Реферат 2
Определения, Обозначения и сокращения 5
Введение 8
1 Анализ предметной области 13
2 Сравнение аналогов 19
3 Теоретическая основа 27
4 Практическая часть 31
4.1 Составление списка методик для реализации 31
4.2 Выбор инструментария и среды реализации 33
4.3 Реализация методик в программном продукте 37
4.4 Обработка «Выгрузка/загрузка тестов» 69
4.5 Тестирование на контрольных примерах 76
Заключение 81
Список использованных источников 82
Приложение А 85
Приложение Б 89
Приложение В 92
Приложение Г 94
Актуальность темы исследования. В настоящее время все чаще обсуждается проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части психологического мониторинга и анализа данных. Наиболее актуальные задачи это - развитие практической психологии в образовании и улучшение качества психологического обеспечения образовательного процесса, в том числе и с помощью привлечения информационных технологий на помощь педагогам-психологам.
Создание полноценной среды для психологического мониторинга в образовательном учреждении может стать непосильной задачей для современных психологов, ввиду того, что количество информации, которую нужно обработать для получения качественной и достоверной картины психологического состояния учащихся, увеличивается с каждым годом. С задачей централизованного хранения и обработки информации можно справиться с помощью информационных технологий.
В связи с этим задача создания методического комплекса для психологического мониторинга данных учащихся образовательных учреждений является актуальной задачей.
Гипотеза исследования состоит в том, что с использованием единого инструмента для построения работы педагога-психолога возможно автоматизировать работу педагога-психолога образовательного учреждения, минимизировать ошибки при вычислениях, что способно повысить качество работы с учащимися и сократить время психолога на монотонную обработку результатов, а также обеспечить более эффективное использование методик для диагностики и освобождение времени психолога на личное консультирование.
Целью данной работы является сбор актуальных методик для психодиагностики учащихся дошкольных и общеобразовательных учреждений, организация среды для автоматизированной работы с методиками и помощь в составлении схемы психологического мониторинга учащихся с применением информационных технологий.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить теоретические основы психодиагностики учащихся, основы психометрики в психодиагностике, уровни психодиагностического исследования и соответствующие психологические категории и психодиагностические методики;
• рассмотреть основные понятия и принципы построения психологического мониторинга;
• рассмотреть различные варианты построения единой базы данных для учета работы педагога-психолога с учащимися образовательного учреждения, а также оперативной обработки результатов и проведения анализа данных;
• подобрать актуальные методики, на основании которых будет построена схема психологического мониторинга учащихся;
• разработать примеры комплексного анализа по предметным областям диагностики, позволяющие предоставить наиболее полную картину психологического состояния учащихся;
• разработать методические указания для пользователей информационной системы;
Объект исследования.
Комплекс методик для психологического мониторинга учащихся.
Предмет исследования.
Средства для психологического мониторинга в программном продукте 1С: Психодиагностика образовательного учреждения.
Теоретическая основа исследования.
Государственные рекомендации ФГОС начального, основного и среднего общего образования, описывающая возможностей программного продукта 1С:Психодиагностика образовательного учреждения.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В работе проанализирован и систематизирован материал по построению психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении с помощью программного продукта 1С:Психодиагностика образовательного учреждения. Добавлено 8 дополнительных методик для психодиагностики, разработаны методические рекомендации по работе с данными методиками.
Результаты исследования были использованы для повышения качества работы педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
База исследования.
Исследование реализовано с использованием базы рекомендованных методик для психодиагностики ФГОС начального, основного и среднего общего образования, а также с учетом мнения практикующих педагогов - психологов Свердловской области.
На защиту выносятся следующие положения:
• понятие психологического мониторинга;
• выбор средства для реализации методического комплекса для психологического мониторинга;
• описание реализации в программном продукте «1С:Психодиагностика
образовательного учреждения» комплекса методик для
психодиагностики;
• возможности применения реализованных методик для построения психологического мониторинга в образовательных учреждениях;
• методические рекомендации по работе с программным продуктом для пользователей;
Структура и объем работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 главы и заключение, а также списка литературы и приложений, изложенных на 112 страницах. В работе имеется 11 рисунков, 1 таблица и 5 приложений. Список литературы содержит 29 наименований...
Цели и задачи, поставленные в данной работе были выполнены в полном объеме. На примере нескольких методик, было показано создание комплекса для психодиагоностики учащихся и разработаны методические указания для конечных пользователей.
Добавлены 8 новых методик для расширения возможностей педагогов- психологов упростить и ускорить свою работу.
Данная работа была проведена совместно с МАОУ «Гимназия №9» и апробирована на учениках с 5 по 9 классы. Результатами стало значительное сокращение времени на обработку и анализ результатов, а так же и на проведение тестирований. Большинство тестов в настоящее время проводятся в едином интерфейсе, и ученикам не нужно привыкать к работе с новой информацией. Таким образом, продемонстрировано как можно используя информационные технологии организовать работу педагога-психолога в образовательном учреждении. «1С: Психодиагоностика образовательного учреждения» позволяет собрать уже существующие методики в единый перечень, добавить необходимые для работы методики на усмотрение педагога-психолога, а также хранить и анализировать информацию об учащихся. Отзыв от руководителя данного образовательного учреждения находится в приложении Д.
В данной работе была рассмотрена только часть реализации проекта по автоматизации рабочего места педагога-психолога. Показано как можно при помощи программного продукта «1С: Психодиагностика образовательного учреждения» построить комплексную диагностику в образовательном учреждении. В дальнейшем планируется тиражирование уже реализованных методик на другие образовательные учреждения, добавление новых методик, а также промышленная эксплуатация и дополнительные тестирования.