ВВЕДЕНИЕ 6
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В
СПОРТИВНЫХ МЕГАСОБЫТИЯХ 13
1.1. Универсиада как ресурс университетского образования 13
1.2. Развитие студенческого спорта как направление государственной
молодежной политики 30
1.3. Социальный потенциал студенческой общности в спортивной
деятельности 43
2. СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ КАК ДРАЙВЕР АКТУАЛИЗАЦИИ И
РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 55
2.1 Спортивные мегасобытия: опыт реализации 55
2.2. Эмпирический анализ потенциала студенческой общности 71
2.2.1 Результаты тестового исследования «Ожидание молодых людей
Свердловской области от спортивных мегасобытий (Чемпионат мира по
футболу 2018 и Всемирные студенческие игры 2023) 71
2.2.2. Результаты контент-анализа официальных сайтов вузов, групп
университетов и профильных студенческих сообществ в социальной сети «ВКонтакте» 80
2.2.3. Результаты социологического исследования «Социальная активность
студенчества Среднего Урала в условиях транзита к цифровой общности» . 85
2.3. Банк студенческих инициатив в подготовке к Универсиаде - 2023 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета социологического исследования 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сценарий и расшифровка фокус-группы 128
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диаграмма Ганта 138
Актуальность исследования. В современном мире наблюдается рост интереса к физической культуре и спортивной деятельности, поскольку физическая культура выступает важнейшей предпосылкой развития человека, а его здоровье и активное долголетие является ключевым условием оптимальной деятельности в обществе. Она предполагает формирование и развитие физического, психического, интеллектуального, эмоционального потенциала, поэтому физическая культура рассматривается в качестве мощного стимула развития личности во всех аспектах. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, но и сферой общения и проявления социальной активности людей, формой организации и проведения их досуга.
Особое внимание уделяется развитию студенческого спорта, что представляется актуальным не только для студенчества, но и для общества в целом. Именно поэтому в Основах государственной молодежной политики закрепляется целое направление «Содействие формированию здорового образа жизни молодежи». Разработаны нормативно-правовые акты, поддерживаются различные виды спортивной активности, разрабатываются федеральные и региональные программы, реализация которых предполагает консолидацию взаимодействия многочисленных структур - от государственных до институтов образования. Актуализация ресурсного потенциала студентов, формирование здорового образа жизни молодого поколения, укрепление корпоративной культуры университета, консолидация молодого поколения в условиях информационного противостояния возможна и целесообразна в процессе проведения таких знаковых спортивных событий как Универсиада. Потенциал Универсиады многоаспектен: она является драйвером развития студентов и событием, позиционирующим Университет в профессиональном пространстве мирового образования; мероприятием, объединяющее участников и организаторов от регионального и федерального уровней до консолидации всех мировых спортивных студенческих сообществ.
Целью диссертационного исследования является разработка технологии развития студенческого потенциала для реализации его в спортивном мегасобытии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты процесса подготовки мегаспортивного события.
2. Выявить специфику университетского образования.
3. Проанализировать систему реализации направления ЗОЖ в ГМП.
4. Исследовать социальный потенциал студенческой общности.
5. Ознакомиться с опытом других регионов и стран в проведении подобного рода мероприятий.
6. Выявить отношение и запросы студенчества Свердловской области накануне Универсиады 2023.
7. Разработать технологию развития студенческого потенциала в форме социального проекта «Банк студенческих инициатив в подготовке к Универсиаде - 2023».
Гипотезы диссертационного исследования:
- масштабные студенческие спортивные мероприятия имеют социальный эффект, заключающийся в позитивном влиянии на реализацию и развитие потенциала студенческой общности, сохранение общностнообразующих признаков и субкультурной идентичности;
- процесс подготовки и реализации спортивного мега-события приведет к позитивной динамике развития молодежной среды вследствие высокой референтности студенчества.
Объектом диссертационного исследования является потенциал студенческой общности.
Предмет диссертационного исследования - развитие студенческого потенциала в спортивных мегасобытиях.
Методы диссертационного исследования:
- общенаучные - анализ, синтез, экстраполяция;
- теоретические методы социологического исследования: системный, структурно-функциональный, институциональный и сетевой подходы в рамках социологии образования и социологии молодежи;
- эмпирические социологические методы - экспертное интервью, анкетирование, фокус-группа с представителями школьной, студенческой и работающей молодежи.
