Глава 1. Волонтерская деятельность в международной среде 7
1.1. Волонтерство в зарубежных странах 7
1.2. Особенности развития волонтерства в России 10
1.3 Теоретические аспекты изучения проблем волонтерства в зарубежной и российской литературе 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. SММ-маркетинг как инструмент продвижения волонтерского движения 22
2.1. SММ-маркетинг как способ продвижения волонтерского движения в
социальных сетях 23
2.2. Обзор активных интернет-площадок и интернет-источников 28
2.3. Статистика и тенденции продвижения волонтерских центров в России с
помощью инструментов социальных сетей 35
2.3.1. Специфика продвижения волонтерского центра УрФУ «Волонтеры
Урала» через социальные сети 36
2.3.2. Продвижение волонтерской деятельности благотворительного фонда
ЕЕКЦ «Менора» «Лига Волонтеров» при помощи социальных сетей 42
Выводы по второй главе 57
Глава 3. Методы анализа и сбора данных на примере интервью 59
3.1. Методы сбора информации и их разновидности 59
3.2. Интервью как метод сбора и анализа информации 63
Выводы по третьей главе 64
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение А 77
Приложение В 81
Волонтерская, или добровольческая, деятельность появилась очень давно. В Англии в 1844 году возникла всемирно известная волонтерская организация «Христианская ассоциация молодых людей» (YMCA), которая поставила себе задачу развивать здоровых людей «тела, ума и души», которые опираются на христианство. В 1851 году отделения YMCA появились в США, перед Гражданской войной, во время которой быстро были сформированы цели и методы бескорыстной помощи пострадавшим или остро нуждающимся в результате военных действий, - раненным, обездоленным, осиротевшим [Young Men’s Christian Association]. На сегодняшний день волонтерская деятельность не только приобретает современные формы, но и играет роль важного социального института.
Выбранная тема приобретает большую актуальность в связи с различными проектами Российской Федерации, которые сегодня имеют важную роль во внутренней государственной политике. Существуют некоторые трудности практического характера при преобразовании волонтерства в структуру общества, например недоверие людей, отсутствие потребности у власти в реализации каких-либо программ, которые связаны с волонтерской деятельностью, и нежелание отдельных людей помогать добровольцам. Технологическая проблема. Отсутствие известных и распространенных школ волонтерства и устоявшихся традиций добровольчества [Проблемы волонтерского движения в современной России].
Существует большое количество людей, которые нуждаются в помощи и тех, кто способен безвозмездно тратить свое время, делясь своими знаниями и навыками с теми, кому это необходимо. Таким образом, необходимо исследовать эти проблемы и дать рекомендации по их преодолению. На сегодняшний день в России, добровольческая работа, помощь людям не считается обыденным явлением в жизни, но, можно отметить, что в данное время волонтерство набирает силу.
Ключевыми факторами роста волонтерского движения можно назвать способность менять взгляд на мир человека, быть полезным стране и обществу. Посредством волонтерской деятельности развиваются их умения и навыки, реализуется потребность в общении и самоуважении, осознается польза каждого человека.
В рамках данного исследования были выбраны два крупных волонтерских центра в г. Екатеринбург: волонтерский центр Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина «Волонтеры Урала» и волонтерский центр «Лига Волонтеров» благотворительного фонда Еврейского культурного центра «Менора». Критериями отбора являлась аудитория организаций, узнаваемость бренда, специализация и количество проводимых мероприятий, акций, а также наличие существующих проектов.
В работе рассматривалось продвижение посредством социальных сетей волонтерской деятельности у данных центров. Была проанализирована статистика социальных сетей организаций. В ходе исследования был проведен опрос в виде интервью по проблеме волонтерства в России. Во время написания работы были отобраны зарубежные и российские авторы, освещающие тему волонтерства в своих работах.
Цель исследования - изучить особенности продвижения волонтерской деятельности в России через использование социальных сетей, проанализировать влияние социальных сетей на бренд каждого из центров.
Для достижения цели исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Определить, описать и классифицировать основные методы и способы продвижения через 8ММ.
2. Описать специфику каждого из центров.
3. Собрать статистические данные волонтерских центров и проанализировать ее.
4. Провести опрос респондентов по проблеме волонтерства.
