ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Общее представление о социально-психологическом
климате в организации 6
1.2. Анализ проблем связанных, с ролевом поведением сотрудников и
профессиональной адаптацией 20
1.3. Социальные проблемы в сфере мотивации персонала 30
Выводы по главе 38
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АО «УРАЛМЕХАНОР» 40
2.1. Общая характеристики предприятия ОА «Уралмеханобр» 40
2.2. Диагностики и анализ социально-психологических
проблем АО «Уралмеханобр» 46
2.3. Методики используемые в исследовании и их результаты 46
Выводы по главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В современных условиях формирование социума показывает, что продуктивная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. Управление человеческими ресурсами - ключевой элемент любого бизнеса. Создается соответствующая социально-психологическая среда, в которой реализуется трудовой резерв, формируются навыки, люди получают удовлетворение от своей работы и общественное признание собственных достижений. Поэтому руководители крупных компаний все чаще ощущают потребность в создании социально-психологического климата. Ведь любые инновации - как технические, так и идеологические - используются и управляются людьми, от них зависит эффективность и успех работы компании на рынке. Каждый коллектив - это группа людей, объединенных для той или иной совместной деятельности.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления приводит к нездоровым взаимоотношениям в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищества и коллективизма более активно в формировании рыночных отношений. 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов сложилась атмосфера взаимных требований и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к работе и распределению заработной платы; 82% опрошенных работников массовых профессий радуются успехам своих коллег.
Следовательно, чтобы воздействие на коллектив было максимально эффективным, необходимо не только знать морально-психологические характеристики отдельных специалистов, но и социальные и психологические характеристики отдельных коллективов и групп, но и осуществлять контроль.
Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было максимально эффективным, необходимо не только знать морально-психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические особенности отдельных и коллективных групп, но и осуществлять контроль. Для этих целей используются социально-психологические методы, которые представляют собой набор конкретных методов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в рабочих коллективах, а также на социальные процессы, которые там происходят.
В их основе лежит использование моральных стимулов к труду, они воздействуют на личность с помощью психологических приемов, чтобы превратить управленческую задачу в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается с помощью техник, которые носят личный характер (личный пример, авторитет и т. д.).
Основная цель применения этих методов - формирование положительного социально-психологического климата, поскольку во многом будут решены учебные, организационные и экономические задачи.
Другими словами, цели, установленные командой, могут быть достигнуты с помощью человеческого фактора, который является одним из наиболее важных критериев эффективности и качества работы. Способность учитывать «человеческий фактор" позволит руководителю целенаправленно действовать на коллектив, создавать благоприятные условия для работы и в конечном итоге создавать коллектив с одной целью и целью.
Различные стороны проблемы нашли отражение в трудах таких авторов В.Р. Веснина, О.С. Виханского, Ю.Ф. Гордиенко, Н.Л. Зайцева, Л.В. Карташовой, А.Я. Кибанова, , В.А. Спивака и других.
Объект данного исследования социально-психологические проблемы организации.
Предметом исследования является:
• Социально-психологический климат.
• Ролевое поведение и адаптация персонала.
• Мотивационная сфера персонала.
Цель: исследование социально-психологических проблем организации (на примере АО «Уралмеханобр»).
Задачи данного исследования:
• Проанализировать основные социально-психологических проблем организации (социально-психологический климат, ролевое поведение и адаптация персонала, мотивационная сфера персонала).
• Подобрать диагностический инструментарий для диагностики.
• Обработать и интерпретировать результаты.
Гипотеза: Социально-психологический климат, ролевое поведение и адаптация персонала, мотивация персонала трудовой деятельности у административно-управленческого персонала и технического персонала существенные различия.
Актуальность предлагаемых мероприятий повлияет не только на систему нематериальной мотивации персонала, но и на методы управления персоналом на предприятии, а также на финансовые показатели организации в целом.
В процессе исследования применялись:
• Анкета «какой степени Вы удовлетворены следующими аспектами своей работы?» для сотрудников АО «УМБР» (анкета анонимная).
• «Социально-психологический климат коллектива» Б.Д. Парыгина.
• «Роли в команде» Р.М. Белбина.
• «Диагностика личности на мотивацию достижения к успеху и мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса.