Апробация работы: Основные положения магистерской диссертации отражены в научных статьях:
- «Представленность потенциала развития физической культуры студентов в цифровом социокультурном пространстве (региональный аспект)» (Scopus, Теория и практика физической культуры», 2021 год);
- «Тенденции актуальной культуры студенческой молодежи» (ВАК, Вестник СурГПУ, 2021 год);
- «Универсиада как условие актуализации и развития студенческого потенциала: эмпирический анализ» (РИНЦ, «Инновационный потенциал молодежи», 2021 год);
- «Специфика цифровизации социокультурного пространства современных студентов» (РИНЦ, «Файнбургские чтения», 2020 год);
- «Специфика университетского образования в условиях цифровизации» (РИНЦ, «Теория и практика социального образования», 2020 год);
- «Влияние социальных сетей на формирование духовно- нравственных качеств молодежи» (РИНЦ, «Инновационный потенциал молодежи», 2019 год);
- «Студенчество о цифровизации образования» (РИНЦ, «Ковалевские чтения», 2020 год.);
- «Концептуализация государственной молодежной политики на уровне региона» (РИНЦ, «Лисовские чтения», 2019 год);
- «Всемирные универсиады как пространство социальной активности студенчества» (РИНЦ, «Инновационный потенциал молодежи», 2020 год);
- «Воспитательный потенциал студенческих спортивных организаций» (РИНЦ, «Меньковские чтения, 2021 год).
Структура работы продиктована логикой диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав, раскрывающихся в шести параграфах и заключения.
Научная новизна диссертационного исследования:
- В условиях цифровизации социокультурного пространства и амбивалентности глобализационных изменений Универсиада по своим параметрам становится многоаспектным ресурсом для реализации миссии университета, субкультурной идентичности и развития в различных направлениях студентов, а не только в плане физического развития и спортивных достижений.
- Межотраслевой характер молодежной политики для эффективной реализации задач развития студенческого спорта предполагает консолидацию и взаимодействие с государственными и общественными структурами.
- Участие в образовательном процессе высшей школы в качестве обучающихся является базовым общностнообразующим признаком студенческой общности, благодаря чему поддерживается ее относительное единство и реализуется социальное действие. Не менее важным признаком общности выступает наличие определенного потенциала, то есть возможность реализовать устремления, связанные с творческой активностью, склонностью к креативности, проявить одаренность, самореализоваться. Студенческие социальные объединения имеют свою специфику и логику, присущие им функции, принципы, содержание, формы и методы, критерии оценки, результаты деятельности. Дифференциация студенческой общности по функциональным основаниям позволяет изучать разнообразные студенческие группы - социальные объединения: учебные, научные, профессиональные, творческие, досуговые, спортивные, трудовые и другие общественные формирования, и объединения;
- Изучение опыта проведенных универсиад позволил выявить положительные стороны, заключающиеся в повсеместном использовании наследия универсиады студентами; популяризации студенческого спорта в мировом спортивном сообществе. Однако в ходе изучения были отмечены отрицательные стороны, заключающиеся в недостаточном уровне актуализауии студенческого потенциала в различных направлениях при подготовке спортивного мегасобытия.
- Получены эмпирические данные, подтверждающие осведомленность студентов о предстоящем мегособытии, однако не понятно, как реализовать свой потенциал в рамках подготовки к мегасобытию. Отношение студентов к универсиаде нейтральное, однако инфраструктурные изменения дают надежды на положительную реакцию студентов. Полевые исследования показали, что у студентов формируются запросы, связанные с реализацией своих практико-ориентированных желаний, заключающихся в возможности участия студентов в подготовке к мегасобытию. В частности, выявлено разногласие между реальным состояние развития спорта в вузах СО и его цифровым отражением.
- Социальный проект ранее не реализовывался, является многофункциональным интернет-ресурсом, нацеленным на решение следующих задач: привлечение студенческой общности в процесс подготовки к Всемирным студенческим играм 2023; актуализация и развитие студенческого потенциала в процессе подготовки к спортивному мегасобытию.
