Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование осмысленности жизни, жизнестойкости и копинг-стратегий у молодых людей с разными уровнями удовлетворенности жизнью

Работа №99973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И ЕЕ ПРЕДИКТОРОВ 7
1.1. Удовлетворенность жизнью как субъективное отражение качества
взаимодействия в системе Я - Жизнь 7
1.2. Смысложизненные ориентации личности, жизнестойкость, копинг- стратегии как психологические предикторы удовлетворенности жизнью 13
1.2.1. Смысложизненные ориентации личности
и удовлетворенность жизнью 13
1.2.2. Жизнестойкость и удовлетворенность жизнью 17
1.2.3. Копинг-поведение и удовлетворенность жизнью 22
Выводы по главе 27
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ 29
2.1. Процедура и методы исследования 29
2.2. Результаты эмпирического исследования 31
2.2.1. Результаты исследования удовлетворенности жизнью 31
2.2.2. Результаты исследования смысложизненных ориентаций 34
2.2.3. Результаты исследования жизнестойкости 36
2.2.4. Результаты исследования копинг-поведения 39
2.3. Результаты сравнительного анализа 42
2.4. Результаты корреляционного анализа 45
Выводы по главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


На каждом возрастном этапе человек переживает кризис, связанный с появлением новых задач, новых перспектив, требующих соответствия внутренних ресурсов внешним условиям. Кризис - это не катастрофа, не угроза краха, а период, когда с одной стороны, человек отличается повышенной уязвимостью, с другой - если предшествующие этапы развития успешно пройдены - его ресурсы возрастают и способствуют благоприятному разрешению кризиса. В настоящее время в связи увеличением продолжительности жизни и трудоспособного возраста изменились границы возрастных этапов, так, согласно классификации ВОЗ, молодой возраст - это период от 25 до 44 лет. Нормативный кризис на данном этапе развития приходится примерно на 30 лет и вызван расхождением между идеальной моделью образа жизни (мечтой) и реальностью. Успешное разрешение кризиса требует от человека переоценки жизненных ценностей, признания ограничений, концентрации усилий, принятия ответственности в профессиональной, семейной сферах, во взаимоотношениях с окружающими.
Актуальность исследования обусловлена тем, что кризис молодости (или кризис 30 лет) в отличие, например, от кризиса среднего возраста, мало изучен психологами. Между тем, переживание кризиса 30-летия для многих людей сопряжено со стрессами и ведет к снижению удовлетворенности жизнью. Его успешное преодоление зависит от личностного потенциала, к которому относятся смысложизненные ориентации, жизнестойкость, копинги, и открывает возможности для решения задач следующего возрастного этапа.
Теоретическая значимость исследования: рассмотрение психологических характеристик личности - смысложизненных ориентаций, жизнестойкости и копинг-стратегиий - в контексте проблемы удовлетворенности жизнью в молодом возрасте.
Теоретической базой исследования являются исследования, посвященные проблемам удовлетворенности жизнью и психологического благополучия (М. Аргайл, Н.В. Андреенкова, Л.В. Куликов, Н.Н. Мельникова, Ю.Ю. Неяскина, Р.М. Рахимгараева и др.); смысложизненных ориентаций личности (В. Франкл, К. Рифф, Л.В. Куликов, Д.А. Леонтьев, М.С. Трунова, Р.М. Шамионов, С.В. Штукарева, Е.Ф. Ященко и др.); жизнестойкости (С. Мадди, С. Кобаза, М. Селигман, Л.А. Александрова, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова и др.); теория совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман; исследования в области психологии совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, Н.Н. Мельникова, М.Д. Петраш, С.А. Хазова и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут быть полезны специалистам, работающим в сфере психологического консультирования, оказывающим помощь людям молодого возраста с низкими показателями удовлетворенности жизнью, неадаптивными способами преодоления сложных жизненных ситуаций, низким уровнем жизнестойкости. Результаты исследования могут лечь в основу дальнейшего изучения психологических предикторов удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста.