• Диагностика «360 градусов».
Актуальность применения социально-психологических методов в современных условиях связана с улучшением качества человеческих ресурсов с целью усиления конкурентоспособности предприятия. Важную роль в этом играют не столько административные и экономические, сколько социально-психологические методы управления. Общие тенденции таковы, что роль социально-психологических методов с течением времени будет только усиливаться в связи с разнообразными факторами, влияющими на развитие современного общества.
Современные экономические отношения России не способствуют поддержанию оптимального социально-психологического климата в коллективе. По этой причине крайне необходимо прогнозировать влияние социально-психологических методов управления на работу персонала, поскольку эти методы являются наиболее оптимальным средством воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент также требует множества приложений.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании морального воздействия («методы убеждения») и на социальном механизме управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, интересы отдельного человека, группы и т. д.).
Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии.
Социологические методы позволяют установить статус сотрудников в команде, выявить лидеров, обеспечить эффективную коммуникацию в команде, найти решение в конфликтных ситуациях и принять разумные кадровые решения. Социологические методы включают анкетирование, интервью, социометрию, наблюдение и интервью.
Психологические методы ориентированы на конкретную личность сотрудника и строго индивидуализированы, адресованы внутреннему миру человека.
К социально-психологическим методам относятся: социально-психологическая диагностика сотрудников и рабочих подразделений, социально-психологическое планирование, создание команд и групп, создание творческой атмосферы и благоприятного социально-психологического климата, участие сотрудников в управлении, определение социальных норм поведение, санкции. моральные стимулы, удовлетворение потребностей культурных и духовных деятелей, развитие инициативы и ответственности среди сотрудников; минимизация психологических конфликтов, стрессов, психологический подбор персонала, психологическая адаптация новых сотрудников, карьерный рост на основе психологической направленности сотрудников, развитие интеллектуальных и личностных качеств сотрудников, уровень образования; формирование корпоративной культуры, основанной на поведенческих нормах идеальных сотрудников.
Объектом нашего исследования является социально-психологические проблемы АО «УМБР».
АО «УМБР» — это научно-исследовательский и проектный институт обогащения и механической обработки полезных ископаемых «Уралмеханобр» является интеллектуальным подразделением Уральской горно-металлургической компании.
Основной целью деятельности АО «УМБР» является извлечение прибыли, путем завоевания популярности и доверия клиентов, завоевание доминирующего положения на рынке оказания авторемонтных услуг с уклоном на послеаварийный ремонт.
Линейно-функциональная организационная структура аппарата управления АО «УМБР» является эффективной.
АО «УМБР» является предприятием с нормальной финансовой устойчивостью и обладает способностью отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе, т.е. предприятие обладает хорошей кредитоспособностью.
Анализ кадровой структуры АО «УМБР» по важнейшим социально-демографическим характеристикам показал, что в компании работают высококвалифицированные сотрудники, которые могут работать на благо компании.
Говоря об использовании социально-психологических методов управления персоналом в АО «УМБР», можно отметить, что открытость и доверие прослеживаются во взаимоотношениях между сотрудниками и руководством: постоянная и точная информация об экономической ситуации в организации, о изменения в соответствующих секторах организации, ожидаемые перспективы, планируемые мероприятия, успешная реализация.
В АО «УМБР» уделяется большое внимание кадрам. Планы, связанные с интенсивным развитием предприятия, опираются на построение прочного коллектива. Именно поэтому наша цель: исследование социально-психологических проблем организации имела не только исследовательский, но и практический характер. Основными направлениями стали социально-психологический климат, ролевое поведение и адаптация персонала, мотивационная сфера.
На основании диагностики нами были сформированы следующие рекомендации:
• Для увеличения показателя личностной активности и раскрытия личностного потенциала обслуживающего персонала, направленного на обновление организации ввести персонал-технологию «открытое планирование недели».
• Для повышения субъективной оцененности группе менеджеров организации ввести в практику регулярную оценку по методике «360 градусов».
• Для увеличения согласованности в существующем и желаемом уровне уровня психического напряжения у административно-управленческого персонала провести тренинг на тему «управление стрессом в контексте выполнения профессиональных обязанностей».
