1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 15
1.1. Терминологический аппарат по проблематике исследования профилактики
распространения кибераддикции в молодежной
среде 15
1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы
кибераддикции в трудах отечественных и зарубежных
авторов 30
1.3. Организационно-правовые основы профилактики распространения
кибераддикции в молодежной
среде 41
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН 63
2.1. Политико-географическая характеристика и социокультурные особенности
Республики Дагестан 63
2.2. Организационно-правовые основы профилактики распространения
кибераддикции в молодежной среде на территории Республике Дагестан 73
2.3. Оценка реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики
Дагестан 88
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН 119
3.1. Проект по совершенствованию реализации государственной политики в
сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на
территории Республики Дагестан 119
3.2. Дополнительные рекомендации по профилактике кибераддикции в
молодежной среде
156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 162
ПРИЛОЖЕНИЯ 179
РЕФЕРАТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ В
МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
ВКР (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 123 наименования, 5 приложений. Работа включает 23 таблицы, 11 рисунков и 5 диаграмм. Общий объем ВКР (магистерской диссертации) - 187 страниц.
Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, зависимость, зависимое поведение, кибераддикция, интернет-зависимость, профилактика, психопрофилактика, профилактика кибераддикции, научный подход, молодежь, молодежная среда, политика, государственная политика.
Объект исследования: процесс реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
Цель исследования: проанализировать реализацию государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан и разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в этой сфере.
Научная новизна исследования заключается в постановке научной проблемы реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде; уточнении понятий «кибераддикция» и «профилактика кибераддикции».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде , которые носят универсальный характер и могут быть рекомендованы для использования в других субъектах РФ.
Актуальность исследования. В современных условиях повсеместной цифровизации невозможно представить себе жизнь без компьютера, телефона, интернета и других информационных девайсов, давно ставших неотъемлемой частью жизнедеятельности человека XXI века. Появление информационно-коммуникационных технологий принесло колоссальную пользу человечеству, однако все чаще специалисты различных научных направлений говорят об опасностях, которые может таить в себе киберсреда, особенно для не подготовленного юного пользователя. Одной из таких опасностей выступает кибераддикция, проявляющаяся в паталогической зависимости от компьютерных игр и погружения в виртуальное пространство.
Особой актуальностью обладает проблема разработанности нормативно¬правовой регламентации вопросов профилактики распространения кибераддикции. В современной законодательной практике уже имеется положительный опыт профилактики распространения компьютерной зависимости. Так государством на федеральном и региональном уровнях реализуется государственная политика по обеспечению информационной безопасности детей, которая включает ряд мероприятий, направленных на профилактику зависимости от компьютерных игр и сети интернет.
Однако проблема законодательного определения кибераддикции как заболевания, подлежащего лечению, детерминированного его неоднозначной полинаучной природой и не традиционной природой аддиктивного агента, не имеющего в своей структуре химической составляющей, не нашла своего решения.
Например, в отечественной законодательной практике отсутствует понятие «кибераддикция» или «компьютерная игровая зависимость», однако имеется более емкий термин «интернет-зависимость», включающий широкий спектр проблем киберзависимосго поведения, который в формате российского нормативно-правового поля попадает под действие законодательства об обеспечении информационной безопасности детей и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Интенсивное и динамичное развитие информационных технологий, недостатки научно-методологического, законодательного регулирования и несовершенство технологий государственной политики в сфере профилактики кибераддикции не позволяют осуществить полноценный анализ, происходящих изменений и своевременно отреагировать, что требует непрерывной работы со стороны социума, общественных организаций и властных структур.
Отсутствие законодательно закрепленного термина «кибераддикция» на практике приводит к формализму и подмене понятий, в результате чего профилактика интернет зависимого поведения выпадает как объект нормативно-правового регулирования. Так на практике большинство федеральных и региональных законодательных актов, планов и программ в сфере обеспечения информационной безопасности детей практически не содержат мероприятий, направленных на профилактику распространения интернет-зависимости.
