. Разработать практические рекомендации субъектам
образовательной среды ВУЗа.
Теоретической и методологической основой являются исследования базисных убеждений личности в различных смысловых контекстах (Л.И.Анцыферова, Дж. Ялом, S.Epstein, R.Janoff-Bulman); культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепции «цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, смыла жизни Б.С. Братуся, смысловой установки личности А.Г. Асмолова, психологии смысла Д.А. Леонтьева, смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, становления личности в профессиональной деятельности Ю.П. Поваренкова.
Методы исследования. Методы получения информации: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программных пакетов «STATISTIKA 6.0» и «SPSS 13.0».
Методики эмпирического исследования: 1. методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца (Карандашев В.Н., 2004); 2. методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С., 2006); 3. тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Леонтьев Д.А., 2000); 4. для изучения ценностно-смысловой составляющей образа мира: «Шкала базисных убеждений личности» (Р.Янов-Бульман); 5.
Опросник: «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
Организация исследования. Эмпирическое исследование
проводилось в 2016- 2017 гг. Всего было охвачено исследованием 80 человек (33 юноши и 47 девушек) в возрасте 16 - 21 год, представляющие Аграрный университет Северного Зауралья (полиэтнический вуз г. Тюмени).
Общая выборка состояла из следующих групп:
- студенты русской национальности 1-4го года обучения в ВУЗе (49 студентов: 21 юношей, 28 девушек);
- студенты татарской национальности и студенты, включенных в перечень коренных малочисленных народов Севера в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации (с изменениями на 25 августа 2015 года) 1 -4го года обучения в ВУЗе (31 студент: 12 юношей, 19 девушек).
Достоверность и надёжность полученных результатов определяется методологическими принципами, положенными в основу исследования, теоретической обоснованностью проблемы, адекватностью методов и методик исследования, репрезентативностью выборки, применением к полученным результатам методов математико-статистической обработки.
Научная новизна исследования. В исследовании в первый раз подвергнуты относительному исследованию базисные взгляды и смысложизненные ориентации студентов в полиэтнической образовательной сфере университета. Обнаружены отличия в базисных взглядах и смысложизненных ориентациях молодого поколения, которые принадлежат к различным этническим группам в полиэтнической сфере университета и их динамика с первого года преподавания вплоть до выпускного курса.
Теоретическая значимость исследования. Итоги исследования расширяют абстрактные понятия о связях в структуре базисных взглядов и смысложизненных ориентаций, а кроме того о воздействии полиэтнической образовательной сферы на динамику базисных взглядов и смысложизненных ориентаций студентов.
Конкретизируется понимание о этом, что трансформация традиционного уклада жизни, предполагающего значительную взаимозависимость от общества, и необходимость саморегуляции поведения в обстоятельствах этнически смешанной сферы устанавливают значительную самостоятельность молодежи. При этом этнокультурная разнородность образовательной сферы с каждым годом преподавания всё более актуализируют необходимость личности в адаптации и принятии и способствуют формированию межличностной восприимчивости и толерантности, преодолению традиционных стандартов.
Обнаруженные отличия в структуре базисных взглядов и смысложизненных ориентаций студентов в полиэтнической образовательной сфере показывают на высокоперспективность исследования значимости этнокультурной неоднородности образовательной сферы в создании базисных взглядов и смысложизненных ориентаций и формировании благоприятных индивидуальных качеств обучающихся.
Практическая значимость исследования.
Итоги настоящего исследования могут найти применение в психологическом сопровождении обучающихся, в психопрофилактической и коррекционно-формирующей деятельности эмоциональных служб системы образования. Полученные сведения доказывают положительную значимость полиэтнической образовательной сферы в формировании ценностно- семантический области обучающихся, подобным образом, свидетельствуют на необходимость развития в высших образовательных органах учебных групп с учетом этнического фактора, поддержания относительно равного баланса численности представителей разных этносов.
