1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ 7
1.1. Феномен самотрансценденции в отечественных и зарубежных
исследованиях 7
1.2. Прогностические способности личности: сущность, структура 25
1.3. Психологические особенности прогностических способностей и
самотрансценденции у студентов 33
Вывод по главе 38
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У
СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ 40
2.1. Процедура и организация исследования 40
2.2. Описание использованных психодиагностических методик 41
2.3. Результаты описательного анализа 46
2.4. Результаты сравнительного анализа 51
2.5. Результаты корреляционного анализа 56
Вывод по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В последнее время можно заметить стремительный рост количества исследований, связанных с вопросами психологии личности. Как никогда становятся актуальными такие темы, как психологическое благополучие, самореализация, индивидуальность. Трудно переоценить важность изучения личности, различные аспекты которой изучаются в рамках философии, социологии, психологии и других наук. Наиболее интересным и актуальным сейчас является феномен самотрансценденции. Говоря о ней, следует отметить недостаточное внимание к данному феномену в отечественных научных источниках. В трудах российских исследователей больший интерес направлен на понятия самореализации и самоактуализации личности, которые хоть и считаются родственными термину «самотрансценденция», но не являются при этом синонимичными.
Еще одной злободневной темой является вопрос молодого поколения и его роли в будущем общества. Бесспорно, новые поколения людей и студентов - в частности не похожи на предыдущие. В настоящее время студенчество обладает доступом к обширной базе данных и возможностью быстрого получения необходимой информации. В проблеме перспектив нынешнего поколения студентов также крайне важно учесть психологические законы познавательной деятельности обучающихся [35]. Сейчас явно видна необходимость изменения способов обучения с целью их коррекции в соответствии с ценностями и стилем обучения современного поколения обучающихся высших учебных заведений. Помимо этого , не следует забывать о таких важных аспектах, как личностные особенности обучающихся . Исследование этих особенностей позволит не только раскрыть личностный потенциал, но и усовершенствовать процесс познания и обучения, что, в свою очередь, скажется не только на общем совершенствовании образовательной системы, но также внесет весомый вклад в развитие общества и разных его сфер.
Цель данной работы: исследовать психологические особенности прогностических способностей у студентов с разным уровнем самотрансценденции.
Для достижения озвученной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить отечественные и зарубежные источники с целью раскрыть понятие самотрансценденции и ее особенности;
- провести теоретический анализ феномена прогностических способностей личности;
- провести эмпирическое исследование прогностических способностей, самотрансценденции, экзистенциальной исполненности (как операциональной составляющей самотрансценденции) у студентов;
- проанализировать результаты эмпирического исследования;
- сформулировать выводы относительно полученных результатов.
Объект исследования - прогностические способности студентов.
Предмет исследования - психологические особенности прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) и интуиции у студентов с разным уровнем самотрансценденции и экзистенциальной исполненности (как операциональной составляющей самотрансценденции).
Теоретико-методологические основания исследования: подходы к исследованию самотрансценденции отечественных (А. Г. Асмолов, Н. А. Бердяева, Д. А. Леонтьев), а также зарубежных авторов (П. Рид, В. Франкл, К. Ясперс); подход к определению самоактуализации (А. А. Реан); подход к определению структуры самотрансценденции (М. В. Зиннатова); концепция прогностических способностей Л. А. Регуш; концепция прогностической компетентности В. Д. Менделевича ; концепция экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле ; подход к исследованию интуиции Т. В. Корниловой; концепция интуитивного стиля (С. Эпстайн).
Гипотезы исследования:
1. У студентов с более выраженной самотрансценденцией и экзистенциальной исполненностью наблюдаются более выраженные прогностические способности.
2. Изменение прогностических способностей у студентов согласуется с изменением их самотрансценденции и экзистенциальной исполненности (как операционального элемента самотрансценденции).
Методы, используемые в исследовании: теоретическое изучение и анализ научной литературы, эмпирические методы (опросный метод), математико-статистические методы анализа эмпирических данных (описательный анализ, сравнительный анализ (И-критерий Манна-Уитни, Н- критерий Краскела-Уоллиса), корреляционный анализ (г-критерий Спирмена)), методы интерпретации.
В проведенном исследовании были использованы следующие методики:
1. Опросник «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле, К. Орглер) - шкала самотрансценденции;
2. «Тест экзистенциальных мотиваций» (В. Б. Шумский, Е. М. Уколова, Е. Н. Осин, Я. Д. Лупандина) - шкала экзистенциальной исполненности;
3. Тест антиципационной состоятельности (прогностической
компетентности) (В. Д. Менделевич);
4. Опросник интуитивного стиля С. Эпстайна (адаптация
Т. В. Корниловой, С. А. Корнилова).
