Исследование эмоциональной саморегуляции детей и эмоциональной
стороны детско-родительских отношений в процессе занятий по методике
«Семейная Мягкая Школа»
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1.1. Характеристика методики «Семейная Мягкая Школа» 7
1.1.2. Роль игры в психическом развитии ребенка 7
1.1.3. Методика «Семейная Мягкая Школа» и её возможности 12
1.1.4. Детско-родительские отношения и их роль в выстраивании эмоционального взаимодействия в семье 19
1.2. Эмоциональная саморегуляция детей дошкольного и младшего школьного возраста 26
1.2.1. Эмоциональная сфера дошкольников и младших школьников 26
1.2.2. Эмоциональная саморегуляция и ее связь с детско-родительскими
отношениями 28
Выводы по главе 30
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЫ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ "СЕМЕЙНАЯ МЯГКАЯ ШКОЛА" 32
2.1. Общая организация исследования и описание методик 32
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.2.1 Описательный анализ результатов исследования выборки матерей
до занятий по методике «Семейная Мягкая Школа» 40
2.2.2 Описательный анализ результатов исследования выборки детей до
занятий по методике «Семейная Мягкая Школа» 49
2.2.3 Корреляционный анализ результатов исследования выборки матерей и их детей до занятий по методике «Семейная Мягкая Школа» .. 54
2.2.4. Сравнительный анализ показателей до и после занятий по методике
«Семейная Мягкая Школа» 63
Выводы по главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В настоящее время существует множество различных форм по работе с детьми, начиная с младенчества.
Игры по методике «Семейная Мягкая Школа» удовлетворяют потребности в движении, в тактильном и эмоциональном общении с близкими людьми, решают задачи социальной адаптации и повышения уверенности в себе, развития эмоционально-волевой сферы, укрепления общего здоровья и подходят для семей с детьми любого возраста.
Методика основана А. Кролом и Э. Л. Глушковой на основе телесно-ориентированной терапии, важной частью которой является активное участие в занятиях родителей. Физиологи и кинезиологи (Л. Н. Ененкова,
Е. В. Максимова, О. В. Кагарлицкий) считают, что можно бесконечно корректировать ребенка (тело и психику), но возвращаясь в семью с прежними стереотипами взаимодействия, изменения, произошедшие за занятие не генерализуются. Поэтому для закрепления навыков, полученных на занятиях, важно заниматься вместе с родителями.
Ещё одним необходимым фактором для повышения эффективности занятий с детьми является учёт ведущей деятельности. Однако в дошкольных учреждениях и различных образовательных центрах зачастую занятия проходят не в игровой форме, а напоминают обучение в школе. Тогда как Д. Б. Эльконин утверждал, что игровая деятельность способствует развитию потребностей и мотивов той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Игнорирование поддержания естественных процессов развития дошкольника, форсирование интеллектуального развития (раннее обучение чтению, иностранным языкам, письму, математике) приводит к психической незрелости в младшем школьном возрасте, а по мнению А. Л. Венгера к инфантильности эмоциональной сферы.
Таким образом, занятия по методике «Семейная Мягкая Школа» могут влиять на внутрисемейные отношения между участниками, менять качество стратегий эмоционального реагирования дошкольников и младших школьников.
Цель исследования: сравнить уровень эмоциональной саморегуляции у детей и характеристики эмоциональной стороны детско-родительских отношений до и после занятий по методике «Семейная Мягкая Школа».
Объект исследования: отклонение в стилях воспитания, отношение родителей к детям и детей к родителям, эмоциональная саморегуляция детей.
Предмет исследования: изменения в показателях эмоциональной саморегуляции у детей и эмоциональной стороны детско-родительских отношений в процессе занятий по методике «Семейная Мягкая Школа».
Гипотеза исследования:
Существуют различия в степени эмоциональной саморегуляции детей и детско-родительских отношениях до и после занятий по методике «Семейная Мягкая Школа».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятиям «детско-родительские отношения» и «эмоциональная саморегуляция».
2. Рассмотреть актуальность организации совместной с родителями игровой деятельности.
3. Описать структуру детско-родительских отношений.
