Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПЕРИОД РЕСТРУКТОРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №99987

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ
ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ 14
1.1. Теоретический анализ природы и содержания феномена эмоционального
выгорания у представителей социономических
профессий 14
1.2. Теоретический обзор зарубежных и отечественных исследований
профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей социономических профессий 31
1.3. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной
охраны в период реструктуризации организации 43
Выводы по главе 1 52
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1. Организация и методы исследования 54
2.2. Особенности эмоционального выгорания у сотрудников
вневедомственной охраны в ситуации реструктуризации организации 60
2.3. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в ситуации реструктуризации
организации 74
2.4. Оценка эффективности программы профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в
ситуации реструктуризации организации 78
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Быстрое развитие современного общества, а также постоянное изменение принципов и моделей организации труда выдвигают высокие требования к человеку, как субъекту трудовой деятельности, от которого во многом зависят эффективность труда и психологическое благополучие его самого и коллектива в целом, в котором он работает.
Актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания обусловлена тем, что это непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием сотрудников, эффективностью их труда, стабильностью и успешностью деятельности организации в целом. Обеспокоенность работодателей эмоциональным состоянием сотрудников объясняется тем, что отрицательные последствия эмоционального выгорания, отражаются непосредственно на результатах деятельности не только сотрудника, но и организации в целом.
По данным Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности, сегодня более 35 миллионов людей страдают от проблем, которые связаны с эмоциональным выгоранием.
Основываясь на труды ведущего научного сотрудника психологического института РАН Натальи Васильевны Самоукиной, можно сделать вывод, что основными причинами профессионального выгорания сотрудников являются частые смены руководителей всех уровней, перестройка организационно-штатного расписания, конфликты между стратегическим и тактическим руководством, повышенная требовательность к трудовой деятельности сотрудника, не правильное распределение полномочий между теми, кто по своим профессиональным и индивидуально- психологическим качествам не способен выполнять данные функции, отсутствие объективных критериев оценки результативности деятельности и неэффективная система мотивации и стимулирования сотрудников.
Вероятность развития синдрома эмоционального выгорания повышается в силу ряда причин, таких как: слабый уровень психологической готовности сотрудника, неадекватное оценивание ситуации и построение вероятного прогноза развития ситуации, низкий уровень развития адекватной самооценки и решительности, неспособность рационально мыслить в непредвиденных, жизнеугрожающих ситуациях.
На ряду со снижением экономических показателей профессиональной деятельности, синдром эмоционального выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение степени «заболеваемости» профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенные влияния профессиональной среды и последствия выгорания приводят к девиантным проявлениям личности, а именно: злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях, и к суицидному поведению.
Нужно заметить следующее, что факты суицида под влиянием эмоционального выгорания распространены не только среди профессионалов, работающих в условиях повышенного стресса, сопряженного с опасностью для их здоровья и жизни (на примере сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), но и в традиционно "безопасных" профессиях (например: врачи, психотерапевты, экономисты, юристы и т.п.).
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов личностной деформации и развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности относится к профессии «человек-человек», несет повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, кто имеет монотонную деятельность, которая, тем не менее, подразумевает высокую готовность быстрого реагирования.
Исходя из вышеперечисленного, можно указать на то, что профилактика синдрома эмоционального выгорания должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.
Проблемой нашего исследования является противоречие между необходимостью реализации психологического сопровождения сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации с одной стороны; отсутствием специальной психологической работы в этом направлении - с другой, и одновременно наличием потенциальных возможностей построения психопрофилактической программы
психопрофилактики эмоционального состояния сотрудников
вневедомственной охраны в период реструктуризации организации.
В настоящее время феномен эмоционального выгорания в психологической науке исследован широко. В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина досконально описывали симптомы и внешненаблюдаемые факторы выгорания. Проанализировав наработки перечисленных ученых, можно сделать вывод, что авторы подчеркивают наличие множества факторов, определяющих тяжесть профессиональной деятельности сотрудников вневедомственной охраны и способствующих развитию у них эмоционального выгорания.
