Исследование академической прокрастинации у студентов-психологов в связи с их смысложизненными ориентациями
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ 7
1.1. История изучения и трактовка понятия прокрастинации в
рамках различных психологических концепций 7
1.2. Современные исследования прокрастинации 12
1.3. Феномен академической прокрастинации 20
1.4. Проблема смысла и экзистенциальные основания прокрастинации 25
Выводы по главе 38
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СВЯЗИ С ИХ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Общая организация исследования и описание методик 40
2.2. Описательная статистика 46
2.3. Фактор пола и уровня обучения: сравнительная статистика 50
2.4. Взаимосвязь академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями и другими личностными характеристиками 53
2.5. Особенности студентов, имеющих высокий и низкий уро -
вень академической прокрастинации 59
2.6. Предикторы академической прокрастинации: регрессионный анализ 64
Выводы по главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ 7
1.1. История изучения и трактовка понятия прокрастинации в
рамках различных психологических концепций 7
1.2. Современные исследования прокрастинации 12
1.3. Феномен академической прокрастинации 20
1.4. Проблема смысла и экзистенциальные основания прокрастинации 25
Выводы по главе 38
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СВЯЗИ С ИХ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Общая организация исследования и описание методик 40
2.2. Описательная статистика 46
2.3. Фактор пола и уровня обучения: сравнительная статистика 50
2.4. Взаимосвязь академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями и другими личностными характеристиками 53
2.5. Особенности студентов, имеющих высокий и низкий уро -
вень академической прокрастинации 59
2.6. Предикторы академической прокрастинации: регрессионный анализ 64
Выводы по главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность проблемы исследования. С начала индустриального века научно-технический прогресс обещал человечеству безграничное развитие - предчувствие господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и неограниченной личной свободы. Однако, все эти надежды потерпели крах. Проведённый социальный эксперимент для выявления может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному - благоденствию и радости) быть удовлетворительным ответом на проблему человеческого существования дал отрицательный ответ. Как пишет Эрих Фромм: «общество предстаёт как масса заведомо несчастных людей: одиноких, терзаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость - людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить» [66, с. 15].
Одной из ключевых примет нынешнего времени стал резкий дефицит смысла. Эмпирические исследования показывают, что 80% студентов колледжей в США страдают от выраженного чувства утраты смысла. Более того, наибольший суицидальный «пик» отмечается именно в возрасте 15 -25 лет. В связи с пандемией коронавирусной инфекции выяснился удивительный факт: если раньше главным страхом был страх смерти, то сейчас на первое место вышел страх потери смысла жизни [50].
Прокрастинация значима для тех сообществ, которые характеризуются ориентацией на достижения. Именно в таких условиях находится большинство современных молодых людей. Откладывание выполнения учебных задач, то есть академическая прокрастинация является серьёзной проблемой для обучающихся. Например, студенты, только поступившие в университет, получают очень много личной свободы. Предполагается, что они должны самостоятельно организовывать свое время для обучения. Однако, подобные навыки, как правило, отсутствуют, и студенты «впадают» в прокрастинацию. Вначале они откладывают выполнение домашней работы на один день, затем на два дня. В результате работа остается незавершенной вплоть до наступления крайних сроков, и студенту приходится её заканчивать в сжатые сроки. Вследствие этого страдает не только качество работы и оценка за неё, но и сам студент. Ведь как процесс прокрастинации, так и работа над заданиями в условиях ограниченного времени , сопровождаются сильным внутренним напряжением, повышением тревожности, негативными переживаниями.
Большое количество информативных, но не связанных с друг другом исследований феномена прокрастинации не дают полного представления о нём самом, механизмах его образования и функционирования. В общем плане можно отметить следующие проблемы: конструкт прокрастинации не разработан, нет единого определения или универсальной классификации, значительно ограничен психодиагностический инструментарий.
Кроме того, к вопросам изучаемой проблемы можно отнести отсутствие четкого понимания взаимосвязи прокрастинации со смысложизненными ориентациями, в частности у студентов-психологов. Прояснению этого вопроса и посвящается данная работа.
Объект исследования: академическая прокрастинация.
