Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ КЛИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА

Работа №99780

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ КЛИЕНТОВ 6
1.1 Ресурсный подход в социальной работе 6
1.2 Кризисный центр как внешний ресурс для клиентов 23
ГЛАВА 2. РОЛЬ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА В АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВКЛИЕНТОВ (на примере Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок»).. 42
2.1 Направления работы кризисного центра по активизации ресурсов
клиентов 42
2.2 Особенности организации работы по активизации ресурсов клиентов .... 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76


Актуальность темы исследования объективно предопределена тем, что современная практика социальной работы в первую очередь ориентирована на оказание услуг клиентам, имеющим официальный статус, подтверждающий их нуждаемость в социальном обслуживании. Нередки случаи укрытия информации о фактическом статусе для получения мер поддержки. К таким случаям может относиться статус малоимущей семьи, когда клиент может получать заработную плату неофициально. Другим примером может служить ситуация, когда родитель не выходит на работу, получая ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, потому что потеряет этот источник дохода, а заработная плата, которую он может получать со своим уровнем квалификации будет примерно равна размеру данной выплаты. Часто у клиентов, имеющих официальный статус, подтверждающий их нуждаемость в социальных услугах, выражена иждивенческая позиция, они считают, что государство должно им помогать, но они не предпринимают шагов для выхода из сложившейся ситуации, привыкая к такому порядку дел, что со временем может приводить к еще большему снижению благополучия этих граждан. Клиенты могут на протяжении долгих лет получать социальную помощь и финансовую поддержку со стороны государства, но их жизненная ситуация не меняется, так как у них нет мотивации на перемены.
Обратным примером может являться семья, которая не имеет возможности предоставить необходимые документы для признания ее нуждающейся в социальных услугах. Например, уровень дохода семьи незначительно превышает прожиточный минимум или по документам семья имеет хороший доход, но почти все денежные средства уходят на оплату долгов по кредитам или на лечение члена семьи, у которого нет статуса инвалида. Такой семье не будет оказана своевременная помощь. Социальные службы начнут работу с семьей только в случае ухудшения ее ситуации. Это говорит о сложности баланса между ориентацией социальной политики на благополучные и неблагополучные семьи, между профилактической работой с неблагополучием и работой с тяжелой затяжной формой семейного неблагополучия. Практика показывает, что работа со второй категорией часто малоэффективна (лишь немногие семьи начинают самостоятельную жизнь), а социальный результат неустойчив. Это связано с тем, что семьи, долго живущие в неблагополучии, адаптируются к условиям своей жизни. У них снижается активность и мотивация к изменению ситуации, а также уменьшается количество ресурсов, которые могут быть использованы ими для возвращения к благополучной жизни. В силу высокой загруженности, специалисты не имеют возможности уделять достаточное количество времени каждой неблагополучной семье для поддержки и активизации ее ресурсов. Даже если семья начала решать свои проблемы и столкнулась с новыми трудностями, специалистам не всегда хватает временных и профессиональных ресурсов, для своевременного выявления и оказания помощи семье.
В этой связи важно сделать больший акцент на профилактику неблагополучия и работу с клиентами на ранних стадиях, не допуская ухудшения их жизнедеятельности. Значимую роль приобретает активная позиция личности, ее навыки быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам и готовность задействовать имеющиеся или потенциальны е ресурсы.
Объект исследования: ресурсы клиентов кризисного центра
Предмет исследования: активизация ресурсов клиентов
Цель исследования: изучить способы активизации ресурсов клиентов кризисного центра Задачи исследования:
1. Проанализировать теории, которые легли в основу ресурсно - потенциального подхода
2. Определить виды ресурсов, имеющиеся у клиентов
3. Выделить факторы, положительно влияющие на активизацию ресурсов клиентов
4. Дать характеристику кризисному центру как внешнему ресурсу личности
5. Описать ключевые направления деятельности кризисного центра по активизации ресурсов клиентов
6. Выявить формы и методы работы с клиентами кризисного центра по активизации их ресурсов.
