Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование биографической рефлексии и готовности к освоению возрастно-временных изменений во взаимосвязи с самооценкой уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации

Работа №99971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ, ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ
ВОЗРАСТНО-ВРЕМЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, САМООЦЕНКИ УРОВНЯ
РАБОТОСПОСОБСНОСТИ НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ 10
1.1. Поздний этап профессионализации и его специфика 10
1.2. Обзор современных исследований психологических особенностей
поздних этапов профессионализации 24
1.3. Исследование биографической рефлексии в позднем возрасте 32
1.4. Исследование готовности к возрастно-временным изменениям
в позднем возрасте 38
1.5. Исследование самооценки уровня работоспособности в позднем возрасте 42
Выводы по главе 45
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ, ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ ВОЗРАСТНО-ВРЕМЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, САМООЦЕНКИ УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБСНОСТИ НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ 48
2.1. Описание выборки 48
2.2. Характеристика методов исследования 48
2.3. Анализ результатов исследования (дескриптивный, сравнительный,
корреляционный 51
Выводы по главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Сегодня во всём мире наблюдается разгар демографических перемен.
Так, в докладе экономистов Credit Suisse, указывается, что в России к 2020 году на людей старше 65 лет будет приходиться четверть населения, а к 2060 году уже 47 процентов всего населения. Это подтверждают и данные Росстата - до 2036г доля пожилых людей будет составлять 24 процента [104].
Трансформация возрастной структуры в современном российском обществе обуславливает актуальность исследовательских задач, в отношении психологического состояния пожилых людей в социуме.
Как одну из центральных характеристик лиц средней и поздней взрослости, исследователи выделяют высокий образовательный уровень и высокую роль профессиональной деятельности в структуре жизненных ценностей. При этом в российском обществе наблюдаются негативные стереотипы в отношении старости, которые в свою очередь проецируются на трудовые отношения.
Такое противоречие является стимулом к изменениям отношения к поздним возрастным этапам в общественном сознании.
Связь профессиональной деятельности, активности жизненной позиции в поздний период жизни и сохранением психологического здоровья невозможно переоценить, именно труд позволяет сохранять социальный статус, должный уровень социализации и высокое качество жизни.
Продолжение профессиональной деятельности или её прекращение является центральным моментом в ситуации развития в период поздней взрослости.
Для многих людей ситуация выхода на пенсию деструктивно влияет на их психологическое состояние и дестабилизирует их образ жизни [80].
Исследование психологии поздних возрастных и профессиональных этапов, а также разработка научных оснований для формирования психологической помощи людям в период поздней и средней взрослости, являются не только научно актуальными, но и жизненно значимыми, поскольку данная проблематика требует не только решений в отношении социальной защиты и поддержки пожилых людей, но и поиска психологических механизмов реализации накопленного потенциала, как профессионального, так и жизненного.
Требуется выявление и работа с психологическими барьерами для самореализации на поздних возрастных этапах.
Такие исследования приобретают особенное значение в ситуации, когда повышение пенсионного возраста в России требует своего разрешения в ближайшей перспективе.
Кроме инволюционных изменений, характерных для поздних возрастных этапов, а также влияния таких факторов, как экономические условия, социальное окружение, специфика профессиональной деятельности, ситуация профессионального и возрастного развития в период средней и поздней взрослости отличаются специфическими, психологическими изменениями: интеллектуальный уход во внутренний мир, эмоциональные переживания собственной оценки прожитой жизни и др.
Анализ внутренних психологических структур и их соотношения с факторами профессиональной и возрастной активности, как поиск ресурсов развития человека на поздних этапах профессионализации является актуальной проблемой для современной психологической науки.
Многие исследователи отмечают, что соотношения возрастного и профессионального развития во многом обусловлены личностной смысловой структурой.
Ключевым показателей качества жизни современного взрослого человека является свобода выбора своего жизненного пути, и возможности реализации личностных смыслов.
Одним из ресурсов личностного развития взрослого человека в контексте жизненного пути является - Биографическая рефлексия.
