Введение 3
Глава I. Социализация подростков: теоретико-методологические основания исследования 7
1.1. Социализация как процесс формирования личности: анализ базовых
теорий 7
1.2. Подростки и особенности их социализации 13
1.3. Институты и механизмы социализации современных подростков. . 20
Глава II. Телевидение как институт социализации подростков 33
1.1. Молодежное телевидение в России: исторический анализ 33
1.2. Современные молодежные телепрограммы российского
телевидения: анализ редакционной политики и контента 36
Глава III. Проект телепередачи с участием YouTube блогеров 48
Заключение 54
Библиографический список 58
Сегодня рынок СМИ имеет большой поток информации, который получает самая разнообразная аудитория, в том числе и подростки. Но интересуется ли телевизионными передачами современная молодежь? Есть ли у телевидения будущее, или совсем скоро его вытеснит Интернет? Эти вопросы сегодня имеют важное значение, ведь через некоторое время телевидение может стать невостребованным. Эти тезисы и определяют актуальность нашей работы.
Проблематика социализации подростков была освещена в работах Ковалёвой А.И., Ефимовой Т. Ф, Тощенко Ж. Т., Дюркгейма Э. и многих других авторов.
Также мы опирались на работы авторов по группе исследований воздействия ТВ на зрителей: Фаткуллина Г. Р., Тулупов В. В., Цвик В. Л. и другие.
Теоретический анализ литературы и практические наблюдения автора диссертации позволили сформулировать гипотезу:
На сегодняшний день молодежная аудитория все меньше проводит времени у телевизора, так как их внимание переведено на Интернет. Телевидение же, в свою очередь, редко выпускает программы для подростков, тем самым теряя аудиторию в возрасте от 14 до 18 лет.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обусловили стратегию нашего исследования:
Объект: процесс социализации.
Предмет: социализация подростков как особой социально
демографической группы.
Цель: исследование роли современного телевидения в процессе социализации российских подростков.
Работа опирается на методологию комплексного подхода, дающего возможность сочетания предметных областей, подходов и методов различных наук - философии, социологии, культурологии, педагогики и психологии и др. в изучении процесса социализации подростков и влияния на этот процесс телевидения и Интернета.
Наиболее значимыми для данного исследования являются следующие подходы и методы:
• метод системного анализа, позволяющий рассмотреть процесс социализации подростков как целостный процесс и вместе с тем проанализировать составляющие его элементы и характер их взаимосвязи;
• аксиологический подход, позволяющий раскрыть исследуемую проблему через призму подростковых потребностей, интересов и ценностей;
• типологический метод - дающий возможность обобщения теоретических и эмпирических данных с целью классифицировать интересы и потребности подростков в телевизионных программах и их контенте;
Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам социализации: Андреева Г.М. «Социальная психология»; Иванова Е.П. «Как происходит социализация»; Воробьева Г.Г. «Молодежь в информационном обществе»; Вульфова Б. З. «Интересы и потребности современных детей и подростков».
Эмпирической базой исследования выступили результаты проведенного социологического исследования, посвященного анализу телевизионных предпочтений и потребностей подростков в телевизионных программах.
Методом исследования стало анкетирование учащихся средних школ г. Екатеринбурга в возрасте от 14 до 18 лет. Выборка составила 196 человек. Использован квотный метод построения выборки. Квоты были распределены по полу, возрасту, типу школы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• уточнено понятие «социализация подростков»;
• раскрыты особенности и предпочтения подростковой аудитории в просмотре телевизионных программ;
• разработана концепция «реабилитации» молодежного телевидения;
• проведено анкетирование среди подростков, на основе результатов которого разработан авторский проект телепередачи с участием YouTube блогеров.
Теоретическая значимость:
1. Результаты работы позволяют расширить теоретические возможности исследования проблематики влияния телевидения на подростковую аудиторию;
2. Осуществлен анализ редакционной политики и контента современного молодежного российского телевидения.
3. Предложен авторский методический вариант социологического исследования влияния современных молодежных телепрограмм российского телевидения на подростковую аудиторию.
Практическая значимость:
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы данной работы для дальнейшего изучения проблемы влияния СМК на процессы социализации подростков, а также при разработке различных курсов и спецкурсов для студентов социально-гуманитарных специальностей.
Полученные в ходе исследования результаты и выводы положены в основу рекомендаций для работников телевидения по созданию молодежных телепередач. С их помощью авторы программ смогут повысить интерес молодежной аудитории к своему аудиовизуальному продукту.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих 5 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 173 наименований, в том числе на иностранном языке - 4, и приложения. Общий объем работы составляет 84 страницы.
Во Введении приводится обоснование актуальности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, степень разработанности проблемы, методология исследования, структура работы.
В первой главе «Социализация подростков: теоретико
методологические основания исследования» раскрываются основные базовые теории социализация как процесс формирования личности, изучаются особенности, институты и механизмы социализации подростков.
Во второй главе «Телевидение как институт социализации подростков» исследуется история и современное состояние молодежных программ российского телевидения, проводится анализ редакционной политики и контента телевизионных российских молодежных каналов и программ, рассматриваются основные проблемы.
В третьей главе «Проект телепередачи с участием YouTube блогеров» на основе данных проведенного социологического исследования основных телевизионных предпочтений и потребностей подростков представлен проект молодёжной телепередачи.
В Заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы, определены результаты.
На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы.
1. Телевидение, если брать его в широком смысле, каждый день оказывает значительное влияние на становление и развитие общества. Как в теряющем актуальность виде - через телевизоры, так и в современном - через Интернет. Это значит, что существует необходимость направить все ресурсы на формирование в нём позитивного качества.
