1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ 5
1.1 Психолого-педагогические особенности процесса дистанционного
обучения 6
1.2 Отношение к дистанционному обучению в среде студентов и
преподавателей 13
2. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Методики для исследования 25
2.1.1 Большая пятерка B5-10 (Big Five) 25
2.1.2 Опросник «Шкалы академической мотивации» 28
2.1.3 Опросник самоорганизации деятельности 30
2.1.4 Опрос «Опыт дистанционного обучения» 32
2.1.5 Опрос «Отношение к дистанционному обучению» 33
2.2 Сравнительный анализ контрастных групп 34
2.2.1 Социометрические данные полученной выборки 35
2.2.2 Анализ контрастных групп по шкалам методики B5-10 (Big Five).. 43
2.2.3 Анализ контрастных групп по шкалам мотивации Гордеевой 46
2.2.4 Анализ контрастных групп по шкалам методики самоорганизации
деятельности Мандриковой 53
2.2.5 Опрос «Отношение к дистанционному обучению» 55
2.2.6 Опрос «Опыт дистанционного обучения» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность: на сегодняшний день в современном мире существуют различные формы обучения: очная, очно-дистанционная, очно-заочная, заочная, экстернатом, дистанционная. Борьба с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году, когда школы и вузы были закрыты для посещения, но продолжали свою деятельность, привела к резкому возрастанию роли и значения дистанционного обучения. Дистанционное обучение - это форма обучения, при которой преподаватель и обучаемые физически разделены во времени и/или пространстве, отличающаяся от заочной формы обучения применением информационных и телекоммуникационных технологий. Ошибочным является мнение, что дистанционное обучение возможно исключительно с помощью компьютерных технологий. Обмен информацией на расстоянии производится и с помощью других средств: аудио и видео-носителей, спутникового телевидения, пересылке печатных текстов по почте и др.
Возможны различные модели дистанционного обучения, отличающиеся не только формой взаимодействия учителя и учащегося, но и разными подходами к организации самого процесса обучения, выбором формата и средств обучения, определением педагогических технологий, системой оценивания и прочее [55 с. 233-240]. Данный вид обучения имеет как положительные черты (развивает самостоятельность, мобильность, ответственность; позволяет применять активные и интерактивные формы и методы обучения, давать немедленное оценочное подкрепление и прочее), так и трудности, с которыми приходится сталкиваться и педагогам, и обучающимся. Это трудности, во-первых, связанные с психологическими особенностями преподавателей и учеников, во-вторых - трудности осуществления общения и любого взаимодействия субъектов цифровой образовательный среды в учебном процессе, в-третьих - трудности контроля результативности усвоения материала, в-четвертых - в поиске наиболее действенных форм работы при дистанционном обучении и путей эффективный обратной связи [57 с. 179-181]. Еще только в 2018 году доля дистанционного образования на внутреннем рынке бизнес-образования России составляла 1,1% и рассматривалась лишь как некий «добавок» к традиционному, формальный отклик на требования времени, ввиду чего объем его был невелик и проблемы этого обучения не вызывали пристального внимания, однако в апреле 2020 года объём дистанционного обучения в РФ значительно увеличился. В связи с подобным «скачком» актуальным становится вопрос о качестве усвоения учебного материала обучающимися в дистанционном формате, психоэмоциональном состоянии обучающихся в условиях дистанционного обучения и их психологических особенностях восприятия дистанционного обучения.
Исходя из актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Объектом исследования стало отношение обучающихся к дистанционной форме обучения.
Предмет исследования - психологические особенности обучающихся, по-разному относящихся к дистанционной форме обучения .
Цель исследования - сравнение двух контрастных групп студентов по отношению к дистанционному обучению.
Гипотеза исследования: обучающиеся, которые предпочитают
дистанционное обучение, считая, что оно может им полностью заменить очное обучение, имеют ряд психологических особенностей, влияющих на их отношение к данной форме обучения и отличающихся от обучающихся, полагающих, что дистанционное обучение не может им полностью заменить очное обучение.
Для достижения данной цели и в соответствие с определенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ современных исследований по темам: психолого-педагогические особенности процесса дистанционного обучения; отношение к дистанционному обучению в среде студентов и преподавателей.
2. Подобрать методики, диагностирующие психологические особенности личности, связанные с процессом обучения.
3. Разработать опросники по отношению к дистанционному обучению и к оценке полученного опыта дистанционного обучения.
4. Организовать и провести опросы среди студентов, изучающих предмет естественно-научная картина мира в режиме онлайн.
5. Провести статистический анализ результата опросов и методик по описательной и сравнительной статистике.
