1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЧУВСТВИЯ
К СЕБЕ, БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1. Понятие психологического благополучия в зарубежных и
отечественных теориях 10
1.1.1. Подходы зарубежных авторов к понятию психологического
благополучия 10
1.1.2. Подходы отечественных авторов к понятию
психологического благополучия 27
1.2. Теоретические подходы к понятию периода зрелости 34
1.3. Предикторы психологического благополучия 38
1.3.1. Исследование биографической рефлексии 38
1.3.2. Исследование понятия сочувствие к себе 44
Выводы по главе 51
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЧУВСТВИЯ К СЕБЕ,
БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 54
2.1. Описание выборки и процедуры исследования 54
2.2. Характеристика методов исследования 55
2.3. Описательная статистика 61
2.4. Корреляционный анализ 71
Выводы по главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Само появление науки о счастье и позитивной психологии в эпоху, когда депрессия стала самой заметной болезнью в мире, показывает яркий пример того парадокса, при котором испытания становятся источником роста и поиском новых смыслов.
Современные условия развития человека насыщены многочисленными внешними и внутренними трудностями, повышающими уязвимость человека к рискам развития и снижающие психологическое благополучие. Для всего этого необходимы ресурсы, которые будут играть решающую роль в том сможет ли зрелый человек под грузом такой большой ответственности, возложенной на него социумом сохранить не только свое физическое и психическое здоровье, но и передать опыт новым поколениям и позаботиться о пожилых. С учетом этого социального запроса, есть необходимость в поиске таких ресурсов и механизмов, которые позволят зрелой личности сохранять свое благополучие и позитивное функционирование. Психологическое благополучие является одним из таких ресурсов.
Высокий уровень психологического благополучия в период зрелости позволяет использовать его для трансформации различных сфер своей жизни и изменения отношения личности к своей жизни. Эти изменения определяют душевную и моральную удовлетворенность собственной жизнью, даже в том случае, когда объективные характеристики говорят об обратном.
Поэтому уровень психологического благополучия, накопленный опыт, глубина развития личности, здоровье, достигнутые и сохраненные в этот период, в значительной степени будут играть роль и выступать ресурсом в последующих, влиять на продолжительность профессиональной занятости и долголетие, что особенно актуально в связи с тенденцией увеличения продолжительности жизни.
На этапе позднего онтогенеза психологическое благополучие положительно взаимосвязано с самооценкой здоровья (физическим и психологическим компонентами) [49].
Более высокий и стабильный уровень психологического благополучия позволяет человеку направлять свои силы на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также в большей степени реализовывать свои способности и раскрывать потенциал, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и своей жизнью.
Также позитивно функционирующая личность обладает большим запасом прочности и способностью легче и менее травматично переносить как непрогнозируемые трудности жизни, так и неминуемые возрастные изменения.
В обзоре поперечных, лонгитюдных и экспериментальных исследований, обнаружено, что счастливые люди с большей вероятностью, чем их менее счастливые сверстники, состоят в более счастливых браках и отношениях, имеют более высокие доходы, крепкое здоровье и долгую жизнь [120].
Несмотря на достаточно глубокую разработанность проблемы психологического благополучия в научной литературе, каждый исследователь как правило опирается на один из существующих подходов или обобщая опыт предыдущих ученых, пытается синтезировать новый авторский взгляд на это явление. Но тем не менее в науке все еще нет однозначного определения этого феномена и единой точки зрения на его структуру. Даже сам вопрос о том, как достичь высокого уровня благополучия все еще остается дискуссионным.
Как отмечает в 2014 К. Рифф в обзоре исследований за последние 25 лет, связанных с психологическим благополучием, уже изучена связь и влияние этого феномена на множество аспектов жизни человека, но еще больше вопросов остается не выясненными. Поэтому дальнейшие исследования этой сферы она считает достойной целью на ближайшие 25 лет [134].
