Введение 3
Глава I. Транснационализация бизнеса и развитие корпоративного управления
10
1.1. Понятие и признаки ТНК 10
1.2. Индекс транснационализации 13
1.3. Типы организации ТНК 14
1.4. Структура и организационные формы ТНК 16
1.5. Модели управления транснациональным бизнесом 19
Глава II. Организационная структура корейских конгломератов как инструмент контроля над чеболем 31
2.1. Финансово-промышленные группы Южной Кореи: общая характеристика
31
2.2. История становления ТНК «Самсунг Груп» 33
2.3. Влияние «Самсунг Груп» на экономику Республики Корея 39
2.4. Структура и направления деятельности аффилированных компании 41
2.5. Структура собственности чеболя на примере «Самсунг Груп» и ее анализ
56
2.6. Структура корпоративного управления чеболей на примере «Самсунг
Груп» 66
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Приложение 1. Схема перекрестного владения акциями в «Самсунг Груп» .... 84
В связи с экономическим ростом стран азиатского региона в конце XX - начале XXI вв. и все большим участием компаний из этого региона в процессах глобализации появились многочисленные исследования результатов деятельности восточноазиатских корпораций. Среди прочих групп, существуют многочисленные исследования южнокорейских крупных бизнес-конгломератов - че- болей, ввиду их огромного влияния на мировую экономику, корейское общество и политику. Некоторые исследования подчеркивают значительный вклад, который чеболи внесли в беспрецедентно быстрое развитие корейской экономики, другие говорят о сопутствующих проблемах, таких как кумовство, коррумпированные отношения с правительством и экономическая концентрация. Но организационная структура таких компаний, их структура собственности и разделение между владением и контролем остаются в значительной степени малоизвестными. Также остается не достаточно раскрытым вопрос, в какой степени корпоративный контроль сосредоточен в руках конкретных семей .
Ответы на эти вопросы имеют большое значение для понимания структуры корпоративного управления, как восточноазиатских корпораций, так и ТНК других стран мира.
Актуальность проблемы выпускной квалификационной работы и степень её научной разработанности определяют объект и предмет исследования, его цель и задачи.
Объект - организация корпоративного управления распространенная в управление семейными бизнес-конгломератими Республики Корея.
Предмет - организационная структура чеболя «Самсунг Груп» (Samsung Group} как одного из наиболее ярких представителей южнокорейских конгломератов.
Хронологические рамки исследования работы охватывают период с 1953 г., когда после окончания Корейской войны начался процесс модернизации Республики Корея, по настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы.
В работе была использована научная литература отечественных и зарубежных авторов, работы которых по содержанию также можно условно разделить на группы.
В первую группу входят работы по истории и культуре Южной Кореи известных российских корееведов: К. В. Асмолова1, М. В. Воробьёва2, Г. Н. Кима3, А. Н. Ланькова4. Данные работы позволили систематизировать данные по истории развития культуры и традиций Южной Кореи.
Вторую группу научной литературы составляют работы по экономике. В этой группе можно выделить следующие подгруппы.
Первую подгруппу составляют работы по транснациональным компаниям в целом. Эти работы сыграли большую роль при выявлении основных закономерностей в развитие ТНК во всем мире, они помогли выделить основные черты свойственные ТНК в различных регионах создания и формирования этих компаний. В эту подгруппу входят работы отечественных авторов, таких как В. В. Зубенко, В. А. Зубенко, Н. Л. Орлова5, С. А. Орехова, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова6, М. В. Пашковская7, В. В. Любецкий8, И. С. Цыпин, В. Р. Веснин9, А. Г. Дементьева10, В. И. Королев, Л. Г. Зайцев, А. Д. Заикин2, М. Н. Осьмова12 и англоязычных авторов, а именно Ю. Юргенс, Д. Рапп13, Т. Йошикава, П.
Следующую подгруппу составляет отечественная и зарубежная литература, которая посвящена анализу феномена чеболь в южнокорейской экономике и представленная такими авторами как А. Н. Федоровский12, С. Х. Джва, И. К. Ли3 4 5.