Практическая значимость: понимание и учитывание индивидуальных личностных особенностей студентов, предпочитающих учиться только лишь в дистанционной форме обучения, в дальнейшем может повысить качество и эффективность данной формы обучения при разработке различных спецкурсов, лекций вузов и колледжей, курсов повышения квалификации в области дистанционного образования.
Актуальность в исследовании дистанционного обучения такой проблемы как изучение психолого-педагогических особенностей, личностных особенностей студентов, уровня развития их психических свойств, качеств, особенностей межличностных отношений, определяющих выбор данной формы обучения и обеспечивающих эффективность процесса обучения, на сегодняшний день обусловлена резким активным внедрением данной формы обучения в образовательную систему, в связи с распространением пандемии.
Таким образом, для исследования нами были отобраны следующие показатели, имеющие по литературным данным значение для эффективного обучения в дистанционной форме: академическая мотивация, самоорганизация деятельности, экстраверсия и интроверсия, враждебность (склонность к кооперации / к конкуренции) и доброжелательность, нейротизм (повышенная эмоциональность реакций) и эмоциональная стабильность (устойчивость), добросовестность (сознательность) и недобросовестность (не сознательность, несобранность, рефлексивность, импульсивность),открытость и закрытость новому опыту.
На примере двух контрастных групп мы исследовали отношение студентов к дистанционному обучению. Ключевой вопрос всего исследования звучал следующим образом: «Может ли по вашему мнению дистанционное обучение полностью заменить очное». Сравнение двух контрастных групп проводилось при помощи U-критерия Манна-Уитни. Наибольший интерес у нас вызвала та группа, которая выбирала дистанционное обучение, посчитав, что оно может полностью заменить им очное.
Результаты исследования по методике B5-10 (Big Five) с достоверностью различий между двумя группами 99 % показали, что студенты, готовые к полной замене очного обучения на дистанционное, в отличии от студентов второй контрастной группы, считающих, что дистанционное обучение не может полностью заменить им очное обучение, обладают такой отличительной психологической особенностью, как интроверсия. Они с меньшей вероятностью испытывают положительные эмоциональные состояния и в меньшей степени склоны к взаимодействию с другими людьми.
Результаты исследования с достоверностью различий между двумя группами 99 % по методике Гордеевой «Шкалы академической мотивации» показали, что студенты, предпочитающие дистанционный тип обучения и считающие, что оно может полностью заменить им очное обучение, по сравнению с группой студентов, считающих, что дистанционное обучение не может полностью заменить очное обучение, обладают такими психологическими особенностями, как: низко выраженная познавательная мотивация; низко выраженная мотивация достижения; низко выраженная мотивация саморазвития; низко выраженная мотивация самоуважения; ярко выраженная экстернальная мотивация; ярко выраженная амотивация. Они испытывают пониженный интерес к обучению, не стремятся к развитию своих способностей и потенциала в рамках учебной деятельности для достижения ощущения мастерства и компетентности, не пытаются добиваться высоких результатов в учебе, не чувствуют удовольствия от процесса решения сложных задач, не находят особого смысла в учебной деятельности и испытывают скорее вынужденную потребность в обучении, ради получения какой-либо выгоды в будущем, например, получения высокооплачиваемой работы. Следует учитывать, что наше исследование проводилось на базе прохождения и изучения респондентами предмета «Естественно-научная картина мира» в дистанционной форме, и для большинства респондентов, обучающихся на гуманитарном и экономическом направлениях специальностей, этот курс не являлся профильным предметом. Значит интерес студентов к этому предмету и мотивация к учебе могли быть занижены, т. к. они не видели в нем особого смысла и возможностей для повышения своих компетенций, что в свою очередь могло повлиять на полученные нами результаты.
Опросы, специально разработанные для выявления отношения респондентов к дистанционному обучению, показали высокодостоверные различия между двумя контрастными группами и их оцениванием дистанционной формы обучения.
Студенты, предпочитающие дистанционный тип обучения и считающие, что оно может полностью заменить им очное, по сравнению со студентами, считающими, что дистанционное обучение не может полностью заменить им очное, не смотря на выделяемые ими значимые недостатки дистанционного обучения, таких, как: технические неполадки, сбои в интернете и программах, неудобство обучающих платформ и их качество, сложности организационных моментов, не до конца отлаженный механизм обучения, высоко оценивают, как саму дистанционную форму обучения, так и свой полученный опыт дистанционного обучения по таким критериям, как: ценность полученных знаний, лояльность этой формы обучения, неподтверждённые ожидания, восхищение, эмоциональная удовлетворённость, оценочная удовлетворённость, формы дистанционного обучения. Для них важен гибкий график и индивидуальный темп обучения, возможность самим распоряжаться собственным временем, а при необходимости и вовсе обучаться, не выходя из дома или офиса, избегая очного общения с одногруппниками и преподавателями. Они проводят времени в интернете значительно больше, - от 8 часов в день и более, что так же может влиять на уровень их комфорта и удобства в процессе дистанционного обучения и предпочтение данной формы обучение.
