Бюджетирование в образовательных учреждениях РФ в условиях пандемии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА ВУЗА 7
1.1 Специфика управленческого учета в образовательных учреждениях 7
1.2 Источники финансирования расходов на организацию образовательного
процесса в вузах 12
1.3 Расходы образовательного учреждения как объект учета и их
классификация 17
1.4 Бюджетирование расходов на организацию образовательного процесса как
основного инструмента управленческого учета 25
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА РАСХОДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ РФ 37
2.1 Исследование влияния внешних факторов на систему бюджетирования в
вузах РФ 37
2.2 Сравнительный анализ расходов вуза под влиянием пандемии 51
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ НА
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 67
3.1 Методические подходы к бюджетированию образовательного процесса 67
3.2 Предложения по внедрению методического подхода в систему бюджетирования образовательной организации в условиях сжатых изменений 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА ВУЗА 7
1.1 Специфика управленческого учета в образовательных учреждениях 7
1.2 Источники финансирования расходов на организацию образовательного
процесса в вузах 12
1.3 Расходы образовательного учреждения как объект учета и их
классификация 17
1.4 Бюджетирование расходов на организацию образовательного процесса как
основного инструмента управленческого учета 25
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА РАСХОДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ РФ 37
2.1 Исследование влияния внешних факторов на систему бюджетирования в
вузах РФ 37
2.2 Сравнительный анализ расходов вуза под влиянием пандемии 51
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ НА
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 67
3.1 Методические подходы к бюджетированию образовательного процесса 67
3.2 Предложения по внедрению методического подхода в систему бюджетирования образовательной организации в условиях сжатых изменений 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
Актуальность исследования. В современный период одной из важных задач модернизация системы высшего профессионального образования является изменение системы финансирования бюджетных образовательных учреждений и роста их экономической самостоятельности. Это определяет необходимость в разработке новых механизмов управления вузами. Поэтому возникает необходимость создания и ведения в бюджетном образовательном учреждении видов учета, которые направлены на обеспечение задач эффективного управления вузом. Во-первых, это касается системы управленческого учета расходов в бюджетных образовательных учреждениях. Создание современной системы управления бюджетным образовательным учреждением предопределяет необходимость разработки принципиально новых форм и методов контроля, подходов к пониманию его сущности. Однако в настоящее время не закреплены законодательно практические рекомендации по формированию системы внутреннего контроля в бюджетных образовательных учреждениях. В этом контексте актуальность исследования заключается в разработке методического подхода к бюджетированию на организацию образовательного процесса в условиях сжатых изменений.
В настоящее время университеты - это крупные некоммерческие организации с различными видам деятельности: образовательные услуги по программам высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, издательская деятельность, общественное питание, спортивно-оздоровительные услуги и другие. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке и внедрении управленческого учета и контроля расходов в бюджетных образовательных учреждениях. Расширение финансовой независимости университетов означает получение достоверной информации о расходах вуза в целях управления ими. Система внутреннего контроля доходов и расходов помогает регулировать деятельность бюджетного образовательного учреждения и его отдельных структурных подразделений. Система внутреннего контроля дает возможность определить, какие службы, структурные подразделения и направления деятельности университета способствуют достижению намеченных целей и обеспечивают эффективность учреждения. Если система внутреннего контроля доходов и расходов будет работать эффективно, то это во многом ограничит риски финансово-хозяйственной деятельности. Необходимость повышения эффективности деятельности вузов определила актуальность выбранной темы, цели и задачи диссертации посвящены управленческому учету и внутреннему контролю доходов и расходов в бюджетном образовательном учреждении.
Пандемия COVID-19 существенно повлияла на систему высшего образования в России, что привело, прежде всего, к массовому переходу к онлайн-образованию, что сильно повлияло на студентов, преподавателей и учебные заведения. Вузы сделали все возможное, чтобы преобразовать учебную программу в онлайн-формат, стараясь минимизировать негативное влияние стремительных изменений на образовательный процесс и обеспечить непрерывное преподавание и обучение. Трансформация всех существующих курсов онлайн одновременно в считанные дни буквально является испытанием на организационную гибкость и вызовом для всех участников образовательного процесса.
Резюмируя изложенные аргументы, актуальность исследования заключается в том, что во время пандемии доходы вузов сократились, а, следовательно, сократились возможности вузов финансировать свои расходы, чей размер значительно увеличился. Острой проблемой для управленцев стала экстренная мобилизация дополнительных финансовых ресурсов. Потребовались непредвиденные расходы из-за неразвитости собственных ИТ-структур и необходимости срочного развертывания систем дистанционного обучения. Наблюдался рост непредвиденных расходов в связи с пандемией и широкой адаптацией онлайн-технологий в образовании.