Биографическая рефлексия определяется как осознание и анализ жизненного пути личности. Психологическое изучение биографической рефлексии опирается на представление о рефлексивном механизме решения возрастных задач взрослости в современной психологии развития [45].
Также в рамках психологического анализа механизмов возрастного, профессионального и личностного развития, к важным компонентом относится - готовность к возрастно-временным изменениям.
Под готовностью к освоению возрастно-временных изменений понимается интегративное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу [92].
Другой важной характеристикой в контексте профессиональной деятельности является оценка состояний сниженной работоспособности на поздних этапах профессионализации.
Работоспособность обеспечивает адаптацию к динамично-меняющейся среде, уровню напряжённости труда, создаёт возможность в течение долгого времени поддерживать высокий ритм своей работы, в условиях интенсивных нервных перегрузок и является важным фактором для развития личности на поздних этапах профессионализации [37].
Как указывают исследования, уровень работоспособности зависит от различных факторов: физиологических, психологических, социальных. [30].
На данный момент, в современной психологической науке существует крайне мало эмпирических исследований, посвящённых характеру взаимосвязей вышеперечисленных компонентов, а также остаются открытыми вопросы соотношения этих компонентов с возрастными и профессиональными этапами развития в средней и поздней взрослости.
Также остаётся открытым вопрос соотношения этих компонентов в контексте возрастных различий.
Актуальность данного исследования, исходя из выше сказанного, заключается в недостаточной теоретической разработанности данной проблематики, а также отсутствием эмпирических данных для решения поставленных вопросов.
С учетом актуальности проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Исследования биографической рефлексии и готовность
к освоению возрастно-временных изменений во взаимосвязи с самооценкой уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации».
Объект исследования: Психологические особенности процессов профессионализации в возрасте средней и поздней взрослости
Предмет исследования: Биографическая рефлексия и готовность к освоению возрастно-временных изменений во взаимосвязи с самооценкой уровня работоспособности
Цель исследования: Исследовать взаимосвязь биографической рефлексии и готовности к освоению возрастно-временных изменений с самооценкой уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
1. Определить теоретические основания исследования биографической рефлексии, готовности к освоению возрастно-временных изменений, самооценки уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
2. Исследовать уровень выраженности биографической рефлексии, готовности к освоению возрастно-временных изменений и уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
3. Выявить и описать различия компонентов Биографической рефлексии, самооценки работоспособности и готовности к освоению возрастно-временных изменениям между группами средней и поздней взрослости.
4. Изучить характер взаимосвязи биографической рефлексии, готовности к освоению возрастно-временных изменений и уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
В основу исследования легли следующие гипотезы:
Первая гипотеза - Биографическая рефлексия и готовность к освоению возрастно-временных изменений находятся в прямой взаимосвязи
Вторая гипотеза - Готовность к освоению возрастно-временных изменений будет иметь обратный характер взаимосвязи с самооценкой уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации
Третья гипотеза - Имеются различия в характере взаимосвязи биографической рефлексии и готовности к возрастно-временным изменениям у представителей разных возрастных групп
Для реализации поставленных задач, достижения цели исследования и проверки гипотез были использованы следующие методы: теоретический анализ научной психологической литературы, диагностические методики: Опросник «Готовность к освоению возрастно-временных изменений» Т.Б. Сергеевой, Н.С. Глуханюк, опросник «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской, Методика М.В. Клементьевой «Оценка уровня развития биографической рефлексии», методы математико-статистической обработки: дескриптивный анализ, сравнительный анализ, корреляционный анализ.
В исследовании приняли участие работающие мужчины и женщины в возрасте средней и поздней взрослости, которые имеют различные профессии, а также различия в семейном положении (кто-то живет один, кто-то с детьми и т. д.).
Выборка исследования составила 166 человека, из которых были выделены две группы сравнения:
1 группа 113 человек, в возрасте от 50 до 60 лет.
2 группа 53 человек, в возрасте от 60 лет до 74 лет.
В обеих группах респондентами являются преимущественно женщины. Выбор испытуемых был осуществлен по критерию возраста и наличия профессиональной занятости, все испытуемые в обеих группах - работающие.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1. В проведении сравнительного анализа уровней готовности к освоению возрастно-временных изменений, биографической рефлексии и оценки сниженной работоспособности, работающих людей на поздних этапах профессионализации.
