ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННЫХ НА ПРОВЕДЕНИИ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 9
1.1 Теоретические подходы к изучению крупных спортивных мероприятий
как инструмента развития территории 12
1.2 Нормативно-правовые основы организации крупных спортивных
мероприятий и использования эффектов от их проведения в программах развития территории 26
1.3 Методические подходы к разработке социальных технологий развития
территории муниципального образования, основанных на проведении
крупных спортивных мероприятий
2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНЫХ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВАННЫХ НА ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Опыт организации и проведения крупных спортивных мероприятий
в г. Екатеринбурге и их влияние на социально-экономическое, социальное и культурное развитие территории муниципального образования 53
2.2 Оценка управленческих подходов к планированию и использованию социально-экономических, социальных и культурных эффектов от проведения крупных спортивных мероприятий для развития территории г. Екатеринбурга
2.3 Проблемы и перспективы устойчивого развития г. Екатеринбурга в
контексте подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий 89
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И РАЗВИТИЮ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПОСТСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД 95
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов власти
по подготовки и проведению международных спортивных мероприятий 95
3.2 Проект по повышению эффективности использования наследия
международных спортивных мероприятий как ресурса развития территории муниципального образования "город Екатеринбург" 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 135
ПРИЛОЖЕНИЯ 137
Территориальная принадлежность международных спортивных мероприятий, столицами проведения которых являются конкретные города или страны, - это актуальный вопрос спортивной индустрии. Он оказывает влияние на акценты, расставляемые в процессе позиционирования территории, создания имиджа, поддержания репутации города, страны.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что такого рода мероприятия способны повлиять на достижение поставленных целей в процессе социального планирования и развития территорий, решения их социальных проблем. Кроме того, они оказывают положительное воздействие на репутацию страны, принимающей спортивных соревнований, в глазах мирового сообщества и местного населения при успешном проведении, достигая самых высоких стандартов качества.
Однако усилия, направленные на организацию и проведение масштабных событий, нередко сопровождаются такими рисками и угрозами, как ограниченность ресурсов, нехватка кадров, низкая востребованность объектов после проведения события и т.д.
Проблемы исследования
1 проблема. Недостаточное финансирование и нехватка источников инвестиций для проведения крупных спортивных мероприятий.
2 проблема. Отсутствие устойчивого событийного маркетинга в сфере спорта и дальнейшего продвижения России на рынке спортивных событий.
3 проблема. Возникновение сложностей в обеспечении безопасного и качественного проведения крупных спортивных мероприятий.
4 проблема. Нерациональные использование «наследия» и эксплуатация инфраструктуры, оставшейся после проведения крупных спортивных мероприятий.
Объект исследования в магистерской диссертации - крупные спортивные мероприятия (КСМ) как инструмент развития территории муниципального образования.
Предмет исследования - управленческие подходы к использованию крупных спортивных мероприятий как инструмента устойчивого развития территории муниципального образования.
Цель исследования - разработка подходов к управлению устойчивым развитием муниципального образования «город Екатеринбург» за счет использования комплексного эффекта от проведения крупных спортивных мероприятий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и разработать классификацию крупных спортивных мероприятий как инструмента развития территории муниципального образования.
2. Изучить нормативно-правовые основы организации крупных спортивных мероприятий и использования комплексного эффекта от их проведения.
3. Рассмотреть методические подходы к разработке социальных технологий развития территории муниципального образования, основанных на проведении крупных спортивных мероприятий.
4. Проанализировать опыт организации и проведения КСМ в г. Екатеринбурге и их влияние на социально-экономическое, социальное и культурное развитие территории муниципального образования.
5. Провести оценку управленческих подходов к планированию и использованию социально-экономических, социальных и культурных эффектов от проведения КСМ для развития территории г. Екатеринбурга.
6. Определить проблемы и перспективы устойчивого развития г. Екатеринбурга в контексте подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий.
7. Предложить рекомендации по разработке подходов к управлению устойчивым развитием территории муниципального образования «город Екатеринбург» за счет проведения крупных спортивных мероприятий.