Степень разработанности проблемы. Вопросы бюджетирования организаций рассмотрены в работах российских и зарубежных исследователей Н.Р. Кельчевской, Н.Н. Доме, Н.В. Василенко, А.В. Ильина, О.В. Комарова, Ю.Ан, I.E. Allen, J. Changing и др. Представленные в рассмотренных работах подходы не учитывают проблемы составления и корректировки бюджетов в условиях сжатых изменений - существенных преобразований в организационной структуре, подходах к управлению за короткий период.
Целью исследования стала разработка теоретических и методических аспектов управления расходами в образовательных учреждениях РФ в условиях пандемии.
Для реализации цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы системы бюджетирования в вузе как основного инструмента управленческого учета;
- провести анализ влияния факторов внешней среды (пандемии) на расходы образовательного учреждения;
- разработать методический подход к управлению расходами на организацию образовательного процесса с учетом влияния факторов внешней среды.
Объектом исследования являются процессы бюджетирования в образовательных учреждениях РФ.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие при управлении расходами вуза в условиях пандемии.
Научные и практические результаты, полученные автором лично:
- проанализирована специфика управленческого учета в образовательных учреждениях и выявлены основные моменты в бюджетировании расходов на организацию образовательного процесса как осинового инструмента управленческого учета;
- исследовано влияние внешних факторов на систему бюджетирования в вузах РФ в период пандемии и выявлены основные проблемы, возникающие у образовательных учреждения. К таким проблемам относятся: недостаточная оснащенность информационной структуры, административная работа, преподавание и работа со студентами в период дистанционной работы и т.п.;
- проведен сравнительный анализ расходов вуза ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина» в период пандемии;
- разработан методический подход повышения эффективности процесса бюджетирования.
Научная новизна. Предложен методический подход к планированию бюджета, отличающийся применением коэффициентов бюджетирования, отражающих влияние сжатых изменений на отдельные статьи классификации затрат образовательной организации с учетом распределения по структуре и временным периодам текущих операционных и единовременных проектных затрат, что позволит снизить уровень неопределенности при планировании затрат на организационную трансформацию в условиях нестабильной внешней среды.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основное содержание работы изложено на 105 страницах текста, содержит 20 таблиц и 14 рисунков. Список использованных источников содержит 81 наименование ресурсов.
В настоящее время университеты - это крупные некоммерческие организации с различными видам деятельности: образовательные услуги по программам высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, издательская деятельность, общественное питание, спортивно-оздоровительные услуги и другие. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке и внедрении управленческого учета и контроля расходов в бюджетных образовательных учреждениях. Расширение финансовой независимости университетов означает получение достоверной информации о расходах вуза в целях управления ими. Система внутреннего контроля доходов и расходов помогает регулировать деятельность бюджетного образовательного учреждения и его отдельных структурных подразделений. Система внутреннего контроля дает возможность определить, какие службы, структурные подразделения и направления деятельности университета способствуют достижению намеченных целей и обеспечивают эффективность учреждения. Если система внутреннего контроля доходов и расходов будет работать эффективно, то это во многом ограничит риски финансово-хозяйственной деятельности. Необходимость повышения эффективности деятельности вузов определила актуальность выбранной темы, цели и задачи диссертации посвящены управленческому учету и внутреннему контролю доходов и расходов в бюджетном образовательном учреждении.
Пандемия COVID-19 существенно повлияла на систему высшего образования в России, что привело, прежде всего, к массовому переходу к онлайн-образованию, что сильно повлияло на студентов, преподавателей и учебные заведения. Вузы сделали все возможное, чтобы преобразовать учебную программу в онлайн-формат, стараясь минимизировать негативное влияние стремительных изменений на образовательный процесс и обеспечить непрерывное преподавание и обучение. Трансформация всех существующих курсов онлайн одновременно в считанные дни буквально является испытанием на организационную гибкость и вызовом для всех участников образовательного процесса.
Резюмируя изложенные аргументы, актуальность исследования заключается в том, что во время пандемии доходы вузов сократились, а, следовательно, сократились возможности вузов финансировать свои расходы, чей размер значительно увеличился. Острой проблемой для управленцев стала экстренная мобилизация дополнительных финансовых ресурсов. Потребовались непредвиденные расходы из-за неразвитости собственных ИТ-структур и необходимости срочного развертывания систем дистанционного обучения. Наблюдался рост непредвиденных расходов в связи с пандемией и широкой адаптацией онлайн-технологий в образовании.