2. В описании особенностей взаимосвязи готовности к освоению возрастно-временных изменений и самооценки работоспособности на поздних этапах профессионализации.
3. В описании характера взаимосвязи готовности к освоению возрастно-временных изменений и биографической рефлексии на поздних этапах профессионализации.
Практическая значимость исследования заключается в оптимизации профессионального потенциала, а также разработки психопрофилактических мероприятий, для сохранения психологического здоровья людей данного возрастного периода, следовательно, результаты исследования могут быть использованы:
1. Для разработки программ по организации профессионального обучения пенсионеров. Образовательные программы в отношении лиц поздней взрослости, можно рассматривать как один из инструментов преодоления трудностей социально-личностного самоопределения, повышения социальной активности и качества жизни пожилых людей.
2. Для разработки программ по формированию позитивного стереотипа старения, направленного на повышение толерантности к людям на стадии поздней взрослости.
3. Для разработки психологических программ профилактики дезадаптации при переходе на стадию поздней взрослости.
4. Для разработки теоретических моделей регламентирующие условия труда для пожилых людей, так как в России не существует специального законодательства, регламентирующего труд сотрудников пенсионного возраста, условия и режим труда данной категории сотрудников в большинстве случаев не отличаются от условий и режима труда людей трудоспособного возраста.
Также, практическая значимость исследования обусловлена существующим социальным заказом, связанным с почти полным отсутствием служб психологической подготовки и психологического сопровождения лиц, достигших пенсионного возраста [80].
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были определены теоретические основания исследования биографической рефлексии, готовности к освоению возрастно-временных изменений, самооценки уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
Был проведён теоретический анализ литературы по проблеме профессионализации на стадии средней и поздней взрослости
Были рассмотрены основные понятия биографической рефлексии, готовности к возрастно-временным изменениям и самооценки работоспособности на стадии средней и поздней взрослости.
Проведен обзор понятий «профессионализация», «профессиональное развитие», «профессиональное становление» с позиций разных авторов. Вслед за Э.Ф. Зеером, А.К. Марковой мы понимаем профессионализацию как процесс овладения конкретным видом профессиональной деятельности, характеризующийся наличием определенных стадий профессионального развития.
Были рассмотрены основные понятия биографической рефлексии, готовности к возрастно-временным изменениям и самооценки работоспособности на стадии средней и поздней взрослости.
Одним из ресурсов личностного развития взрослого человека в контексте жизненного пути является - Биографическая рефлексия.
Биографическая рефлексия определяется как осознание и анализ жизненного пути личности. Психологическое изучение биографической рефлексии опирается на представление о рефлексивном механизме решения возрастных задач взрослости в современной психологии развития. [2]
Также в рамках психологического анализа механизмов возрастного, профессионального и личностного развития, к важным компонентом относится - готовность к возрастно-временным изменениям. 
понимается интегративное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу [3].
Другой важной характеристикой в контексте профессиональной деятельности является оценка состояний сниженной работоспособности на поздних этапах профессионализации.
Работоспособность обеспечивает адаптацию к динамично-меняющейся среде, уровню напряжённости труда, создаёт возможность в течение долгого времени поддерживать высокий ритм своей работы, в условиях интенсивных нервных перегрузок и является важным фактором для развития личности на поздних этапах профессионализации. [4].
В рамках поставленных эмпирических задач:
1. Был исследован уровень выраженности биографической рефлексии, готовности к освоению возрастно-временных изменений и уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
2. Выявлены различия компонентов Биографической рефлексии, самооценки работоспособности и готовности к освоению возрастно-временных изменениям между группами средней и поздней взрослости.
3. Выявлен и описан характер взаимосвязи биографической рефлексии, готовности к освоению возрастно-временных изменений и уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Составляющие готовности к освоению возрастно-временных изменений демонстрируют разный характер сопряженности с параметрами биографической рефлексии.
Результаты исследования демонстрируют большую зависимость анализируемых показателей от возрастного контекста.