Данные о особенностях структуры базисных взглядов и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной сфере дают возможность обозначить пути корректировки и гармонизации концепции личных ценностей и смысложизненных ориентаций обучающихся. При этом необходимо отталкиваться с того, что процедура развития ценностно-семантический области у первокурсников и студентов выпускников представляет собой незавершенным. Немаловажно учитывать, что в полиэтнической образовательной сфере учащиеся вузов старшего направления наиболее конформны в межличностном содействии, нежели учащиеся вузов первого года преподавания. Этнокультурные отличия актуализуют необходимость личности в адаптации и принятии, стереотипы межнационального восприятия в полиэтнической сфере преодолеваются проще, в связи с чем появляются подходящие условия для формирования межличностной восприимчивости и толерантности.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии Уральского государственного педагогического университета, на семинарах магистрантов. Результаты исследования были представлены в различных научно - практических конференциях и научных сессиях. По данной проблеме опубликована 1 статья.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие "базисные убеждения" (либо "базовые схемы") появилось и формируется на пересечении когнитивной (Брунер, Найсер), общественной (Тайлор), а кроме того медицинской психологии и психотерапии (Эмир, Гаронян), которые (любая с собственных позиций) стараются дать ответ на вопрос о том, каким способом человек проектирует собственные понятия о окружающем обществе и своем "Я". В когнитивной психологии суждению «базовые взгляды» предшествовало представление когнитивной схемы. Интерпретация определения когнитивной схемы отличается в доктринах когнитивной переработки информации, когнитивных доктринах личности и доктринах общественного познания. Отличие основным способом заключается в этом, что в доктринах когнитивных действий схемы рассматриваются как когнитивные структуры, предвосхищающие понимание и изучение субъектом реальности, а в общественных доктринах и когнитивных доктринах личности - как когнитивно-эмоциональные сложные комплексы, формирующиеся из переживания индивидумом происшествий его индивидуальной истории и в соответствии с этим направляющие его действия.
К настоящему времени накоплено большое количество экспериментальных научных сведений, а кроме того результатов психотерапевтической и совещательной практики, которые предоставляют основания расценивать базовые взгляды в качестве когнитивных строений, в основе которых создается представление общества, обусловливается сущность мышления, организуются опыт и действия. Конструкты, которые люди создают при помощи разумной концепции, называют взглядами, а конструкты, какие создаются в эмпирической концепции, называют невыраженными взглядами, либо схемами. Схемы лежат в основе концепции действительности, оформляют её фундамент. В согласовании с главными потребностями личности Эпштейн подчеркнул 4 базовых убеждения, либо схемы, образующие имплицитную индивидуальную концепцию действительности: 1) позиция о доброжелательности находящегося вокруг общества; 2) позиция о правильности находящегося вокруг общества; 3) позиция в том, что находящимся вокруг людям возможно верить; 4) позиция в своей важности. Подобным способом, концепция базовых взглядов личности, содержащая глубокие понятия о доброжелательности- враждебности находящегося вокруг общества и важности своего "Я", считается невыраженной мировозренческой концепцией (базисной философией) субъекта, что гарантирует успешную адаптацию личности в общественной сфере.
Смысложизненные ориентации личности рассматриваются в психологии как итог осознания ценностей, целей и смысла своей жизни, в близкой взаимосвязи с представлениями «ценностные ориентации», «житейские цели» и «значение существования», исходя из того, что значения - данное осмысленные и установленные человеком всеобщие смыслы его существования (Б.С. Братусь). Акцентируется 2 ключевых значения определения «смысложизненные ориентации личности». В первом смысле оно подобно суждению «ценностные ориентации» и означают характеризующие жизненные цели лица, выражающие то, что считается для него более значимым и обладает индивидуальным значением (М.С. Яницкий, А.В. Сероватый). Второе значения данного определения связано с тестом смысложизненных ориентаций (СЖО), исследованным Д.А. Леонтьевым. Окончательный, в свою очередность, считается операционализацией концепции желания к смыслу Виктора Франкла, в соответствии с который неудача в поиске человеком значения собственной жизни (экзистенциальная подавленность) и следующее из нее чувство потери смысла (экзистенциальный пустота) считаются фактором особенного рода внутренних болезней - ноогенных неврозов. В следствии данного индивид оказывается в ситуации неопределённости, в тоске и апатии, если «никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать» (В. Франкл).