В профессиональные задачи сотрудников вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации входит оперативное реагирование, патрулирование охраняемых объектов, осуществление пропускных режимов, сопровождение грузов и материальных ценностей, что требует высокой ответственности. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников вневедомственной охраны изучались следующими учеными: Б.Г. Бовиным, М.О. Калашниковым, А.Н. Лебедевым, А.Д. Сафроновым, Е.А. Киселевой, Б.Г. Бовиным, Л.Р. Никандровой, Е.Ю. Храмовым, С.А. Добряковым и др.
Следует отметить, что в связи с кризисной экономической ситуацией многие организации и предприятия прибегают к реструктуризации организации, которая часто ведет к увольнениям или смене рода деятельности. Кроме того последствия реструктуризации для рядовых сотрудников часто неизвестны, и ситуация неопределенности может длиться годами. Это является большим стрессом для сотрудников, способствующим развитию выгорания.
Степень разработанности проблемы исследования. Синдром «психического» или «эмоционального» выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60-х гг. прошлого века, не утратил своей актуальности и в условиях современной действительности. Об этом свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров, как отечественных учёных (Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Рукавишников А.А. и др.), так и зарубежных авторов (Aronson E., Pines A., Maslach C., Brill P., Burisch M., Jackson S.; Cherniss C. и др.).
В конце 90-х годов XX века в отечественной психологии исследовалось психическое выгорание под названием «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) в разных сферах профессиональной деятельности личности. Изучались особенности трудовой деятельности педагогов, психологов, врачей, работников социальной сферы. Было выявлено, что все эти «помогающие» профессии, относящиеся к категории «социономические» объединяет наличие стрессогенных факторов, повышающих риск возникновения психического выгорания.
Аминов Н.А., Мальцева Н.В. в своих работах в последнее время к видам профессиональной деятельности с повышенной стрессогенностью стали относить и научно-преподавательскую деятельность работников профессиональной и средней школы.
Тем не менее, до настоящего времени погруженных научных исследований по развитию выгорания сотрудников вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации крайне мало.
Практический и научный интерес к синдрому «эмоционального выгорания» обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием сотрудников, успешностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Беспокойство работодателей и руководителей эмоциональным выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия несут большие последствия за собой, отражаясь на организации в целом.
Профессиональная деятельность сотрудников вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, вне зависимости от разновидности выполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает сотрудник вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе сложного социального взаимодействия с правонарушителем, постоянное проникновение в суть социальных проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье сотрудника вневедомственной охраны.
Данная проблематика носит междисциплинарный характер, что особенно актуально в общем стремлении наук, изучающих человека, профессионально помочь и поддержать.
Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психопатолог Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.
В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание чаще причисляют к полному регрессу профессионального развития, поскольку оно охватывает личность в целом, разрушая ее и отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности. Анализ субъективных ощущений людей, находящихся на стадии эмоционального выгорания, свидетельствует, что они отличаются от аналогичных ощущений, связанных с «нормальной» физической усталостью. Явление эмоционального выгорания, во-первых, непосредственно связано с профессиональной деятельностью, а во-вторых, является необратимым и не исчезает после сна и других форм отдыха. Психологической наукой отрицается отождествление указанного феномена с такими состояниями, как депрессия, усталость, стресс [1].
Феномен эмоционального выгорания разрабатывался многими учеными за рубежом (Х. Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон, П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, Е. Аронсон, К. Роджерс, А. Лэнгле и др.). Среди отечественных исследователей проблематикой эмоционального выгорания занимаются В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Н.В. Гришина, Е.В. Орел и других. Для обозначения и описания исследуемого явления российскими авторами использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк, Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (М.В. Агапова, В.В. Бойко, О.В. Крапивина, С.В. Умняшкина и др.), «перегорание» (Г.А. Зарипова). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание».
Согласно современным исследованиям, психическое выгорание — это состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляемое прежде всего в профессиях социальной сферы [3].
Профилактика эмоционального выгорания начинается с личного осознания серьёзности и опасности синдрома выгорания, а также к настрою не допустить обострения ситуации в будущем. Несмотря на многочисленные исследования синдрома эмоционального выгорания, в настоящее время нет единого подхода к реабилитации и профилактике эмоционального выгорания.
В связи с этим актуальным является изучение особенностей психопрофилактики эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации.
Цель исследования: изучить направления психопрофилактики
эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания представителей социономических профессий.