Выявленные корреляционные связи самооценки работоспособности с биографической рефлексией и готовностью к возрастно-временным изменениям в группе работающих людей в возрасте поздней и средней взрослости позволяет сделать следующие выводы:
1. Корреляционный анализ демонстрирует отсутствие связей биографической рефлексии с готовностью к возрастным изменениям в группе работающих людей в возрасте поздней взрослости, при этом в группе средней взрослости мы наблюдаем статистически значимые связи со многими компонентами готовности к возрасту и биографической рефлексии.
Тем самым мы можем говорить, что взаимосвязь биографической рефлексии и готовности к возрастным изменениям обусловлена хронологическим возрастом.
2. Была обнаружена отрицательная взаимосвязь личностной составляющей биографической рефлексии с самооценкой пресыщения и стресса в группе работающих людей в возрасте поздней взрослости. При сравнении этих показателей с той же корреляцией в группе средней взрослости , можно сделать вывод, что мы наблюдаем характер тенденции. То есть, работники с наличием осознаваемых смыслов событий жизни и жизненных задач, осознания собственного влияния на ход жизни, с переходом на стадию поздней взрослости будут отличаться высокой оценкой работоспособности.
3. У участников старше 60 лет отмечен еще ряд тенденций, отсутствующий на этапе средней взрослости. Отрицательная взаимосвязь самооценки работоспособности выявлена не только с аффективным, но и с мотивационным уровнем готовности к возрасту. Иными словами, работающие пенсионеры, активно ищущие способы адаптации к возрастным изменениям, достаточно высоко оценивают свою работоспособность (это в первую очередь касается параметров монотония, утомление и стресс). Высокий показатель общего уровня готовности к возрасту отмечен у участников с низким уровнем монотонии. Также обнаружена положительная взаимосвязь психического пресыщения и стресса с когнитивным уровнем готовности, то есть с осознанием и пониманием происходящих возрастных изменений.
4. Кроме отрицательной взаимосвязи самооценки работоспособности с аффективным уровнем готовности, была обнаружена отрицательная взаимосвязь с мотивационным уровнем, и положительная взаимосвязь
с когнитивным уровнем готовности к возрасту, что отсутствует в группе средней взрослости.
Таким образом, гипотеза о существования прямой взаимосвязи биографическая рефлексии и готовности к освоению возрастно-временных изменений подтвердилась.
Подтвердилась гипотеза об обратном характере взаимосвязи готовности к освоению возрастно-временных изменений и самооценки уровня
работоспособности на поздних этапах профессионализации.
Также, была подтверждена гипотеза о различии в характере взаимосвязи биографической рефлексии и готовности к возрастно-временным изменениям у представителей разных возрастных групп
Результаты исследования могут быть использованы:
1. При разработке программ психологической поддержки людей на поздних этапах профессионализации, ориентированных на развитие личности, реализацию профессионального потенциала и передачи жизненного опыта другим поколениям.
2. При разработке программ психологического сопровождения
профессионала на стадии поздней взрослости.
3. Для разработки диагностических и теоретических моделей в индивидуальном и групповом консультировании людей на стадии поздней взрослости.
Актуальность данной задачи, также обусловлена тем, что в арсенале современной психотерапии существует достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого и старческого возраста.
Как указывают исследователи психологическая работа с лицами на стадии поздней взрослости, нуждается в разработке теоретической основы психологического вмешательства, так как большинству форм существующего психологического консультирования в контексте поздних возрастных стадий недостаёт теоретического обоснования.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 304 с.
2. Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.:Педагогика, 1980.
3. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. — Вопр.психол., 1968, № 6.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды: в 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1980. С. 16-178. или Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
5. Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Автореф.дис. на соиск. уч.степени канд. психол. наук. М, 2000. 24 с.
6. Арстангалиева З. Ж., Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Практики здоровьесбережения современных работающих пенсионеров //Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №. 7 (51).
7. Ассев В. Г. Проблема монотонности в трудах зарубежных авторов. — Вопр. психол., 1975, № 1.