4. Проанализировать особенности эмоциональной саморегуляции
у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
5. Эмпирическим путем определить какие изменения происходят в детско-родительских отношениях и эмоциональной саморегуляции у детей под воздействием занятий по методике «Семейная Мягкая Школа».
Эмпирическая база исследования. В выборочную совокупность вошли семьи из разных городов (Екатеринбург, Каменск-Уральский, Санкт-Петербург, Воронеж, Тамбов, Самара) занимающихся по методике «Семейная Мягкая Школа» в недельном палаточном лагере. Всего в исследовании приняли участие 104 человека, из них 48 матерей, 39 дошкольников, 17 младших школьников. Исследование родителей проходило посредством опроса в «Google forms», с детьми проводилась индивидуальная диагностика в процессе непосредственного контакта.
Научная новизна работы: методика «Семейная Мягкая Школа» существует с 1993 года, в российской практике шесть лет назад проводились исследования воздействия методики на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ и эффективность занятий как метода коррекции детско-родительских отношений (на выборке детей 1,5-4 года). Но при этом не изучалось, что происходит с восприятием ребенком семейных взаимоотношений, определением своего места в семье и эмоциональной саморегуляцией детей.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут быть полезны детским и семейным психологам, ведущим занятий по методике «Семейная Мягкая Школа», педагогам в детских развивающих центрах. Методику «Родительское сочинения» можно использовать в качестве анкеты для участия в длительных семейных лагерях для определения родительской позиции в детско-родительских отношениях и для предметной коррекционной работы с конкретными семьями.
Методологическая база исследования:
- культурно-историческая концепция Л. С. Выготского;
- представления об игровой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова);
- корректирующая роль игровой деятельности (Э. Л. Глушкова, А. Кролл);
- детско-родительские отношения (А. Я. Варга, О. А. Карабанова, А. В. Петровский, Е.О. Смирнова, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Л. Б. Шнайдер Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.).
В исследовании использовались следующие эмпирические методы:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса (АСВ).
2. Проективная методика «Родительское сочинение»
модифицированный вариант в форме незавершенных предложений» О. А. Карабановой, А. А. Шведовской.
3. Проективная методика «Рисунок Семьи» Г. Т. Хоментаускаса, А. Л. Венгера.
4. Методика «Эмоциональная саморегуляция» в двух вариантах для детей и для родителей С. С. Савенышевой, Н. Н. Смирновой.
Использовались следующие методы статистической обработки данных:
1. «-критерий (одновыборочный критерий) Колмогорова-Смирнова для проверки исследуемых совокупностей на нормальность распределения. А также для проверки простых гипотез о принадлежности анализируемой выборки закону распределения.
2. Корреляционный анализ методом подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления связей между переменными.
3. U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок и подсчета значимых различий.
4. Критерий знаковых рангов Уилкоксона для сравнения связанных выборок.
При математической обработке результатов применялись компьютерные программы Excel, SPSS 26.0.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Данная работа была посвящена изучению того, как меняются показатели эмоциональной саморегуляции дошкольников и младших школьников, а также эмоциональной стороны детско-родительских отношений в процессе занятий по методике "Семейная Мягкая Школа". Интерес представлял именно эмоциональный компонент детско-родительских отношений, потому как в рассматриваемом возрасте детей большую роль в самоопределении ребенка, социализации и в целом в психофизическом развитии играет именно родительское отношение к ребенку.
Детско-родительские отношения в свою очередь вносят существенный вклад в формирование эмоциональной саморегуляции детей: умении распознавать эмоции, выражать и контролировать их. Что способствует эффективному взаимодействию со сверстниками, значимыми взрослыми, а также здоровому психическому развитию ребенка.
Через совместную игровую деятельность с родителем дошкольник учится партнёрству, самоконтролю, осознанию происходящего, умению действовать по правилам. Родителям младших школьников игра позволяет заложить основы формирования основных компонентов учебной деятельности, привить ребенку новые навыки и умения.
«Семейная Мягкая Школа» является такой методикой, игры которой удовлетворяют потребности семьи в движении, в тактильном и эмоциональном общении друг с другом, укреплению внутрисемейных отношений, способствуют социальной адаптации и повышению уверенности в себе, развитию эмоционально-волевой сферы и укрепления общего здоровья.