Методы и подходы, применяемые при исследовании: анализ документов, анализ статистических данных, экспертное интервью, методы социального проектирования.
Информационная база исследования представлена нормативными правовыми актами, монографиями, научными статьями, комплексными программами подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий, данными собственного эмпирического исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Международное спортивное мероприятие - это соревнование мирового уровня, проводимое с целью сравнения достижений спортсменов и определение победителей в соответствии с международными правилами спортивных соревнований по видам спорта и утвержденного положения.
Не на том сделан акцент. Нужно писать о значении КСМ как инструменте развития территории и необходимости разработки управленческих подходов к использованию спортивных событий и их «наследия» для социального, экономического и культурного развития территории.
2. Процесс проведения спортивных мероприятий мирового масштаба способен повлиять на социально-экономическое и культурное развитие территории региона или города, а также сформировать их позитивный образ. Нужно писать о том, насколько существующая нормативно-правовая база способна обеспечить комплексный подход к планированию КСМ и использованию их «наследия» в постсоревновательный период. Здесь же - вывод о степени отражения данной проблемы в содержании различных государственных программ развития спорта и социально-экономического развития и муниципальных программ развития территории городов.
3. Не определены законом о физической культуре №329 основные направления деятельности международных спортивных федераций. Отсутствуют нормативные правовые акты, которые регламентировали бы организацию и проведение международных спортивных мероприятий. Объединить с п.2
4. 3. Социальная технология в управлении сферой спорта - это алгоритм организации спортивной социальной деятельности, а также упорядоченная во времени и пространстве последовательность ее процессов, целью которых является повышение эффективности целевого управляющего воздействия на все сегменты спортивной деятельности. Не о тех СТУ пишете. См. предмет МД - социальные технологии развития территории муниципального образования, основанные на проведении крупных спортивных мероприятий . Сформулируйте положение о них.
5. Екатеринбург движется вперед с огромной скоростью. Благодаря успешному проведению на своей территории спортивных мероприятий мирового уровня Екатеринбург в глазах мировой общественности и россиян представляет собой один из центров России, который способен взять на себя решение задач любого уровня и тем самым на должном уровне показать весь потенциал как города, так и страны в целом. Стиль не тот. Нужно сформулировать утверждение о том, что за последние столько лет Екатеринбург стал одним из национальных и международных центров проведения КСМ. Об этом свидетельствуют такое кол-во проведенных мероприятий, их статус, количество участников
6. Принцип устойчивого развития в контексте масштабных спортивных мероприятий подразумевает подготовку и проведение их с ориентацией на максимально долгосрочный позитивный эффект. Здесь нужно дать положение о тех управленческих решениях, которые были приняты на уровне города и региона, которые позволили обеспечить качество проведения КСМ и получить положительный эффект от их проведения. Это то положение, которое мы с Вами обсуждали в последний раз.
7. Сам факт проведения крупномасштабного спортивного мероприятия еще не гарантирует успеха страны и конкретной территории. Подразумевается огромная предварительная работа, которая начинается с момента удовлетворения поданной заявки и продолжится после окончания мероприятия, когда наступает главный этап - отдача от созданных объектов, что в мировой практике называется положительным наследием. Следующее положение - о тех решениях, которые приняты или принимаются сейчас в отношении будущих КСМ (это по параграфу 2.3) с акцентом на то, учитываются ли при планировании КСМ их эффекты для развития территории города или нет.
8. Важно проводить политику популяризации различных видов спорта, в том числе и национальных; выделения создания опорных центров по развитию отдельных видов спорта; расширять возможности финансирования в сфере ФКиС как за счет собственного банковского потенциала, так и за счет грантов и международных организаций; использовать весь существующий опыт в нашей стране. Здесь лучше не о популяризации спорта, а об управлении. Сформулируйте положение о необходимых направлениях деятельности органов власти и скажите, что методом повышения эффективности управленческих решений в области использования эффектов от проведения КСМ является проектный метод.