Теоретическая база исследования включает труды Р. Адамса, Ф. Парслоу и Б. Соломона, изложивших в своих работах суть концепции активизации. Среди зарубежных исследователей наиболее значимый вклад внесли М. Пейн, Ф. Парслоу, О. Стивенсен, С. Гено. В отечественной литературе теорию эмпаурмента в социальной работе развивают Буторина А.А., Бородкина О.И., Романычев И., Ярская-Смирнова Е. и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе представлены теоретико-методологические основания исследования понятия ресурсов человека и их виды - внешние и внутренние ресурсы по отношению к субъекту и приведены классификации разных авторов. Описано понятие ресурсный потенциал личности и его составляющие.. Дано понятие активизации (эмпаурмент) ресурсов клиента. Описаны основные принципы и способы активизации ресурсов на разных уровнях: микроуровень, мезоуровень, макроуровень. Дана характеристика кризисному центру.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению направлений работы кризисного центра и особенностей работы в нем по активизации ресурсов клиентов . Определены ключевые компоненты, оказывающие наибольшее влияние на активизацию ресурсов клиента и устойчивость социального эффекта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования изучены способы активизации ресурсов клиентов кризисного центра, реализуемые на базе Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок». Для этого выполнен ряд поставленных задач. В том числе дано понятие ресурс, ресурсный потенциал, и кризисный центр. Проанализированы теории, которые легли в основу ресурсно - потенциального подхода. В настоящий момент нет единой классификации, учитывающей все ресурсы субъекта социальной работы и позволяющей выделить наиболее значимые из них. Ресурс является многоаспектным и многовекторным явлением. В каждом отдельном случае работы с клиентом, набор ресурсов и их дефицитов будет уникален, что напрямую отражается на клиенте. Между ресурсами существует сложное взаимодействие и они могут влиять друг на друга. В этой связи необходим индивидуальный подход к каждому случаю с целью оценки имеющихся ресурсов и выстраивания индивидуального плана работы.
Определены виды ресурсов, имеющиеся у клиентов. Наиболее часто клиентам не хватает внутренних ресурсов, таких как активность, уверенность в себе, целеустремленность, рефлексивность, образование, развитые навыки и компетенции, а также вера в собственные силы. Количество социальных связей клиентов зачастую снижено из -за низких коммуникативных навыков и конфликтов. Это приводит к тому, что клиентам бывает не к кому обратиться за помощью и поддержкой. На материально-бытовом уровне клиенты испытывают финансовые затруднения. Все обозначенные р есурсы могут являться задачами для социальной работы, но наилучший эффект возможен в случае активизации внутренней потребности и мотивации клиента на развитие недостающих ресурсов и дальнейшее преодоление трудной жизненной ситуации.
Выделены компоненты, положительно влияющие на активизацию ресурсов клиентов. Во -первых, готовность клиента к изменениям и уверенность в себе. Без мотивации работа будет нести неустойчивый эффект и человек может снова вернуться в трудную жизненную ситуацию. Во -вторых, жизнестойкость. Это качество личности помогает преодолевать жизненные трудности, так как человек уверен в своих силах и возможностях. В -третьих, наличие позитивного опыта преодоления подобных ситуаций и поддержка окружения. Зачастую благодаря родным и знакомым клиент справляется с трудностями, даже если не уверен в собственных силах.
Дана характеристика кризисному центру как внешнему ресурсу личности. Кризисный центр имеет различные формы организации, у которых есть своя специфика, но все они направлены на поддержку клиента в преодолении кризисного периода его жизни. Во время социального сопровождения с клиентом работает команда специалистов: куратор, психологи, специалисты по социальной работе, логопеды, юристы, воспитатели. Каждый участник отвечает за свою часть работы. Основная цель сопровождения заключается не только в обеспечении семьи материальными благами, но в большей степени она направлена на помощь клиенту активизировать свои ресурсы и взять ответственность за свою жизнь, решая проблемную ситуацию.
Ключевыми направлениями деятельности кризисного центра по активизации ресурсов клиентов являются: комплексное сопровождение семьи, основанное на индивидуальной программе; социально-бытовое обслуживание, направленное на сохранение имеющихся материальных ресурсов и дающее возможность восполнить недостающие ресурсы. Обучение навыкам самообслуживания и ухода за ребенком; информационно - просветительская работа, помогающая овладеть новыми знаниями, умениями и навыками; психологическая работа, помогающая стабилизировать эмоциональное состояние, повысить самооценку, развить коммуникативны е навыки и навыки бесконфликтного общения, а также научиться постановке и достижению целей; педагогическая работа направлена на обучение матерей взаимодействию с детьми, их воспитанию, и повышению родительских компетенций; юридическая работа включает помощь в составлении исков на лишение родительских прав, развод, алименты, разделение имущества и т.д.; содействие в поиске работы; медиация в конфликтных ситуациях.