Практическая значимость диссертации: создание «Банк студенческих инициатив» как проект, направленный на максимизацию актуализации потенциала студентов. Учитывая специфику университетского образования и особенность Универсиады 2023, потенциал раскрывается в спортивной, научной и культурной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
- Потенциал университетского образования реализуется в популяризации ЗОЖ, формировании положительных мировоззренческих установок, активной жизненной позиции, научных открытиях, закреплении на практике знаний по организации крупных спортивных событий, расширении углубленных знаний в сфере ФК и массового спорта - это не полный перечень формируемых в результате реализации изучаемого мегапроекта характеристик изучаемой общности. Ресурсы и потенциалы крупных мировых событий, в частности студенческих, весьма положительно скажутся на развитии университетского образования как в плане его материально-рекреационной базы, так и позиционировании университета как драйвера культуры в регионе и в образовательном пространстве вузов страны и мира;
- Молодежный спорт выступает основанием для развития спорта высших достижений. Физическая культура и спорт понимаются как важный инструмент в решении государственных задач по стабилизации здоровья граждан, досуга молодежи, оптимизации социально-политического развития РФ. Тенденции в разные периоды менялись. Созданная структура управления студенческим спортом как одно из направлений государственной молодежной политики обеспечивает развитие спорта высших достижений, а также позволяет организовывать и проводить физкультурно-массовые студенческие мероприятия;
- Созданная структура управления студенческим спортом как одно из направлений государственной молодежной политики обеспечивает развитие спорта высших достижений, а также позволяет организовывать и проводить физкультурно-массовые студенческие мероприятия совершенствования либо как конкретные результаты (занятое место, рекорд) или опосредованное повышение производительности труда, уровня общественного воспитания и культуры человека. Социальный потенциал спортивной деятельности студенчества заключается в возможностях: компенсации гиподинамичного образа жизни; восстановления психоэмоционального состояния, снятия напряжения после учебной нагрузки; мотивации к научно-исследовательской деятельности; использовании в качестве технологии воспитания патриотизма, командного духа; в формировании мировоззренческих установок и ценностных ориентаций;
- Изученный международный и региональный опыт, заключающийся в использовании новых технологий организации мероприятия, а также привлечения студентов для строительства объектов, регистрации и сопровождения делегаций, участие волонтерского движения на всех этапах подготовки, может быть применен в процессе подготовки к спортивному мегасобытию;
- Новые эмпирические данные подтвердили обозначенные в теоретической части проблемы, которые можно решить с помощью технологии социального проектирования;
- Социальный проект «Банк студенческих инициатив в подготовке к Всемирным студенческим играм - 2023» разработан в соответствии с принципами системного проектирования, прошел экспертизу в ГАУ СО «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением направления подготовки по карате», и готов к внедрению в деятельность организации.
В результате диссертационного исследования представлены теоретические основы актуализации и развития студенческого потенциала в спортивных мегасобытиях. Описаны теоретические основы развития студенческого спорта в университетской среде.
Рассмотрены действующие нормативно-правовые акты в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики относительно студенческого спорта. Выявлен социальный потенциал студенческой общности в спортивной деятельности.
По результатам эмпирических исследований спортивных мегасобытий было выявлено, что студенческая общность активно вовлечена в процесс подготовки к универсиаде, однако ограничивается участием либо как зритель, либо волонтер.
Результаты контент-анализа показали, что ВУЗы Свердловской области ведут активную деятельность в сфере физической культуры и спорта, однако выявленные недостатки могут привести к тому, что ситуация в сфере студенческого спорта может привести к негативной для сферы ситуации.
Результаты эмпирического исследования доказали, что отношение студенческого сообщества к предстоящим Всемирным студенческим играм - 2023 разделились на разные мнения.
Практическая значимость работы заключается во внедрении в государственное автономное учреждение Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ» проекта «Банк студенческих инициатив в подготовке к Всемирным студенческим играм-2023», который способствует актуализации и развитию студенческого потенциала при подготовке к спортивному мегасобытию.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 года No 82-ФЗ
«Об общественных объединениях».
3. Федеральный закон от 28 июня 1995 года No 98-ФЗ
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
4. Федеральный закон от 12 января 1996 года No 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года No 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
6. Федеральный закон от 5 февраля 2018 года No 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».
7. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».
8. 10. Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года No 398 «Об утверждении приоритетных направлений в сфере оказания общественно полезных услуг».
9. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
10. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
12. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Консультант Плюс. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/.
13. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года».
14. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Консультант Плюс. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/.
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2002 N 1507-р «О Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года».
16. Методические рекомендации по развитию студенческого спорта (утв. Министерством спорта РФ и Министерством образования и науки РФ 28, 29 июня 2016 г.).
17. Приказ Министерства спорта РФ от 21 ноября 2017 г. N 1007 «Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года».