Предмет исследования - процесс психопрофилактики
эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в ситуации реструктуризации организации.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение о том, что процесс психопрофилактики эмоционального выгорания сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации будет более эффективным, при условии применения психологической программы по формированию
индивидуальных траекторий личностно-профессионального развития сотрудника, с опорой на принципы индивидуально-личностного подхода, предполагающего применение психологических механизмов идентификации и антиципации.
Формулирование гипотезы определило постановку следующих задач:
1. На основе теоретического анализа исследований посвященных эмоциональному выгоранию представителей социономических профессий определить содержание понятия, его структуру, симптоматику, виды и формы проявления.
2. Провести теоретический анализ возможностей профилактики синдрома эмоционального выгорания представителей социономических профессий в период реструктуризации организации.
3. На теоретическом уровне выявить и описать особенности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны и возможности его профилактики.
4. На эмпирическом уровне выявить особенности эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации.
5. Разработать и апробировать программу по психопрофилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные принципы и идеи субъектно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, А. Водопьянова),результаты современных психологических исследований феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, Х.Дж.Фрейденберг и др.), представления об эмоциональном выгорании, как о виде деформации личности, сформировавшейся в ответ на длительный стресс в профессиональном общении в виде выработанной психикой человека специфической психологической защиты, приводящей к полному (частичному) исключению эмоциональных реакций (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.).
Для достижения поставленной цели магистерской диссертации и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов: обзорно-аналитические и теоретические методы,
психодиагностические методики (методика диагностики уровня
эмоционального выгорания (В.В. Бойко), методика диагностики психических состояний (Г. Айзенк), методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге), методика «Доминирующее эмоциональное состояние» (Л.В. Куликов), диагностика копинг стратегий (Э. Хайм), математико-статистические методы, а именно: метод оценки различий (т - критерий Стьюдента для независимых выборок), метод оценки сдвига значений (либо Т - критерий Вилкоксона).
Научная новизна проведенного исследованиязаключается в изучении феномена эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации. Изучены взаимосвязи показателей эмоционального выгорания с эмоциональным состоянием и стрессоустойчивостью сотрудников вневедомственной охраны. Доказана эффективность программы психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть применены в практических целях в рамках индивидуальногоконсультирования и психотерапии сотрудников и работников, подверженных эмоциональному выгоранию, а также они могут повысить эффективность просветительской и профилактической работы в этом направлении. На основании результатов исследования могут быть разработаны рекомендации относительно профилактики синдрома эмоционального выгорания и психокоррекции личности, составлены психокоррекционные программы согласно фазам эмоционального выгорания.
Данная исследовательская работа может быть использована для профессионального подбора, профессионального отбора, расстановки и передвижения кадров.
Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе была изучена научная литература по проблеме исследования эмоционального выгорания, определена цель, объект, предмет, методология научного исследования, сформулированы задачи и гипотеза исследования, подобраны психодиагностические методики и утвержден план проведения экспериментальной работы.
На втором этапе изучались особенности проявления психологического синдрома эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны, осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных.
На третьем этапе была разработана и апробирована программа по психопрофилактике синдрома эмоционального выгорания сотрудников
вневедомственной охраны в период реструктуризации организации,
систематизировались и обобщались результаты исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Югорского межмуниципального отдела вневедомственной охраны - филиала
федерального государственного казенного учреждения «Управление
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» в городе Югорске, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования в ноябре 2017 года будут представлены на научно-практической конференции психологов Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» в городе Ханты-Мансийске.
Так же по теме магистерской диссертации подготовлена публикация в международный журнал «Молодой учёный», общим объемом 8 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования являлось изучение направлений психопрофилактики эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в период реструктуризации организации. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа было подчеркнуто, что синдром эмоционального выгорания - это синдром физического и эмоционального истощения, который характеризуется развитием отрицательной самооценки, негативным отношением к работе. Единых взглядов по вопросу этиопатогенеза выгорания не существует. Одни исследователи считают основными предпосылками наличие организационных проблем, другие полагают более важными личностные характеристики. В целом же, синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Эмоциональное выгорание развивается поэтапно, и каждая фаза характеризуется своими симптомами, вызываемыми определенными факторами или их сочетанием. Полное выгорание выливается в отвращение ко всему и бессмысленности жизни.