Понятие смысла кроме того обширно применяется в деятельностном подходе. Соответственно А.Н. Леонтьеву, индивидуальный смысл порождается взаимоотношением мотива к цели; аргументы дают осознанному отражению индивидуальную окрашенность, проявляя значимость отражаемого для самого субъекта, в таком случае имеется личностный смысл. Смысловые установки устанавливают в окончательном результате стабильность и направленность действия личности, её поступки и действия (А.Г. Асмолов). В концепции Б.С. Братуся смысл показан как непростая динамическая концепция, образующая смысловую область личности, что и обуславливает всю жизнедеятельность лица. Д.А. Леонтьев анализирует значение как «правило регуляции действия лица его житейским обществом как единым». Порекомендованная им модель включает 3 нюанса смысла существования: индивидуальный облик цели, справедливая
направленность и чувственное переживание включенности и осмысленности. В.Э. Чудновский устанавливают смысложизненные ориентации как целую концепцию осознанных и избирательных взаимосвязей, отображающих направленность личности, существование актуальных целей, осознанность выборов и оценок, удовлетворение существованием (самореализацией) и умение взять за нее ответственность, воздействуя на её процесс.
Проблема развития и динамики смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте единых закономерностей психологического формирования, в прямой взаимосвязи с отличительными чертами возрастного развития в разных его стадиях. Ученые осознавали развитие ценностных ориентаций личности как итог взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся общественным опытом (Ж. Пиаже); как трансформация от интерпсихического (общественного) к интрапсихическому личному методу существования лица (как итог интериоризации, являющегося механизмом социализации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Многими учеными замечается преобразование идеалов общества и ценностно-смысловых ориентаций личности, перемена всего хода социализации в взаимосвязи ускорением общественной динамики и структурными преобразованиями в русском обществе в минувшие десятилетия. В данной взаимосвязи особенное внимание притягивает молодое поколение, так как она более динамична и внимательно откликается на общественные изменения и перемены в идеологии и ценностях общества. Таким способом, в нынешних обстоятельствах «упадка ценностей» и недоступности общепринятой идеологии понятия о культурно одобряемом действии размываются, а выбор моделей действия основывается на иерархию личных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Отсюда исследование ценностей и СЖО дает возможность приобрести понимание о направленностях в изменении общественных норм, направлений и стратегий поведения, в особенности молодого поколения, у которой в данном возрасте стремительно формируется концепция индивидуальных смыслов и происходит создание новейших смысловых структур. Невзирая множество исследований ценностей, в том числе предусматривающих разнообразные средовые и общественно-психические условия, мало исследована разделение ценностей в зависимости от некоторых условий, в том числе учебно- образовательного статуса и отличительных черт общественной, образовательной сферы. В данной взаимосвязи представляет интерес исследование разных отличительных черт образовательной сферы, в которой пребывают учащиеся вузов, в частности ее полиэтнический характер.
Результаты эмпирического исследования показали следующее. В иерархии нормативных идеалов русских студентов доминируют две группы ценностных типов. Первая (более значимая - безопасность, конформность, доброта), отражает стремление к общности и сохранению, вторая
(достижения, самостоятельность) индивидуализм и готовность к
изменениям.
У нерусских студентов доминирующая пятерка ценностей - нормативных идеалов содержит те же мотивационные типы. При этом важное отличие иерархии ценностей нерусских студентов состоит в том, что нормативные идеалы самостоятельность и достижения занимают в ней более высокое место.
Отвергаемые нормативные идеалы (власть, стимуляция) в сравниваемых группах студентов совпадают. В середине иерархии у русских студентов традиции соседствуют с универсализмом, у нерусских студентов - с гедонизмом.
Таким образом, у нерусских студентов в нормативных идеалах более значимыми являются индивидуализм и готовность к изменениям, тогда как для русских студентов более значимы нормативные идеалы сохранения. Соответственно, значимые различия в нормативных идеалах между русскими и нерусскими студентами в полиэтнической среде имеются по мотивационным типам самостоятельность, стимуляция и гедонизм, значимость которых для нерусских студентов выше.
В иерархии индивидуальных приоритетов у русских студентов доминирует однородная группа ценностных типов (конформность, доброта, безопасность, традиции), которая отражает стремление к общности и сохранению. К ним примыкает мотивационный тип самостоятельность (на пятом месте).
У нерусских студентов в иерархии индивидуальных приоритетов доминирует разнородные группы ценностных типов, которые с одной стороны выражают стремление к открытости, изменениям и самовозвышению (самостоятельность - 1-ое место, гедонизм, стимуляция и достижения), с другой - значимость общности (доброта - 2 -ое место).