Таким образом, наша гипотеза о том, что обучающиеся, которые предпочитают дистанционное обучение, считая, что оно может им полностью заменить очное обучение, имеют ряд психологических особенностей, влияющих на их отношение к данной форме обучения и отличающихся от обучающихся, полагающих, что дистанционное обучение не может им полностью заменить очное обучение, подтвердилась частично.
Исходя из чего можно сделать главный вывод всего исследования.
Отношение студентов к дистанционному обучению может складываться за счет следующих психологических факторов и особенностей личности:
• тип личности (или поведения) студента, ориентированный на внутренний мир (интроверты) или внешний мир (экстраверты);
• присущее студенту высокое или низкое значение познавательной мотивации, мотивации достижения, мотивации саморазвития, мотивации самоуважения, экстернальной мотивации, амотивации, присущее студенту;
• время, проведенное студентом в интернете;
• положительное или отрицательное оценивание студентом дистанционного обучения по таким параметрам, как: эффективность различных форм обучения; качество образовательного процесса; уникальность и актуальность полученных знаний; ценность знаний; возможность распоряжаться собственным временем; индивидуальный темп обучения; разнообразие курсов; доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья; возможность обучаться, не выходя из дома;
• выделяемые студентом недостатки дистанционного обучения;
• положительное или отрицательное оценивание студентом
уже полученного им опыта дистанционного обучения по таким критериям, как: ценность полученных знаний, лояльность этой формы обучения, неподтверждённые ожидания, восхищение, эмоциональная удовлетворённость, оценочная удовлетворённость, виды дистанционного обучения.
1. Алексеева, А. Ю. Медицинское образование в период пандемии еоу1б-19: проблемы и пути решения / А. Ю. Алексеева, З. З. Балкизов // Технологии обучения. - 2020. - Т. 11. № 2. - С. 8-23.
2. Анализ результатов обучения студентов с использованием дистанционной системы «космос» / Т. Л. Кузьменкова, Т. В. Никольская, Н. А. Воробьева, А. В. Демочкин. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 6. - С. 23-27.
3. Бекетова, О. Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О. Н. Бекетова, С. А. Демина // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1. - С. 69-78.
4. Восприятие студенчеством дистанционного обучения в период карантина на примере международного университета информационных технологий / Кемельбеков Б. Ж., Омаров А. Т., Онгенбаева Ж. Ж. [и др.]. // Педагогическая наука и практика. - 2020. - № 2 (28). - С. 77-83.
5. Воробьева, Т. А. Психологические особенности электронного обучения / Т. А. Воробьева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 100-104.
6. Гаспарян, Д. Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт / Д. Э. Гаспарян // Вестник МГУКИ. - 2020. - № 1. - С. 99-110.
7. Гейжан, Н. Ф. Дистанционное обучение в аспекте психологии труда преподавателей и обучающихся / Н. Ф. Г ейжан, Т. А. Симакова // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 3 (87). - С. 227-233.
8. Гордеева, Л. К. Применение дистанционного обучения в условиях пандемии: преимущества и недостатки (на материале социологического опроса) / Л. К. Гордеева, Т. С. Мясникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 1 (34). - С. 196-198.
9. Грецов, А. Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 208 с.
10. Григорьев, Г. П. Актуальные проблемы дистанционного обучения: психологический аспект / Г. П. Григорьев, О. А. Рудакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - С. 324-330.
11. Гридина, В. В. Выявление и анализ отношения студентов технического университета к дистанционному обучению / В. В. Гридина, Е. Н. Чеканушкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - № 75. - С. 21-25.
12. Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества / Мухина М. В., Мухина Е. С., Булганина А. Е. [и др.]. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6 (40). - С. 57-64.
13. Дулинец, Т. Г. Исследование учебной мотивации студентов / Т. Г. Дулинец, А. С. Захарова // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2 (8). - С. 4-6.
14. Елшанский, С. П. Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии: положительные и отрицательные аспекты / С. П. Елшанский, М. В. Ферапонтова, О. С. Ефимова // Педагогика и психология образования. - 2021. - № 2. - С. 125-134.
15. Зеер, Э. Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э. Ф. Зеер, Н. В. Ломовцева, В. С. Третьякова // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 26-39.
16. Капырин, П. А. Перспективы дистанционного обучения применительно к новым реалиям социально-экономических отношений / П. А. Капырин // Вестник университета. - 2021. - № 3. - С. 45-50.
...