Поэтому особо важно на теоретическом и практическом уровнях разработать основы профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде, организовать мониторинг зависимости от компьютерных игр, производить анализ практической деятельности в сфере профилактики интернет-зависимости.
Таким образом актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- слабой разработанностью терминологического аппарата проблемы зависимости от компьютерных игр, проявляющейся в терминологическом обилии дефиниций кибераддикции, что приводит к разночтению в понимании и неоднозначности в определении кибераддикции как нового социального явления;
- многообразием подходов к изучению проблемы кибераддикции, в современной научной литературе, приводящем к наличию различных взглядов и противоположных точек зрения и как результат разночтению решения проблемы зависимости от компьютерных игр;
- слабой разработанностью нормативно-правового поля, регулирующего вопросы профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема профилактики распространения кибераддикции является относительно молодой, малоизученной проблемой. Рассматриваемая проблема получила широкое, однако не исчерпывающее, освещение в научной и нормативно-правовой литературе.
Проблема кибераддикции активно изучалась в трудах отечественных и зарубежных авторов. Так психосоциальные аспекты проблемы исследовались К. С. Янг (K. S. YAng), Ц. П. Короленко, А. Е. Войскунским, А. Е. Жичкиной, стадии и факторы формирования компьютерной зависимости отражены в трудах И. К. Голдберг (I. K. Goldberg), В. М. Ялтонского, Н. А. Сироты, Н. И. Алтуховой, А. В. Котлярова и др., поведение пользователей в «сети» описаны А. Е. Жичкиной, Е. П. Белинской и др., клинические аспекты и типологии зависимых представлены П. Уайброу (P. Uajbrou), В. Д. Менделевичем, В. А. Лоскутовой, взаимодействие детей и молодежи с компьютером отражено в работах О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, Ю. Д. Бабаевой, Л. Н. Никитиной, детерминанты возникновения кибераддикции отражены в трудах М. Орзак (M. Orzak), Д. Гринфилд (D. Grinfild), М. Гриффитс (M. Griffits), М. А. Шаталиной, А. В. Гришиной, анализ компьютерных игр представлен работами М. С. Иванова, проблемы влияния компьютерных игр на агрессивность геймеров описаны Л. Дэвис (L. Devis), Л. И. Шакировой, Ю. В. Серебрениковой и др., вопросы профилактики кибераддикции рассматривали П. Х. Делфаббро (P. H. Delfabbro), Д. Дж. Кусс (D. Dzh. Kuss), Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот, А. В. Урсу, Д. И. Воронов и т.д.
Однако в научной литературе постоянно ведутся споры с позиций различных научно-методологических подходов, относительно формулирования терминологического аппарата, критериев, стадий, типологий и факторов формирования зависимости от компьютерных игр, что приводит к разночтению в понимании и неоднозначности в определении кибераддикции как нового социального явления, негативно влияющего на общественное развитие.
Недостаточно разработанными также остаются вопросы нормативно-правового определения кибераддикци как заболевания, его профилактики и терминологического определения кибераддикции на законодательном уровне, что актуализирует обращение к теме диссертационного исследования.
Объект исследования: процесс реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
Предмет исследования: реализация государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан.
Цель исследования: проанализировать реализацию государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан и разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в этой сфере.
В соответствии с заявленной целью решались следующие задачи:
1. Систематизировать терминологический аппарат по проблематике исследования профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
2. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы кибераддикции в трудах отечественных и зарубежных авторов.
3. Провести сравнительно-правовой анализ организационно-правовых основ профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
4. Изучить политико-географическую характеристику и
социокультурные особенности Республики Дагестан.
5. Изучить организационно-правовые основы профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республике Дагестан.
6. Провести оценку реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан.
7. Разработать проект по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан.
8. Разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
Методологическая основа. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения теории управления, социологического и нормативно-правового научных подходов к изучению проблемы кибераддикции, положения теорий развития и профилактики стратегий девиантного и аддиктивного поведения (К. Янг (K. Yang), А. Е. Войскунский, Ц. П. Короленко, В. Д. Менделевич). Нормативно-правовой подход позволяет рассматривать кибераддикцию как объект нормативно-правового регулирования. В рамках социологического подхода определяется социальная значимость профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
Нормативно-правовая основа исследования. Исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале, включающем федеральные, региональные и ведомственные законодательные акты в сфере обеспечения информационной безопасности детей и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, информационные ресурсы субъектов реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде, эмпирический материал, содержащийся в монографиях и периодической печати.
Методы исследования. При решении поставленных задач использованы методы исследования:
- метод теоретического анализа использован при исследовании отечественных и зарубежных научных источников в сфере профилактики распространения кибераддикции и определения терминологического аппарата по проблеме исследования;
- метод сравнительного анализа использован для изучения содержания проблемы кибераддикции в трудах отечественных и зарубежных авторов;
- метод сравнительно-правового анализа использован для изучения действующего законодательства в сфере профилактики кибераддикции;
- метод анализа интернет-ресурсов субъектов реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан;
- метод онлайн-тестирования использован для выявления детей, проявляющих признаки кибераддикции на территории Республики Дагестан. В онлайн-тестировании приняли участие 812 детей и 1028 родителей;
- метод экспертного опроса должностных лиц, принимающих участие в деятельности по профилактике кибераддикции на территории Республики Дагестан, использован для оценки реализации государственной политики в этой сфере. Метод экспертного опроса проводился в форме формализованного интервью, в ходе которого было опрошено 10 экспертов;
- метод проектирования использован при разработке проекта по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в постановке научной проблемы реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде; уточнении понятий «кибераддикция» и «профилактика кибераддикции».
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственную политику в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде следует рассматривать: как целенаправленную деятельность органов государственной власти, что представляет собой систему мер нормативно-правового, экономического, информационно-образовательного, организационного, управленческого и иного характера; как взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества и граждан; как профилактическое направление государственной политики в сфере своевременного воспитания медиаграмотности у молодежи и создание условий государством для эффективной самореализации и повышения уровня потенциала молодежи в целях противодействия распространения зависимости от компьютерных игр. Уточненные понятия «кибераддикция» и «профилактика кибераддикции».
2. Теоретико-методологическую основу изучения кибераддикции составляет многообразие существующих подходов к изучению этого явления, что свидетельствуют о сложности проблемы зависимости молодых людей от компьютерных игр и выступает причиной для разночтения практической в процессе реализации государственной политики в этой сфере .
3. Правовую основу реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде составляют законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты: в действующем законодательстве отсутствует правовое определение понятий «кибераддикция» и «профилактика кибераддикции».
4. На реализацию региональной государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде оказывает влияние политико-географическая характеристика Республики Дагестан, заключающаяся в специфической религиозно-криминологической обстановке и в недостаточном уровнем образования населения. С другой стороны, наличие социокультурных особенностей: преобладание высокогорных районов и сельского населения, наличие технической обеспеченности информационно-телекоммуникационными технологиями и широкого покрытия сети интернет может способствовать формированию кибераддикции в молодежной среде.
5. Современные нормативно-правовые акты Республики Дагестан, реализуемые в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде сосредоточены на профилактике терроризма, экстремизма и преступлений в сети интернет, в результате чего профилактика кибераддикции выпадает как объект нормативного правового регулирования.
6. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования (у 11,21 % подростков имеются явные признаки киберзависимого поведения и 38 % подростков находятся в группе риска возникновения зависимости; интернет- ресурсы субъектов реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде практически не содержат информации, касающейся профилактики кибераддикции; экспертами отмечена недостаточность деятельности в сфере профилактики кибераддикции), свидетельствуют, что реализация государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан имеет не целевую направленность.
7. Проект по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан и пакет дополнительных рекомендаций, позволяющих повысить эффективность деятельности субъектов, реализующих государственную политику в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
Практическая значимость полученных результатов. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде, которые носят универсальный характер и могут быть рекомендованы для использования в других субъектах РФ.