Одним из важных ресурсов саморазвитии человека в зрелости выступает биографическая рефлексия. Благодаря механизмам биографической рефлексии устанавливаются связи между отдельными событиями жизни, возникает новая целостность - жизненный путь, который наделяется смыслами и значениями.
Данный процесс запускается при рассогласованности между действительной жизнью и стремлениями, когда человек осознает необходимость дальнейшего развития и принимает жизненные изменения как условия обретения смысла жизни. Поэтому мы решили изучить взаимосвязь биографической рефлексии и психологического благополучия.
Ю.Н. Долгов в своей модели психологического благополучия, выделил одним из основных ее компонентов жизненную стратегию самопринятия [20]. Что позволяет нам говорить о важности влияния этого феномена на психологическое благополучие.
К. Рифф считала, что далеко не все, что вызывает удовольствие, способствует достижению благополучия. Жизненные трудности могут стать решающим и необходимым условием и основанием для повышения психологического благополучия человека [133 С. 1069].
Поэтому мы решили также изучить как механизм сочувствия к себе, позволяющий по-доброму и более понимающе относиться к себе и своим неудачам, будет связан с психологическим благополучием в зрелом возрасте.
Все это обусловливает необходимость научного исследования как механизмов, помогающих успешно увеличивать и сохранять психологическое благополучие в зрелом возрасте, так и самого психологического благополучия как ресурса для развития личности.
Стремления к счастью мы рассмотрим с опорой в качестве основы как на гедонистические взгляды, утверждающие целью непосредственные сиюминутные наслаждения и избегание боли и страданий, так и на эвдемонистические, постулирующие ориентацию на баланс удовольствия и затрат на раскрытие человеческого потенциала, которые порой далеки от счастливых моментов, а их ценность раскрывается в долгосрочной перспективе жизни человека.
В процессе изучения понятия благополучия в ходе работы мы будем придерживаться зарубежных концепций благополучия, опираясь на классификацию теорий благополучия Р. Райана и Р. Диси [131].
Проанализировав существующие подходы к пониманию благополучия, они разбили их на два направления: гедонистическое и эвдемонистическое. Такие представители гедонистического направления, как Н. Бредберн [79], Э. Динер [85] Д. Канеман [98; 106], подходят к описанию благополучия в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности. В свою очередь приверженцы эвдемонистического понимания К. Рифф [133], А. Уотерман [148; 149], считают главным и самым необходимым аспектом благополучия личностный рост.
С опорой на точку зрения К. Рифф и конструкт ее модели в нашем исследовании мы будем понимать психологическое благополучие как наличие у человека специфических, устойчивых психологических черт, являющихся аспектами позитивного функционирования личности, позволяющих ему функционировать значимо более успешно, чем при их отсутствии.
Эти черты могут достигать разной степени выраженности, тем самым определяя уникальную структуру психологического благополучия каждого отдельного человека.
Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности феноменов сочувствия к себе и биографической рефлексии в контексте психологического благополучия в зрелом возрасте. Вследствие чего появляется необходимость более углубленного изучения этих конструктов в данном возрастном периоде в связи с социальной и личностной значимостью этого периода.
С учетом актуальности проблемы сформулирована тема исследования: «Взаимосвязь сочувствия к себе и биографической рефлексии с психологическим благополучием в зрелом возрасте».
Цель исследовать взаимосвязь сочувствия к себе и биографической рефлексии с психологическим благополучием в зрелом возрасте.
Объект исследования: психологическое благополучие в период зрелости.
Предмет исследования: сочувствие к себе и биографическая рефлексия в контексте психологического благополучия в зрелом возрасте.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся
следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия и структуры психологического благополучия в основных подходах отечественной и зарубежной психологии.
2. Проанализировать имеющиеся теоретические представления о биографической рефлексии и понятии сочувствие к себе.
3. Проанализировать теоретические подходы к изучению и классификации периода зрелости.
4. Оценить уровень психологического благополучия и биографической рефлексии в период зрелости.