18. Правила Министерства спорта РФ от 26 декабря 2019 г. N1117 «Об утверждении перечня базовых видов спорта» (с изменениями и дополнениями)
19. Авдеев, А. А. Концепции развития студенческого спорта в России / А. А. Авдеев. - Текст : прямой / / Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 430-434.
20. Адепты университетской культуры (Несколько слов о профессорах) / Дорофеева Е.В., Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Чегодаева Т.А. // . - 2016. - V. , I. . - Р. 4-12.
21. Амбарова, П. А. Значение крупных спортивных мероприятий в развитии территорий / П. А. Амбарова, М. Е. Мустафаев / / Стратегии развития социальных сообществ, институтов и территорий: материалы V Международной научно - практической конференции. В двух томах, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н.Ельцина. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, 2019. - С. 8-12.
22. Аранович, Е. А. Семантическое значение понятия "потенциал" / Е. А. Аранович / / Международный научно - исследовательский журнал. - 2012. - № 7-2(7). - С. 14-15.
23. Багдасарова, А.Б. Гражданская и этнокультуральная идентичность в образовательном пространстве современной России / А.Б. Багдасарова, М.Е. Попов // Обсерватория культуры. - 2007. - №5. - С. ИО- 114.
24. Белая Е. А. Концептуализация понятия «Общность» в классической социологии // Социологический альманах. 2010. №1. С. 114¬121.
25. Близневский, А.Ю. Спортивные клубы в управленческой структуре вузов РФ на примере Сибирского федерального университета / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Т. 5. - № 3. - С. 25-33.
26. Боброва, Т. А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения / Т. А. Боброва // Молодой ученый. - 2018. - № 45(231). - С. 127-130.
27. Брюховских, Т. В. Студенческое обеспечение-резерв спорта высших достижений / Т. В. Брюховских, Д. А. Шубин, О. Г. Мато Нина // Известия Тульского государственного университета. физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - с. 74-81.
28. Будакова, А. В. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала / А. В. Будакова, Ю. В. Сметанова, С. А.
Богомаз // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 338. - С. 156-159.
29. Влияние спортивных мегасобытий на устойчивое развитие территорий / А. О. Ланцев, Е. Г. Шурманов, А. В. Пономарев, Л. Л. Толвайшис // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 1. - с. 62¬64.
30. . Гаязова А.В. Проблемы студенческого спортивного движения.
Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Униеерсиаде-2013 в Казани: Всероссийская научно-практическая
конференция. Казань, 2012: 48 - 52.
31. Голубева, О. А. Студенческий спорт в России: структура управления, результаты деятельности (на примере Магнитогорского государственного технического университета) / О. А. Г олубева // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 5. - с. 14.
32. Горелкин, В. И. Популяризация и развитие студенческого спорта в России / В. И. Горелкин, Е. В. Муханина // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы Региональной студенческой научно-практической конференции, 6 апреля 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 67-72.
33. Горшенин, В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / В.П. Горшенин. - Челябинск, 2006. - 42 с.
34. Гришкова, В. И. Университетское образование в современном мире / В. И. Гришкова // Современные проблемы науки и образования. -2009.- №2. - с. 25-26.
35. Губанов В.С., Данилов А.И., Пушкарев И.Г. Некоторые аспекты физического воспитания студентов в высших учебных заведениях // Смоленский медицинский альманах. 2016. №2. С. 171 -174.
36. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999. -75-77 с.
37. Дрокин, С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.А. Дрокин. - Челябинск, 2003. - 203
38. Дышко, Б.А. Спортивный инжиниринг набирает обороты / Б.А. Дышко // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 63
39. Евсеев, В. В. Потенциал саморазвития студентов в сфере физической культуры / В. В. Евсеев / / Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4(160). - С. 90-93.
40. Евсеев, В. В. Проблема овладения ценностями физической культуры в профессиональном и личностном развитии / В. В. Евсеев / / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4(160). - С. 83-87.
41. Егорычев, А. О. Инновационные направления развития массового спорта в вузе / А. О. Егорычев, И. М. Бутин // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 137-142.
42. Загревская А.И. Социокультурный потенциал спорта и условия его реализации в процессе физкультурно-спортивного образования // ТиПФК.
2013. №6. НЕЕ: ййрз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/зо1зюки11итуу-ро1еп1з1а1-зрог1а- 1-из1оу1уа-едо-геа117а1зп-у-рго1зеззе-1тхки11ишо-зрог0уподо-оЬгагоуашуа (дата обращения: 04.06.2021).