Апробация результатов диссертации. В процессе выполнения диссертационного исследования отдельные идеи и тезисы апробировались в форме выступления с докладами, и участия в дискуссиях на различных круглых столах и научно-практических конференциях.
1. Попов П. М. Реализация законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию / П. М. Попов, Т. М. Резер // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции Новые вызовы высшего образования в области общественных наук: Предмет, методы и технологии, ЧГУ, Челябинск. - 2019. - № 1. - С. 241-249.
2. Попов П. М. Концепция информационной безопасности детей:
противодействие киберугрозам / П. М. Попов, Т. М. Резер // Материалы XV Международной научно-практической конференции Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития, РАНХиГС,
Екатеринбург. - 2019. - № 1. - С. 173-180.
3. Резер Т. М. Проблема определения кибераддикции как зависимости от компьютерных игр / Т. М. Резер, П. М. Попов // Психология обучения. - 2020. - № 5. - С. 88-98. ВАК.
4. Резер Т. М. Проблема нормативно-правового регулирования профилактики кибераддикции в молодежной среде / Т. М. Резер, П. М. Попов. - DOI: http://doi.Org/10.15350/2409-7616.2021.2.12 // ЦИТИСЭ. - 2021. - № 2 (28). - С. 126-137. - URL: http://ma123.ru/wp-content/uploads/2021/05/Rezer- Popov CITISE 2-2021 .pdf. ВАК.
5. Попов П. М. Профилактика кибераддикции в молодежной среде: отечественный опыт и зарубежные инициативы / П. М. Попов // Материалы VII Международной научно-практической конференции Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий, УрФУ, Екатеринбург. -
2021. - № 1. - С. 230-234.
6. Резер Т. М. Проблемы трансформации социальных ценностей у
молодежи в условиях современного пространства / П. М. Попов, Я. А. Григоренко // Сборник трудов Международного симпозиума по устойчивому региональному и городскому управлению «ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИКА. СОЦИУМ: вызовы и стратегические приоритеты развития» УрФУ,
Екатеринбург. - 2021. - № 1. - С. 214-219.
7. Резер Т. М. COVID-19 как основание снижения уровня эмоционального здоровья / Т. М. Резер, П. М. Попов // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции Кризисы нашего времени как вызов обществу, культуре, человеку, Гуманитарный университет, Екатеринбург. -
2021. - № 1. - С. 781-787.
8. Резер Т. М. Коммуникация преподавателя и студента в условиях глобальной цифровизации образования и пандемии COVID-19 / Т. М. Резер, П. М. Попов // Материалы международной научной конференции «Universe of university» РАНХиГС, Екатеринбург. - 2021. - № 1. - С. 238-242.
9. Резер Т. М. Трансформация психологической безопасности личности в постковидном цифровом обществе / Т. М. Резер, П. М. Попов // Материалы ХХ Международной научно-технической конференции Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации РИНТИ-2021. Минск. - 2021. - № 1. - С. 342-347.
10. Резер Т. М. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы кибераддикции / Т. М. Резер, П. М. Попов // Право и образование. -
2022. № 5. - ВАК. - статья принята к печати, выйдет в мае 2022 года.
Структура исследования. ВКР (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 123 наименования, 5 приложений. Работа включает 23 таблицы, 11 рисунков и 5 диаграмм. Общий объем ВКР (магистерской диссертации) - 187 страниц.
В ходе диссертационного исследования были выполнены поставленные цели и задачи. Так нами был проведен анализ научной литературы в сфере профилактики кибераддикциив в молодежной среде в ходе которого уточнены понятия кибераддикция, профилактика кибераддикции и молодежь. Установлено разночтение в понимании и неоднозначность в определении кибераддикции как нового социального явления, вызванное терминологическим обилием дефиниций кибераддикции.