Сравнение индивидуальных приоритетов русских и нерусских студентов в полиэтнической среде ВУЗа показывает, что, как и в случае с нормативными идеалами, в индивидуальных приоритетах нерусских студентов большую значимость имеет ценностный тип самостоятельность, что подтверждает вывод о большей значимости для нерусских студентов индивидуализма и открытости к изменениям.
В иерархии ценностей-идеалов русских студентов доминируют (в порядке убывания значимости) здоровье, помощь и милосердие, признание и уважение людей, общение, любовь. Эти ценности содержательно соответствуют иерархии индивидуальных приоритетов русских студентов и отражают идеалы общности и сохранения.
Значимые различия между русскими и нерусскими студентами имеются в предпочтении ценностей-идеалов материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, социальный статус, социальная активность, общение. При этом материальное благосостояние, социальный статус и социальная активность более значимы для нерусских студентов, наслаждение прекрасным и общение для их русских сверстников.
По всем шкалам смысложизненных ориентаций старшекурсники из полиэтнической среды имеют более высокие показатели по сравнению с их сверстниками из моноэтнической среды, при этом соотношение значимости разных шкал СЖО для обеих групп остается одинаковым.
Таким образом, имеются значимые различия в иерархиях ценностей русских и нерусских студентов в полиэтнической среде. Такие ценности как социальная активность и социальный статус (самостоятельность и достижения), т.е.ценностные идеалы, отражающие стремление к открытости и достижениям более значимы для нерусских студентов. Они также проявляют большую осмысленность жизни. Для их русских сверстников из более значима ценности отражающие стремление к общности и сохранению (конформность, доброта, безопасность).
Вместе с тем у обеих сравниваемых групп студентов доминируют конкурирующие ценностные типы, что отражает сложность процесса ценностно-смыслового самоопределения студентов.
Среднестатистические показатели базовых убеждений русских студентов и нерусских студентов позволили сделать вывод о том, что в целом полиэтническая образовательная среда учебного заведения не является психологически травматичной для них. В целом по группам наблюдается норма показателей по всем шкалам выше 3,5 баллов. Данные результаты говорят в целом об оптимистичном отношении студентов к миру, окружающим людям и себе самому, что способствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. Но следует заметить, что уровень базовых убеждений у русских студентов более высок, что говорит о развитии смыслообразующих мотивов личности, способности адекватно оценивать мир и свои возможности, высоком уровне самооценки и самоконтроле у студентов данной группы.
Понятие "базисные убеждения" (либо "базовые схемы") появилось и формируется на пересечении когнитивной (Брунер, Найсер), общественной (Тайлор), а кроме того медицинской психологии и психотерапии (Эмир, Гаронян), которые (любая с собственных позиций) стараются дать ответ на вопрос о том, каким способом человек проектирует собственные понятия о окружающем обществе и своем "Я". В когнитивной психологии суждению «базовые взгляды» предшествовало представление когнитивной схемы. Интерпретация определения когнитивной схемы отличается в доктринах когнитивной переработки информации, когнитивных доктринах личности и доктринах общественного познания. Отличие основным способом заключается в этом, что в доктринах когнитивных действий схемы рассматриваются как когнитивные структуры, предвосхищающие понимание и изучение субъектом реальности, а в общественных доктринах и когнитивных доктринах личности - как когнитивно-эмоциональные сложные комплексы, формирующиеся из переживания индивидумом происшествий его индивидуальной истории и в соответствии с этим направляющие его действия.
К настоящему времени накоплено большое количество экспериментальных научных сведений, а кроме того результатов психотерапевтической и совещательной практики, которые предоставляют основания расценивать базовые взгляды в качестве когнитивных строений, в основе которых создается представление общества, обусловливается сущность мышления, организуются опыт и действия. Конструкты, которые люди создают при помощи разумной концепции, называют взглядами, а конструкты, какие создаются в эмпирической концепции, называют невыраженными взглядами, либо схемами. Схемы лежат в основе концепции действительности, оформляют её фундамент. В согласовании с главными потребностями личности Эпштейн подчеркнул 4 базовых убеждения, либо схемы, образующие имплицитную индивидуальную концепцию действительности: 1) позиция о доброжелательности находящегося вокруг общества; 2) позиция о правильности находящегося вокруг общества; 3) позиция в том, что находящимся вокруг людям возможно верить; 4) позиция в своей важности. Подобным способом, концепция базовых взглядов личности, содержащая глубокие понятия о доброжелательности- враждебности находящегося вокруг общества и важности своего "Я", считается невыраженной мировозренческой концепцией (базисной философией) субъекта, что гарантирует успешную адаптацию личности в общественной сфере.