1. Активизирующие подходы в практике социальной работы с семьей: сборник статей/ Под ред. В.А. Самойловой. СПб.: Скифия -принт, 2014. С. 38
2. Безрукова О. Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 216.
3. Безрукова О.Н. Семейная политика в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы: концептуальные основы, практические решения, показатели эффективности. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы, семинарских и практических занятий / О.Н. Безрукова, В.А. Самойлова, Ю.Ю. Ивашкина, Г.С. Курганова — СПб.: Скифия-принт, 2016. — С. 242.
4. Безрукова О.Н. Сопровождение замещающей семьи или как снизить риск вторичных отказов. / О.Н. Безрукова, В.А. Самойлова // СОЦИС. - 2019 - № 1. - С. 85-95.
5. Бородкина О.И. Проблемы социального исключения/включения молодежи (на материале социологического исследования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области) / О.И. Бородкина, В.А. Самойлова // ЖССА. - 2013. - №1. - С. 100-110.
6. Бородкина О.И. Современные тенденции развития профилактической социальной работы / О.И. Бородкина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2012. - №3. С. 145-151.
7. Бородкина О.И. Теоретико -методологические основы исследования социального исключения молодежи / О.И. Бородкина, В.А. Самойлова, А.В. Дмитриева // Концепция возможностей и социальные проблемы молодежи / Коллективная монография под ред. О.И. Бородкиной. СПб.: Скифия -принт, 2012. С. 56-69.
8. Бородкина, О. И. / Принцип эмпауэрмента в социальной работе. Активизация в социальной работе с семьей. Скифия -принт, 2013. С. 88.
9. Борьба с насилием в отношении женщин: минимальные стандарты. Совет Европы. 2005 С. 76.
10. Ведерникова В.Г. Классификации ресурсных потенциалов личности как основа транспарентности оказания социальной помощи / В.Г. Ведерникова, З.П. Замараева, З.А. Коренчук, И.А. Серова, А.Ю. Ягодина // Социальная политика и социология - 2011 - №9 (75) - С. 350-355.
11. Гено С. Методы и техники селф-эмпауэрмент в социальной работе: пособие / С. Гено, Р. Армандо. - Новосибирск, 2004. - 28 с.
12. ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения
13. ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
14. Замараева З. П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: Учебник для бакалавров / З. П. Замараева. — 2-е изд. — М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — С. 174.
15. Замараева З.П. Феномен бедности в социологии с позиции факторного и ресурсного анализа / З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2018. - №1 (33). - С. 125-133.
16. Заславская Т.И. О роли социальной структуры в трансформации российского общества / Т.И. Заславская // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. - М.: МВШСЭН, 2000. - С. 222-235.
17. Ивашкина Ю.Ю. Активизирующий потенциал и организация социального сопровождения семьи в условиях государственного учреждения социального обслуживания населения / Активизация в социальной работе с семьей. Коллективная монография / под ред. О.И.Бородскиной, В.А.Самойловой. - СПб.: Скифия-принт, 2013. - С.88-114
18. Инновационная технология оказания социальной помощи женщинам и детям: проект «Временное жилье для нуждающихся матерей» в Свердловской области : методические материалы. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. -С. 96.
19. Колков В.В. Реализация субъект-субъектных отношений в психосоциальной работе с клиентом / В.В Колков // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - №6. - С. 37-43.
20. Кононова Л.И. Социальное сопровождение - новый вектор социального обслуживания населения / Л.И. Кононова // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - №1(64). - С. 41-46.
21. Методы и технологии социальной работы в современном мире: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - С. 218.
22. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya (дата
обращения: 15.01.2021).
23. Национальный проект «Демография»йИрз://хп--
80aapampemcchfmo7a3c9ehj .xn--p 1 ai/projects/demografiya
24. Организация социальной работы с семьей: методическое пособие / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.А. Виниченко. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2017. - С. 88.
25. Парслоу Ф. Помочь людям обрести силы / Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 140-141.
26. Парслоу Ф. Принцип активизации в практике социальной работы / под ред. Ф.Парслоу. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 223.
27. Паршина В.В. деятельность социальных учреждений по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия (на примере ГБУ г. Москвы "кризисный центр помощи женщинам и детям") / В.В Паршина. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1-4. - С. 164-167.
28. Попова В.В. Специфика внутрисемейного насилия и технология его преодоления в условиях кризисных центров / В.В. Попова, Е.В. Решетникова, Н.А. Саблина : Монография. - Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2018. - С. 124.