В исследовании приняли участие студенты Уральского федерального университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Всего в исследовании приняли участие 90 человек. Среди испытуемых было 34 юноши и 56 девушек.
Теоретическая значимость данной работы заключается в научном анализе феноменов самотрансценденции и прогностических способностей личности.
Практическая значимость: анализ психологических особенностей прогностических способностей студентов с разным уровнем самотрансценденции позволяет выявить новые аспекты профессионально - личностного развития субъектов профессионального образования, прогнозировать возможные затруднения самоактуализации,
самоосуществления в разные периоды профессиональной подготовки, и наметить способы их разрешения. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении спецкурсов, чтении лекций по профессионально-личностному развитию.
Самотрансценденция - это феномен, позволяющий раскрыть потенциал человека как личностной среде, так и в профессиональном плане. Для нынешних студентов этот вопрос как никогда актуален, поскольку именно современное поколение озабочено вопросами осознанности, самореализации и саморазвития. Более того, как будущим специалистам, им необходимо понимать и раскрывать свои способности и особенности для достижения успехов в профессиональной среде.
Самотрансценденция - это субъектное свойство личности, которое заключается в выходе за рамки осознанного самопонимания личности, ее проектирование во вне. Самотрансценденция воспроизводит способность личности к расширению собственных границ и ориентации на дальнейшие перспективы и цели за рамками себя. Самотрансценденция осуществляет поддержку личности в вопросах ее реализации собственной специфичности, осмысления и воплощения ее потенциала в профессиональной деятельности, поведении и межличностных отношениях. Самотрансценденция как система состоит из следующих компонентов: когнитивный, прогностический, эмоциональный, рефлексивный, субъектно-ситуационный и операциональный.
Уровень самотрансценденции неразрывно связан с прогностическими способностями личности и ее эмоциональной направленностью. Как показывают результаты проведенного исследования, у большей части современных студентов наблюдается низкий или средний уровень всех вышеупомянутых показателей. При этом проведенный анализ демонстрирует возможность взаимного повышения показателей за счет друг друга. Этот факт говорит о том, что развитие интуитивных и прогностических способностей, а также положительные изменения экзистенциальной исполненности, могут способствовать трансцендированию личности и раскрытию ее личностного и профессионального потенциала.
Прогностические способности как фактор, сопровождающий самотрансценденцию, проявляется в способности индивида устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, строить планы. Прогностические способности содержат в своей структуре личностно - ситуативную, пространственную и временную антиципационную состоятельность; а также интуитивный стиль, который складывается из интуитивной способности личности и использование ей интуиции. Данный аспект способствует успешному преодолению трудностей и осуществлению задач в различных сферах человеческой жизни. Среди современных студентов распространены такие характеристики, как чрезмерная требовательность, заниженная самооценка, а также неопределенные и неосмысленные отношения с собой и окружающим миром.
В настоящее время взаимосвязи самотрансценденции и различных сопровождающих ее факторов в рамках высшего образования посвящено не так много научных трудов. Отсюда следует, что психологические особенности прогностических способностей и самотрансценденции у студентов еще следует изучить более глубоко, поскольку выявление негативных закономерностей позволит предупредить трудности в процессе профессионального самоопределения будущих специалистов.
Опираясь на представления современных исследователей о самотрансценденции как об одном из многогранных механизмов достижения самореализации и самоактуализации, мы предполагаем, что у участников исследования с большим уровнем данного показателя больше проявлены личностные психологические особенности, т. е. у них больше шансов на достижение успеха в различных сферах своей жизни, как в личных, так и в профессиональных.
Целью данной работы являлось исследование психологических особенностей прогностических способностей у студентов с разным уровнем самотрансценденции. Для ее достижения использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ научной литературы, эмпирические методы (опросный метод), математико-статистические методы анализа эмпирических данных (описательный анализ, сравнительный анализ (U-критерий Манна- Уитни, Н-критерий Краскела-Уоллиса), корреляционный анализ (r-критерий Спирмена)), методы интерпретации.
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты Уральского федерального университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Всего в исследовании приняли участие 90 человек. Среди испытуемых было 34 юноши и 56 девушек.
В предлагаемом исследовании в качестве методик использованы: опросник «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле, К. Орглер) - шкала самотрансценденции; «Тест экзистенциальных мотиваций» (В. Б. Шумский, Е. М. Уколова, Е. Н. Осин, Я. Д. Лупандина) - шкала экзистенциальной исполненности; тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (В. Д. Менделевич); опросник интуитивного стиля С. Эпстайна (адаптация Т. В. Корниловой, С. А. Корнилова).