8. Балакшина, Е.В. Исследование стрессоустойчивости и уровня социально-психологической адаптации безработных граждан / Е.В. Балакшина, О.Ф. Гефеле, В.А. Юлаева // Перспективы науки. - Тамбов: ТМБпринт, 2013. - № 3(42). - С. 11-14.
9. Барышева Т.Д. Рефлексивное обучение как ресурс
матарефлексивного развития профессионала // Акмеология. 2013. № 4.
С. 25-28.
10. Белановская О.В. - Старение и старость как предмет психологического исследования 533 с. Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В.
11. Беловол Е.В., Бойко З.В., Шурупова Е.Ю. Обучение лиц «третьего возраста» как способ предупреждения когнитивного старения. // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - стр. 537-540.
12. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис... канд. психол. наук. СПб., 1993. 20 с.
13. Блок В. Уровни бодрствования и внимания. — В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1970, вып.III.
14. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.:Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
15. Братусь С. Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. М» 2. С. 3—13.
16. Булимова Е.А. О сущности рефлексивной самоорганизации // Акмеология. 2013. № 1. С. 108-113.
17. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов : дис. - Москва : [Моск. гос. лингв. ун-т, Каф. психологии и пед. антропологии], 2005.
18. Гершкович Т. Б., Глуханюк Н. С. Готовность к освоению возрастно-временных изменений в процессе жизненного пути //Образование и наука. -
2005. - №. 5.
19. Гершкович, Т. Б. Удовлетворенность жизнью и готовность
к старению в контексте профессиональной занятости пенсионеров / Т. Б. Гершкович, Н. С. Глуханюк // Личностно развивающее профессиональное образование : материалы V Международной научно-практической
конференции, 17-18 нояб. 2005 г., г. Екатеринбург. В 4 ч. Ч. 1 / Рос. гос. проф. - пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2005. - С. 80-82.
20. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М.: Московский психолого-педагогический институт, 2003. - 112 с.
21. Глуханюк Н.С., Сергеева Т.Б. Психология позднего возраста: результаты исследований. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2007. 126 с. ISBN 978-5-8050-0246-6
22. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб., 2002 - С.444.
23. Голубев А. М., Дорошева Е. А., Мишенина Л. Г. Психологическое время женщин пенсионного возраста (55-65 лет) // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2012. Т.6. Вып. 2. С. 29-37. - ISSN 1995-865Х.
24. Дарвиш О.Б., Возрастная психология
25. Деревянко Е. А. Взаимоотношения между некоторыми физиологическими и психологическими факторами при развитии утомления в трудовой деятельности. — В кн.: Тезисы докладов I Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1959.
26. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностнопрофессионального развития конкурентноспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2. С. 9-18
27. Дихотомия геронтологической ситуации в современной России: эксклюзия - инклюзия / Под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: Саратовский гос. техн. унт, 2006. 237с
28. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез:
медикосоциологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. - М.: Изд-во «Академия естествознания», 2009. - С. 35-37.
29. Доника А.Д., Руденко А.Ю., Засядкина И.В. Профессионализм как система ценностей: континентальный подход / А.Д. Доника, А.Ю. Руденко, И.В. Засядкина // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 12. - С. 66¬67.
30. Дорогина О.И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности // Образование и наука. - 2012. - №1.
31. Еремина С.Р. Особенности мотивационно-ценностной сферы современных женщин в первое пятилетие выхода на пенсию // The theory and practice of gender researches in world science: materials of the V international scientific conference on May 5-6, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. - С.72-78.
32. Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно-историческая психология. 2010. № 1.
33. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2010.
34. Ермолина Т. А. и др. Состояние здоровья медицинских работников. Обзор литературы //Вестник новых медицинских технологий. - 2012. - Т. 19. - №. 3.
35. Завалишина Д.Н. Принцип субъекта в исследованиях профессиональной деятельности. // Психология и Психотехника. - 2012. - № 4. - C. 61-71.
36. Завьялова Ирина Юрьевна Психологический анализ развития личности в нормативном кризисе поздней взрослости // Психология. Психофизиология. 2012. №19 (278).
37. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. -
Екатеринбург: УГППУ, 1997.
38. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия,
2006. - 240 с.
39. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии
профессионального развития. - 2015.
40. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. - Психология взрослости. Учебное пособие. Изд.МПСИ. - 2011 г.
41. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социальнопрофессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.
42. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. 424 с
43. Клементьева М. В. Биографическая рефлексия во взрослом
возрасте: содержание, функции, генез : дис. - МВ Клементьева.-СПб.:
Российский гос. пед. ун-т им. АИ Герцена, 2018.-41 с, 2018.
44. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия в контексте психологического анализа. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 156 с.
45. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 1. С. 14-23. doi:10.17759/chp.2016120102
46. Клементьева М.В. Влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни взрослых людей // Известия ТулГУ, Известия ТулГУ, Гуманитарные науки. Выпуск 2. Тула: Издво ТулГУ, 2014.
47. Клементьева М. В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №2.
48. Клементьева М. В. Исследование трудовой занятости в биографической рефлексии профессионала // Акмеология. 2014. №2 (50).
49. Клементьева М.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия ТулГУ, Гуманитарные науки. Выпуск 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
50. Клементьева М.В. Исследование рефлексии жизненного пути
на материале создания автобиографического нарратива //
Культурноисторическая психология. 2012. № 3. C. 30—39
51. Клементьева М.В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки // Культурноисторическая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 80—93.
52. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
53. Коноплёв, Н. Н. Анализ жизнестойкости и коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4).
54. Коноплёв, Н. Н. Анализ самоотношения у работающих
и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35.
55. Коноплёв, Н. Н. Анализ самооценки психических состояний у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 131-135.
56. Коноплёв, Н.Н. Различия компонентов психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров / Мир педагогики и психологии №4(9) Апрель, 2017.
57. Косилов С. А. Очерки физиологии труда. М., 1965.
58. Коноплёв Н.Н. Смысложизненные ориентации и жизнестойкость у работающих и неработающих пенсионеров // Психологическая студия: сборник статей студентов и молодых исследователей УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. Выпуск пятый. — С. 86—90.
59. Коноплёв Н. Н. Факторы психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 743-745.
60. Коноплёв Н. Н. Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка) [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 48-52.
61. Коноплёв, Н. Н. Характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров / Н. Н. Коноплёв. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 52-55.
62. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - М: Питер, 2012. - 939 с.
63. Краснова О. В. Личность пожилого человека: социально -
психологический подход //Автореф. дисс.... докт. мед. наук. - 2006. - Т. 8.
64. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. — В кн.: Эмоциональный,стресс. Под ред. Л. Леви. Л., 1970.
65. Ленгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. статей / Пер. с нем. и вступ. ст. С.В. Крив цовой. М.: Генезис, 2008. 159 с.
66. Леонтьев Д.А. Философия жизни М. Мамардашви ли и ее значение для психологии // Культурноисторичес кая психология. 2011. № 1. C. 2—12
67. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т 11. №4. С. 110-135.
68. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учеб. пособие. Алматы: Казак университет!, 2001. 172 с.
69. Марголис А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 125¬137.
70. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международн. гуманитарный фонд «Знание», 1996.
71. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. _ № 4. _ С. 28_38.
72. Моргун, В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева — М. : МГУ, 1981
73. Назаров В.С., Дормидонтова Ю.А., Ляшок В.Ю. Анализ факторов, влияющих на принятие решения о выходе на пенсию // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. Т. 4. № 24. С. 66-86.
74. Нуркова В.В. Автобиографическая память с позиций культурнодеятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестн. Моск. Унта. Сер. 14. Психология. 2011. № 1.С. 79—90.
75. Петрова Татьяна Алексеевна Развитие толерантности молодежи к собственному старению посредством включения в практики межпоколенного взаимодействия // Вестник КГУ. 2007. №4.
76. Плеханова Н.П. Актуальные страхи в зрелом возрасте, связанные с продолжением трудовой деятельности // Психология. Историко -критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 2А. С. 238-253. DOI: 10.34670/AR.2020.53.36.028
77. Поварёнков, Ю. П. Психологическое содержание
профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
78. Поварёнков Ю.П. - Системо-генетический анализ
профессионального развития личности - 2017.Т.2.№4
79. Попова Татьяна Ананьевна Поздний онтогенез: некоторые аспекты
исследования // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические
и педагогические науки. 2017. №1.
