ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЙОГИ В ГАМАКАХ
|
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ
ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И МЕТОДАХ ИХ КОРРЕКЦИИ 10
1.1 Определение осанки, роль в здоровье человека, развитие, причины
и виды её нарушений 10
1.2 Диагностика нарушений осанки 16
1.3 Методы и средства физической реабилитации нарушений осанки . 22
1.4 Физические упражнения в гамаках, как средство коррекции
нарушений осанки 27
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Организация и материалы исследования 32
2.2 Методы исследования 34
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1 Программа физической реабилитации нарушений осанки детей
младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках 37
3.2 Результаты оценки эффективности программы физической
реабилитации нарушений осанки детей младшего школьного возраста с
использованием йоги в гамаках 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И МЕТОДАХ ИХ КОРРЕКЦИИ 10
1.1 Определение осанки, роль в здоровье человека, развитие, причины
и виды её нарушений 10
1.2 Диагностика нарушений осанки 16
1.3 Методы и средства физической реабилитации нарушений осанки . 22
1.4 Физические упражнения в гамаках, как средство коррекции
нарушений осанки 27
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Организация и материалы исследования 32
2.2 Методы исследования 34
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1 Программа физической реабилитации нарушений осанки детей
младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках 37
3.2 Результаты оценки эффективности программы физической
реабилитации нарушений осанки детей младшего школьного возраста с
использованием йоги в гамаках 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
РЕФЕРАТ
Магистерская диссертация представлена на 70 страницах и содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 1 приложение, 86 литературных источников. Ключевые слова: нарушения осанки, физическая реабилитация, йога в гамаках.
Объект исследования - физическая реабилитация нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках
Предмет исследования - влияние программы физической реабилитации на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Цель исследования - разработка и оценка влияния программы физической реабилитации, с использованием йоги в гамаках, на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сбор анамнеза, оценка физического развития детей младших классов, оценка функционального состояния мышц корпуса, статистическая обработка данных.
Согласно полученным результатам, предложенная программа позволила снизить степень выраженности нарушений осанки и улучшить физическую подготовленность детей с нарушениями осанки. Так же результаты позволили подтвердить, что нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста поддаются физической реабилитации с использованием йоги в гамаках и могут успешно корректироваться данным методом.
Научная новизна - разработана и опробована новая программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младших классов с использованием йоги в гамаках. Упражнения, представленные в данной программе, позволяют расширить возможности средств и методов физической реабилитации и могут быть использованы для решения задач при других нарушениях опорно-двигательного аппарата, не только у детей, но и у взрослых.
Практическая значимость - разработанная программа может быть полезной в дальнейшем изучении влияния йоги в гамаках на организм человека, а также в разработке и изучении новых способов физической реабилитации не только нарушений осанки, но и других нарушениях развития опорно-двигательного аппарата как детей, так и взрослых.
Выводы: предлагаемая программа физической реабилитации
нарушений осанки у детей младших классов показала более выраженные положительные результаты в экспериментальной группе, где дети занимались йогой в гамаках по сравнению с контрольной группой, в которой дети занимались классической хореографией.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей существовала во все времена и остается таковой сегодня. Здоровье человека - это целый комплекс различных показателей и одним из них является осанка, значение правильного состояния которой трудно переоценить.
В трудах российских и зарубежных авторов давно подробно раскрыты механизмы формирования осанки, причины развития нарушений, а также различные методы их исправления. Однако, по данным Росстата за 2015 год, общее количество детей от 0 до 14 лет с нарушениями осанки составило 5,4%, а по современным мировым данным, 34-50% детей и подростков имеют разную степень неправильной осанки [85].
Осанка напрямую зависит от состояния связочного аппарата, а также тонуса мышц [62], из чего следует вывод, что в случае нарушения осанки в качестве основы коррекции будет выступать физическое воспитание ребёнка, а именно лечебная физическая культура (ЛФК). Соответственно, с учётом вышеприведённой статистики, до сих пор актуален поиск, разработка и оценка эффективности новых методик и программ физической реабилитации.
Важно понимать, что эти методики должны быть в рамках физиологических, психологических и физических возможностей организма и оказывать общеукрепляющее действие. При этом под физической реабилитацией подразумевается, как лечебно-педагогический и воспитательный процесс, а если точнее - образовательный процесс. Следовательно, в процессе коррекции нарушений осанки у детей посредством физической реабилитации чрезвычайно важны все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры.
У детей динамика формирования костно-мышечной системы (КМС) зависит от возраста. Это необходимо учитывать, потому что, если у детей дошкольного возраста процессы окостенения в позвоночнике всё ещё на стадии развития, он гибок и податлив, ввиду того, что верхние и нижние поверхности тел позвонков целиком состоят из хрящевой ткани [46, с.9], то у младших школьников процесс остеогенез позвоночника начинает усиливаться, а заканчивается к 25 годам. Соответственно, чем раньше диагностировано нарушение осанки и начата физическая реабилитация, тем выше процент положительной динамики и возвращения к норме.