Результаты описательного анализа свидетельствуют о недостаточно высоком уровне самотрансценденции у большинства опрошенных студентов вуза. При дальнейший анализе психологических особенностей испытуемых было выявлено, что в области прогностических способностей у подавляющего большинства студентов преобладает личностно-ситуативный компонент антиципационной состоятельности, тогда как доверие интуиции, интуитивные способности и пространственно-временные компоненты антиципационной состоятельности обладают недостаточным уровнем выраженности. В общем было отмечено наличие у большей части студентов прогностической компетентности. Среднегрупповой показатель экзистенциальной исполненности находится на среднем уровне.
Для проверки гипотезы 1 был проведен сравнительный анализ. По результатам было определено: гипотеза о том, что у студентов с более выраженной самотрансценденцией и экзистенциальной исполненностью наблюдаются более выраженные прогностические способности, частично подтверждается.
С целью подтверждения или опровержения гипотезы 2, заключающейся в том, что изменение прогностических способностей у студентов согласуется с изменением их самотрансценденции и экзистенциальной исполненности (как операционального элемента самотрансценденции) был проведен корреляционный анализ с использованием r-критерия Спирмена. По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод, что данная гипотеза, частично подтверждается. Это справедливо в отношении показателей использования интуиции, самотрансценденции и экзистенциальной исполненности, пространственной антиципации и самотрансценденции, экзистенциальной исполненности и пространственной антиципационной состоятельности, временной антиципации и экзистенциальной исполненности.
На наш взгляд, это связано с тем, что у современных студентов есть существенная опора в виде множества свободных информационных источников, упрощающих процесс познания себя и внешней реальности. При этом высокий темп жизни и стремительные изменения в вопросах научно¬технического прогресса смещают внимание студентов с решения проблем самосознания, что сказывается на слабом доверии собственным ощущениям, высоком уровне сомнений относительно своих мыслей и действий, снижении самооценки. Соответственно, этот пробел не дает развиваться потенциалу студента не только как индивидуальной личности, но и как будущего специалиста в определенной области.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотезы частично подтверждены.
Полученные результаты определяют новые аспекты профессионально-личностного развития субъектов профессионального образования, позволяют прогнозировать возможные затруднения самоактуализации,
самоосуществления личности в разные периоды профессиональной подготовки, и намечать способы их разрешения. Материалы теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы при составлении спецкурсов, чтении лекций по профессионально-личностному развитию.
1. Абульханова-Славская Жизненная стратегия: как ее строить? /Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы. - Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М, 2003. 768 с.
2. Анкин А. Н. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и нервно-психической устойчивости у студентов-психологов // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2015. - №4. - С. 80-84.
3. Асмолов А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.
4. Бауэр А. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс, 1971. - 424 с.
5. Бехтер А. А. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста / А. А. Бехтер, Е. В. Гончарова // Акмеология. - 2015. - № 1 (53). - С. 32-38.
6. Битехина Л. Д. Постановка вопроса о духовном измерении
личности и ее способностей // Материалы Всероссийской научной конференции «Психология способностей: от самораскрытия к
профессиональной реализации» (Владивосток, 11-12 апреля 2018 г.).
Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2018. - С. 7-10.
7. Булдакова Н. В. Структура прогностической способности специалистов гуманитарного профиля // Вестник Костромского гос. ун -та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. - № 1. - С. 68-73.
8. Водянова Н. В. Особенности самореализации человека в
современном социокультурном пространстве / Н. В. Водянова // Единое социокультурное пространство : теоретические и управленческо- технологические проблемы : материалы международной научно-практической конференции. - Челябинск : ЧГАКИ, 2009. - С. 160-164.
9. Волохова Е. В. Социокультурные и личностные детерминанты самотрансцендирования свободы человека // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 5. - С. 2-17.
10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995. - С. 73-74.
11. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. - № 3. - С. 85-92.
12. Гончарук Н. П. Интеллектуализация инновационного образовательного процесса: учебное пособие. / Н. П. Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - с. 196.
13. Да Круш Сампайо Антеро Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: дис.канд. психолог. наук. - СПб.: 1995. - 231 с.
14. Жаров С. Н. Трансцендентное в онтологических структурах научной теории / Наука: возможности и границы. М., 2003. - С. 135-152.
15. Забегалина С. В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в хо де подготовки к деятельности в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 2 (41). - С. 11-15.
...