Психологические особенности детей, занимающихся в детской школе искусств
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ 7
1.1. Основные психологические черты личности творческих детей 7
1.2. Проблематика мотивации к обучению в детской школе искусств
в контексте подросткового возраста 22
1.3. Особенности построения психологического сопровождения
воспитанников в детских школах искусств 34
Выводы по главе 43
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ 45
2.1. Организация и процедура исследования 45
2.2. Методы и методики исследования 46
2.3. Результаты исследования 49
Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ 7
1.1. Основные психологические черты личности творческих детей 7
1.2. Проблематика мотивации к обучению в детской школе искусств
в контексте подросткового возраста 22
1.3. Особенности построения психологического сопровождения
воспитанников в детских школах искусств 34
Выводы по главе 43
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ 45
2.1. Организация и процедура исследования 45
2.2. Методы и методики исследования 46
2.3. Результаты исследования 49
Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одной из форм всестороннего формирования личности является развитие в области искусства. Несмотря на то, что в настоящее время интерес исследователей к изучению влияния искусства на человека повысился, данная тема до сих пор остается открытой для изучения. В России искусство и культура являются одним из приоритетных направлений, что подтверждается позицией Президента В. В. Путина, который рекомендовал активно заниматься и развивать творческую деятельность, особенно у детского населения страны.
Дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного социокультурного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей. В исследованиях В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, В. Н. Иванченко, М. Б. Коваль, Т. С. Комаровой, И. Н. Михайловой, В. М. Подуровского, Е. М. Сафоновой, И. И. Фришман выдвинута идея о том, что специфичность системы дополнительного образования, с ее ярко выраженным гуманистическим и демократическим характером, является приоритетным ориентиром в жизненном самоопределении детей, становлении творческой личности, способной к самореализации, самоактуализации.
Существующие в настоящее время в детских школах искусств (ДШИ) методы обучения направлены в наибольшей мере в сторону постижения "технологической" стороны искусства, а особенности личности учащегося остаются вне достаточного педагогического и психологического внимания. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать в учреждениях дополнительного образования определенные условия и правильно построить систему психологического сопровождения воспитанника, которые будут способствовать наилучшим результатам творческого самовыражения учащегося.
В настоящие время в образовании и искусстве существует объективная потребность в психологическом обеспечении и насыщении образовательного процесса, т.к. усложняются цели образования, увеличивается количество детей, испытывающих различные психологические трудности в обучении и развитии, повышается запрос со стороны родителей на индивидуализацию образования для их детей.
При этом в каждом образовательном учреждении своя определенная ситуация и соответственно свой запрос на содержание и формы организации деятельности психологической службы.
Все вышесказанное позволяет выделить проблему исследования, выраженную через противоречие между потенциальными возможностями влияния творческой деятельности на развитие детей в ДШИ и малочисленностью научных исследований в данной области, а также недостаточностью методического обеспечения данного процесса. Зная особенности, мы сможем более эффективно выстроить работу преподавателей с учениками школы искусств.
Цель исследования: исследование психологических особенностей подростков, занимающихся в школе искусств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные психологические черты личности творческих детей.
2. Изучить проблематику мотивации к обучению в детской школе искусств в контексте подросткового возраста.
3. Рассмотреть особенности построения психологического сопровождения воспитанников в детских школах искусств.
4. Провести диагностическое обследование подростков.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Выявить характерные психологические особенности подростков, занимающихся разными видами творческой деятельности.
Объект исследования: психологические особенности подростков.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, занимающихся в школе искусств в контексте занятий творческой деятельностью.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, занимающиеся в детской школе искусств по сравнению со сверстниками, не получающими дополнительное образование творческой направленности:
- имеют более выраженные творческие способности;
- обладают наиболее развитыми структурными компонентами личностной креативности, мышления и мотивации.
2. Дети подросткового возраста, обучающиеся по различным направлениям творческой деятельности (музыка, хореография, изобразительное искусство), будут иметь характерные психологические различия, выражающиеся в доминирующих типах мышления и мотивации, структуре личностной креативности.
Методы исследования:
• Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирические - тесты, тесты-опросники.
• Методы обработки полученных данных: качественные методы (дифференциация материала по группам, описание полученных данных), количественные (методы математической статистики - критерий Колмогорова- Смирнова (Х-критерий) и критерий Стьюдента.