43. Зайцева, Е. С. Государственная молодежная политика России с позиции ее соответствия международным стандартам в данной сфере / Е. С. Зайцева, С. А. Егоров / / Вестник Московского университета МВД России . -2010.- № 2. - с. 80-82.
44. Заславская Т.И. Структура современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1995. № 6. С. 7-13
45. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 3-12.
46. Зборовский, Г. Е. Социальная общность как субъект социального времени / Г. Е. Зборовский / / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3(36). - С. 147-153.
47. Идрисова, Р. Ф. Физическая культура и спорт в системе высшего образования / Р. Ф. Идрисова, В. М. Крылов / / Вопросы науки и образования. - 2017. - № 10(11). - С. 139-141.
48. Изаак С.И., Кабачков В.А. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде // Дополнительное образование и воспитание. - М., 2004. - № 8. - С. 44-48
49. Изаак, С. И. Развитие студенческого спорта в России / С. И. Изаак. - 2016. - № 5(89). - С. 43-45.
50. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.
51. Какоткина, Е. А. Управленческие технологии формирования имиджа провинциального вуза / Е. А. Какоткина, С. П. Вольваков // Молодежь и научно-технический прогресс : Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах, Губкин, 14 апреля 2016 года. - Губкин: Общество с ограниченной ответственностью "Ассистент плюс", 2016. - С. 120-123
52. Кораблева Г. Б. Социология профессий. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 109-120.
53. Кравчик, З. Нормативные модели физической культуры молодежи / З.Кравчик // Социальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни.- Красноярск, 1990. - С 21-30.
54. Лапин Н. И. Социокультурный подход и социетально- функциональные структуры // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 3-12.
55. Лапочкин С.В. Особенности развития студенческого молодежного
спорта в современных условиях // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. №2 (23). иИЛ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-studencheskogo-
molodezhnogo-sporta-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 04.06.2021).
56. Лапочкин Сергей Владимирович Отдельные аспекты
проектирования развития студенческого спорта и физической культуры в молодежной среде // Вестник КемГУ. 2013. №2 (54). иИЛ:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otdelnye-aspekty-proektirovaniya-razvitiya- studencheskogo
57. Лапочкин, С. В. Формирование нового понимания значимости
спорта и физической культуры в молодежной среде через изучение спортивного наследия Универсиад / С. В. Лапочкин / / Педагогико¬
психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - Том 5. - № 2. - с. 49-56.
58. Лисовский, В. Т. (1976) Формирование личности современного студента (опыт социологического исследования в высшей школе 1966-1975 г.) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Л. 38 с
59. Массовая физическая культура в вузе : [Учеб. пособие для вузов / Бердников И. Г. и др.]; Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. - М. : Высш. шк., 1991. - 239
60. Матыцин О.В. Новые подходы к организации Универсиад: опыт
Казани-2013 // ТиПФК. 2014. №1. ПВЛ: https://cyber1eninka.rU/artic1e/n/novye- podhody-k-organizatsii-universiad-opyt-kazani-2013 (дата обращения:
01.06.2021).toychivoe-razvitie-territoriy (дата обращения: 31.05.2021).
61. Мегаспортивные мероприятия и развитие территорий (работы зарубежных авторов) [Текст] : [науч. изд.] / сост. и пер. с англ. д-р экон. наук, проф. М. А. Котляров ; [предисл. Л. А. Рапопорта]. — Екатеринбург : АМБ, 2015. — Часть первая. - 132 с.
62. Методические рекомендации по развитию студенческого спорта (утв. Министерством спорта РФ и Министерством образования и науки РФ 28, 29 июня 2016 г.)
63. Митин И.И. Место как палимпсест: мифогеографический подход в культурной географии // Феномен культуры в российской общественной географии: экспертные мнения, аналитика, концепты / Под ред. А.Г. Дружинина и В.Н. Стрелецкого. Ростов-н/Д: Изд-во Южного фед. ун-та, 2014. С. 147-156.
64. Михайловская, С. А. Концептуализация понятий "студенческая молодежь" и "вторичная занятость" в контексте социологии управления / С. А. Михайловская // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 3(106). - С. 068-074.
65. Мухамитянов Ф.Д. Физическая культура и спорт как сфера общественной жизни // Педагогико-психологические и медико¬биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. №1 (6). ПКЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sfera- obschestvennoy-zhizni (дата обращения: 02.06.2021).