Практическая значимость исследования заключаются в разработке практических предложений по оптимизации организации и проведения крупных спортивных мероприятий с целью развития социальных, культурных, экономических показателей территории муниципального образования г. Екатеринбурга и предложения рекомендаций по эффективному использованию спортивного наследия.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации были представлены во время прохождения практики в Муниципальном автономном учреждении муниципального образования г.Нягань «Спортивной школе олимпийского резерва «Центр спортивной подготовки» (далее - МАУ МО г.Нягань «СШОР «ЦСП»). Был составлен акт о том, что результаты диссертационной работы «Международные спортивные мероприятия как инструмент развития территории муниципального образования», будут учтены в деятельности МАУ МО г.Нягань «СШОР «ЦСП» в рамках организации и проведения спортивных мероприятий. Материалы диссертационной работы будут переданы в Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа- Югры для ознакомления и дальнейшего использования предложенных рекомендаций. Акт апробации представлен в Приложении А. Кроме того, результаты апробации отражены в публикации автора:
1. Амбарова П. А. Значение крупных спортивных мероприятий в развитии территорий / П. А. Амбарова, М. Э. Мустафаев // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд- во Урал. ун-та, 2019. — Т. 1. — С. 8-12.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Цель и задачи, поставленные в данной работе выполнены в полном объеме.
Подводя итоги, можно констатировать следующее:
1. Как показал анализ проведенного исследования, организация международных спортивных событий на сегодняшний день не сводится только к этапу их проведения. Колоссальный объем работы проделывают организаторы в ходе подготовки к данным мероприятиям за несколько лет до их официальной даты.
2. В свою очередь, проведение крупных спортивных мероприятий позволяет ускорить развитие городов и регионов. Данные мероприятия способствуют благоприятному изменению качества городской среды в соответствии с принципами устойчивого развития. Формируется значимое материальное и гуманитарное наследие.
3. Несмотря на все положительные стороны организации и проведения крупных спортивных мероприятий, всегда присутствует вероятность возникновения проблем и рисков после их завершения. Поэтому властям необходимо контролировать все экономические и социокультурные аспекты при проведении соревнований, а также смоделировать новые направления политики инвестирования и формирования проектов развития территорий.
4. Из-за ряда экономических, социальных и политических препятствий, позволить себе провести крупномасштабные мероприятия могут только страны, не переживающие кризис и имеющие грамотно построенную политику, которая позволит избежать всевозможные риски.
5. Нормативно-правовая база организации и проведения международных спортивных мероприятий нуждается в дополнительной доработке. Необходимо издание универсальных нормативных правовых актов, в соответствии с которым, проводилось бы каждое масштабное спортивное мероприятие на территории страны.
6. Анализ внедрения социальных технологий в реализацию международных спортивных мероприятий показал, что данные процессы несут в себе целенаправленные воздействия на спортивные социальные объекты, и способствуют разработке наиболее эффективных способов их развития.
7. Подробное изучение каждого международного спортивного мероприятия позволяет сделать вывод, что Екатеринбург на сегодняшний день один из наиболее подготовленных городов, который может принять спортивного мероприятие любого масштаба. Данное суждение подтверждается и итогами самого масштабного спортивного мероприятия Екатеринбурга. Отметим, что город, несмотря на ряд проблем, которых не удалось избежать, справился с проведением Мундиаля успешно. Не было серьезных инцидентов, к счастью, не было терактов или столкновений болельщиков. Инфраструктура города справилась с наплывом гостей (по данным губернатора Евгения Куйвашева, город посетило около 100 тыс. болельщиков). У гостей матчей не было серьезных нареканий по работе стадиона, по входу и выходу болельщиков.
8. Организационная структура, включающая в себя временно созданные региональные операционные центры, региональные оргкомитеты, АНО и другие субъекты организации и проведения показала насколько детально прорабатывается каждый аспект международного спортивного мероприятия.
9. Однако, каждое масштабное спортивное мероприятие оставляет после себя наследие, которое необходимо развивать и в последующем. Как показал опыт города Екатеринбурга, несмотря на успешное проведение ЧМ - 2018, крупнейшее наследие «Екатеринбург-арена» до сих пор не позволяет окупить собственные расходы. Именно поэтому, автором в проектной части работы были предложены рекомендации по её использованию
1 .Международная хартия физического воспитания и спорта (Принята в г. Париже 21.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 186 - 187. Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991. - С. 186 - 187.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31.