Цель: исследовать личностные характеристики молодых людей, по-разному оценивающих свою удовлетворенность жизнью.
Объект - удовлетворенность жизнью.
Предмет - личностные характеристики молодых людей с разными показателями удовлетворенности жизнью.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что молодые люди с высокой удовлетворенностью жизнью более жизнестойки, они используют более адаптивные варианты копинг-стратегий, их жизнь более осмысленна, чем у молодых людей с низкой удовлетворенностью жизнью.
Гипотеза была конкретизирована в следующих предположениях:
1. У респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью показатели жизнестойкости выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.
2. У респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью выше показатели адаптивности копингов, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.
3. У респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью показатели осмысленности жизни выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические аспекты феномена удовлетворенности жизнью.
2. Проанализировать литературные данные о психологических предикторах удовлетворенности жизнью - смысложизненных ориентациях, жизнестойкости, копинг-стратегиях.
3. Выделить группы респондентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
4. Провести диагностику личностных характеристик респондентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
5. Провести сравнительный анализ личностных характеристик респондентов в группах с показателями удовлетворенности жизнью выше среднего и ниже среднего.
6. Провести корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязей между исследуемыми личностными характеристиками у респондентов с показателями удовлетворенности жизнью выше среднего и ниже среднего.
7. Проанализировать результаты исследования.
Методики исследования:
1. «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) Н.Н. Мельниковой [24];
2. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева [37];
3. «Тест жизнестойкости С. Мадди» (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) [21];
4. «Способы совладающего поведения» (копинг-тест) Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [14].
В состав выборки вошли 52 женщины и 29 мужчин - всего 81 человек в возрасте от 25 до 35 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема удовлетворенности жизнью была и остается актуальной, поскольку является одной из фундаментальных в психологии. Удовлетворенность жизнью оказывает непосредственное влияние на жизнь человека и на то, как она им воспринимается.
В теоретической части был проведен анализ научной литературы, посвященной психологическим аспектам удовлетворенности жизнью и ее предикторам.
В течение жизни человек переживает многочисленные и разнообразные стрессы, успешное преодоление которых оказывает благоприятное влияние на его развитие в дальнейшем. Одной из таких стрессогенных ситуаций является кризис молодости (или кризис 30 лет). Анализ литературы показал, что тема кризиса 30 мало изучена и требует дальнейших исследований, что явилось основанием выбора возрастного диапазона респондентов (25-35 лет).
Кризис молодости, как и любой другой, связан со стрессом, преодоление которого зависит от личностного потенциала человека, к которому относятся смысложизненные ориентации, жизнестойкость, копинги. Однако переживание возрастного кризиса протекает по-разному, поэтому респонденты были поделены на 3 группы в зависимости от уровня удовлетворенности жизнью: низкий, средний, высокий. Для сравнительного и корреляционного анализа были выбраны две контрастные группы с высокими и низкими показателями удовлетворенности жизнью.
В ходе сравнительного анализа было установлено, что респонденты с высокой удовлетворенностью жизнью больше включены в жизнь, у них менее выражены разочарование и усталость от жизни, беспокойство о будущем, чем у респондентов с низким уровнем удовлетворённости жизнью.
Осмысленность жизни у респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью значимо выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью. Полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты с высокой удовлетворенностью жизнью имеют жизненные цели, придающие их жизни осмысленность, воспринимают свою жизнь как интересную и продуктивную, зависящую от их собственных решений и действий.