80. Прокопец И.О. Особенности эмоционального состояния и психологическое благополучие мужчин и женщин пенсионного возраста с разным рабочим статусом // автореферат дис. кандидата психологических наук / Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону. - 2017 // [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=28884297
81. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб., 2006. 454 с.
82. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно -
методическое пособие / под ред. Л.М. Митиной. - М.: Московский
психологосоциальный институт, Флинта, 1998. - 184 с
83. Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лепского. М.: КогитоЦентр, 2009. 447 с
84. Рождественская В. И., Левочкина И. А. Функциональные состояния при монотонной работе и свойства нервной системы. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972, т. 6.
85. Розенблат В. В. Проблема утомления. Изд. 2-е. М., 1975.
86. Россохин А.В. Психология рефлексии измененных состояний сознания: автореферат дис. ... доктора психол. наук. М, 2009. 41 с.
87. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс
самодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. №2. С. 37—51.
88. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 760 с.
89. Сапогова Е.Е. Экзистенциально-психологический анализ старости // Культурноисторическая психология. 2011. № 3. С. 75—81.
90. Семенов И. Н. Исследовательские направления инновационной психологии рефлексии в высшей школе экономики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 3. Т.9. С. 37-57
91. Сергеева Т. Б., Борисов Г. И. Взаимосвязь удовлетворенности качеством жизни и индивидуальных свойств работающих и неработающих пенсионеров //Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26. - №. 1. - С. 158-169.
92. Сергеева Т. Б., Глуханюк Н. С. Готовность к освоению возрастно-временных изменений и биографическая рефлексия в контексте позднего возраста и профессиональной занятости //Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №. 9.
93. Сергеева, Т. Б. Формирование толерантности к старению [текст] /2014г.
94. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной
реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.
95. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека:
Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
96. Старовойтенко Е. Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект, 2014. 431 с.
97. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э. Ф. Зеера. М., 2005. 252 с.
98. Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы / Под общ. ред. Е.П. Александрова. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 2007.
99. Тимофеева М. А. и др. Исследование психологических детерминант удовлетворенности работой пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 11. С. 21-26.
100. Третьякова Е. А., Хасанова Р. Р. Влияние выхода на пенсию на состояние здоровья пожилых: обзор зарубежных исследований //Вестник НГУЭУ. - 2018. - №. 1.
101. Филозоп А. А. Теоретические вопросы психологической помощи на поздних этапах онтогенеза // Территория науки. 2007. №2.
102. Хватова М. В., Трунов А. Ю. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатели психологического здоровья (на примере работников локомотивных бригад) //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - №. 1.
103. Холодцева Е. Л., Портнова А. Г. Детерминанты личностной зрелости в позднем возрасте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 140 - 145.
104. Чистова Е.В., Тырсин А.Н. Выявление взаимосвязи между здоровьем и занятостью женщин пенсионного возраста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 1. С. 204¬216.
105. Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности //
106. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015 Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
107. Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 106-126
108. Adams G.A. Career-related variables and planned retirement age: An extension of beehr’s model // Journal of Vocational Behavior. 1999. Vol. 55. №. 2. P. 221-235. sciencedirect.com/science/article/pii/ S0001879198916797.
109. Atchley R.C. The sociology of retirement, Cambridge: Shenkman Publishing Company. 1975.
110. Baltes, P. B. (1987). Theoretical propositions of life-span developmental psychology: On the dynamics of growth and decline. Developmental Psychology, 23, 611-626.
111. Behncke S. How does retirement affect health? IZA Discussion Papers 4253, Institute for the Study of Labor, Bonn, Germany, 2009.
112. Berkovec J., Stern S. Job Exit Behavior of Older Men // Econometrica. 1991. Vol. 59. № 1. P. 189-210. ideas.repec.org/a/ecm/emetrp/v59y1991i1p189-210. html.
