Введение 3
Глава 1. Проблема музеефикации современных арт-объектов (коллаж, объект,
инсталляция) 10
Глава 2. Способы сохранения произведений современного искусства 35
2.1 Консервация и реставрация 44
2.2 Документация 56
2.3 Реинсталляция 63
Заключение 70
Библиографический список 74
Приложение:
Краткие сведения об иностранных специалистах, упоминаемых в диссертации 87
Таблица 1. Материалы, используемые в современных произведениях (по материалам статьи Pacheco R. L. Restoring transitory art: materials used to produce contemporary art objects) 89
Таблица 2. Влияние УФ, влаги, загрязняющих веществ (включая растворители) на пластик (по материалам статьи R. Scott Williams. Care of Plastics: Malignant plastics, 2002) 91
Список иллюстраций 93
Иллюстрации 96
Модель принятия решений для консервации и реставрации современного
искусства (1999) 116
Инструкция по эксплуатации объекта «Шарманка» А. Бродского (2006)
Коллекция Пермского музея современного искусства 128
Форма отчета об Итерации Смитсонского музея американского
Искусства 129
Современные художественные практики расширили границы языка изобразительного искусства. Все чаще объекты, выполненные в нетрадиционных смешанных техниках, появляются в коллекциях и экспозициях музеев и галерей. Если опыт коллекционирования, экспонирования и обеспечения сохранности современного искусства зарубежными музеями насчитывает десятилетия, то отделы новейших течений в Эрмитаже, Русском музее и Третьяковской галерее, как и музеи современного искусства в Москве, некоторых провинциальных городов, в частности, Перми, имеют недолгую историю.
Актуальность диссертационного исследования заключается в необходимости восполнения методики по сохранению произведений современного искусства. Новые виды искусства глубоко изменили технологические, концептуальные и практические требования к сохранению произведений. В то время как средства традиционной реставрации и восстановления обычно направлены на физическое состояние работы, современное искусство, помимо этих задач, имеющих свою специфику, требует внимания и к другому - сохранению «концептуальной оболочки», замысла, произведения. В Европе и Америке необходимость сохранять предметы современного искусства не ставится под сомнение. Уже с 1990-х годов там проходят конференции и семинары, посвященные новым материалам, современным художественным практикам и вопросам их сохранения. Однако в России подобная проблема серьезно не поднималась. Диссертация позволит познакомить отечественных специалистов с опытом европейских и американских институций, так как именно на него мы и будем опираться в исследовании.
Методологическая база данной работы включает общенаучные, искусствоведческие методы. Для описания и анализа современных художественных практик применялись формально-стилистический и сравнительно-исторический методы. В ходе исследования был использован метод интервью, - беседа с сотрудниками Пермского музея современного искусства позволила зафиксировать мнение специалистов по проблеме музеефикации современного искусства в региональной ситуации. Важным для раскрытия темы стал междисциплинарный подход. В работе уделено внимание культурологическому аспекту, - рассмотрению отношений «музей и современное искусство» в историческом контексте, связи между развитием науки и техники и появлением новых художественных практик и т.д. Затронут в исследовании философский аспект, - в осмыслении статуса современного музея, в вопросе сохранения искусства, «работающего с идеей», а не с предметом. Восприятие современного искусства социумом, вопросы художественной коммуникации, отношения «музей - социальная среда» - рассматриваются внутри социологического аспекта. Обобщить опыт зарубежных и отечественных исследователей в вопросах сохранения современного искусства позволит системный анализ.
Эмпирическую базу исследования составило изучение каталогов важных выставок, представлявших интересующие нас виды искусства. Среди них можно назвать «Искусство ассамбляжа» (1961, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Коллаж в России. XX век» (2006, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге), «Немонументальное: объект в искусстве 21 века» (2007, Новый музей в Нью-Йорке). Знакомство с современными художественными практиками происходило путем осмотра экспозиций отечественных и европейских музеев. За время написания диссертации были посещены Отдел Новейших течений Государственной Третьяковской галереи, выставки Московского музея современного искусства, Музея Людвига в Санкт- Петербурге, а также выставки Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Людвига в Будапеште, Музея современного искусства К1А8МА в Хельсинки. Посещения Пермского музея современного искусства позволило ознакомиться с отечественной системой хранения современного искусства. В ряде случаев предоставлялась возможность использования прикладного метода - непосредственной оценки физического состояния произведений.