Анализ теоретико-методологических подходов к изучению кибераддикции показал, что в современных научных источниках проблема компьютерной игровой зависимости рассматривается с позиций психологического, социологического, аддиктологического, медицинского и правового подходов. Многообразие подходов к изучению проблемы кибераддикции, наличие различных взглядов и противоположные точки зрения свидетельствует о сложности феномена кибераддикции и выступают причиной разночтения решения проблемы зависимости от компьютерных игр.
С помощью сравнительного нормативно-правового анализа определены аспекты реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде на федеральном и региональном уровне. Выявлены основные проблемы нормативно-правовой регуляции вопросов профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде.
В рамках исследования проведено онлайн-тестирование, с помощью которого удалось установить процент детей, зависимых от сети интернет и компьютерных игр в Республике Дагестан. Так согласно результатам исследования, явные признаки интернет-зависимости проявляют 11,21 %
испытуемых и 38 % респондентов, находятся в группе риска возникновения зависимости, что является достаточно высоким показателем, и может свидетельствовать о недостаточности и необходимости реализации государственной политики Республики Дагестан в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде.
Анализ Интернет-ресурсов субъектов реализации государственной политики Республики Дагестан в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде показал недостаток, а в некоторых случаях и полное отсутствие информации, касающейся профилактики интернет-зависимости, высокую плотность информации, запутанную навигацию сайтов, отсутствие адаптации большинства официальных информационных ресурсов под современные мобильные устройства.
В результате проведения экспертного опроса удалось выявить основные направления деятельности, уточнить порядок взаимодействия субъектов деятельности в сфере профилактики кибераддикции, выявить ключевые проблемы и получить рекомендации специалистов по совершенствованию деятельности по профилактике интернет-зависимости на территории Республики Дагестан.
Разработан проект по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан, результатом которого явилось создание информационного ресурса, направленного на профилактику интернет- зависимости, и совершенствование вопросов нормативно-правовой регламентации профилактики распространения кибераддикции в молодежной среде на федеральном и региональном уровне.
Так же разработан пакет дополнительных рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде.
Результаты и выводы диссертационного исследования по совершенствованию реализации государственной политики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде на территории Республики Дагестан могут быть экстраполированы на другие регионы РФ.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 436-
ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL:
https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения 03.12.2020).
2. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об
утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения
10.12.2020) .
3. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Текст: электронный // Официальный сайт Президента РФ: [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 10.12.2020).
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - ПРЬ: ййр://Ьазе.дагап1.ги/70183566/(дата обращения 15.11.2020).
5. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. N 240 «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. - ПРЬ:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288278/ (дата обращения
20.11.2020) .
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012
г. N 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - ПРЬ:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70142628/ (дата обращения
20.11.2020) .
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2015
г. N 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 гг. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - ПРЬ:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70763474/ (дата обращения
20.11.2020) .
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018
г. N 1375-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства». Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. - ПРЬ:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301904/ (дата обращения
20.11.2020) .
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения 20.11.2020)
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015
г. № 2471-р Концепция информационной безопасности детей. Текст:
электронный // Гарант: [сайт]. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70763474/ (дата обращения
03.12.2020).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL: http: //base.garant.ru/70813498/#: ~:text==Распоряжение%20Правительства%20РФ %20от%2029,на%20период%20до%202025%20г.&text=Утвердить%20прилагае мые%200сновы%20государственной%20молодежной,на%20период%20до%202 025%20года. (дата обращения 28.05.2021).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». Текст: электронный // Официальный сайт Роскомнадзор РФ: [сайт]. - URL: https://rkn.gov.ru/about/ (дата обращения 28.05.2021).
13. Основные направления деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. от 09.10.2018 г. Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL:
http s: //www.garant .ru/pro ducts/ipo/prime/doc/71965871/ (дата обращения
10.12.2020) .
14. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций России от
27.02.2018 г. N 88 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы». Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296719/ (дата обращения
10.12.2020) .
15. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.06.2014 г. N 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Текст: электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ: [сайт]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz- minkomsvjazi-rossii-ot-16062014-n-161/ (дата обращения 15.12.2020).
...