Респонденты с высокой удовлетворенностью жизнью чаще, чем респонденты с низкой удовлетворённостью жизнью, используют копинг- стратегию «планирование решения» адекватно ситуации, т.е. в ее наиболее адаптивном варианте, Копинги «дистанцирование», «самоконтроль», «принятие ответственности» и «бегство-избегание» чаще используют респонденты с низкой удовлетворённостью жизнью, причем, применение ими стратегии «бегство-избегание» свидетельствует о высокой напряженности данного копинга (т.е. он часто применяется неадекватно ситуации, что указывает на нежелание или неумение справляться с трудной ситуацией) и свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Респонденты с высокой удовлетворенностью жизнью демонстрируют более высокую степень жизнестойкости. Они получают удовольствие от собственной деятельности; убеждены что могут влиять на свою жизнь и события в ней; даже негативный опыт воспринимают как способ саморазвития, они лучше справляются со стрессовыми событиями в своей жизни.
Корреляционный анализ позволил выявить специфические взаимосвязи в группах. Между показателями участников 1-й группы выявлена прямая взаимосвязь низкой удовлетворенности жизнью с низкой жизнестойкостью, а также с неудовлетворенностью собой; в 3-й группе высокая удовлетворенность жизнью связана с ее разнообразием, осмысленностью, удовлетворенностью самореализацией, переживанием положительных эмоций, готовностью справляться с трудными ситуациями и стремлением к развитию.
В результате исследования была подтверждена основная гипотеза о том, что молодые люди с высокой удовлетворенностью жизнью более жизнестойки, используют более адаптивные варианты копинг-стратегий, их жизнь более осмысленна, чем у молодых людей с низкой удовлетворенностью жизнью.
Полностью подтвердилась гипотеза о том, что у респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью показатели жизнестойкости выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.
Гипотеза о том, что у респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью выше показатели адаптивности копингов, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью, подтвердилась частично - в отношении копин-стратегий «бегство-избегание» и «планирование решения». Респонденты с высокой удовлетворенностью жизнью чаще используют эти стратегии адекватно ситуации, о чем свидетельствуют более высокие показатели адаптивности данных копингов у них, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.
Полностью подтвердилась гипотеза о том, что у респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью показатели осмысленности жизни выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.
На основании проведенного исследования, был сделан вывод, что молодые люди, по-разному оценивающие удовлетворенность своей жизнью, имеют разный личностный потенциал, определяющий их возможности преодоления трудных жизненных ситуаций и дальнейшего развития.
Информативным методом исследования удовлетворенности жизнью и ее предикторов в периоды возрастных кризисов, позволяющим проследить их динамику и влияние на преодоление трудностей на разных этапах развития, является лонгитюдный метод. Хотелось бы провести такое исследование в дальнейшем.
Полученные в нашем исследовании данные могут быть полезны психологам при работе с клиентами с низкой удовлетворенностью жизнью.



1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня. Сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2004. С. 82-90.
2. Александрова, Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: Дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2004. - 207 с.
3. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 189-216.
4. Анисимова, О.М., Терра, Т.К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в разные периоды взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2014. Вып. 3. С.128-136.
5. Аргайл, М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 271 с., С. 52.
6. Басов, И.А. Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в позднем возрасте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 5А. С. 5-14.
7. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». 2008. Т. 2. С. 24-27.
8. Бородкина, Е.В. Жизнестойкость как фактор субъективного благополучия // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 13 июня 2009 г.). Часть II. Психологические науки / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2009. - 140 с. С. 12-15.
9. Гвоздецкая, В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в различные периоды возрастных кризисов // Sciences of Europe. 2016. № 9 (9). С. 12-24.
10. Дробинина, Л.В. Взаимосвязь жизнестойкости,
удовлетворённости жизнью и субъективного благополучия у жителей региона Сибири // Материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. М.: Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
11. Заика, Л.Л., Разуваева, Т.Н. Некоторые теоретические проблемы совладающего поведения в психологической науке. Особенности совладания у старшеклассников // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 2007. С. 33-35.
12. Зеленова, М.Е. Ценностно-смысловые ориентации и особенности профессионального здоровья у специалистов, участников военных действий. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГНУ «Психологический Институт РАО», 2012.