Объектом данной исследовательской работы выступила волонтерская деятельность в России. Предмет исследования - отличительные черты продвижения волонтерских центров с помощью социальных сетей.
Методологическую основу работы составляют труды ведущих специалистов по теории волонтерства И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева, М. В. Певная, Г. Е. Зборовский, Н. В. Тарасова, Е. В. Данилова.
Методы исследования в работе: был проведен опрос в виде интервью, сбор статистических данных и анализ. Интервьюирование было проведено с целью сбора информации о волонтерстве у людей. Исходя из анализа статистических данных можно проследить эффективность продвижения через социальные сети волонтерства, популярность организаций и оценить влияние социальных сетей на волонтерскую деятельность.
Актуальность работы обусловлена социальной важностью волонтерства в современном мире, а также его влиянием на общество, государство в целом. Добровольческая деятельность способствует восстановлению общественных контактов между людьми и социализации сложных личностей и целых общественных групп. Это приводит к тому, что волонтерская деятельность приобретает черты важного общественного звена в Российской Федерации. Все чаще СМИ повествуют о волонтерстве, оказывая непосредственное влияние на общество. Открывается большое количество благотворительных фондов, и создаются волонтерские организации. В основном в данное движение вступает молодежь.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются следующие вопросы, связанные с понятием и классификацией волонтерства, эволюцией волонтерства и описанием особенностей волонтерского движения за рубежом и в России. Во второй главе анализируются инструменты продвижения волонтерских центров, приводится анализ статистических данных социальных сетей центров. В третьей главе рассматриваются методы сбора данных и их анализ на примере двух личных интервью с людьми в возрасте от 22 до 30 лет.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению проблем волонтерства в современном обществе и его продвижения в социальных сетях.
В ходе работы был проведен комплексный анализ социальных сетей и способов продвижения через них. За основу были выбраны два крупных волонтерских центра с разной спецификой и аудиторией. Практическая значимость работы состоит в возможности использовать результаты работы по продвижению волонтерства, также полученные результаты могут быть использованы для улучшения работы волонтерских организаций в целом.
Волонтерство представляет собой специфическую деятельность, совершение которой происходит на добровольных началах в целях достижения общественного блага или блага выделенной группы, без цели получения материального вознаграждения. Это приводит к выводу, что занятие волонтерством не имеет ничего общего с денежной выгодой, а преследует цели помощи людям и получения важного социального опыта добровольцем. Главной целью добровольных помощников является содействие благотворительной организации в оказании помощи населению. Волонтер должен стремиться овладеть различными дополнительными навыками и знаниями для оказания более качественной помощи нуждающимся людям. Для этого он должен посещать различные семинары и тренинги. За рубежом волонтерство стало развиваться раньше, чем в России. В нашей стране добровольчество находится в процессе своего становления.
Продвижение волонтерской деятельности на сегодняшний день в основном происходит по средствам социальных сетей при помощи SMM (Social Media Marketing). SMM - это применение соцсетей как каналов для продвижения компании, роста числа целевой аудитории, привлечения посетителей на сайт или в группы и, в конечном счете, роста продаж. Социальные сети являются основой SMM. В работе были рассмотрены наиболее популярные площадки, такие как Instagram*, Facebook** и ВКонтакте. В качестве примера продвижения волонтерства были взяты два волонтерских центра - это «Волонтеры Урала» - волонтерский центр УрФУ и волонтерский центр ЕЕКЦ «Менора» - «Лига Волонтеров». Критериями отбора являлись количество сосредоточенной аудитории в социальных сетях, мероприятия в которых были задействованы данные центры, услуги, которые предлагают волонтерские организации, популярность бренда.
Волонтерский центр Уральского федерального университета помогает в проведении мероприятий различного уровня и направленности.
Аудиторией центра являются студенты и школьники города Екатеринбурга и Свердловской области. Волонтерская деятельность, в университете, началась ещев 2003 году. В основном специализация центра является деятельность на мероприятиях, акциях.
При анализе статистики центра в социальной сети ВКонтакте Instagram* было выявлено, что у людей имеется доверие к данной организации узнаваемость бренда подтверждается, постоянная аудитория взаимодействует с сообществом, при помощи звонков, написанием личных сообщений в волонтерский центр. Вовлеченность пользователей возрастает, количество подписчиков увеличивается, что показывает нам интерес людей к деятельности волонтерского центра.