Процесс физического воспитания состоит из следующих задач: коррекция нарушения осанки; гармоничное развитие всех физических качеств с учетом сенситивных периодов; достижением должного уровня физического состояния, обеспечивающего высокий уровень физического здоровья.
Не меньшей по значимости остаётся проблема мотивации детей к выполнению физических упражнений. По данным статистики ВОЗ за 2019 год, показатель физической активности у 80% детей ниже нормы, что так же обуславливает поиск и разработку новых методов реабилитации, которые не только будут способствовать выздоровлению, но и способствовать заинтересованности детей к соблюдению клинических рекомендаций по физической активности.
В качестве перспективного метода по коррекции нарушений осанки в данной работе предложена йога в гамаках. Данное направление является молодым, что даёт почву для его дальнейшего изучения, при этом уже имеются исследования о его позитивном влиянии на физическое и психологическое состояние занимающихся [76]. Одним из преимуществ данного метода является применение различных упражнений с тракцией позвоночника, в том числе антиортостатических поз. Соответственно можно предположить, что специально разработанная программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках будет благотворно сказываться на КМС и здоровье детей.
Объект исследования - физическая реабилитация нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках
Предмет исследования - влияние программы физической реабилитации на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Цель исследования - разработка и оценка влияния программы физической реабилитации, с использованием йоги в гамаках, на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную средствам и методам реабилитации нарушений осанки у детей младших классов, а также по йоге в гамаках
2. Разработать и теоретически обосновать программу физической реабилитации с использованием йоги в гамаках для детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки
3. Оценить эффективность разработанной программы физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках
Гипотеза исследования - предполагается, что йога в гамаках будет способствовать более эффективной коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в сравнении с традиционными методами лечебной физической культуры (ЛФК).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сбор анамнеза, оценка физического развития детей младших классов, оценка функционального состояния мышц корпуса, статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: студия УоиГапй танцы и фитнес.
Научная новизна - разработана и опробована новая программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младших классов с использованием йоги в гамаках. Упражнения, представленные в данной программе, позволяют расширить возможности средств и методов физической реабилитации и могут быть использованы для решения задач при других нарушениях опорно-двигательного аппарата, не только у детей, но и у взрослых.
Практическая значимость - разработанная программа может быть полезной в дальнейшем изучении влияния йоги в гамаках на организм человека, а также в разработке и изучении новых способов физической реабилитации не только нарушений осанки, но и других нарушениях развития опорно-двигательного аппарата как детей, так и взрослых.
Магистерская диссертация представлена на 70 страницах и содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 1 приложение, 86 литературных источников.
Магистерская диссертация представлена на 70 страницах и содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 1 приложение, 86 литературных источников. Ключевые слова: нарушения осанки, физическая реабилитация, йога в гамаках.
Объект исследования - физическая реабилитация нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках
Предмет исследования - влияние программы физической реабилитации на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Цель исследования - разработка и оценка влияния программы физической реабилитации, с использованием йоги в гамаках, на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сбор анамнеза, оценка физического развития детей младших классов, оценка функционального состояния мышц корпуса, статистическая обработка данных.
Согласно полученным результатам, предложенная программа позволила снизить степень выраженности нарушений осанки и улучшить физическую подготовленность детей с нарушениями осанки. Так же результаты позволили подтвердить, что нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста поддаются физической реабилитации с использованием йоги в гамаках и могут успешно корректироваться данным методом.
Научная новизна - разработана и опробована новая программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младших классов с использованием йоги в гамаках. Упражнения, представленные в данной программе, позволяют расширить возможности средств и методов физической реабилитации и могут быть использованы для решения задач при других нарушениях опорно-двигательного аппарата, не только у детей, но и у взрослых.
Практическая значимость - разработанная программа может быть полезной в дальнейшем изучении влияния йоги в гамаках на организм человека, а также в разработке и изучении новых способов физической реабилитации не только нарушений осанки, но и других нарушениях развития опорно-двигательного аппарата как детей, так и взрослых.
Выводы: предлагаемая программа физической реабилитации
нарушений осанки у детей младших классов показала более выраженные положительные результаты в экспериментальной группе, где дети занимались йогой в гамаках по сравнению с контрольной группой, в которой дети занимались классической хореографией.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей существовала во все времена и остается таковой сегодня. Здоровье человека - это целый комплекс различных показателей и одним из них является осанка, значение правильного состояния которой трудно переоценить.
В трудах российских и зарубежных авторов давно подробно раскрыты механизмы формирования осанки, причины развития нарушений, а также различные методы их исправления. Однако, по данным Росстата за 2015 год, общее количество детей от 0 до 14 лет с нарушениями осанки составило 5,4%, а по современным мировым данным, 34-50% детей и подростков имеют разную степень неправильной осанки [85].
Осанка напрямую зависит от состояния связочного аппарата, а также тонуса мышц [62], из чего следует вывод, что в случае нарушения осанки в качестве основы коррекции будет выступать физическое воспитание ребёнка, а именно лечебная физическая культура (ЛФК). Соответственно, с учётом вышеприведённой статистики, до сих пор актуален поиск, разработка и оценка эффективности новых методик и программ физической реабилитации.