13. Коломинский, Я.Л., Белановская, О.В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия личности. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГНУ «Психологический Институт РАО», 2012.
14. Копинг-тест Лазаруса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1-source.ru/diagnostika/koping-test-lazarusa.html(дата обращения 10.03.2021).
15. Крюкова, Т.Л., Ронч, А.М. Детерминанты одиночества и совладания с ним в супружеских отношениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 4. С.129-134.
16. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 476-510.
17. Куликов, Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
18. Лазарус Р. Совладание (coping) / Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. С. 398- 403.
19. Лебедева, А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2012. - 32 с.
20. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2009. - 511 с.
21. Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. - 63 с.
22. Лысенко, М.Н., Пфау, Т.В. Возрастные особенности самоотношения, самооценки и удовлетворенности жизнью у женщин // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. № 10. С. 59-65.
23. Мельникова, Н.Н. Классификация стратегий адаптивного поведения // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. Т. 3. С. 13-23.
24. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.
25. Нерушай, А.И. Психологическое благополучие людей пожилого возраста // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 1. С. 128-141.
26. Неяскина, Ю.Ю. Взаимосвязь личностных ресурсов и субъективной оценки качества жизни (на примере осмысленности жизни и жизнестойкости) // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1. С 135-143.
27. Пермякова, М.Е., Барсуков, А.А., Ершова, И.А. Исследование связи жизнестойкости, счастья и копинг-стратегий у студентов // Известия Уральского федерального университета. Серия I. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург. 2017. Т. 23. № 3 (165). С. 132-140.
28. Петраш, М. Д. Совладающее поведение в структуре позитивного функционирования в разные периоды взрослости // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. - С. 347-357.
29. Психологический словарь / под общей науч. ред. П.С. Гуревича. М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с., С. 702.
30. Разуваева, Т.Н., Заика, Л.Л. Особенности совладания старшеклассников // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения». Кострома, 2007. С.148-150.
31. Рассказова, Е.И., Леонтьев, Д.А., Лебедева, А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 142-160.
32. Рахимгараева, Р.М. Психологические факторы удовлетворенности жизнью // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12. С. 115-122.
33. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 189 с.
34. Саковская, О.Н. Взаимосвязь копинг-стратегий и ценностных оснований личности // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22-24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. Т. 1. С. 375-377.
35. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия Пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440 с.
36. Тенн, О.Р. Изучение копинг-стратегий женщин переходного возраста, переживающих экзистенциальный кризис [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 3(11). Режим доступа: http://psystudy.ru(дата обращения: 10.05.2020).
37. Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО)
Д.А. Леонтьева [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika- szho-d-a-leontev(дата обращения: 10.03.2021).
38. Трунова, М.С., Штукарева, С.В. Взаимовлияние установок
личности на субъективное благополучие и осмысленность жизни // Акмеология. 2015. № 4 (56). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimovliyanie-ustanovok-lichnosti-na- subektivnoe-blagopoluchie-i-osmyslennost-zhizni(дата обращения: 10.05.2021).
39. Устав ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения:
11.05.2021).
40. Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
41. Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 5. С. 188-191.
42. Холмогорова, А.Б., Горчакова, В.А. Травматический стресс и его влияние на субъективное благополучие и психологическое здоровье: Апробация Эссенского опросника травматических событий // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 120-137.
43. Черткова, Ю.Д., Алексеева, О.С. Фоминых А.Я., Взаимосвязь жизнестойкости с удовлетворенностью жизнью // Известия Уральского федерального университета. Серия I. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург. 2016. Т. 22. № 3(153). С. 109-114.
44. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. - 296 с.
45. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
46. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. - 416 с.
47. Ященко, Е.Ф. Смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью у студентов как проблема социальной психологии личности // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 1. С. 88-96.