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ //: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - ПРЕ: http://www.consultant.ru(дата обращения: 21.12.2018).
4. Постановление Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года №897-ПП: «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 27.12.2013 № 1683-ПП "об утверждении комплексной программы свердловской области "программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» [Электронный ресурс] ПРЕ: www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020)
5. Постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2013 года №1332-1П1: «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] ПРЕ: www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020)
6. Постановление Правительства Свердловской области от 24 октября
2013 года № 1296-ПП: «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года"» [Электронный ресурс] иКЬ: www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020).
7. Постановление Правительства Свердловской области от 17 ноября
2014 года № 1002-ПП: «Об утверждении государственной программы
Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года”» [Электронный ресурс] 1Ж1/ www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020).
8. О создании организационного комитета по подготовке и проведению игр Чемпионата мира по футболу 2018 года в Екатеринбурге: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 3 октября 2011года №4097 [Электронный ресурс] ПИЕ: www.garant.ru(дата обращения: 02.04.2020).
9. Об утверждении Положения о региональном организационном комитете по подготовке и проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года (с изменениями на 23 мая 2017 года): Указ губернатора Свердловской области от 11 марта 2014 года № 130 -УГ [Электронный ресурс]. НЕЕ: www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020).
10. Об утверждении Комплексной программы "Подготовка к проведению в Екатеринбурге чемпионата мира по футболу в 2018 году" на
2015 - 2018 годы (с изменениями на 7 июня 2018 года) : Постановление Администрации г.Екатеринбурга от 11 августа 2015 года N 2119 // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ- СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». ПРЕ: https://base.garant.ru/20975919/дата обращения (22.05.2019).
11. Об утверждении Комплексной программы "Подготовка к проведению в Екатеринбурге чемпионата мира по футболу в 2018 году" на 2015 - 2018 годы (с изменениями на 7 июня 2018 года) : Постановление Администрации г.Екатеринбурга от 11 августа 2015 года N 2119 // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-
СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». ИВЕ: https://base.garant.ru/20975919/обращения (22.05.2019).
12. Концепция системы управления проведением чемпионата мира по футболу ИРЛ 2018 и Кубка конфедераций ИРЛ 2017 № 3988 п-П12 [Электронный ресурс]. ИРЕ: www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020).
13. Об утверждении Концепции развития средств связи и информационных технологий в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу Р1РЛ 2018 года и Кубка конфедераций Р1РЛ 2017 год [Электронный ресурс] ИРЕ:www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020).
14. Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № 915// ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ- Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». ИВЕ: https://base.garant.ru/20975119/ дата обращения (26.06.2019).
15. Об утверждении Программы подготовки к проведению в Свердловской области чемпионата мира по футболу 2018 года: Постановление Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. ИРЕ: www.garant.ru(дата обращения: 02.02.2020).
16. Алексеев С. В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. - 2009. - № 4. - С. 3-11.
17. Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: учебник. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. - 2009. - С. 85.
18. Алексеев С. В. Спортивное право России: правовые основы физ. культуры и спорта: Учеб. для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. - 2012. С. 156-157.
19. Бабинцев, В.П. Теоретические основы исследования социальных технологий в управлении // Технологии управления социальной сферой региона. Курск, 2014. С. 17.
20. Белоусов А. Роль спортивных мероприятий в имидже регионов Большого Урала // Эксперт Урал. 2015. №10 (636). С. 14-15.
21. Большой шлем. Сайт «С8» [Электронный ресурс] ИКЕ: ййр://д8-ekb.com/(дата обращения:07.09.2020)
22. Боронина Л.Н., Сенук З.В. Основы управления проектами / Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 40.
23. Варламов.ру [Электронный ресурс]. 1ЖЕ:
https://varlamov.ru/2966363.html(дата обращения: 02.08.2020).
