Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дискурсивные особенности публичных выступлений (на материале речей современных американских кинорежиссеров)

Работа №99811

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы116
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Дискурс-анализ как новая отрасль лингвистики 7
1.1. Определение понятия «дискурс» 10
1.2. Классификация дискурса 14
1.3. Основные подходы к дискурс-анализу 19
1.4. Место арт-дискурса в структуре исследований дискурса 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Дискурс-анализ речей современных американских кинорежиссеров .. 34
2.1. Дискурс-анализ особенностей речей на лексическом уровне 37
2.2. Дискурс-анализ особенностей речей на фонетическом уровне 44
2.3. Дискурс-анализ индивидуальных особенностей речей 46
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение А. Интервью Р. Линклейтера 59
Приложение Б. Интервью П. Т. Андерсона 78
Приложение В. Интервью С. Содерберга 85
Приложение Г. Интервью К. Тарантино 91
Приложение Д. Интервью Н. Баумбаха 97
Приложение Е. Интервью У. Андерсона 103
Приложение Ж. Интервью Д. Финчера 109


Лингвистика как наука о языке исследует языковые явления, изучает структуру языка. Между языком и культурой общения существует прямая неразрывная связь. Язык - пространственное объемное понятие, посредством которого происходит коммуникация в обществе, только при его наличии и можно рассматривать сам факт существования общества с его организационно-деятельностными, социально-политическими моделями. Это тот каркас, который удерживает, сохраняет и совмещает множество элементов жизнедеятельности человека, превращая его в социальную единицу. Язык - это система взаимозависимых понятий и символов, функционирующих и развивающихся по определенным законам.
Если взять за основу развитие цивилизации, то она представляет собой историю общества в виде непрерывного процесса смены самостоятельных культурно-исторических типов. Каждая цивилизация создает свои уникальные образцы культуры, которые и выступают ее источниками. Развитие любого народа и есть развитие культуры. Культура и язык неразрывно связаны друг с другом и их взаимодействие описывает влияние языка на общество и общества на язык. Языковая картина состоит из основных знаков, связанных цепочкой из слов и выражений, отражающих иерархию основных жизненных ценностей. Язык и культура фиксируют состояние общества и являются его памятником.
Лингвистика, философия, психология, социология - все те науки, которые являются базовыми для изучения разума и поведения человека, его сознания, взаимоотношений и коммуникаций. Ученые этих научных сфер уделяют большое значение изучению уникальной природы языка, который является кладовой знаний о мироустройстве. Достаточно новым и интересным явлением для изучения в этой плоскости исследования является дискурс. На данный момент нет точного определения понятия «дискурс». Множественные трактовки ученых, зачастую противоречащих друг другу, являются причиной разнообразия подходов к изучению дискурса. Дискурс представляется как коммуникативное событие или текст и контекст, который его окружает; таким образом, дискурс можно описать как сложное коммуникативное явление, возникающее при взаимодействии его участников в культурно-социальных рамках.