Методологическая база исследования:
• работы о творческих способностях детей Д. Б. Богоявленской, С. Л. Рубинштейна;
• труды, посвященные креативности, личностной креативности
О. В. Гавриченко, Е. Е. Туник;
• работы, рассматривающие мотивацию детей подросткового
возраста Э. Р.Апозян, Е. Н. Соколовой;
• труды о психолого-педагогическом сопровождении В.Г. Ильинской, В. В. Рычковой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты обследования подростков окажут помощь педагогам детской школы искусств более эффективно выстраивать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с учетом вида творческой одаренности.
Дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного социокультурного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей. В исследованиях В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, В. Н. Иванченко, М. Б. Коваль, Т. С. Комаровой, И. Н. Михайловой, В. М. Подуровского, Е. М. Сафоновой, И. И. Фришман выдвинута идея о том, что специфичность системы дополнительного образования, с ее ярко выраженным гуманистическим и демократическим характером, является приоритетным ориентиром в жизненном самоопределении детей, становлении творческой личности, способной к самореализации, самоактуализации.
Существующие в настоящее время в детских школах искусств (ДШИ) методы обучения направлены в наибольшей мере в сторону постижения "технологической" стороны искусства, а особенности личности учащегося остаются вне достаточного педагогического и психологического внимания. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать в учреждениях дополнительного образования определенные условия и правильно построить систему психологического сопровождения воспитанника, которые будут способствовать наилучшим результатам творческого самовыражения учащегося.
В настоящие время в образовании и искусстве существует объективная потребность в психологическом обеспечении и насыщении образовательного процесса, т.к. усложняются цели образования, увеличивается количество детей, испытывающих различные психологические трудности в обучении и развитии, повышается запрос со стороны родителей на индивидуализацию образования для их детей.
При этом в каждом образовательном учреждении своя определенная ситуация и соответственно свой запрос на содержание и формы организации деятельности психологической службы.
Все вышесказанное позволяет выделить проблему исследования, выраженную через противоречие между потенциальными возможностями влияния творческой деятельности на развитие детей в ДШИ и малочисленностью научных исследований в данной области, а также недостаточностью методического обеспечения данного процесса. Зная особенности, мы сможем более эффективно выстроить работу преподавателей с учениками школы искусств.
Цель исследования: исследование психологических особенностей подростков, занимающихся в школе искусств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные психологические черты личности творческих детей.
2. Изучить проблематику мотивации к обучению в детской школе искусств в контексте подросткового возраста.
3. Рассмотреть особенности построения психологического сопровождения воспитанников в детских школах искусств.
4. Провести диагностическое обследование подростков.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Выявить характерные психологические особенности подростков, занимающихся разными видами творческой деятельности.
Объект исследования: психологические особенности подростков.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, занимающихся в школе искусств в контексте занятий творческой деятельностью.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, занимающиеся в детской школе искусств по сравнению со сверстниками, не получающими дополнительное образование творческой направленности:
- имеют более выраженные творческие способности;
- обладают наиболее развитыми структурными компонентами личностной креативности, мышления и мотивации.
2. Дети подросткового возраста, обучающиеся по различным направлениям творческой деятельности (музыка, хореография, изобразительное искусство), будут иметь характерные психологические различия, выражающиеся в доминирующих типах мышления и мотивации, структуре личностной креативности.
Методы исследования:
• Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирические - тесты, тесты-опросники.
• Методы обработки полученных данных: качественные методы (дифференциация материала по группам, описание полученных данных), количественные (методы математической статистики - критерий Колмогорова- Смирнова (Х-критерий) и критерий Стьюдента.
Методологическая база исследования:
• работы о творческих способностях детей Д. Б. Богоявленской, С. Л. Рубинштейна;
• труды, посвященные креативности, личностной креативности
О. В. Гавриченко, Е. Е. Туник;
• работы, рассматривающие мотивацию детей подросткового
возраста Э. Р.Апозян, Е. Н. Соколовой;
• труды о психолого-педагогическом сопровождении В.Г. Ильинской, В. В. Рычковой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты обследования подростков окажут помощь педагогам детской школы искусств более эффективно выстраивать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с учетом вида творческой одаренности.