Смысложизненные ориентации личности рассматриваются в психологии как итог осознания ценностей, целей и смысла своей жизни, в близкой взаимосвязи с представлениями «ценностные ориентации», «житейские цели» и «значение существования», исходя из того, что значения - данное осмысленные и установленные человеком всеобщие смыслы его существования (Б.С. Братусь). Акцентируется 2 ключевых значения определения «смысложизненные ориентации личности». В первом смысле оно подобно суждению «ценностные ориентации» и означают характеризующие жизненные цели лица, выражающие то, что считается для него более значимым и обладает индивидуальным значением (М.С. Яницкий, А.В. Сероватый). Второе значения данного определения связано с тестом смысложизненных ориентаций (СЖО), исследованным Д.А. Леонтьевым. Окончательный, в свою очередность, считается операционализацией концепции желания к смыслу Виктора Франкла, в соответствии с который неудача в поиске человеком значения собственной жизни (экзистенциальная подавленность) и следующее из нее чувство потери смысла (экзистенциальный пустота) считаются фактором особенного рода внутренних болезней - ноогенных неврозов. В следствии данного индивид оказывается в ситуации неопределённости, в тоске и апатии, если «никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать» (В. Франкл).
Понятие смысла кроме того обширно применяется в деятельностном подходе. Соответственно А.Н. Леонтьеву, индивидуальный смысл порождается взаимоотношением мотива к цели; аргументы дают осознанному отражению индивидуальную окрашенность, проявляя значимость отражаемого для самого субъекта, в таком случае имеется личностный смысл. Смысловые установки устанавливают в окончательном результате стабильность и направленность действия личности, её поступки и действия (А.Г. Асмолов). В концепции Б.С. Братуся смысл показан как непростая динамическая концепция, образующая смысловую область личности, что и обуславливает всю жизнедеятельность лица. Д.А. Леонтьев анализирует значение как «правило регуляции действия лица его житейским обществом как единым». Порекомендованная им модель включает 3 нюанса смысла существования: индивидуальный облик цели, справедливая
направленность и чувственное переживание включенности и осмысленности. В.Э. Чудновский устанавливают смысложизненные ориентации как целую концепцию осознанных и избирательных взаимосвязей, отображающих направленность личности, существование актуальных целей, осознанность выборов и оценок, удовлетворение существованием (самореализацией) и умение взять за нее ответственность, воздействуя на её процесс.
Проблема развития и динамики смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте единых закономерностей психологического формирования, в прямой взаимосвязи с отличительными чертами возрастного развития в разных его стадиях. Ученые осознавали развитие ценностных ориентаций личности как итог взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся общественным опытом (Ж. Пиаже); как трансформация от интерпсихического (общественного) к интрапсихическому личному методу существования лица (как итог интериоризации, являющегося механизмом социализации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Многими учеными замечается преобразование идеалов общества и ценностно-смысловых ориентаций личности, перемена всего хода социализации в взаимосвязи ускорением общественной динамики и структурными преобразованиями в русском обществе в минувшие десятилетия. В данной взаимосвязи особенное внимание притягивает молодое поколение, так как она более динамична и внимательно откликается на общественные изменения и перемены в идеологии и ценностях общества. Таким способом, в нынешних обстоятельствах «упадка ценностей» и недоступности общепринятой идеологии понятия о культурно одобряемом действии размываются, а выбор моделей действия основывается на иерархию личных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Отсюда исследование ценностей и СЖО дает возможность приобрести понимание о направленностях в изменении общественных норм, направлений и стратегий поведения, в особенности молодого поколения, у которой в данном возрасте стремительно формируется концепция индивидуальных смыслов и происходит создание новейших смысловых структур. Невзирая множество исследований ценностей, в том числе предусматривающих разнообразные средовые и общественно-психические условия, мало исследована разделение ценностей в зависимости от некоторых условий, в том числе учебно- образовательного статуса и отличительных черт общественной, образовательной сферы. В данной взаимосвязи представляет интерес исследование разных отличительных черт образовательной сферы, в которой пребывают учащиеся вузов, в частности ее полиэтнический характер.