Предмет исследования: связь академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями и экзистенциальной исполненностью у студентов-психологов.
Цель исследования: изучить характер связи академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями у студентов -психологов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по проблеме общей и академической прокрастинации .
2) Прояснить личностные факторы формирования академической прокрастинации, изучить литературу по проблеме влияния смысложизненных ориентаций на формирование прокрастинации .
3) Подобрать инструментарий, направленный на исследование академической прокрастинации, а также методик, позволяющих изучить особенности мотивационной и смысловой сферы личности.
4) Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение связи академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями, экзистенциальной исполненностью и мотивацией студентов-психологов.
5) Проанализировать полученные данные и соотнести их с имеющимися в научной литературе.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются:
1) Общетеоретические подходы к изучению личности (А.Н. Леонтьев), в том числе диспозиционный подход (Г. Олпорт).
2) Представления о прокрастинации как личностной диспозиции (Н. Милграм, К. Лэй, Б. Тукман, Я.И. Варваричева), а также современные исследования академической прокрастинации (Т. Пичил, П. Стил, Дж. Бурка, К. Клингсик).
3) Экзистенциальная психология и экзистенциально-аналитическое направление (В. Франкл, А. Лэнгле, Д.А. Леонтьев).
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что низкий уровень осмысленности жизни способствует развитию академической прокрастинации.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих положениях:
1) Развитие академической прокрастинации зависит от личностной прокрастинации.
2) Академическая прокрастинация отрицательно связана
со смысложизненными ориентациями студентов-психологов.
3) Низкий уровень экзистенциальной исполненности влияет на развитие общей и академической прокрастинации.
Исследование проводилось в период с 2019 по 2021 год и включало три этапа. Первый этап: анализ литературы, выявление основных направлений исследования прокрастинации и её взаимосвязей со смысложизненными ориентациями. Была обозначена цель исследования, поставлены задачи, подобран исследовательский инструментарий. Второй этап: сбор эмпирического материала. Третий этап: обработка, интерпретация и обсуждение полученных данных; подведение итогов, оформление работы.
Эмпирическую базу исследования составили студенты первого и четвёртого курса департамента психологии УГИ УрФУ, а также магистры второго года обучения этого департамента. Среди студентов первого курса приняло участие 111 человек, из них 15 юношей и 96 девушек, средний возраст - 18,3. Численность студентов четвёртого курса и второго года магистратуры составила 41 человек, из них 7 юношей и 34 девушки, средний возраст - 24,3.
С целью проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методики:
1) Шкала общей прокрастинации Б. Тукмана (Tuckman General Procrastination Scale, TGPS) в адаптации Н. Г. Гаранян.
2) Шкала оценки академической прокрастинации Л. Соломона и Е. Ротблюма (Procrastination Assessment Scale for Students, PASS) в адаптации М.В. Зверевой.
3) Опросник образовательной мотивации (EMI), разработанный на кафедре педагогики и психологии образования УрФУ .
4) Шкала академической мотивации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина (ШАМ);
5) Тест «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика (Purpose-in-Life Test, PIL) в адаптации Д.А. Леонтьева.
6) Шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер (Langle-Orgler Existence Scale) в адаптации О. М. Ларченко.
Для анализа полученных данных использовались: коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, факторный и регрессионный анализ. Обработка проводилась в программе Statistica 13.0.
Одной из ключевых примет нынешнего времени стал резкий дефицит смысла. Эмпирические исследования показывают, что 80% студентов колледжей в США страдают от выраженного чувства утраты смысла. Более того, наибольший суицидальный «пик» отмечается именно в возрасте 15 -25 лет. В связи с пандемией коронавирусной инфекции выяснился удивительный факт: если раньше главным страхом был страх смерти, то сейчас на первое место вышел страх потери смысла жизни [50].