1. В ходе настоящего исследования проанализированы основные психологические черты личности творчески талантливых детей, изучена проблематика мотивации к обучению в детской школе искусств в контексте подросткового возраста, рассмотрены особенности построения психологического сопровождения воспитанников в детских школах искусств. Установлено, что творческие подростки обладают целым рядом психологических особенностей, которые способствуют их творческому самовыражению. Особое место среди них занимают творческие способности и креативность. Мотивация к занятиям музыкальным, хореографическим и изобразительным искусством у подростков обусловлена внешними и внутренними мотивами. Правильное построение психологического сопровождения воспитанников детских школ искусств позволяет достичь большого успеха в творческой деятельности.
2 Диагностическое обследование подростков было осуществлено на основе методик, которые предназначены для определения степени развития творческих способностей, различных типов мышления с выявлением ведущего вида мыслительной деятельности, уровня личностной креативности и ее компонентов (воображения, любознательности, склонности к риску, готовности к решению сложных задач), а также для оценки выраженности мотивации к обучению и установления доминирующего типа мотивации.
3. Подростки, занимающиеся в детской школе искусств, характеризуются более развитыми творческими способностями, наглядно - образным и творческим типами мышления, личностной креативности, мотивации к обучению. Благодаря самовыражению в творчестве они имеют более развитое воображение и любознательность, чаще готовы рисковать и решать сложные задачи. Ведущим типом мышления у испытуемых учащихся общеобразовательной школы является абстрактно-символическое мышление, у воспитанников школы искусств - творческое мышление. Творческая деятельность подростков, посещающих занятия в детской школе искусств подчинена познавательной мотивации, детьми общеобразовательной школы движет социальная мотивация.
4. По результатам исследования психологических особенностей подростков, занимающихся различными видами творческой деятельности, установлено преобладание у музыкантов наглядно-образного типа мышления, что также было свойственно танцорам и художникам. Воображение, любознательность, склонность к риску и готовность решать сложные задачи в большей мере развита у художников, чем у танцоров. Музыканты относительно значений показателей подростков, занимающихся хореографией, имеют более развитую личностную креативность и чаще готовы идти на риск. Доминирующим типом мотивации у музыкантов и художников является познавательный, у танцоров - социальный. Выраженность творческих способностей не имеет существенных различий и соответствует высокому уровню развития.
5. Гипотезы исследования нашли свое подтверждение.
6. Данная магистерская диссертация имеет перспективы расширения
спектра субъектов исследования, обучающихся на базе школы искусств (например, воспитанники театрального и декоративно-прикладного направления).
2 Диагностическое обследование подростков было осуществлено на основе методик, которые предназначены для определения степени развития творческих способностей, различных типов мышления с выявлением ведущего вида мыслительной деятельности, уровня личностной креативности и ее компонентов (воображения, любознательности, склонности к риску, готовности к решению сложных задач), а также для оценки выраженности мотивации к обучению и установления доминирующего типа мотивации.
3. Подростки, занимающиеся в детской школе искусств, характеризуются более развитыми творческими способностями, наглядно - образным и творческим типами мышления, личностной креативности, мотивации к обучению. Благодаря самовыражению в творчестве они имеют более развитое воображение и любознательность, чаще готовы рисковать и решать сложные задачи. Ведущим типом мышления у испытуемых учащихся общеобразовательной школы является абстрактно-символическое мышление, у воспитанников школы искусств - творческое мышление. Творческая деятельность подростков, посещающих занятия в детской школе искусств подчинена познавательной мотивации, детьми общеобразовательной школы движет социальная мотивация.
4. По результатам исследования психологических особенностей подростков, занимающихся различными видами творческой деятельности, установлено преобладание у музыкантов наглядно-образного типа мышления, что также было свойственно танцорам и художникам. Воображение, любознательность, склонность к риску и готовность решать сложные задачи в большей мере развита у художников, чем у танцоров. Музыканты относительно значений показателей подростков, занимающихся хореографией, имеют более развитую личностную креативность и чаще готовы идти на риск. Доминирующим типом мотивации у музыкантов и художников является познавательный, у танцоров - социальный. Выраженность творческих способностей не имеет существенных различий и соответствует высокому уровню развития.
5. Гипотезы исследования нашли свое подтверждение.
6. Данная магистерская диссертация имеет перспективы расширения
спектра субъектов исследования, обучающихся на базе школы искусств (например, воспитанники театрального и декоративно-прикладного направления).
Подобные работы
- Социально-психологические характеристики лиц, занимающихся музыкальной деятельностью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Современная журналистика как средство социально-психологической
адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В ШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016