В основу данного исследования легли труды, в которых следующие отечественные и зарубежные ученые писали о проблеме определения дискурса и о подходах к его изучению: Х. Сакс [Sacks 1978, 2005], Э. А. Щеглофф и Г. Джефферсон [Schegloff, Jefferson 1978], Т. ван Дейк [Van Dijk 1985, 1989, 2013], П. Бурдье [1995], М. Хайдеггер [1997], В. И. Карасик [2000], Ю. Г. Сорока [2002], М. Л. Макаров [2003], Ю. Хабермас [2003], Г. Гарфинкель [Garfinkel 2005], С. С. Назмутдинова [2007], Б. Полтридж [Paltridge 2007], А. Н. Зарецкая [2008], М. В. Йоргенсен и Л. Филлипс [2008], В. П. Даниленко [2009], Д. Таннен [Tannen 2009, 2015], Е. А. Елина [2010], У. А. Жаркова [2011], О. А. Макарова [2011], М. А. Самкова [2011], Е. А. Колодина [2013], Дж. П. Джи и М. Хэндфорд [Gee, Handford 2013], Н. Фейрклаф [Fairclough 2013], В. Е. Чернявская [2014], Х. Гамильтон и Д. Шифрин [Hamilton, Schiffrin 2015], О. А. Велюго [2016], В. В. Рингевич [2017]. Также были использованы труды, в которых рассматривались язык, речь, текст и их особенности, в частности работы Ю. М. Лотмана [1973, 1992, 1994], Дж. Д. О'Коннора [O’Connor 1980], А. Н. Баранова, В. А. Плунгяна и Е. В. Рахилиной [1993], Ю. Д. Апресяна [1995], М. Фуко [1996], Р. О. Якобсона [1999], Ч. С. Пирса [2000, 2009], Д. Кристала [Crystal 2000], В. В. Красных [2001], В. А. Масловой [2001], Ф. де Соссюра [2004], А. А. Зализняк [2005], И. Ю. Мигдаль [2005], П. Скандеры и П. Берли [Skandera, Burleigh 2005], А. Е. Кибрика [2015], Л. Шпитцера [Spitzer 2015]. Кроме того, в процессе исследования были привлечены лингвистические и терминологические словари Н. Д. Арутюновой [1990], Т. Далзелла [Dalzell 2008], Д. Кристала [Crystal 2008], А. А. Бодалева [2011], О. С. Ахмановой [2013].
Материалом данного исследования послужили интервью семи современных американских кинорежиссеров об их недавно вышедших в прокат фильмах и о киноискусстве в целом.
Актуальность исследования обуславливается тем, что киноискусство - один из самых влиятельных инструментов аудиовизуального воздействия на общественное сознание. Аудиовизуальность в наше время все чаще становится значимым атрибутом современной массовой культуры, позволяя реализовывать манипулятивные стратегии и оказывая скрытое воздействие на человеческое подсознание. Эти факторы подтверждают необходимость многомерного и междисциплинарного изучения медиапространства и медиапродуктов, принадлежащих ему. Данное исследование расширит представление о дискурсе в сфере искусства.
Объектом исследования являются особенности речей современных американских кинорежиссеров, а предметом - дискурсивные особенности речей современных американских кинорежиссеров в рамках арт-дискурса.
Цель исследования - выявить характерные особенности речей современных американских кинорежиссеров в рамках арт-дискурса.
Задачи исследования:
• рассмотреть подходы и методы дискурс-анализа,
• определить подход и метод проведения дискурс-анализа выбранных материалов,
• выявить и описать особенности речей американских кинорежиссеров,
• произвести сравнительный анализ выявленных особенностей.
Используются описательный, сопоставительный, информационно-аналитический методы исследования и метод дискурс-анализа.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и семью приложениями. В первой главе рассматриваются множественные определения понятий дискурса и раскрываются особенности дискурс-анализа как комплекса подходов и 5
методов. Далее для практической части работы из всех подходов выбирается подход критического дискурс-анализа Т. ван Дейка как более оптимальный по средствам осуществления и по результатам, которые позволяет получить. Вторая глава исследования посвящена применению выбранного подхода и проведению дискурс-анализа эмпирических материалов, транскрипты которых размещены в приложениях. В заключении подводятся итоги проведенного анализа и делаются выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент нет единого определения дискурса среди многообразия интерпретаций и подходов к его изучению, это обусловлено наукой, исследовательской концепцией и объектом, попадающим в область изучения. Исследования дискурса являются сравнительно новыми, недостаточно изученными и дискуссионными по своей природе.
Дискурс-анализ как достаточно молодая дисциплина в современной лингвистике неоднороден в плане выработки какого-либо одного подхода к его изучению, разделяемого всеми специалистами в области лингвистических исследований, в частности, в области исследования дискурса. Более того, единого подхода в изучении дискурса не существует. Можно лишь выделить некоторые подходы, позволяющие систематизировать результаты исследований.
Согласно исследованиям Т. ван Дейка, под «дискурсом» правильнее понимать «письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия». Речевое поведение каждой конкретной языковой личности в определенной ситуации является вариантом общей системы, которая организует дискурс, формирующийся в рамках этой системы. Социальное сознание является связующим звеном в структуре дискурс-анализа.