Степень разработанности проблемы. Вопросы бюджетирования организаций рассмотрены в работах российских и зарубежных исследователей Н.Р. Кельчевской, Н.Н. Доме, Н.В. Василенко, А.В. Ильина, О.В. Комарова, Ю.Ан, I.E. Allen, J. Changing и др. Представленные в рассмотренных работах подходы не учитывают проблемы составления и корректировки бюджетов в условиях сжатых изменений - существенных преобразований в организационной структуре, подходах к управлению за короткий период.
Целью исследования стала разработка теоретических и методических аспектов управления расходами в образовательных учреждениях РФ в условиях пандемии.
Для реализации цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы системы бюджетирования в вузе как основного инструмента управленческого учета;
- провести анализ влияния факторов внешней среды (пандемии) на расходы образовательного учреждения;
- разработать методический подход к управлению расходами на организацию образовательного процесса с учетом влияния факторов внешней среды.
Объектом исследования являются процессы бюджетирования в образовательных учреждениях РФ.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие при управлении расходами вуза в условиях пандемии.
Научные и практические результаты, полученные автором лично:
- проанализирована специфика управленческого учета в образовательных учреждениях и выявлены основные моменты в бюджетировании расходов на организацию образовательного процесса как осинового инструмента управленческого учета;
- исследовано влияние внешних факторов на систему бюджетирования в вузах РФ в период пандемии и выявлены основные проблемы, возникающие у образовательных учреждения. К таким проблемам относятся: недостаточная оснащенность информационной структуры, административная работа, преподавание и работа со студентами в период дистанционной работы и т.п.;
- проведен сравнительный анализ расходов вуза ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина» в период пандемии;
- разработан методический подход повышения эффективности процесса бюджетирования.
Научная новизна. Предложен методический подход к планированию бюджета, отличающийся применением коэффициентов бюджетирования, отражающих влияние сжатых изменений на отдельные статьи классификации затрат образовательной организации с учетом распределения по структуре и временным периодам текущих операционных и единовременных проектных затрат, что позволит снизить уровень неопределенности при планировании затрат на организационную трансформацию в условиях нестабильной внешней среды.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основное содержание работы изложено на 105 страницах текста, содержит 20 таблиц и 14 рисунков. Список использованных источников содержит 81 наименование ресурсов.
Российская практика управления свидетельствует о значительном интересе к развитию бюджетирования. Несмотря на то, что концепция системы бюджетирования деятельности образовательных организаций получила свое развитие на западе еще в 1960-70-х гг., на практике не всегда удается реализовать эффективную систему управления бюджетами различных уровней, позволяющую реализовывать стратегические цели предприятия и решать оперативные задачи. Кроме того, в научных кругах до сих пор возникают новые дискуссии относительно вопроса определения сущности и содержания бюджетирования и его места в системе управления предприятиями.
В связи с существенными изменениями в системе образования и наделением вузов существенной самостоятельностью в области внутривузовского менеджмента возникает необходимость выработки и построения нового методического подхода к системе бюджетирования, позволяющего осуществлять деятельность бюджетных учреждений в изменяющихся условиях. Для использования предоставленных возможностей с наибольшей результативностью в вузах разрабатываются системы бюджетирования, в результате внедрения которых появляется возможность в эффективности использования имеющихся в распоряжении университета ресурсов.
Диссертационное исследование направлено на разработку методического подхода по совершенствованию управления на основе бюджетирования в системе образования.
Анализ расходов вуза, проведенный во второй главе диссертационного исследования, позволил сделать следующие выводы:
- бюджетирование - это сложная система, но она является необходимым элементом в развитии университета, и имеет различные сложности по его внедрению в систему управления вузом;
- в период пандемии образовательным учреждениям было сложно приспособиться к возникшим условиям;
- при воздействии внешней среды университету необходимо тщательнее планировать свой бюджет на периоды (квартал, год) и разрабатывать стратегии своего развития.
В первой главе данной работы был проведен анализ научной литературы по определению сущности и места бюджета и бюджетирования в системе управления университета. Также, через функции было установлено место бюджетирования в системе вуза:
- согласовано действовать и корректировать отклонения в деятельности вуза позволяет коммуникация и координация различных подразделений университета и видов деятельности. Бюджет позволяет планировать и распределять обязанности между руководителями структурных подразделений, что в свою очередь приводит к точным целям стратегии развития;
- контроль текущей деятельности и планирование операций для достижения целей организации, позволяет увидеть отклонения в деятельности подразделений и конкретизировать план работы;
В связи с этим, одной из самых сложных проблем является разработка методического подхода текущего финансового планирования, направленного на достижение и реализацию финансовых целей в период влияние пандемии на деятельность образовательных организаций. Она была решена в диссертационном исследовании посредством предложения методического подхода на примере бюджетирования расходов организации.