Прокрастинация значима для тех сообществ, которые характеризуются ориентацией на достижения. Именно в таких условиях находится большинство современных молодых людей. Откладывание выполнения учебных задач, то есть академическая прокрастинация является серьёзной проблемой для обучающихся. Например, студенты, только поступившие в университет, получают очень много личной свободы. Предполагается, что они должны самостоятельно организовывать свое время для обучения. Однако, подобные навыки, как правило, отсутствуют, и студенты «впадают» в прокрастинацию. Вначале они откладывают выполнение домашней работы на один день, затем на два дня. В результате работа остается незавершенной вплоть до наступления крайних сроков, и студенту приходится её заканчивать в сжатые сроки. Вследствие этого страдает не только качество работы и оценка за неё, но и сам студент. Ведь как процесс прокрастинации, так и работа над заданиями в условиях ограниченного времени , сопровождаются сильным внутренним напряжением, повышением тревожности, негативными переживаниями.
Большое количество информативных, но не связанных с друг другом исследований феномена прокрастинации не дают полного представления о нём самом, механизмах его образования и функционирования. В общем плане можно отметить следующие проблемы: конструкт прокрастинации не разработан, нет единого определения или универсальной классификации, значительно ограничен психодиагностический инструментарий.
Кроме того, к вопросам изучаемой проблемы можно отнести отсутствие четкого понимания взаимосвязи прокрастинации со смысложизненными ориентациями, в частности у студентов-психологов. Прояснению этого вопроса и посвящается данная работа.
Объект исследования: академическая прокрастинация.
Предмет исследования: связь академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями и экзистенциальной исполненностью у студентов-психологов.
Цель исследования: изучить характер связи академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями у студентов -психологов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по проблеме общей и академической прокрастинации .
2) Прояснить личностные факторы формирования академической прокрастинации, изучить литературу по проблеме влияния смысложизненных ориентаций на формирование прокрастинации .
3) Подобрать инструментарий, направленный на исследование академической прокрастинации, а также методик, позволяющих изучить особенности мотивационной и смысловой сферы личности.
4) Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение связи академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями, экзистенциальной исполненностью и мотивацией студентов-психологов.
5) Проанализировать полученные данные и соотнести их с имеющимися в научной литературе.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются:
1) Общетеоретические подходы к изучению личности (А.Н. Леонтьев), в том числе диспозиционный подход (Г. Олпорт).
2) Представления о прокрастинации как личностной диспозиции (Н. Милграм, К. Лэй, Б. Тукман, Я.И. Варваричева), а также современные исследования академической прокрастинации (Т. Пичил, П. Стил, Дж. Бурка, К. Клингсик).
3) Экзистенциальная психология и экзистенциально-аналитическое направление (В. Франкл, А. Лэнгле, Д.А. Леонтьев).
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что низкий уровень осмысленности жизни способствует развитию академической прокрастинации.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих положениях:
1) Развитие академической прокрастинации зависит от личностной прокрастинации.
2) Академическая прокрастинация отрицательно связана
со смысложизненными ориентациями студентов-психологов.
3) Низкий уровень экзистенциальной исполненности влияет на развитие общей и академической прокрастинации.
Исследование проводилось в период с 2019 по 2021 год и включало три этапа. Первый этап: анализ литературы, выявление основных направлений исследования прокрастинации и её взаимосвязей со смысложизненными ориентациями. Была обозначена цель исследования, поставлены задачи, подобран исследовательский инструментарий. Второй этап: сбор эмпирического материала. Третий этап: обработка, интерпретация и обсуждение полученных данных; подведение итогов, оформление работы.
Эмпирическую базу исследования составили студенты первого и четвёртого курса департамента психологии УГИ УрФУ, а также магистры второго года обучения этого департамента. Среди студентов первого курса приняло участие 111 человек, из них 15 юношей и 96 девушек, средний возраст - 18,3. Численность студентов четвёртого курса и второго года магистратуры составила 41 человек, из них 7 юношей и 34 девушки, средний возраст - 24,3.
С целью проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методики:
1) Шкала общей прокрастинации Б. Тукмана (Tuckman General Procrastination Scale, TGPS) в адаптации Н. Г. Гаранян.
2) Шкала оценки академической прокрастинации Л. Соломона и Е. Ротблюма (Procrastination Assessment Scale for Students, PASS) в адаптации М.В. Зверевой.