5. Выявить и изучить взаимосвязь психологического благополучия с биографической рефлексией в период зрелости.
6. Исследовать показатели сочувствия к себе и его компонентов и их связь с психологическим благополучием в период зрелости.
Исходя из цели и задач исследования, мы выдвигаем следующие гипотезы:
Имеется положительная связь между биографической рефлексией и сочувствием к себе с психологическим благополучием в зрелом возрасте.
Негативные компоненты сочувствия к себе будут отрицательно связаны с психологическим благополучием, а позитивные компоненты, соответственно положительно связаны с психологическим благополучием в зрелом возрасте.
Выборка: В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте средней и поздней зрелости. Для исследования были отобраны 81 человек в возрасте от 30 до 60 лет. Из них 42 женщины и 39 мужчин.
В контексте поставленных задач и в соответствии с целью исследования были использованы следующие методы:
Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы, для сбора данных диагностические методики, математико-статистические методы обработки: дескриптивный анализ, для проверки эмпирических данных на соответствие параметрам нормального распределения применялся критерий Колмогорова-Смирнова; для выявления различий критерий Манна-Уитни; для корреляционного анализа показателей в двух группах применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики: Методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко), Методика «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS) Э. Динера, Опросник Сочувствия к себе (К. Нефф), Методика М.В. Клементьевой «Оценка уровня развития биографической рефлексии», шкала позитивного аффекта и негативного аффекта (ШПАНА) Е.Н. Осина.
Теоретико-методологическая основа исследования: российские и зарубежные концепции психологического благополучию; теория самодетерминации (Р. Райан, Э. Деси), концепция психологического благополучия Н. Брэдберна; модель субъективного благополучия Э. Динера; шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф; модели благополучия в зарубежной позитивной психологии (М. Аргайл, С. Любомирски, М. Селигман, и др.); теории и исследования субъективного и психологического благополучия в отечественной психологии (Н.А. Батурин, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов и др.); теоретические концепции и исследования конструктов биографической рефлексии и сочувствия к себе.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе были выделены показатели и проанализированы полученные данные психологического благополучия людей на этапе зрелости . Описан характер взаимосвязи сочувствия к себе и биографической рефлексии с психологическим благополучием в зрелом возрасте.
Результаты исследования расширяют область существующих теоретических представлений о психологическом благополучии и его детерминантах. Основываясь на понимании взаимосвязи сочувствия к себе и биографической рефлексии с психологическим благополучием личности, можно определить новые подходы в рамках изучения состояния психологического благополучия.
Практическая значимость исследования заключается в знаниях о путях повышения психологического благополучия в зрелом возрасте, в помощи специалистам в областях психологии и в области помогающих профессий, на основании полученных данных повысить эффективность существующих методов и инструментов помощи, направленных на повышение уровня психологического благополучия. Результаты исследования могут способствовать популяризации и привлечению внимания к терапии «ориентированной на сострадание» (ОРТ) - это вид психотерапии, предназначенный для помощи тем, кто страдает от высокого уровня самокритики и стыда. Данные по исследованию могут быть использованы для дальнейших исследований психологического благополучия.
В результате изучения теоретических материалов, анализа конструктов и исследований, мы пришли к выводу, что биографическая рефлексия и сочувствие к себе могут выступать полезными механизмами в поддержании зрелых людей и улучшении их уровня психологического благополучия.
Проанализировав широкое разнообразие подходов к пониманию благополучия, мы прошли от рассуждений Аристотеля до идей Н. Брэдберна, Э.Динера и классификации Р. Райана и Э. Деси. В итоге наше исследование было проведено с опорой на эвдемонистические идеи К. Рифф о многомерности психологического благополучия, его динамических свойствах и направленности на развитие человеческих потенциалов, позволяющих человеку позитивно и функционально реализовывать жизненные смыслы, получая в том числе результат в виде удовлетворенности жизнью.