К последней группе относится ряд тематических исследований и статей, отражающих особенности корпоративного контроля в южнокорейских конгломератах. Непосредственно со стороны южнокорейских авторов, это Чхо Джан- геун, Ли Джэхонг, Гох Джамин6 , Ли Филсанг7, Сан Юн Дал в соавторстве с Д. Мурилло8. Иностранные авторы - Ч. Альбречт, Ч. Тарнбалл, Ю. Жанг, К. Д. Скоузен 9, С. Классенс, С. Дянков, Ларри Х. П. Ланг10 , Х. Алмеида, С. Пак, М. Субрахманьям, Д. Волфензон11 - также в своих работах уделяют этому вопросу особое внимание. Из отечественных авторов, исследующих структуру бизнес- конгломератов, следует отличить Б. Б. Рубцова12 13 14, А. В. Смирнова11, В. А. Цвет- кова12.
Указанные тематические исследования дают нам представление о развитии корпоративной собственности в южнокорейских компаниях. Полученные данные свидетельствуют о том, что доминирование конгломератов заключается в привилегиях, которые они запрашивают у правительства: эксклюзивные права на экспорт или импорт, защита от иностранной конкуренции, предоставление монопольной власти на местном рынке. Исследования также свидетельствуют, что владельцы расширяют свои ресурсы за счет использования особой модели бизнеса. Они подтверждают, что контроль над восточноазиатскими корпорациями может быть достигнут со значительно меньшим чем абсолютное большинство пакетом акций...
Проблема успешного управления и организации компании всегда была актуальна. В экономической и хозяйственной деятельности страны с течением времени все большее влияние приобретали отдельные предприятия, что не могло сказаться на мировой экономике в целом. Теперь, когда в некоторых странах от деятельности одного предприятия может зависеть национальная экономика, проблема эффективной организации, контроля и управления стала еще более актуальной. Примером благополучного завершения сложнейшей, с точки зрения экономики, ситуации является Республика Корея, в отношении которой уже более полувека не утихает слава «экономического чуда», привлекшего внимание мировых экспертов в области экономики.
Продуктом экономической стратегии, позволившей экономике Южной Кореи выйти из глубокого кризиса, стали семейные предприятия - чеболи, крупные организации с огромным количеством дочерних компаний и особым стилем внутренней организации и управления.
Чеболям характерна диверсификация производства при том, что отдельные компании, входящие в него, имеют достаточно узкую специализацию. Для управления и контроля компаниями, входящими в холдинг, используется пирамидальная структура собственности с перекрестным владением акциями. На вершине «пирамиды» находится главный акционер, в южнокорейских конгломератах это семья основателя. Ниже их уровнем находятся центральные компании, которые владеют пакетами акций в фирмах стоящих на более низкой ступени. Как показывает исследование, в основном, под прямым подчинением семье находятся более старые компании с высокой доходностью.
Благодаря такой структуре все компании входящие в чеболь находятся под единым контролем членов семьи, которые во главе с председателем, через специальные органы управления и контроля, контролируют исполнительных директоров всех предприятий.
Характеризуя организационную структуру южнокорейских бизнес- конгломератов, можно говорить как о достоинствах, так и о недостатках.
Финансовая структура такой группы позволяет быстро перераспределять денежные потоки внутри своей структуры, что позволяет чутко реагировать на изменения конъюнктуры рынка и быстро внедрять в производство новейшие технологии.Также к плюсам следует отнести долгосрочную стратегию развития предприятия, которая нацелена на стабильность и процветание группы, т. к. одной из основных целей руководителя группы является передача конгломерата потомкам. Положительным моментом является быстрота в принятии решений, обмен успешными технологиями и специалистами внутри структуры.
К отрицательным чертам организационной структуры можно отнести то, что такая иерархичная модель привела к снижению инициативы и личной заинтересованности работников. Взаимное владение компаниями акций друг друга, механизм, с помощью которого семья держит весь холдинг под контролем, препятствует надзору над деятельностью группы, а ограничения на покупку и продажу акций в целях предотвращения перехода контроля к посторонним инвесторам, ведут к увеличению кредитов национальных банков.
Недостатки организационной модели управления чеболем становятся все более очевидными по мере их разрастания. В связи с этим южнокорейское правительство, которое раньше усиленно поддерживало чеболи, начало предпринимать меры по их реструктуризации. Сами компании, также видя тупик в своем развитии, готовы идти на радикальные реформы в своей структуре, что свидетельствует об их высоком потенциале развития.