3) Опросник образовательной мотивации (EMI), разработанный на кафедре педагогики и психологии образования УрФУ .
4) Шкала академической мотивации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина (ШАМ);
5) Тест «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика (Purpose-in-Life Test, PIL) в адаптации Д.А. Леонтьева.
6) Шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер (Langle-Orgler Existence Scale) в адаптации О. М. Ларченко.
Для анализа полученных данных использовались: коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, факторный и регрессионный анализ. Обработка проводилась в программе Statistica 13.0.
В процессе написания работы было установлено, что многими авторами прокрастинация понимается как добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки.
В первой главе дан обзор зарубежной и отечественной научной литературы по феномену прокрастинации, приведены различные трактовки данного термина, представлено изучение прокрастинации как в рамках различных психологических концепций, так и в современных исследованиях. Показана классификация прокрастинации и рассмотрена, одна из наиболее распространённых её форм, академическая прокрастинация. Академическую прокрастинацию определяют как поведенческую склонность, которая заключается в откладывании учебных обязанностей, а также в отсутствии саморегуляции в учебной деятельности. Ещё были рассмотрены существенные факторы, обуславливающие формирование академической прокрастинации.
Во второй главе были проанализированы и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования связи академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями у студентов -психологов.
Описаны результаты сравнительного анализа, по которому можно сделать вывод, что фактор академической прокрастинации имеет большее значение, чем фактор пола и курс обучения. Корреляционный анализ показал отрицательную связь академической прокрастинации и её факторов со смысложизненными ориентациями и экзистенциональной исполненностью . Осуществленный факторный анализ позволил выделить два фактора - «Осмысленность» и «Мотивация». Выполненный регрессионный анализ показал влияние низкого уровня экзистенциальной исполненности на развитие общей и академической прокрастинации.
Выдвинутая гипотеза о том, что низкий уровень осмысленности жизни способствует развитию академической прокрастинации подтвердилась.
Стоит отметить, что данная работа лишь один из фрагментов ответа на вопрос, чем же обусловлена академическая прокрастинация и какова роль нехватки осмысленности в её проявлении. Представляется перспективным дальнейшее изучение связи академической прокрастинации и смысложизненных ориентаций, а также разработка программы по преодолению этой формы прокрастинации.
В первой главе дан обзор зарубежной и отечественной научной литературы по феномену прокрастинации, приведены различные трактовки данного термина, представлено изучение прокрастинации как в рамках различных психологических концепций, так и в современных исследованиях. Показана классификация прокрастинации и рассмотрена, одна из наиболее распространённых её форм, академическая прокрастинация. Академическую прокрастинацию определяют как поведенческую склонность, которая заключается в откладывании учебных обязанностей, а также в отсутствии саморегуляции в учебной деятельности. Ещё были рассмотрены существенные факторы, обуславливающие формирование академической прокрастинации.
Во второй главе были проанализированы и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования связи академической прокрастинации со смысложизненными ориентациями у студентов -психологов.
Описаны результаты сравнительного анализа, по которому можно сделать вывод, что фактор академической прокрастинации имеет большее значение, чем фактор пола и курс обучения. Корреляционный анализ показал отрицательную связь академической прокрастинации и её факторов со смысложизненными ориентациями и экзистенциональной исполненностью . Осуществленный факторный анализ позволил выделить два фактора - «Осмысленность» и «Мотивация». Выполненный регрессионный анализ показал влияние низкого уровня экзистенциальной исполненности на развитие общей и академической прокрастинации.
Выдвинутая гипотеза о том, что низкий уровень осмысленности жизни способствует развитию академической прокрастинации подтвердилась.
Стоит отметить, что данная работа лишь один из фрагментов ответа на вопрос, чем же обусловлена академическая прокрастинация и какова роль нехватки осмысленности в её проявлении. Представляется перспективным дальнейшее изучение связи академической прокрастинации и смысложизненных ориентаций, а также разработка программы по преодолению этой формы прокрастинации.
Подобные работы
- СВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У СТУДЕНТОВ (В ПРИМЕРЕ УЗБЕКСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2025 - СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТВ ВУЗОВ Г. ТОМСКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025