Университет потратил около 16 миллионов рублей на переход на дистанционное обучение и поддержание учебного процесса перед лицом угрозы распространения COVID-19. Эти деньги пошли на разработку сервисов для поддержки деятельности университета, обеспечения одновременного доступа к контенту для большого количества студентов, местной цифровой инфраструктуры и цифровизации образовательных процессов. Особенно резко выросли расходы вуза на прокторинг при организации весенних экзаменов и вступительных экзаменов на приемную кампанию, программное обеспечение и Интернет. В период дистанционного обучения снизились косвенные затраты на содержание материальной базы вуза. Однако эта экономия не может компенсировать дополнительные расходы на техническую поддержку дистанционного обучения, увеличение емкости серверов и оплату сверхурочной работы учителями в электронной среде информации и обучения.
Исследование показало, что вуз заплатил значительную сумму за переход и поддержание дистанционного обучения, что позволило сохранить синхронную работу Ш1С со студентами и значительно увеличить время, затрачиваемое на педагогическую и методическую работу. До распространения СОУ!0-19 уровень цифровизации был низким, поскольку информационно-компьютерные технологии не были так широко внедрены в повседневную работу вуза, что ограничивало возможности работы в удаленной среде.
В связи с существенными изменениями в системе образования и наделением вузов существенной самостоятельностью в области внутривузовского менеджмента возникает необходимость выработки и построения нового методического подхода к системе бюджетирования, позволяющего осуществлять деятельность бюджетных учреждений в изменяющихся условиях. Для использования предоставленных возможностей с наибольшей результативностью в вузах разрабатываются системы бюджетирования, в результате внедрения которых появляется возможность в эффективности использования имеющихся в распоряжении университета ресурсов.
Диссертационное исследование направлено на разработку методического подхода по совершенствованию управления на основе бюджетирования в системе образования.
Анализ расходов вуза, проведенный во второй главе диссертационного исследования, позволил сделать следующие выводы:
- бюджетирование - это сложная система, но она является необходимым элементом в развитии университета, и имеет различные сложности по его внедрению в систему управления вузом;
- в период пандемии образовательным учреждениям было сложно приспособиться к возникшим условиям;
- при воздействии внешней среды университету необходимо тщательнее планировать свой бюджет на периоды (квартал, год) и разрабатывать стратегии своего развития.
В первой главе данной работы был проведен анализ научной литературы по определению сущности и места бюджета и бюджетирования в системе управления университета. Также, через функции было установлено место бюджетирования в системе вуза:
- согласовано действовать и корректировать отклонения в деятельности вуза позволяет коммуникация и координация различных подразделений университета и видов деятельности. Бюджет позволяет планировать и распределять обязанности между руководителями структурных подразделений, что в свою очередь приводит к точным целям стратегии развития;
- контроль текущей деятельности и планирование операций для достижения целей организации, позволяет увидеть отклонения в деятельности подразделений и конкретизировать план работы;
В связи с этим, одной из самых сложных проблем является разработка методического подхода текущего финансового планирования, направленного на достижение и реализацию финансовых целей в период влияние пандемии на деятельность образовательных организаций. Она была решена в диссертационном исследовании посредством предложения методического подхода на примере бюджетирования расходов организации.
Университет потратил около 16 миллионов рублей на переход на дистанционное обучение и поддержание учебного процесса перед лицом угрозы распространения COVID-19. Эти деньги пошли на разработку сервисов для поддержки деятельности университета, обеспечения одновременного доступа к контенту для большого количества студентов, местной цифровой инфраструктуры и цифровизации образовательных процессов. Особенно резко выросли расходы вуза на прокторинг при организации весенних экзаменов и вступительных экзаменов на приемную кампанию, программное обеспечение и Интернет. В период дистанционного обучения снизились косвенные затраты на содержание материальной базы вуза. Однако эта экономия не может компенсировать дополнительные расходы на техническую поддержку дистанционного обучения, увеличение емкости серверов и оплату сверхурочной работы учителями в электронной среде информации и обучения.
Исследование показало, что вуз заплатил значительную сумму за переход и поддержание дистанционного обучения, что позволило сохранить синхронную работу Ш1С со студентами и значительно увеличить время, затрачиваемое на педагогическую и методическую работу. До распространения СОУ!0-19 уровень цифровизации был низким, поскольку информационно-компьютерные технологии не были так широко внедрены в повседневную работу вуза, что ограничивало возможности работы в удаленной среде.
Подобные работы
- Банкротство предприятия и его прогнозирование на примере Санкт-Петербургского агентства фирменного транспортного обслуживания Октябрьского ТЦФТО – структурного подразделения ЦФТО – филиала ОАО «РЖД»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Повышение финансовой устойчивости предприятий малого и среднего
бизнеса как средство предотвращения их банкротств
(на примере: ООО «РКЗ-ТАВР»)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