Объектом исследования является современное искусство в системе отношений с музейными институциями. Процесс музеефикации произведений современного искусства, как и прежде, включает деятельность, направленную на хранение, экспонирование, коллекционирование и публикацию предметов, однако особую область составляет практика их сохранения. Для современных видов искусства проблему составляет разработка способов консервации и реставрации нетрадиционных материалов, сохранения не только физической целостности произведения, но и концептуальной. Предметом исследования диссертации стали методы сохранения таких современных практик, как коллаж, объект и инсталляция...
Современные художественные практики коренным образом изменили понятия «предметности» и «материальности» искусства. Использование широкого спектра медиумов создания произведений создало ситуацию, при которой уже на современном этапе арт-объекты требуют решения проблем, связанных не только с их репрезентацией, экспонированием, восприятием зрителями, но и способами их сохранения.
Такие виды искусства, как коллаж, объект и инсталляция, объединяет принцип создания новой среды, путем наложения и собирания материалов и объектов в единую композицию или конструирования пространства вокруг человека. Так или иначе, спектр используемых материалов для этих целей широк - от органики до техники. Недолговечность - это не только специфика многих современных материалов, но и условия, в которых существует современное искусство. Биеннале, ЭКСПО, различные проекты - временные события, которые в лице куратора или институции являются «заказчиками» произведения искусства. Время и место создания нередко определяют специфику произведения, которые непросто воспроизвести при музеефикации объекта.
Иными стали и институциональные отношения искусства и музея. Сегодня музею необходимо отбирать объекты, имеющие значимость и потенциал в современном художественном процессе. От выбора музея, как субъекта художественного процесса, будет зависеть его роль в становлении современной художественной сцены. Так, например, смелые решения М. Гельмана по созданию коллекции Пермского музея современного искусства в 2009 году позволили представить такое собрание в регионе, которым не обладают многие столичные музеи. К сожалению, на пути формирования коллекции современного искусства уровня зарубежных музеев встают проблема помещений для хранения и вопросы финансирования. Основываясь на отечественном и зарубежном опыте, можно выделить следующие стратегии экспонирования произведений современного искусства. Такие крупные музеи, как МоМА в Нью-Йорке, могут позволить себе демонстрировать коллекцию в хронологическом порядке, показывая весь спектр художественных направлений XX века вплоть до современности. Подобный традиционный принцип экспонирования искусства выбрал и Музей Людвига в Санкт-Петербурге. При отсутствии возможности показать всю коллекцию и создавать крупные постоянные экспозиции для музея приоритетной формой становятся кураторские выставки, актуализирующие художественные связи и социальные проблемы. Подобные тематические экспозиции дают широкое поле для интерпретации и возможность зрителям самим выстраивать путь нелинейного осмотра.
История отечественной практики музеефикации произведений современного искусства началась позднее, чем западная. Однако сегодня некоторые критические позиции отечественных специалистов, встречающиеся в 1990-е годы, нельзя назвать актуальными. За последние двадцать лет современное искусство стало осваиваться и институализироваться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, подтверждение тому - рост филиалов ГЦСИ, активная деятельность музейного центра в Красноярске и ПЕРММ.
Таким образом, в отечественной среде произошло освоение разнообразия принципов организации пространства и экспонирования современного искусства, развились кураторские исследования, но способы сохранения современного искусства осваиваются медленнее.
Остро стоит проблема нормативной документации для отечественных музеев. Инструкция по учету и хранению не обновлялась с 1985 года. Она требует доработки и обновления понятийного аппарата. Зарубежная практика может стать опорой для разработки последовательного решения вопросов, касающихся консервации и реставрации современных практик. «Модель принятия решений для консервации и реставрации современного искусства» 1999 года учитывает не только работу с физическим объектом, но и с концепцией произведения. Таким образом, на реставратора и музейных специалистов теперь возлагается роль, в том числе, и интерпретаторов современного искусства. Несмотря на большое разнообразие используемых методов и технологий при создании современных произведений искусства, нами выделяются три вида деятельности по их сохранению. Первые прежде всего направлены на поддержание физического состояния произведения - это реставрация и консервация. Второй - своеобразный способ архивации максимальной информации о произведении - документация. Третий способ зависит от заложенного художником концептуального решения - реинсталляция, которая применима к тем объектам, репрезентация которых требует их нового воспроизведения.
