ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА 9
1.1 Малоподвижный образ жизни основная причина появления
заболеваний ОДА 9
1.2 Профессиональные заболевания работников интеллектуального
труда. Причины и следствия 11
1.3 «Анатомические поезда» Томаса Майерса как база для
составления функциональной тренировки 19
1.4 Понятие фасции и миофасциального релиза. Применение
фасциальных манипуляций в рамках персональной тренировки 24
1.5 Кинезиология как составляющая в современной фитнес
тренировке 32
1.6 Функциональные фитнес направления 34
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Методы исследования 40
2.2 Оценка результатов тестирования 51
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
Актуальность: На сегодняшний день, очень большой пласт людей работают «За столом». Это офисные работники, учителя, дизайнеры, различные менеджеры, специалисты сферы «IT» и многие другие люди. В связи с этим наблюдается тенденция постоянного роста количества искривлений и дисфункций в опорно-двигательном аппарате, которые несут очень большой дискомфорт и значительно снижают качество жизни.
Пропорционально росту людей, ощущающих физический дискомфорт, в связи с малоподвижным образом жизни, растет и количество фитнес- клубов, в которых эту проблему можно решить. Поскольку фитнес клуб это коммерческая организация, стоимость одной персональной тренировки в среднем по Екатеринбургу - 1300 рублей. Исходя из личных статистических данных, могу заметить, что в среднем человек готов посещать фитнес клуб 3 раза в неделю. То есть в лучшем случае 3-4 часа в неделю (в неделе 168 часов).
Возникает вопрос: Как устранить негативные последствия малоподвижного образа жизни, получить эффект оздоровления и улучшения функциональной подвижности, потратив на это 2,4 % своего времени? В связи с возникшей проблемой наша работа приобретает актуальность в создании новых подходов при разработке оздоровительных программ для работников интеллектуального труда.
Объект: Физкультурно-оздоровительный процесс работников интеллектуального труда.
Предмет: Комплексная функциональная тренировка с применением кинезиологических и фасциальных техник для работников интеллектуального труда
Цель: Выявить эффективность разработанной комплексной функциональной тренировки, включающей кинезиологические и фасциальные техники, для работников интеллектуального труда.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать и апробировать комплексную функциональную
тренировку, включающую кинезиологические и фасциальные техники, для работников интеллектуального труда.
3. Оценить эффективность разработанной комплексной
функциональной тренировки, включающую кинезиологические и фасциальные техники для работников интеллектуального труда
Гипотеза: Предполагается, что разработанная и апробированная функциональная тренировка, сочетающая в себе миофасциальные и кинезиологические техники, может существенно повысить двигательную функциональность тела, а именно поспособствует улучшению мобильности и стабильности суставов.
Эксперимент проводился в течение 3,5 месяцев на базе «Академии Единоборств РМК», г. Екатеринбург.
В эксперименте приняли участие 20 человек, разделенные на две группы - контрольную и экспериментальную. В каждой группе по 10 человек разного пола и возраста от 20 до 35 лет. Группа была собрана по принципу малой подвижности на работе. Все участники эксперимента являются клиентами тренажерного зала «Академии Единоборств РМК» и занимаются на коммерческой основе персонально, для проведения чистоты эксперимента посещение групповых программ не включались в тренировочный процесс.
Эксперимент проводился в 3 этапа.
1. Подробный анамнез и предварительное тестирование.
2. Применение разработанных программ (в рамках
экспериментальной группы).
3. Тестирование после экспериментального периода.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогический эксперимент
3. Педагогическое наблюдение
4. Контрольное тестирование
5. Математико-статистическая обработка данных
Было применено 2 вида тестов: 8 мозжечковых и 7 двигательных.
Была разработана балловая система оценки. При условии выполнения опорных точек в том или ином тесте дается определенное количество баллов. За симметричные тесты, которые выполняются на 2 стороны, можно получить 2 балла, за односторонние тесты - 1 балл.
Также в отдельную системы оценки был вынесен такой двигательный тест, как наклон стоя на скамье. Он измеряется в метрической шкале (в сантиметрах), а не в баллах. Данный тест вынесен отдельно, так как грудной отдел является одной из самых дисфункциональных зон.
1. Анализ данных научной литературы выявил проблему нарушений функциональной подвижности тела вследствие работы «за столом» у работников интеллектуального труда.
В связи с этим происходят изменения в работе функциональных фасциальных линий, появляется дискомфорт и неприятные болевые ощущения.