48. Antaramian, S., Kamble, S. V., &Huebner, E. S. (2016). Life satisfaction and coping in Hindu adolescents in India. Journal of Happin ss Studi s, 17, 1703-1717.
49. Aragiannopoulou, E., & Kamtsios, S. (2018). Multidimensionality vs. unitary of academic hardiness: An under explored issue. Learning and Individual Differences, 51, 149-156.
50. Azizli, N. et al. Relationships between general self-efficacy, planning for the future, and life satisfaction // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 82. P. 58-60.
51. Buser, J. K., & Kearney, A. (2017). Stress, adaptive coping, and life satisfaction. Journal of College Counseling, 20, 224-236.
52. Huebner, Ng, Z. J. & Hills, K. J. (2015). Life satisfaction and academic performance in early adolescents: Evidence for reciprocal association. Journal of School Psychology, 53(6), 479-491.
53. Karaman, M. A., & Watson, J. C. (2017). Examining associations among achievement motivation, locus of control, Academic stress and life satisfaction: A comparison of U.S. and international undergraduate students. Personality and Individual Differences, 111, 106-110.
54. Khoshaba, D., & Maddi, S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. - Spring. - 1999. - Vol. 51. - N 2. - R. 106 - 117, p 98.
55. KordTamini, B., Ansari, A. Relationship of Stress Coping Strategies and Life Satisfaction among Students // International Journal of Psychology, N 8 (1), 2014.
56. Lazarus, R.S. (1966) Psychological Stress and the Coping Process. McGraw-Hill, New York.
57. Lambert, V. A., Lambert, C. E., & Klipple, G. L. (1990). Relationships among hardiness, social support, severity of illness, and psychological well-being in women with rheumatoid arthritis. Health Care Women Int, 11 (2), 159-73.
58. Luque, Salas B., Yáñez, Rodríguez V., Tabernero, C., Cuadrado, E. The role of coping strategies and self-efficacy as predictors of life satisfaction in a sample of parents of children with autism spectrum disorder. Psicothema, N 29, 2017. C. 55-60.
59. Maddi, S. R., Khoshaba, D. M. Resilience at work: How to succeed no matter what life throws at you. AMACOM Div American Mgmt Assn, 2005.
60. Martin, J. J., Byrd, B., Watts, M. L., & Dent, M. (2015). Gritty, hardy, and resilient: Predictors of sport engagement and life satisfaction in wheelchair basketball players. Journal of Clinical Sport Psychology, 9(4), 345-359.
61. Mousavi-Nasab, S. et al. The Mediating Role of Life Satisfaction in the Relationship between Coping Strategies for Stress and Attitude towards Addiction // Research on Addiction Quarterly Journal of Drug Abuse, N 9 (33), 2015.
62. Murphy, L. The widening world of childhood. New York: Basic Books, 1962.
63. Murphy, L. Coping vulnerability and residence in childhood. Coping and adaptation. N.Y., 1974.
64. Patrice, K., Nicholas, T., & Leuner, D., (1999). Hardiness, Social Supprt and Health Status, Are There Difference in Older Afircan-American, Holistic. Nursing Practice Fredrick. 53-61.
65. Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
66. Schellenberg, D.E. Coping and Psychological Hardiness and Their Relationship to Depression in Older Adults [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalcommons.pcom.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1123&context=psyc hology_dissertations (дата обращения: 11.05.2021).
67. Skinner, E.A. Perceived control, motivation, & coping. Newbury Park (CA): Sage Publications, 1995.
68. Smith, J., Fleeson, W., Geiselmann, B., Settersten, R., Kunzmann, U. Well-being in very old age: Predictions from objective life conditions and subjective experience. / In P. B. Baltes & K. U. Mayer (Eds.) // The Berlin Aging Study: Aging from 70 to 100, 1999. C. 450-471.
69. Wang, T., Bernardo, A., Yeung, S. Hope and Coping in Collectivist Societies: Contributions to Life Satisfaction in Chinese University Students. 2017. C. 59-79.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