24. Васин В.А. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты деятельности спортивных организаций на современном этапе: дисс. канд. пед. наук: 13.00.04: защищена 15.01.00: утв. 26.06.00 / Васин Владимир Алексеевич. - М., 2000. - 217 с.
25. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 82-87.
26. Верхунова М.С. Устойчивое развитие и спорт: две стороны одной медали // Бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию России». 2013. № 63. С. 4.
27. Гиргинов В. Наследие Олимпийских игр Лондон-2012/ Гиргинов В., Кузнецов З.М. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 1. С. 41-42.
28. Гостев Р. Г. Олимпийское право как основа организации и
проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи // БЕРЕГИНЯ. 777. СОВА: ОБЩЕСТВО. ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. - 2014. - №1. - С.232-241.ИКЕ:
Ейрз://е11Ьгагу.ги/йет.азр?1й=29657106 (дата обращения: 10.03.2019).
29. Гребнев Р.Д. Конституционное право на спорт: Сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 192с.
30. Данилевич А. С. Понятие национального и международного спортивного права // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Белорус. гос. ун-т; Отв.
ред. Е.В. Бабкина, Ю.А. Лепешков. Минск. - 2009. - С. 43. URL:
http://elib.bsu.by/handle/123456789/117495(дата обращения: 12.03.2019).
31. Димитрова И.Л., Фроловский К.В. Эффект мундиаля //
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 150-154.
32. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М., 2008.С.217.
33. Доклад рабочей группы «О развитии футбола в Российской Федерации, обеспеченности спортивной инфраструктурой с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года» // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Самара, 2015. С. 41.
34. Дэвис, Джон А. Эффект Олимпийских игр. Как спортивный
маркетинг создает сильные бренды. - 2-е издание, исправленное и
Гребнев Р.Д. Конституционное право на спорт: Сравнительно-правовое исследование:автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 37 с.дополненное: пер. с англ. / Джон. А Дэвис. - М.: ООО " Издательство "Рид Медиа", 2013. С.48.
35. ЕТВ-главные новостные и прямые трансляции событий Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: https://ekburg.tv/(дата обращения:06.02.2020).
36. Касавин И.Т. Социальные технологии и социальные практики // Эпистемология и философия науки. 2012. Вып. ХХХ1. № 1. С. 52-55.
37. Котляров М.А. Региональная экономика: теория и практика. 2017. т. 15. вып. 2. С. 222-236.
38. Лидерство // Классика Harvard Business Review / Перев. А. Лисицина, И. Толстикова. М., 2009. 167с.
39. Лигостаева Н.Д. Философско-культурологическая рефлексия
концепта "спорт" и его роль в процессе социализации личности// Наука России: цели и задачи.Сборник научных трудов по материалам II международной научной конференции. 2017.С.31.Издательство: НИЦ "Л- Журнал".
40. Логунцова И.В. Имидж российских территорий как объект управления // Вестник Московского университета. Серия 21. 2011. №1. С. 28¬36.
41. Марафон «Европа-Азия». Новостной портал. [Электронный ресурс]. URL:https://ea-m.org/(дата обращения:20.07.2020).
42. Мегаспортивные мероприятия и развитие территорий (работы зарубежных авторов) [Текст]: [науч. изд.] / сост. и пер. с англ. д-р экон. наук, проф. М. А. Котляров ; [предисл. Л. А. Рапопорта]. - Екатеринбург : АМБ, 2015. Часть первая. 132 с.
43. Настольная книга спортивного менеджера : справ. пособие / [авт.- сост.: Золотов М.И. [и др.]] ; Рос. гос. акад. физ. культуры, Моск. гос. акад. физ. культуры. - М.: ФОН, 1997. 193с.
44. Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Издержки и выгоды Олимпийских игр // Общественные науки и современность. 2010. № 2. С. 88-104.
45. Новостной портал «ВЕСТИ. RU»[Электронный ресурс] URL:
https://www.vesti.ru/doc.html?id=2668412(дата обращения:12.09.2020).
46. Новостной портал «ВЕСТИ.24» [Электронный ресурс]. URL:https://sport24.ru/(дата обращения:04.04.2020).