Изучения вопроса воздействия функциональной тренировки с применением фасциальных и кинезиологических техник на функциональную подвижность работников интеллектуального труда, показал, что современный этап развития фитнес технологий характеризуется недостаточным многообразием подходов и программ к решению данной проблемы. Наибольшее количество существующих фитнес-программ направленны на решение проблем жиросжигания, набора мышечной массы, проработки рельефа
2. Разработанная функциональная тренировка состоит из двух частей:
первой индивидуальной части, включающей в себя фасциальные манипуляции, упражнения на улучшение движения по функциональным линиям, упражнение активно задействующие мозжечок (сложнокординационные упражнения), и второй части круговой тренировки включающей в себя упражнения с петлями TRX и элементы Animal gymnastic, также направленные на улучшение движений по функциональным фасциальным линиям, в которых у исследуемого контингента, чаще всего наблюдаются дисфункции. Первая часть тренировки не меняется на протяжении всего эксперимента, вторая часть усложняется каждые 2 недели, по средствам добавления отягощений, уменьшения площади опоры, добавлением ассиметричных движений. Например если первое усложнение упражнения хинч с наклоном в петлях это перенос вес тела на одну рук, то далее это добавление в свободную руку отягощения, в третем цикле это будет уменьшение площади опоры (то есть упор осуществляется полностью на 1 ногу), в четвёртым цикле все вышеперечисленное плюс ассиметричное отведение руки в сторону.
Программа длится 8 недель (4 этапа). Каждый этап длиться 2 недели, предполагается, что после каждого этапа заданная двигателя задача становится двигательным навыком и улучшается двигательная функциональность (контроль тела, мобильность суставов, стабильность суставов)
1. Анохин Д. А. / Актуальные проблемы развития фитнеса в России: / Д. А. Анохин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2009. - 260 с.
2. Билич Г. Л. Анатомия человека / Г. Л. Билич, В.А. Крыжановский // Атлас. Том 2. - Москва : ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2010. - 824 с.
3. Бландин Кале-Жермен. Как работает тело. Учебное пособие / Кале-Жермен Бландин. - Москва.: «АСТ-АСТРЕЛЬ», 2010. - 296 с.
4. Буркова О. В. "Пилатес" - фитнес высшего класса / О. В. Буркова, Т. С. Лисицкая. - Москва : Центр полиграфических услуг "Радуга", 2005. - 208 с.
5. Васильева Л.Ф. / Прикладная кинезиология : восстановление тонуса и функций скелетных мышц / Л.Ф. Васильева. - Москва : Эксмо, 2020. - 304с. :
6. Джерми К. Атлас скелетно-мышечной анатомии. / К. Джерми. - Москва : «Астрель», 2008. - 382 с.
7. Ильин Е. П. Двигательные умения и навыки / Е. П.Ильин // Тео¬рия и практика физической культуры: URL: http://lib.
sportedu.ru/press/tpfk/2001n5/p45-49. Htm (последняя дата обращения - 18.01.2018).
8. Иржи Шонка Избавиться от лишнего веса / И. Шонка [и др.]. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 208 с.
9. Калашников Д. Г. Теория и методика фитнес-тренировки. Учеб¬ник персонального тренера / Д. Г. Калашников - Москва : ООО "Франтэра", 2003. - 175 с.
10. Капанджи А. И. Нижняя конечность: Функциональная анатомия. Том 2 / А. И. Капанджи - Москва : Эксмо, 2009. - 316 с.
11. Капанджи А. И., Позвоночник: Физиология суставов. Том 3. /
A. И. Капанджи. - Москва : «Эксмо», 2009. - 344 с.
12. Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - Москва : Физкультура и спорт, 1998. - 200 с.
13. Лисицкая Т. С. Аэробика. В 2 т. Т.1. Теория и методика / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - Москва : Федерация аэробики России, 2002. - 232 с
14. Лукьянов В.С. О поддержании здоровья и работоспособности. — Медгиз, 1951, 136 с.
15. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб.пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова,
B. М. Ширшова. =_ 2-е изд., стер. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 398 с. — (Университетская серия).
16. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и разви¬тие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ «Дивизион», 2006. - 290 с.
17. Майерс, Томас. Фасциальный релиз для структурного баланса / Томас Майерс, Джеймс Эрлз; [перевод с английского К.С. Мищенко]. - Москва: 18ВК 978-5-04-104734-4
18. Майерс, Томас. Анатомические поезда / Томас Майерс; [перевод с английского Н.В. Скворцовой, А.А. Зимина]. - Москва: Эксмо 2020. - 320 с. : ил. - (Медицинский атлас). 18ВК 978-5-04-089521-2
19. Неттер Ф. Атлас анатомии человека. - 4-е изд.,/ Ф. Неттер - Москва : ООО «Рид Элсивер», 2008. - 624 с.
20. Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека - Л.: Знание ,1986. - 187с.
21. В. Пантюк Проблема гиподинамии студенческой молодежи // Современные проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 16-17 мая 2018 г., Минск, Беларусь / БГУ, Фак.
социокультурных коммуникаций, Каф.экологии человека; редкол.: И. В. Пантюк (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2018 г. - С. 234-237.
22. Платонов И. Н. Мышцы и суставы. Опорно-двигательный аппа¬рат / И. Н. Платонов, М. Н. Касьянова, О. М. Соловьева. - Москва : Амфора, 2013. - 584 с.
23. Пустозеров А. И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики: учеб. - метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. - Челябинск : Уральская Академия, 2012. - 184 с.
24. Расин М. С. Средства и методы профилактики ожирения: лекция / М. С. Расин. - Омск : ОГИФК, 1994. - 34 с.
25. Ромм В.В. Возможности борьбы с гиподинамией средствами танцтерапии // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1 (2). С. 89-93.
26. Рубизова А.А. Жданова Д.Р., Джейранова М.О. Гиподинамия - болезнь цивилизации // Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150). 2017. Том 7. № 6. C. 1031.
27. Савельева-Кулик Н.А Гиподинамия активирует процессы биологического старения в организме. Савельева-Кулик Н.А. — 2017.Информационный бюллетень ВОЗ «Физическая активность.
28. Салехов С.А. Влияние гиподинамии на развитие соматопсихических нарушений/ Салехов С.А., Максимюк Н.Н., Салехова М.П.// Вестник Новгородского государственного университета. — 2016.
29. Селуянов В. М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В. М. Селуянов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 210 с.
30. Спортивная аэробика: метод. пособие / под ред. Лисициной Т. С. - Москва : Просвещение, 1992. - 73 с.
31. Успешная работа фитнесс-центров. Новейшая методика [Текст]: обзор, одобренный Американской коллегией спортивной медицины (АКСМ).
- Москва : 2001. - 132 с.
32. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г. И. - Москва : Медицина, 1985. - 112 с.
33. Фитнес-аэробика: // Материалы научной конференции профес- сорско - преподавательского состава кафедры теории и методики гимнастики (17-31 декабря 2012 года). - Москва : РГУФКСМиТ. Вып. 5. Ч. 2. - С. 52-56.
34. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики: Учебное пособие / Д. Н. Давиденко, В. И. Григорьев. - Санкт- Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 40 с.
35. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиология двигательной функции.
— М.: Физическая культура и спорт, 1990, 224 с
36. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2000. - 480 с.
37. Хоули Эдвард Т., Дон Френке Б. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Э.Т. Хоули, Ф.Б Дон Френке - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 362 с.
38. Aguado E, Mabilleau G, Goyenvalle E, Chappard D. Hypodynamia Alters Bone Quality and Trabecular Microarchitecture. Calcif Tissue Int. 2017 Apr;100(4):332-340. doi: 10.1007/s00223-017-0235-x. Epub 2017 Feb 3. PMID: 28160025.
39. Patient info: Physical Activity For Health
https://www.who.int/dietphysicalactivity/publications/facts/obesity/en (дата
последнего обращения - 12.12.2017).
40. Philosophy of training for fat loss
https://www.muscleandstrength.com/expert-guides/fat-loss(Дата последнего обращения - 27.11.2017).
41. McArdle WD, Katch FI, Katch VL. (2008). Exercise Physiology: Energy, Nutrition, and Human Performance (4th ed.). Williams & Wilkins: Baltimore, MD.
42. Fitness Anywhere LLC (COA, март 2013) - С. 8-12.
43. The Suspense Is Over: Study Shows TRX Builds Muscle Like
Weights http://www.mensfitness.com/training/pro-tips/suspense-over-study-
shows-trx-builds-muscle-weights (дата последнего обращения - 17.10.2017).
44. McGill SM. Low Back Disorders: Evidence Based Prevention and Rehabilitation (2nd ed). Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, 2007. pp. 124-157.
45. Maultman CD, Scannell J, and McGill SM. Predicting the direction of nucleus tracking in porcine spine motion segments subjected to repetitive flexion and simultaneous lateral bend. Clin Biomech 20: 126-129, 2005.
46. Medicine and Science in Sport and Exercise.V. 15, № 1, 1983.
47. Lee I, Shiroma EJ, Kamada M, Bassett DR, Matthews CE, Buring JE. Association of Step Volume and Intensity With All-Cause Mortality in Older Women. JAMA Intern Med. 2019;179(8):1105-1112.