Профилактика синдрома достаточно сложна, в виду многофакторности его развития. Для психопрофилактики СЭВ используются: регулярная психодиагностика эмоциональной сферы, просвещение сотрудников о методах и способах повышения стрессоустойчивости, адаптивности, обучение методам снятия напряжения, тревоги. Человека обучают справлять со стрессами, конфликтами, иррациональными убеждениями, методам разгрузки и т.д.
Реструктуризация организаций в большинстве случаев ведет к массовым увольнениям и закрытию предприятий. Период реструктуризации в организации - является стрессовым для сотрудников, так как для многих является периодом предшествующим увольнению. Неопределенность при реструктуризации порождает постоянное напряжение, как у самих работников, так и у членов их семей. Слухи, дестабилизирующая обстановка, конфликты на работе вызывают многократный негативный эффект, проявляющийся в нарастании эмоционального выгорания.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что у сотрудников вневедомственной охраны в ситуации реструктуризации организации довольно выражен синдром эмоционального выгорания. Сотрудники находятся в состоянии напряжения, остро переживают психотравмирующие обстоятельства, склонны к эмоциональному отстранению при выполнении профессиональных обязанностей. У многих отмечается высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности. Они обладают средней степенью стрессовой нагрузки, стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. У большинства служащих достаточно активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, средняя готовность к преодолению препятствий, средний уровень тревоги, ровный нейтральный эмоциональный тон, средняя удовлетворенность жизнью, характерно принятие себя, критичность в самооценивании. Чаще всего сотрудниками используются относительно продуктивные стратегии, помогающие в некоторых ситуациях.
Эмоциональное выгорание взаимосвязано с тревожностью, фрустрацией, агрессивностью, ригидностью, с высокой
стрессочувствительностью, негативным эмоциональным состоянием и отношением к жизни, с использованием непродуктивных стратегий совладания со стрессом.
Была разработана и апробирована программа психологической профилактики с целью снижения симптомов эмоционального выгорания у сотрудников вневедомственной охраны в ситуации реструктуризации организации. В задачи программы входило информирование сотрудников о путях и способах построения профессиональной карьеры, повышение адаптационного потенциала личности, снижение и устранение негативных эмоций, развитие позитивного самоотношения, повышение уровня стрессоустойчивости.
Результаты повторной диагностики показали значимую динамику уровня эмоционального выгорания, психического состояния,
стрессоустойчивости, стратегий совладания у сотрудников вневедомственной охраны от констатирующего этапа к контрольному. После проведения профилактических мероприятий у сотрудников вневедомственной охраны существенно снизилась выраженность всех симптомов и фаз эмоционального выгорания, снизилась тревожность, агрессивность, состояние фрустрации и ригидности, значительно возрос уровень стрессоустойчивости. Отношение к жизненной ситуации стало более активным, оптимистичным, повысился тонус, готовность к работе, уверенность в своих силах, стал преобладать положительный эмоциональный тон, повысилась удовлетворенность жизнью и степень принятия себя со всеми своими недостатками. Они стали значительно чаще использовать продуктивные стратегии совладания со стрессом и реже относительно продуктивные и непродуктивные.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: процесс психопрофилактики эмоционального выгорания сотрудников
вневедомственной охраны в период реструктуризации организации более эффективен при условии применения психологической программы по формированию индивидуальных траекторий личностно-профессионального развития сотрудника, с опорой на принципы индивидуально-личностного подхода, предполагающего применение психологических механизмов идентификации и антиципации.



1. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2009. - 527 с. - ISBN 5-8411-0580-0.
2. Березовская Л.Г. К вопросу о критериях риска развития «синдрома эмоционального выгорания» / Л.Г.Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный //Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике / под ред. В.В. Лукьянова, С А. Подсадного-Курск : КГУ, 2007. - С.17-19
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. /В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с
4. Бойко Р.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.; Филинъ, 2006 - 256 с.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других учебное пособие / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2003. - 154 с.
6. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; - М.: Просвещение, 2009. - 151 с.
7. Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий: учебное пособие / И. А. Васильев. - Харьков, 2004. - 168 с.