Арт-дискурс в данной работе рассматривается через интервью известных американских кинорежиссеров и представляет собой особую форму дискурса, связанного с одним из видов искусства - кино. Изучение арт-дискурса - это актуальная тема исследования, т. к. во все периоды развития человечества социальная коммуникация являлась мерилом возможностей человеческой мысли.
В ходе исследования в данной работе были проанализированы семь видеоинтервью современных американских кинорежиссеров об их недавно вышедших в прокат фильмах и о киноискусстве в целом.
В результате исследования удалось обнаружить, что большое количество общих особенностей речей кинорежиссеров находится на лексическом и фонетическом уровнях языка. Главными сходствами в речах режиссеров являются использование разговорной лексики, терминов и специальных слов, употребление дискурсивных слов, заполнение пауз звуками и применение элизии.
Для американских кинорежиссеров характерна образность и метафоричность речи, им тяжело вербально выражать свои мысли, это связано с тем, что режиссеры работают напрямую с образами и картинками, а не со словами, поэтому они призывают слушателя обратиться к этим образам.
Было выявлено, что кинорежиссеры в своей речи часто употребляют слова, характерные для использования в североамериканском английском, и произносят согласные и гласные звуки в соответствии с особенностями этого варианта английского языка. В связи с этим, можно сделать вывод, что эта особенность речей кинорежиссеров не является уникальной для арт-дискурса, не связана с конкретной социальной принадлежностью личности и профессиональной сферой, она характерна для общества в целом, в данном случае - для американцев.
В исследовании также было отмечено, что тема и контекст разговора напрямую связаны с выбором слов в речи кинорежиссеров.
Все кинорежиссеры говорят о своей профессиональной деятельности с большим воодушевлением, восхищением и любовью, следовательно, они получают большое удовольствие от того, чем занимаются.
Помимо кино, существует множество сфер искусства, а также других сфер профессиональной деятельности, которые предлагают большой спектр материалов для изучения в рамках различных видов дискурса. В возможные перспективы данной работы может входить изучение и сопоставление особенностей речей представителей разных публичных профессий.



Словари
1. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - 688 с.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Рипол Классик, 2013. - 608 с.
3. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред.
А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 598 с.
4. Crystal D. A. Dictionary of Linguistics and Phonetics / D. A. Crystal. - Oxford: Blackwell Publishing, 2008. - 560 p.
5. Macmillan English Dictionary: For Advanced Learners / M. Mayor, M. Rundell (eds.). - Macmillan Education, 2002. - 1692 p.
6. The Oxford Russian-English Dictionary / Wheeler M. et al. (eds.). - Oxford University Press, 2007. - 930 p.
7. The Routledge Dictionary of Modern American Slang and Unconventional English / T. Dalzell (ed.). - Routledge, 2008. - 1120 p.
Научная литература
8. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 37-67.
9. Баранов А. Н. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка / А. Н. Баранов, В. А. Плунгян, Е. В. Рахилина. - М.: Помовский и партнеры, 1993. - 207 с.
10. Бурдье П. Структуры, habitus, практики / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / сост., пер. и вступ. ст. А. В. Леденевой. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - С. 16-39.
11. Велюго О. А. Дискурс любви или любовный дискурс? Комментарий к терминологическому аппарату / О. А. Велюго // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта. Серыя 4: ФыалоПя. Журналютыка. Педагоыка. - 2016. - № 1. - С. 8-12.
12. Даниленко В. П. Общее языкознание и история языкознания /
В. П. Даниленко. - М.: Флинта, 2009. - 270 с.
13. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
14. Дейк Т. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т. А. ван Дейк ; пер. с англ. Е. А. Кожемякина, Е. В. Переверзева, А. М. Аматова. - М.: Либроком, 2013. - 344 с.
15. Егорова Н. И. Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы / Н. И. Егорова, А. О. Чубарьян. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2003. - 420 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