2. Нами был осуществлён анализ базовых теорий по поставленной проблеме и сделан вывод, что человек, посредством социализации, от детства до подросткового возраста проходит некоторые стадии развития. Мы обратились к опыту А. И. Ковалёвой, которая рассматривает социализацию в двух стадиях, первая из которых проходит в детском возрасте, вторая является последующим процессом, приходящим с социализированным индивидом. Теорию развития поддерживают М. В. Дёмин, А. Ф. Полис и Н. П. Дубинина. Авторы считают, что социализация является процессом эволюции человека. Подход Э. Дюркгейма строится на положении о биологической природе человека. Он ставит в приоритет умение подавления своих интересов в пользу общественных.
3. Мы сделали вывод, что социализация в подростковом возрасте крайне важна, с её помощью формируются вкусы, предпочтения, поведение и самооценка человека. Особенности социализации подростков заключаются в пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Наиболее важными для подростков являются следующие институты социализации: семья, школа и СМИ. Механизмами социализации институтов являются: образование, воспитание и обучение.
Школьникам характерны изменения в связях с социумом и социализации в целом, так как преобладающее влияние социального института семьи со временем заменяется влиянием групп сверстников. Для молодых людей характерны общие потребности: общение со сверстниками, самопознание, самостоятельность, независимость от родителей. Эти потребности школьники могут удовлетворить с помощью телевидения, актуальность которого постепенно теряется.
4. В главе I было рассмотрено нынешнее российское телевидение. Мы выяснили, что ТВ - это важный и значимый социальный институт, который входит в состав средств массовой информации. Телевидение способно оказывать влияние на становление молодёжной культуры и её образующих компонентов: учебной деятельности, развлечений, коммуникаций, агрессии и любви.
Телевидение для подростков - это институт социализации, который стоит наравне с семьёй и образованием. Телевизионные передачи играют не последнюю роль в функционировании и развитии молодых людей и общества в целом. Они помогают в формировании идеалов, духовных и нравственных ценностей.
5. В современности значительно выросла социализирующая функция телевидения и интернета. Эта функция и ранее была высокой, но на современном этапе развития общества, особенностью которого является переход к обществу информационного типа, телевидение стало одним из главных агентов социализации молодежи и, в частности, подростков.
6. Гипотеза нашла свое подтверждение. Исследование показало правомерность выдвинутой гипотезы о том, что Интернет стал интересовать подростков больше, чем телевидение. На телевизионных каналах в России производится крайне мало телепередач для подростков.
7. Мы дали подробный анализ исторических деформаций молодёжного телевидения. Выяснилось, что телепередачи для подростков начали функционировать в нашей стране с 1954 г., именно с этого момента и по сегодняшний день телевидение как институт социализации воздействует на умы общества, формирует его мнение и образцы поведения. Главным отличием молодёжных передач пятидесятых годов от современных является то, что программы с информационного перешли на развлекательный формат.
Сегодня молодёжных передач существенно мало и мы считаем, что необходимо возродить производство программ для подростков, чтобы транслировать общественные ценности и нормы.
8. Нами было проведено социологическое исследование на основе анкетирования, которое позволило выяснить основные телевизионные предпочтения и потребности подростков. Среди молодого поколения популярны развлекательные, музыкальные и информационные передачи. Мы считаем, что производителям программ необходимо учитывать это при привлечении молодёжной аудитории и создании телепрограмм.
9. На основе полученных данных мы разработали проект молодёжной передачи под названием «Подростки с YouTube». Концепция телепередачи предполагает общение со зрителем и привлечение его внимания посредством задействования героев, известных в интернете, а точнее в видеохостинге YouTube. Модель передачи построена в развлекательном формате с учётом актуальных проблем молодёжи.
Чтобы возродить молодежное телевидение в России, необходимы новые форматы телевизионных программ, которые заинтересуют молодежную аудиторию, помогут решать их насущные проблемы, сориентируют в обществе.
10. Практическая значимость настоящего исследования определяется возможностью использования разработанной нами телепередачи для молодёжи. По итогу проделанной работы мы создали концепцию телевизионной передачи для подростков с развёрнутым описанием проекта, бизнес-планом и сметой. В передаче мы уделили особое внимание команде, продакт плейсменту, доходам и расходам, а также достоинствам и недостаткам данного проекта.
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. СПб., 1994. - 178 с.
2. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: учебное пособие / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 260 с.
5. Аносова С. Н. Игровые проявления, как способ подачи теленовостей / С. Н. Аносова. - М.: Мир, 2009. - 47 с.
6. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова. - М., 1981. - 433 с.
7. Арабов И. А. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа / И. А. Арабов. - Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - 255 с.
8. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский - М., 1974. -221 с.
9. Афанасьев В.Г. Коллектив и личность. / В. Г. Афанасьев. - М.:
Просвещение, 1968. - 246 с.
10. Антипьев А. Г. Социализация российской современной молодёжи: состояние и проблемы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 5 (15). - С. 121-126.
11. Баженова Л. М. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. М. Баженова. - М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1989.
12. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! / Р. А. Борецкий - М.: Издательство ИКАР, 2002. - 224 с.
13. Бореев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев - М.: Наука, 1986. - 302 с.
14. Бредихин И. В. Социология молодежи / И. В. Бредихин 2006, Москва. - 321 с.
15. Бурдье П. О телевидении и журналистике. / П. Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 98 с...