На примере волонтерского центра «Лига Волонтеров» благотворительного фонда ЕЕКЦ «Менора» можно отметить, что специфика фонда отличается от предыдущего примера. Фонд "Менора" дает возможность людям любого возраста реализовать свои инициативы, изучать национальную культуру и традиции еврейского народа. На основе еврейских ценностей фонд создает современное открытое сообщество людей разных возрастов, которое развивает системную благотворительность на основе исторической памяти и взаимной ответственности за настоящее и будущее еврейской общины Урала. Укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов. Основным направлением фонда является социальная помощь людям. В волонтерском центре «Лига Волонтеров» большой спектор проектов, которые направлены не только на социальную помощь людям. В фонде волонтером может стать каждый гражданин, любой национальности и возраста.
Деятельность фонда и волонтерского центра продвигается также по средствам социальных сетей Instagram*, Facebook**, Telegram, ВКонтакте. Телеграмм канал центра был создан относительно недавно. При сборе статистики и ее анализе было выявлено, что пользователи активно участвуют в деятельности фонда, проявляют интерес к работе волонтерского центра. Вовлеченность пользователей в социальных сетях выросла, количество подписчиков соответственно. Это демонстрирует нам то, что у аудитории имеется доверие, лояльность к деятельности организации. Постоянное взаимодействие с пользователями социальных сетей также происходит, увеличивая узнаваемость и значимость бренда волонтерского центра и фонда в целом.
В данном исследовании мы доказали, что значимость волонтерства в настоящее время возрастает. Социальные сети активно помогают в продвижении волонтерской деятельности во всем мире. Организации активно прибегают к продвижению добровольчества по средствам социальных сетей. Наиболее активно люди используют три социальные сети - это Instagram*, Facebook** и ВКонтакте в качестве продвижения своей благотворительной деятельности и привлечении к волонтерству.
В ходе исследования было проведено 20 интервью. При анализе значимости волонтерства в целом для людей, было проведено интервьюирование людей. В ходе интервью было выявлено, что из всех 20 опрошенных людей каждый слышал о волонтерстве, но при этом не каждый готов брать на себя ответственность за добровольческую деятельность. Не все респонденты были готовы предоставлять свои персональные данные в общий доступ. Проблема укрепления волонтерства в России остается открытой, так как не все люди готовы отдавать свое свободное время бескорыстно и бесплатно на помощь другим.
I. Научно-исследовательская литература:
1. Абаев А. Л., Алексунин В. А. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Алексунин, В. А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 362 с.
2. Видищев В. В. Особенности противоречий, возникающих при организации волонтерской деятельности / В. В. Видищев // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №2. - С. 134-145.
3. Данилова Е. В. Международный опыт волонтерской деятельности / Е. В. Данилова // Вестник РМАТ. - 2015. - № 4. - С. 10-15.
4. Дугар-Жабон Т. З., Симакина М. А. Таргетинги ретаргетинг как инструменты маркетинга / Т. З. Дугар-Жабон, М. А. Симакина // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - №1. - С. 41-47.
5. Епишкин Н. И. Волонтер / Н. И. Епишин // Исторический словарь галлицизмов. - М, 2010. - 583 с.
6. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. / Т. Ф. Ефремова. - М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - 1048 с.
7. Зборовский Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания / Г. Е. Зборовский // Социально-экономические науки.
- 2017. - №2. - С. 131-134.
8. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. - М.: Вильямс, 2007. - 1200 с.
9. Певная М.В.Волонтерство как социологическая проблема / М. В. Певная // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.
- 2013. - №1. - С. 16-19.
10. Потапова И. А., Джумагалиева Г. Р Волонтерское движение : учебное пособие / И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. -Москва : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2018. - 68 с.
11. Родькина А. В. Эффективность контекстной рекламы в продвижении интернет-магазина / А. В. Родькина // Скиф. - 2019. - №4. - С. 101-107.
12. Тарасова Н. В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н. В. Тарасова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №4. - С. 56-59.
13. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2007. - 3048 с.
14. Johnson P. Targeted advertising and advertising avoidance // Marketing Lobrary. - 2013. - vol. 2. -pp. 44-57.
15. Schlee Ch. Targetes Advertising Technologies in the Space: A Use Case Analysis // The Rand journal. - 2013. - vol. 5. - pp. 178-184.
...