По результатам проведенного эмпирического исследования установлено:
- при наличии отклонений в стилях воспитания, матери чаще демонстрируют непринятие особенностей ребенка. В их высказываниях прослеживается холодность, раздражение, желание изменить черты ребенка, интересы и т. п., либо приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;
- нарушение детско-родительского взаимодействия приводит к тому, что дети чаще выбирают более зрелые стратегии эмоциональной саморегуляции (конструктивные вместо неконструктивных и поведенческие вместо эмоциональных), так как при недостаточном внимании и удовлетворении потребностей со стороны родителя, ребенок вынужден стать более самостоятельным и самодостаточным;
- негармоничный стиль воспитания в семье приводит к снижению у ребенка эмоциональной близости с матерью и повышению тревожности и конфликтности в отношениях.
Выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия в степени эмоциональной саморегуляции у детей и детско-родительских отношениях у родителей с детьми до и после занятий по СМШ методике частично подтвердилась. Было обнаружено, что эмоциональное отношение матерей к детям (показатели по шкале «принятие-отвержение») после проведения СМШ занятий достоверно выше, чем до этого.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что методика «Семейная Мягкая Школа» с последних исследований ее как метода коррекции детско- родительских отношений и нейропсихологической работы с детьми с ОВЗ обновлялась и совершенствовалась. За последние 6 лет под воздействием естественных факторов развития произошло обогащение концептуального содержания методики и расширение ее смыслового объема. Однако до сих пор не проводились исследования того, как меняется эмоциональное отношение матерей к детям в процессе занятий, что происходит с восприятием ребенком семейных взаимоотношений. Также отсутствует эмпирическое подтверждение эффективности методики «Семейная Мягкая Школа» для дошкольников и младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть применены для подготовки психологов- ведущих занятия по СМШ методике, для адаптации методики в работе детских и семейных психологов, а также педагогов в детских развивающих и коррекционных центрах по работе с детьми с ОВЗ.
Потому данное исследование видится нам перспективным. Для выявления динамики в процессе СМШ занятий необходима проверка полученных данных на большей выборке, другие методики в дополнении к использованным. Эффективным видится формирующий эксперимент и лонгитюдное исследование.
1. Адушкина К. В. Оптимизация эмоциональной стороны детско- родительских отношений у родителей первоклассников //Педагогическое образование в России. - 2015. - №. 6. - С. 85-89.
2. Баянова Л. Ф. и др. О регуляторных функциях дошкольников в контексте нормативной ситуации //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №. 5 (87). - С. 4-15.
3. Беляева Н. Л. Педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 68-1. - С. 35-38.
4. Белобрыкина О. А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель- ребенок» на эмоциональное развитие и психосоматическое состояние дошкольника. - 2015. - С. 44-48.
5. Булыгина Т. Б. Психологические условия оптимизации детско- родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31. - С. 18-23.
6. Бутина-Гречаная С. В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений / С. В Бутина-Гречаная // Журнал Ученые записки Забайкальского государственного университета, 2010. - № 5. - С. 244-247.
7. Васильева Е. Н., Суворова О. В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. №1. - С. 13-26.
8. Велиева С. В., Павлова О. Л. Типы взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет // Архивариус. 2016. №5 (9). - С. 59-62.
9. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - 2006. - С.73-87.
10. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. - Litres, 2022. - С. 89-96.
11. Веракса А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований.
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014.-
№4 - С.91-101.
12. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Якупова В. А. Возможности развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический обзор Российский психологический журнал. 2018. №4.- С.111-122
13. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 71 с.
14. Верхотурова Н. Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2011. №8. - С. 264-273.
15. Виленская Г. А. Эмоциональная регуляция: факторы ее развития и связанные с ней виды поведения Психологический журнал. - 2020. - Т. 41. -
№. 5. - С. 63-76.
...
содержание ВКР - Исследование эмоциональной саморегуляции детей и эмоциональной
стороны детско-родительских отношений в процессе занятий по методике
«Семейная Мягкая Школа»
выдержки из готовой ВКР - Исследование эмоциональной саморегуляции детей и эмоциональной
стороны детско-родительских отношений в процессе занятий по методике
«Семейная Мягкая Школа»