Исходя из обширных результатов исследований мы в ряде случаев видим с одной стороны неоднородность и нелинейность связи психологического благополучия с различными внешними и внутренними факторами с другой в целом опыт исследований говорит нам о том, что этот феномен очень тесно прямо или опосредованно связан со всеми сторонами жизни человека, особенно в период взрослости в связи с тем, что помимо физического здоровья и психического равновесия, взрослые люди стремятся к необходимой материальной независимости, стараются получить профессиональное самоутверждение, достигнуть высокого социального статуса, поделиться и передать накопленные знания новым поколениям и позаботиться о пожилых, ощутить собственную значимость для общества, в котором живут.
Механизм сочувствия к себе помогает поддерживать зрелого человека в его пути, на котором неминуемо возникают трудности и неудачи, преодоление которых является залогом дальнейшего роста и укрепления психологического благополучия.
А возникающие разрывы своих ожиданий с возможностями их реализации на жизненном пути, вызывают необходимость осознания степени своего влияния на жизнь, запускается стимуляция механизма биографической рефлексии, как продуктивного самоанализа событий жизни и жизненных задач. И окинув автобиографическим, рефлексивным взглядом свой прошлый жизненный путь, человек способен выстроить новые смыслы в настоящем и воплотить их в новых целях и задачах будущего.
Анализ эмпирических результатов методик показал средние значения как уровня психологического благополучия, так и уровней биографической рефлексии и сочувствия к себе, а также был выявлен нормативный показатель удовлетворенностью жизнью и преобладающий над негативным, позитивный аффект. Сопряженность конструктов биографической рефлексии и сочувствия к себе, выраженная в достаточно согласованных и логических, положительных и отрицательных, связях с многоаспектным конструктом психологического благополучия, позволяет сделать уверенный вывод о связанности этих феноменов. Данные результаты позволяет нам говорить о достигнутой цели и задачах исследования.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что имеется положительная связь между биографической рефлексией и сочувствием к себе с психологическим благополучием в зрелом возрасте, подтвердилась.
Гипотеза о том, что негативные компоненты сочувствия к себе будут отрицательно связаны с психологическим благополучием и его компонентами, а позитивные компоненты, соответственно положительно, также подтвердилась.
Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании и в помогающих профессиях, сталкивающихся в своей работе с необходимостью помогать людям в трудные жизненные моменты искать источники смыслов и менее травматично переживать негативный опыт. Описание компонентов конструктов биографической рефлексии и сочувствия к себе и их связи с психологическим благополучием, позволяют эффективно выявлять проблемные места и сосредотачивать внимание человека в конструктивном направлении.
Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с более углубленным изучением детерминант психологического благополучия.
1. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева; Акад. пед. наук СССР. - М. : Просвещение, 1968. - 332, [3] с. : ил. - Библиогр.: С. 323-333.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
3. Ананьевские чтения — 2021: материалы международной научной конференции, 19-22 октября 2021 года 2021 года / Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 889 с.
4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы
геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
5. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
6. Батурин Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.
A. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 4¬14.
7. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: Изд-во Дальневосточного института психологии и психоанализа, 2004. 20 с.
8. Башкатов С. А. Характеристики темперамента и базовые свойства личности как факторы личностного благополучия / С. А. Башкатов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 29. - С. 7-13.
9. Бережнова О. В. Рефлексия как условие саморазвития личности / О.
B. Бережнова, Е. А. Эннс // Общество: социология, психология, педагогика. -
2017. - № 1. - С. 61-64.
10. Бодалёв А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. 2004. № 4. С. 54-58.
11. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: специальность 19.00.05 "Социальная психология": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бочарова Елена Евгеньевна. - Саратов, 2005. - 23 с.
12. Булкина Н.А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, 12 с.
13. Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва: Изд-во Российского гос. гуман. ун-та, 2006. 23 с.
14. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день: пер. с англ. / Мартин Селигман. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер,
2011. — 320 с.
15. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 70-74.
...