Результаты эмпирического исследования показали следующее. В иерархии нормативных идеалов русских студентов доминируют две группы ценностных типов. Первая (более значимая - безопасность, конформность, доброта), отражает стремление к общности и сохранению, вторая
(достижения, самостоятельность) индивидуализм и готовность к
изменениям.
У нерусских студентов доминирующая пятерка ценностей - нормативных идеалов содержит те же мотивационные типы. При этом важное отличие иерархии ценностей нерусских студентов состоит в том, что нормативные идеалы самостоятельность и достижения занимают в ней более высокое место.
Отвергаемые нормативные идеалы (власть, стимуляция) в сравниваемых группах студентов совпадают. В середине иерархии у русских студентов традиции соседствуют с универсализмом, у нерусских студентов - с гедонизмом.
Таким образом, у нерусских студентов в нормативных идеалах более значимыми являются индивидуализм и готовность к изменениям, тогда как для русских студентов более значимы нормативные идеалы сохранения. Соответственно, значимые различия в нормативных идеалах между русскими и нерусскими студентами в полиэтнической среде имеются по мотивационным типам самостоятельность, стимуляция и гедонизм, значимость которых для нерусских студентов выше.
В иерархии индивидуальных приоритетов у русских студентов доминирует однородная группа ценностных типов (конформность, доброта, безопасность, традиции), которая отражает стремление к общности и сохранению. К ним примыкает мотивационный тип самостоятельность (на пятом месте).
У нерусских студентов в иерархии индивидуальных приоритетов доминирует разнородные группы ценностных типов, которые с одной стороны выражают стремление к открытости, изменениям и самовозвышению (самостоятельность - 1-ое место, гедонизм, стимуляция и достижения), с другой - значимость общности (доброта - 2 -ое место).
Сравнение индивидуальных приоритетов русских и нерусских студентов в полиэтнической среде ВУЗа показывает, что, как и в случае с нормативными идеалами, в индивидуальных приоритетах нерусских студентов большую значимость имеет ценностный тип самостоятельность, что подтверждает вывод о большей значимости для нерусских студентов индивидуализма и открытости к изменениям.
В иерархии ценностей-идеалов русских студентов доминируют (в порядке убывания значимости) здоровье, помощь и милосердие, признание и уважение людей, общение, любовь. Эти ценности содержательно соответствуют иерархии индивидуальных приоритетов русских студентов и отражают идеалы общности и сохранения.
Значимые различия между русскими и нерусскими студентами имеются в предпочтении ценностей-идеалов материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, социальный статус, социальная активность, общение. При этом материальное благосостояние, социальный статус и социальная активность более значимы для нерусских студентов, наслаждение прекрасным и общение для их русских сверстников.
По всем шкалам смысложизненных ориентаций старшекурсники из полиэтнической среды имеют более высокие показатели по сравнению с их сверстниками из моноэтнической среды, при этом соотношение значимости разных шкал СЖО для обеих групп остается одинаковым.
Таким образом, имеются значимые различия в иерархиях ценностей русских и нерусских студентов в полиэтнической среде. Такие ценности как социальная активность и социальный статус (самостоятельность и достижения), т.е.ценностные идеалы, отражающие стремление к открытости и достижениям более значимы для нерусских студентов. Они также проявляют большую осмысленность жизни. Для их русских сверстников из более значима ценности отражающие стремление к общности и сохранению (конформность, доброта, безопасность).
Вместе с тем у обеих сравниваемых групп студентов доминируют конкурирующие ценностные типы, что отражает сложность процесса ценностно-смыслового самоопределения студентов.
Среднестатистические показатели базовых убеждений русских студентов и нерусских студентов позволили сделать вывод о том, что в целом полиэтническая образовательная среда учебного заведения не является психологически травматичной для них. В целом по группам наблюдается норма показателей по всем шкалам выше 3,5 баллов. Данные результаты говорят в целом об оптимистичном отношении студентов к миру, окружающим людям и себе самому, что способствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. Но следует заметить, что уровень базовых убеждений у русских студентов более высок, что говорит о развитии смыслообразующих мотивов личности, способности адекватно оценивать мир и свои возможности, высоком уровне самооценки и самоконтроле у студентов данной группы.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Кросс-культурные особенности психологической безопасности семьи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