Современное искусство не исключает применения по отношению к нему методов классической технико-технологической экспертизы, однако, нередко требует нестандартных подходов к вопросу консервации и реставрации. Мы выяснили, что существует несколько способов консервации органических материалов. Первый - использование вакуумных технологий, пришедших из продуктовой промышленности, второй - консервация предмета путем его высушивания и прорезинивания, третий - замена продукта на муляж. Четвертый способ нацелен на борьбу с побочными эффектами разложения объекта. Нужно отметить, что каждый из предложенных методов обусловлен индивидуальными характеристиками произведения и решение об использовании какого-либо из них в первую очередь должно базироваться на соответствии концепции автора. Синтетические материалы только начинают проявлять процессы деградации, однако исследователи смогли выделить ряд признаков, которые демонстрируются в таблице, приведенной в приложении к работе.
Объекты и инсталляции, в которых используются электронные и компьютерные технологии, требуют внимания не столько реставраторов, сколько инженеров, что можно наблюдать как в зарубежной, так и в отечественной практике...
1. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX: Антология; Пер. с англ. / под ред. Б. Дземидова, Б. Орлова. - Екатеринбург; Бишкек : Деловая книга; Одиссей, 1997. - 320 с.
2. Андреева Е. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е. Андреева - Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 510 с.
3. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Андреева. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. — 484 С.
4. Бакштейн И. Цитадель элитарности. Тезисы о современном искусстве / И. Бакштейн // Искусство кино. - 2007. - №3. - С. 89 - 98
5. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избр. эссе / Вальтер Беньямин ; Немецкий культурный центр им. Гете ; [предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко]. — Москва : МЕДИУМ, 1996. — 240 с.
6. Бессонова М. Классический музей и современное искусство/ М. бессонова // Диалог искусств. - 1993. - № 1-2. - С.77-78.
7. Боровский А. Д. Отдел новейших течений // Отдел новейших течений. 1991-2001. История. Коллекция. Выставки: Каталог / Науч. ред. Боровский А.Д. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 2004. - 215 с.
8. Боровский А.Д. Современное искусство и музей/ А.Д. Боровский // Искусство XX века. Итоги столетия: Избр. матер, конф. / Под ред. Кудрявцевой С.В., Махо О.Г. - Санкт-Петербург : ГоС. Эрмитаж, 2003. - С. 37-40.
9. Ваттимо Дж. Музей и восприятие искусства в эпоху постмодерна [Электронный ресурс] / Дж. Ваттимо// Художественный журнал - 1999. - №23. - Режим доступа : http://www.guelman.ru/xz/362/xx23/x2305.htm
10. Гафанова Ю. В. Пространство музея: постмодернистское прочтение / Ю. В Гафанова // Studia culturae, СПбГУ. - Санкт-Петербург: ФилоС. об- во, 2001. - С.163-168.
11. Г ельман М. Музей современного искусства [Электронный ресурс] /
Гельман М. - 2000. - Режим доступа:
http://www.guelman.ru/artists/mg/muzeyi/
12. Гройс Б. Борьба против музея или демонстрация искусства в
тоталитарном пространстве [Электронный ресурс] / Б. Гройс // Арт- Азбука. Под ред. М. Фрая. - 1998. - Режим доступа:
http://azbuka.gif.ru/critics/grois-borba-s-muzeyami/
13. Гройс Б. Истина искусства [Электронный ресурс] / Б.Гройс
//Художественный журнал. - 2015. - № 96. - Режим доступа:
http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/266
14. Гройс Б. Медиаискусство в музее / Б. Гройс// Художественный журнал. - 2002. - №40. - С.50-52.
15. Гройс Б. О музее современного искусства/ Б. Гройс // Художественный журнал. - Москва: 1999. - №23. - С.31-35...