66. Нархов Д. Ю. (рук.) Социальная активность студенчества Среднего Урала в условиях транзита к цифровой общности: Отчет (заключительный) по теме № Н803.22Ф.246/20. - Екатеринбург: УрФУ, 2021. - 315 с.
67. Нархов Дмитрий Юрьевич. Преподаватели высшей школы как
ресурс модернизации высшего профессионального образования: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04/ Нархов Дмитрий
Юрьевич;[Место защиты: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина].- Екатеринбург, 2014.- 246 с.
68. Паначев, В. Д. Спорт и личность: проблемы развития спортивной культуры личности студента в вузе / В. Д. Паначев, А. С. Сырчиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1(35). - С. 75-77.
69. Пасмуров, А. Г. Влияние Универсиады-2013 в Казани на развитие студенческого спорта в России / А. Г. Пасмуров / / Омский научный вестник. 2010. - № 5(91). - С. 168-171.
70. Романькова, С. С. Студенческая молодежь как особая социально- демографическая категория / С. С. Романькова / / Наука, образование и культура. - 2017. - № 6(21). - С. 100-103.
71. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Ростов- На-Дону. Изд-во Ростовского университета, 1968. 276 с.
72. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2014. № 5 (111). С. 154-159.
73. Сорокина, Т. С. Иван Михайлович Сеченов в истории отечественной и мировой физиологии / Т. С. Сорокина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2014. - № 3.-с. 97-107.
1. John Henry Cardinal Newman «The Idea of a University». Edited by Martin J. Svaglic/ — San Francisco, Rinehart Press, 1960. 428 p. - p.XXXII.
74. Смирнова, Н.О. Влияние спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на профессиональное становление студентов вузов / Н. О. Смирнова // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4(182). - С. 416-419.
75. Социология о молодежи: (Пробл. воспитания духов. облика) / С. Н. Иконникова. - Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1985. - 32 с
76. СТУДЕНТ 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала : монография / под общей редакцией Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург : УрФУ, 2017. - 904 с.
77. Студент и наука, как эти понятия совместимы? / Е. Ю. Гирфанова / / Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 5(42). - С. 39-44.
78. Туровский, А. Н. Развитие студенческого спорта в условиях российских вузов: проблемы и перспективы / А. Н. Туровский // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6(79). - С. 345-347. - DOI 10.24411/1991-5497-2019-10150.
79. Туровский, А. Н. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи / А. Н. Туровский // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2(81). - С. 132-134. - DOI 10.24411/1991-5497-2020-00233.
80. Физическое воспитание студентов и учащихся / [Н. Я. Петров и др.]; Под ред. Н. Я. Петрова, В. А. Соколова. - Минск : Полымя, 1988. - 255
81. Фокин И. Университетская реформация Шеллинга // Шеллинг Ф.В.Й. Лекции о методе университетского образования / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. - СПб.: Мир, 2009. -352 с.
82. Хуббиева, Ш. З. Сочетание качественной учебы и спорта высших достижений в школах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш. З. Хуббиева // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3(61). - С. 116-121
83. Царев, Е. А. Социально-ценностный потенциал физической
активности и формирование здорового образа жизни / Е. А. Царев. - Текст : прямой // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII
Международной научной конференции (Челябинск, январь 2016 г.). -
Челябинск : Два комсомольца, 2016. - с. 1-5.
84. Черниговская, М. В. Развитие студенческого потенциала в высших учебных заведениях / М. В. Черниговская, Д. А. Бучацкая / / Гуманитарные исследования. - 2014. - № 12-1(40). - С. 110-114.
85. Шивринская, С. Е. Интересы студентов вуза в сфере физкультурно-спортивной деятельности / С. Е. Шивринская, Т. С. Берцева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8-1. - С. 33-36.
86. Шиганова, Е. В. Приобщение молодежи к здоровому образу жизни и спорту как направление региональной молодежной политики / Е. В. Сайганова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2018. - Том 18. - № 2. - с. 146-148. - DOI 10.18500/1818-9601 -2018-18-2-146-148.
87. Юдина А. В. Спорт как инструмент политического противостояния: к вопросу о государственной политике в сфере физической культуры и спорта / А. В. Юдина // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 6. С. 194-204
88. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 9-11.
89. John Henry Cardinal Newman «The Idea of a University». Edited by Martin J. Svaglic/ — San Francisco, Rinehart Press, 1960. 428 p. - p.XXXII
90. Müller M. (2017) How mega-events capture their hosts: event seizure and the World Cup 2018 in Russia, Urban Geography, 38:8, 1113- 1132