• Для снижения значимости постоянного контроля провести обучающий семинар по технологиям делегирования.
• Для раскрытия креативного ресурса группы технического персонала разработать и ввести в практику специальную формы внесения идей и ввести дополнительное экономическое стимулирование за внедренные идеи.
• Для улучшения мотивационного профиля некоторых сотрудников
из группы административно-управленческого персонала
в индивидуальном порядке ввести построение индивидуальных карт целей и планов их достижения с обозначением промежуточных достижений.
• Для расширения сплачивающих контекстов для группы административно-управленческого персонала следует провести тренинг сплочения и команодообразования, который в большей степени сможет раскрыть потенциал личностного взаимодействия в дополнении к уже успешному деловому.
1. Акельева, Д.В. Управление персоналом предприятия / Д.В. Акельева // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 1. - С. 8-13.
2. Авчеренко, А.Г. Психология управления : учебник / А.Г. Авчеренко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 150 с.
3. Антонов, В.Г. Организационное поведение : учебник / В.Г. Антонов, Н.В. Бобылева, О.Н. Громова.- М.: Питер, 2008.- 464 с.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник / Т.Ю.Базаров, Б. Л. Еремин. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 560 с.
6. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: учебник / И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 207 с.
7. Бобрешова, И.П. Применение компетентного подхода в управлении персоналом/ И.П. Бобрешова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно¬методической конференции. - 2017. - №1. - С. 1993-1996.
8. Белбин, Р. Мередит Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу / Р. Мередит Белбин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 240 с.
9. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий.- М.: Экоперспектива, 2000.- 320 с.
10. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 326 с.
11. Бизюкова, И.В. Кадры управления: подбор и оценка: учеб. пособие/ И.В. Бизюкова. - М.: Экономика, 2004. - 482 с.
12. Бирюк, А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе / А. Бирюк // Бизнес без проблем - Персонал. - 2008. - № 5. - С. 41-44.
13. Ботирова, М.Д. Управление мотивацией персонала в организации/ М.Д. Ботирова // В сборнике: European Scientific Conference сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 103-105.
14. Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). Международная научная конференция. Сборник материалов / Отв. ред. М. К. Горшков;- М.: ФНИСЦ РАН, 2019. — С. 903 URL: https:// http://yadov-conf.isras.ru/(дата обращения: 20.04.2021).
15. Ведерников, В.В. Инновационные технологии в управлении персоналом/ В.В. Ведерников // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017.
- № 1-1. - С. 118-121
16. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: учебник /В.Р. Веснин.- М.: Юристъ, 2006.- 496 с.
17. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- М.: Гардарика, 2005.- 416 с.
18. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О.И. Волкова, О.В. Девяткина.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 601 с.
19. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007 - 352 с.
20. Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №5.
- С. 23-26
21. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. - М., 2002.
22. Дейв, Л. Лидер и племя. Пять уровней корпоротивной культуры/ - М.: МИФ, 2021. - 304 с.
23. Егошин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егошин.- М.: НИМБ, 2001.- 720 с.
24. Жовтоножко, В. В. Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в Отечественной науке. 2016. №03 (163). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskiy-analiz-termina-sotsialno psihologicheskiy-klimat-v-otechestvennoy-nauke/viewer (дата обращения: 15.04.2021).
25. Зайцев, М.Г. Об оценке эффективности использования оборотных средств предприятия // Дайджест финансы. - 2008. - № 8. - С. 10-13.Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник / Н.Л. Зайцев.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 336 с.
26. Иванов, В.Н. Основы социального управления: учебник / В.Н. Иванов. - М.: Высш. шк., 2008. - 271 с.
27. Изменение процедуры оценки персонала в связи с изменением клиентской стратегии / Д.С. Мартыненко // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №10. - С. 17-18.
28. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 220 с.
29. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Под редакцией А.Я. Кибанова. - 3-е издание дополненное и переработанное. - М. : Инфра-М, 2014. - 468 с.
30. Кибанов, А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаурова.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 284 с.
31. Кондратьев О.В. Мотивация персонала. Нет мотива - нет работы / О.В. Кондратьев, М.В. Снежинская, Ю.Е. Мелихов. - М. : Альфа-Пресс, 2015. - 215 с.
32. Корнийчук, Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2013. 204 с.
33. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин.- М.:ИНФРА-М, 2008.-159 с.
34. Лютенс, Ф. Организационное поведение: учебник / Ф. Лютенс; пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. О.Е. Гончаровой.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 692 с.
35. Магура, М.И Чем кроме денег можно мотивировать персонал // Служба кадров и персонал.- 2010.- №5.- С. 52-56.
36. Менегетти, А. Психология лидера / А.Менегетти. - М.: ННБФ Онтопсихология, 2009. - 272 с.
37. Мерманн, Э. Мотивация персонала: инструменты мотивации для успеха организации. / Э. Мерманн. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2012. - 182 с.
38. Методики построения мотивационного профиля персонала и разработки положения о стимулировании персонала / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия.- 2009.- №8.- С. 19-25.
39. Мишурова, И. В. Управление мотивацией персонала: учебно¬практическое пособие для студентов высших учебных заведений. /И. В. Мишурова. - Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2013. - 271 с.
40. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник / Е.Б. Моргунов.- М.: Интел-Синтез, 2010.- 264 с.
41. Неймер, Ю. Л. Социально — психологический климат коллектива. - М. : Идея-пресс, 1990. -88 с.
42. Николаева, Т.И. Менеджмент в торговле: учебное пособие / Т.И.Николаева. - М.:КНОРУС, 2006.- 320 с.
43. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, история и теория, СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
44. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество / М.И. Магура // Управление персоналом.- 2007.- №11.- С. 9-11.
45. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - М.: МСК, 2006. - 412 с.
46. Понижение с повышением / С.М. Ярушин // Секрет фирмы.- 2009.- №40.- С. 29-31.
47. Попов, С.Г. Социальный менеджмент: учеб.пособие / С.Г.Попов. - М.: Ось-89, 2009. -160 с.
48. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев.- М.: Аспект пресс, 2009.- 279 с.
49. Рогожин, С.В. Теория организации: учебник для вузов/ С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина. - 2-е изд. стереотип. - М. : Экзамен, 2003. - 231 с
50. Розанова, В. Психологические особенности конфликтов / В.Розанова, Н.Беседина // Управление персоналом. - 2010. - № 3. - С.42-46.
51. Русак, Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования : справ. пособие / Н.А. Русак, В.А. Русак. - М.: Высш. шк., 2009. - 309 с.
52. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала: учебник / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.- М.: Феникс, 1997.- 480 с.
53. Сливак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом: учебник / В.А. Сливак.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 365 с.
54. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: учебное пособие / М.В. Сорокина.- М.: Бизнес-пресса, 2004.- 480 с.
55. Титов, В.И. Экономика предприятия : учебник / В.И. Титов.- М.: Эксмо, 2008.- 414 с.
56. Трейси, Б. Мотивация/- М.: МИФ, 2015. - 144 с.
57. Трушков, С.А. Управление персоналом в современных реалиях / С.А. Трушков, Н.В. Шарапова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 2. - С. 77-86.
58. Управление персоналом: учебник / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 423 с.
59. Урбанович, А.А. Психология управления: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 365 с.
60. Хелферт, Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт; пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 70 с.
61. Хмелькова Н.В. Вопрос мотивации и стимулирования в управлении персоналом // Н.В. Хмелькова, Н.Е. Сорокина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 3-2 (33). - С. 142-143
62. Шапиро, С.А. Теоретические основы управления персоналом: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, Н.Л. Хусаинова. - М.Берлин: Директ- Медиа, 2015. - 320 с.
63. Шепель, В.М. Управленческая психология. М., 1986. 248 с.
64. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов.- М.: Юнити-Дана, 2009.- 463 с.
65. Щекин, Г.В. Основы кадрового менеджмента : учебник / Г.В. Щекин.- М.: МАУП, 2006.- 280 с.
66. Якокка, Л. Карьера менеджера : учебник / Л. Якокка.- М.: Попурри, 2006.- 544 с.
67. Яхонтова, Е.С. Эффективные технологии управления персоналом учебник / Е.С. Яхонтова. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
68. иНЕ:ЬИр8://ги.’№1к1реб1а.огд/’№1к1/Уралмеханобр (дата обращения
01.04.2021)