Важно понимать, что эти методики должны быть в рамках физиологических, психологических и физических возможностей организма и оказывать общеукрепляющее действие. При этом под физической реабилитацией подразумевается, как лечебно-педагогический и воспитательный процесс, а если точнее - образовательный процесс. Следовательно, в процессе коррекции нарушений осанки у детей посредством физической реабилитации чрезвычайно важны все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры.
У детей динамика формирования костно-мышечной системы (КМС) зависит от возраста. Это необходимо учитывать, потому что, если у детей дошкольного возраста процессы окостенения в позвоночнике всё ещё на стадии развития, он гибок и податлив, ввиду того, что верхние и нижние поверхности тел позвонков целиком состоят из хрящевой ткани [46, с.9], то у младших школьников процесс остеогенез позвоночника начинает усиливаться, а заканчивается к 25 годам. Соответственно, чем раньше диагностировано нарушение осанки и начата физическая реабилитация, тем выше процент положительной динамики и возвращения к норме.
Процесс физического воспитания состоит из следующих задач: коррекция нарушения осанки; гармоничное развитие всех физических качеств с учетом сенситивных периодов; достижением должного уровня физического состояния, обеспечивающего высокий уровень физического здоровья.
Не меньшей по значимости остаётся проблема мотивации детей к выполнению физических упражнений. По данным статистики ВОЗ за 2019 год, показатель физической активности у 80% детей ниже нормы, что так же обуславливает поиск и разработку новых методов реабилитации, которые не только будут способствовать выздоровлению, но и способствовать заинтересованности детей к соблюдению клинических рекомендаций по физической активности.
В качестве перспективного метода по коррекции нарушений осанки в данной работе предложена йога в гамаках. Данное направление является молодым, что даёт почву для его дальнейшего изучения, при этом уже имеются исследования о его позитивном влиянии на физическое и психологическое состояние занимающихся [76]. Одним из преимуществ данного метода является применение различных упражнений с тракцией позвоночника, в том числе антиортостатических поз. Соответственно можно предположить, что специально разработанная программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках будет благотворно сказываться на КМС и здоровье детей.
Объект исследования - физическая реабилитация нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках
Предмет исследования - влияние программы физической реабилитации на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Цель исследования - разработка и оценка влияния программы физической реабилитации, с использованием йоги в гамаках, на степень выраженности нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную средствам и методам реабилитации нарушений осанки у детей младших классов, а также по йоге в гамаках
2. Разработать и теоретически обосновать программу физической реабилитации с использованием йоги в гамаках для детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки
3. Оценить эффективность разработанной программы физической реабилитации нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с использованием йоги в гамаках
Гипотеза исследования - предполагается, что йога в гамаках будет способствовать более эффективной коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в сравнении с традиционными методами лечебной физической культуры (ЛФК).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сбор анамнеза, оценка физического развития детей младших классов, оценка функционального состояния мышц корпуса, статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: студия УоиГапй танцы и фитнес.
Научная новизна - разработана и опробована новая программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младших классов с использованием йоги в гамаках. Упражнения, представленные в данной программе, позволяют расширить возможности средств и методов физической реабилитации и могут быть использованы для решения задач при других нарушениях опорно-двигательного аппарата, не только у детей, но и у взрослых.
Практическая значимость - разработанная программа может быть полезной в дальнейшем изучении влияния йоги в гамаках на организм человека, а также в разработке и изучении новых способов физической реабилитации не только нарушений осанки, но и других нарушениях развития опорно-двигательного аппарата как детей, так и взрослых.
Магистерская диссертация представлена на 70 страницах и содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 1 приложение, 86 литературных источников.
Исходя из проделанного исследования, были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ научной литературы, посвященной средствам и методам реабилитации нарушений осанки у детей младших классов, а также по йоге в гамаках.
2. Разработана и теоретически обоснована программа физических упражнений в гамаках для детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.
3. Анализ полученных данных позволяет заключить, что предлагаемая программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младших классов показала более выраженные положительные результаты в экспериментальной группе, где дети занимались йогой в гамаках по сравнению с контрольной группой, в которой дети занимались классической хореографией.
1. Проведен анализ научной литературы, посвященной средствам и методам реабилитации нарушений осанки у детей младших классов, а также по йоге в гамаках.
2. Разработана и теоретически обоснована программа физических упражнений в гамаках для детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.
3. Анализ полученных данных позволяет заключить, что предлагаемая программа физической реабилитации нарушений осанки у детей младших классов показала более выраженные положительные результаты в экспериментальной группе, где дети занимались йогой в гамаках по сравнению с контрольной группой, в которой дети занимались классической хореографией.
содержание магистерской диссертации - ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЙОГИ В ГАМАКАХ
выдержки из магистерской диссертации - ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЙОГИ В ГАМАКАХ