8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. Психология менеджмента //Под ред. Г. С.Никифорова. - СПб..2006.
9. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб.: Питер, 2008. - 113с.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. - 421 с.
11. Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. - М.: Просвещение, 2006. - 236 с.
12.Змановская Е.В. Проблема профессионального выгорания в работе с девиантным поведением: структурно-динамический подход /Е.В.
Змановская // Вестник психотерапии. 2005. - № 14 (19). - С. 43-58.
13.Змановская Е.В. Профилактика профессионального выгорания и
профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2011. - С . 221-242.
14. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - с. 233 - 236.
15. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда: учебное пособие / В. Н. Козлов. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
16. Кочунас, Р. Основы психологического консультирования: учебное пособие / Р. Кочунас. - СПб.: Питер, 2005. - 242 с.
17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.
18. Крылова, А. А. Психологические проблемы самореализации личности: учебное пособие / А. А. Крылова. - СПб.: Изд. С-П ун-та, 2003. - 240 с.
19. Ксенофонтов А. М. Профилактика психологической дезадаптации
сотрудников правоохранительных органов в штатных и экстремальных условиях служебной деятельности / А. М. Ксенофонтов, И. А. Новикова, А. Г. Соловьев, М. В. Корехова. - Архангельск : СГМУ, 2011. - 35 с.
20. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие / А. Б. Леонова. - Харьков, 2004. - 316 с.
21. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Под ред. Е. И. Комарова. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2007. - 272 с.
22. Психологический словарь / Авт.-сост. А. В. Петровский. - М.:
Просвещение, 2005. - 598 с.
23. Рукавишников А.А. Определение психического выгорания / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. - C.357-360.
24. Старченкова Е., Водопьянова Н. Синдром выгорания. М.: Питер Пресс, 2009
25. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н. П. Фетискин. - СПб.: Питер, 2006. - 399 с.
26. Физиологические и психические основы труда: учебное пособие / Под ред. А. Б. Леонова. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 - 138 с.
27. Физиологические и психологические основы научной организации труда: учебное пособие / Под ред. Ю. В. Моцкина. - СПб.: Мирт, 2003. - 237 с.
28. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / . - СПб.: Питер, 2008. - 358с.
29. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике/: Учеб. Пособие. - 4 -е изд., стер. - М. : Издательство Московского психолого - социального института/ ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 208 с.
30. Грабе М. Синдром выгорания-болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предринять/.- СПб.: Речь, 2008. - 96 с.
31. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 720с.
32. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд. / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2008. - 512с.
33. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - 97-102 с.
34.Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.
35. Как не сгореть на работе... или еще раз о профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов / Автор-составитель: Колупаева А.Л. - Верхняя Салда, 2014.
36. Крылова Г.Ю., Дикая Л.Г. Социально-психологические аспекты
профессиональной адаптации в стрессогенных условиях деятельности // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2007. 483-505 с.
37. Купер К.Л., Дэйв Ф.Дж. и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. - Х.: Изд.-во Гуманитарный центр, 2007. - 336 с.
38. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. - М.: Наука, 2011. - Т. 20. - № 1. - 16-21 с.
39. Подсадный С.А., Орлов Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, СА. Игуманова. - Курск: КГУ, 2008. 13-34 с.
40. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
41. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий [Текст] / Е. Ю. Райкова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. —. 92-97 с.
42. Решетова Т.В. Личность, семья болезнь [Текст] / Т.В. Решетова. - М.., Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, 2007. - 276 с.
43. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. -85-95 с.
44. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2007. - 365с.
45. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady / С. Cherniss // J. of Organizational Behavior. - 2001. - V. 13(1). - P. 1-11 10
46. Feudenberger H. J. Staff burn-out / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. - 2004. - V. 30. - P. 159-165
47. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical J. — 2001. — № 34(11).
48. Maslach C. The measurement of experienced burnout /C. Maslach C., S.E. Jachson //Journal of Occupational Behaviour. - 1981. - V2. - P.99-113.
49. Pines A. Burnout an existential perspective/A. Pines//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 35-51.
50.Socially Responsible Enterprise Restructuring. (A joint working paper of the ILO and the EBBF), 2015, p. 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