47. Новостной портал «ЗНАК» [Электронный ресурс]. URL: https: //www.znak.com/2018-102/eksperty_obsudili_kak_budet_zhit_ ekaterinburg_arena_posle_chempionata_mira_po_futbolu (дата обращения: 01.07.2020).
48. Областная газета. ru [Электронный ресурс]. URL: //oblgazeta-
ru.turbopages.org/s/oblgazeta.ru/sport/combat-sport/99101/ (дата
обращения:02.07.2020).
49. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социологический словарь. М., 2008.
50. Официальный портал Екатеринбург.РФ [Электронный ресурс]. НЕЕ: йИрз://хп--80асд1Ьз11а7Сдг.хп--р1а1/пез/72857-ека1егтЬигд-роСуоСй-йод1- сйетр1опа1а-ш1га-ро-£и1Ьо1и (дата обращения: 08.09.2020).
51. Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. 1ЖЕ: йИр://ш1Сига1.ги /пе5/ЖУс1оситеп1144923/ (дата обращения: 10.08.2020).
52. Официальный сайт УрФУ [Электронный ресурс]. НЕЕ: https://urfu.ru/ru/news/9070/(дата обращения: 07.07.2020).
53. Сергеев С.В. Обеспечение безопасности в период проведения XXVII всемирной летней универсиады в г. Казани // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 5(2). - С. 46-53. НЕЕ:
https://e1iЬrary.ru/ttem.asp?id=20386845 (дата обращения: 14.03.2019).
54. Скудина Е.Ю. Значение социально-управленческих технологий для достижения лидирующего положения в спорте// Социологические методы в исследовании и регулировании систем и процессов. Труды ИСА РАН, 2009. Т. 43.
55. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред. Я. А. Маргуляна. — СПб.: Издательство Санкт- Петербургской академии управления и экономики, 2010. -С.16-25. -НЕЕ: https://www.spЬuшe.гu/fi1e/pages/79/soc_tehпo1ogii.pdf.
56. Сохин Ю.Г. Олимпийская хартия как основа функционирования МОК // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия: Юридические науки.НЕЕ: https://e1iЬrary.ru/contents.asp?id=33596243 (дата обращения: 21.04.2019). №2. 2013. С.90-95.
57. Тарчоков С.К. Правовые аспекты подготовки и проведения XXI чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации / Тарчоков С.К.,
58. Удалов Д.Э. // Научный Вестник МГИИТ.НЕЕ:
https://e1iЬrary.ru/ttem.asp?id=35358750 (дата обращения: 10.04.2019г.). №2(52). 2018. С.70-79.
59. Чемпионат мира 2018 по футболу в Екатеринбурге - стадионы, матчи, фанзоны [Электронный ресурс]. URL:https://futbol1.ru/chempionat- mira.html(дата обращения:06.08.2020).
60. Чижова Г.О. Современные подходы к определению понятия PR (public ге1айо^)/Чижова Г.О., Калиева О.М.// Научный журнал «Academy». №11(14). 2016. с.114-119.
61. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: теперь это не просто игра.../ Ф. Шааф; Пер. с англ. В.Н. Егоров. М: Филинъ, 2009. С. 63.
62. Юдина А.В. Спорт как инструмент политического противостояния: к вопросу о государственной политике в сфере физической культуры и спорта / Среднерусский вестник общественных наук . 2017. Том 12 № 6. С. 194-204.
63. Kuvshinova O. World Cup preparations may cost Russia $41.2 billion // Russia beyond the Headlines. 2013. P. 10-14.
64. It’s my city.ru[Электронный ресурс]. URL: https://itsmycity.ru/2018-
06-28/itogi-i-uroki-chempionata-mira-v-ekaterinburge (дата обращения:
02.08.2020).
65. Maening W., Du Plessis S. World cup 2010: South African economic perspectives and policy challenges informed by the experience of Germany 2006, Contemporary Economic Policy. 2007. Vol. 25. Issue 4. P. 578-590.
66. Robert B., Matheson V. Infrastructure Investments and MegaSports Events // Comparing the Experience of Developing and Industrialized Countries.2013. P. 628-643.