113. Bingley P., Martinello A. Mental retirement and schooling // European Economic Review. 2013. № 63. P. 292-298.
114. Birren J.E., Cochran K. Telling the Stories of Life through Guided Autobiography Groups.
115. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001. 208 p.
116. Bonsang E., Adam S., Perelman S. Does retirement affect cognitive functioning? // Journal of Health Economics. 2013. № 31. P. 490-501
117. Butler L.D., Nolen-Hoeksema S. Gender differences in responses to depressed mood in a college sample // Sex Roles. 1994. Vol. 30. no. 5-6. pp. 331346.
118. Cameron C A theory of fatigue. — In: Man under stress. Ed. by A. T. Welford, L., 1974.
119. Crawford M.P. Retirement and disengagement // Human Relations. 1971. № 24. P. 255-278.
120. Dave D., Rashad R.I., Spasojevic J. The effects of retirement on physical and mental health outcomes // Southern Economic Journal. 2008. № 75. P. 761-782.
121. Denton F.T., Spencer B.G. What is retirement? a review and assessment of alternative concepts and measures // Canadian Journal on Aging/La revue canadienne du vieillissement. 2009. Vol. 28. № 01. P. 63-76.
122. Dimaggio G., Vanheule S., Lysaker P.H., Carcione A., NicolT G. Impaired
123. Duval R. Retirement Behaviour in OECD Countries: Impact of OldAge Pension Schemes and other Social Transfer Programmes // OECD Economic Studies. 2003. Vol. 2003. № 2. P. 7-50. ideas.repec.org/a/oec/ ecokaa/5lmqcr2jcl7g.html.
124. Feldman D.C., Beehr T.A. A three-phase model of retirement decision making // American Psychologist. 2011. № 66. P. 193-203.
125. Glaser, R. (1987). Thoughts on expertise. In C Schooler & K. W. Schaie (Eds.), Cognitive functioning and social structure over the life course. Norwood, NJ: Ablex.
126. Hochschild A.R. Disengagement Theory: A Critique and Proposal. American // Sociological Review. 1975. № 40 (5). P. 553-569.c
127. Johnson R. The eff ect of old-age insurance on male retirement: Evidence from historical cross-country data // FRB of Kansas City Research Working Paper №. 00-09. 2001.
128. Kuhn A., Wuellrich J.P., Zweimuller J. Fatal attraction? Access to early retirement and mortality. IZA Discussion Paper 5160. Institute for the Study of Labor, Bonn, Germany. 2010.
129. Mazzonna F., Peracchi F. Ageing, cognitive abilities and retirement // European Economic Review. 2012. № 56. P. 691-710.
130. Neugarten B.L. Disengagement, personality, and life satisfaction in the later years. In D. A. Neugarten (Ed.), The meanings of age. Chicago, IL: The University of Chicago Press. 1964. P. 281-287.
131. Phillips B.S. A role theory approach to adjustment in old age // American Sociological Review. 1957. № 22 (2). P. 212-217
132. Pushkar D., Chaikelson J., Conway M., Etezadi J., Giannopolous C., Li K., Wrosch C. Testing continuity and activity variables as predictors of positive and negative affect in retirement // Journal of Gerontology: Psychological Sciences. 2010. № 65 (1). P. 42-49.
133. Salthouse (Eds.), Handbook of aging and cognition (2nd ed.). Mahwah, NJ: Eribaum.
134. Super D. E. A life-span, life-space approach to career development //Journal of Vocational Behavior. 1980. Vol. 16.
135. Super D. E. Toward a comprevhensive theory of development / D. E. Super //Career development: Theory and practice [D. H. Montross, S. J. Shinkman, et al.].- Springfild IL : Charles C. Thomas, 1992.
136. Super D. E., Starishevsky R., Matlin N., Jordaan J. P. Career development: A self-concept. N. Y., 1963.
137. Trapnell P.D., Campbell J.D. Private self-consciousness and the five- factor model of personality: Distinguishing rumination from reflection // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. № 76.
138. Van Solinge H., Henkens K. Involuntary retirement: The role of restrictive circumstances, timing, and social embeddedness // The Journals of Gerontology Series B: Psychological. 2007. № 62 (5). P. 295-303.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