29. Профилактика социальной работы с семьями, затронутыми проблемой ВИЧ - инфекции: сборник научно-практических материалов / Под редакцией О.И. Бородкиной, Ю.Ю. Ивашкиной. - СПб., 2009. - С. 180.
30. Пэйн М. Социальная работа. Современная теория / М. Пэйн. М.: - Академия, 2007. - С. 400.
31. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация/ В.В. Радаев// Экономическая социология - 2002 - №4. С. 20-31.
32. Романычев И.С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о социологическом осмыслении / И.С. Романычев // Общество. Среда. Развитие (Terra Нитапа). - 2012. - №3. - С. 82-85.
33. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — С. 1032.
34. Самойлова В.А. первичная профилактика в работе с семьей: перспективы развития / В.А. Самойлова// Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - №3 (50). - С. 74-82.
35. Самойлова, В.А. Ресурсный подход в социальной работе с семьей. / Активизация в социальной работе с семьей. Скифия-принт, 2013. С. 176.
36. Совершенствование механизма оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта и ее приоритизация в системе мер государственной поддержки семей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://10letie.edu.gov.rU/section/report/2(дата обращения: 15.01.2021).
37. Социальное сопровождение семей с детьми / Информационно-методический сборник. - М.: ИДПО ДТСЗН. - 2015. С. 242.
38. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России: Монография / Е. И. Холостова, Т. В. Шинина. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2016. — С. 342.
39. Степанова Н.А. Психологические особенности маргинальных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / Н.А. Степанова, С.К. Хаидов, М.А. Басин // wschodnioeuropejskie czasopismo пайком^. Том: 13 - 2016. - № 3. С. 70-75.
40. Студенкина М.М. Приют для будущих мам: от плана до воплощения. - М.: Лепта Книга, 2015. - С. 224.
41. Сулейменова У.Ю. Ресурность многодетных семей как субъективный показатель качества жизни семьи / Социальные риски и управление ими в современном обществе: сборник статей по материалам Всероссийской научно - практической конференции, 05 декабря 2014 года / отв. ред. Е.Н. Шовина. - Мурманск: МГГУ, 2015. - С. 49-54.
42. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учеб. пособие / Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, Т. В. Соловьева, Е. Н. Касаркина, Е. В. Камышова, А. А. Антипова, Е. Н. Рябова, Е. Н. Коломасова. — Саранск : Афанасьев В. С., 2017. — С. 160.
43. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Приступа [и др.] ; под редакцией Е. Н. Приступы. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — С. 465.
44. Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации / Н.М. Давыдова, Н.Е Тихонова// СОЦИС. - 2006. - №2. - С. 29-41.
45. Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях / Н.Е. Тихонова // Экономическая социология. - 2006. - №3. - С. 11-26.
46. Тихонова Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства / Н.Е. Тихонова //Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. - С. 24-35.
47. Ткаченко И.В. Личностно -развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология. - М.: «КРЕДО», 2008. С. 278.
48. Учебно-методическое пособие для специалистов социально -ориентированных некоммерческих организаций и социозащитных учреждений про -семейной направленности. Модуль 2: Принципы и технологии комплексной поддержки кризисных семей / Г.Н. Малюченко, И.Ю. Малюченко, Е.В. Пятницкая, под общ. ред. Г.Н. Малюченко. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017
- С. 126.
49. Федеральный проект Поддержка семей, имеющих детей [Электронный
ресурс] - Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--
р1а1/р1гце^8/оЬга7ОУате/роййег^ка_8етеу_8_йе1т1 (дата обращения:
15.01.2021).
50. Федеральный проект Поддержка семей, имеющих детей https://xn-- 80aapampemcchfmo7a3c9ehj .хп-- p1ai/projects/obrazovanie/podderzhka_semey_s_detmi
51. Федеральный проект Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет 111 1рз://хп-- 80aapampemcchfmo7a3c9ehj .хп--р 1 ai/projects/demografiya/sodeystvie_zanyatosti
52. Федеральный проект Содействие занятости женщин - доступность
дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--
p1ai/pгojects/demogгafiya/sodeystvie_zanyatosti (дата обращения: 15.01.2021).
53. Федулова А.Б. Восстановительные технологии социальной работы как важное условие сохранения и обеспечения безопасности семьи (на примере Архангельской области) / А.Б. Федулова // АиС. - 2019. - №36. - С. 110-127
54. Федулова А.Б. Проблемы и возможности применения технологии "семейные групповые конференции" в социальной работе с семьей в России / А.Б. Федулова // Известия Саратовского университета. - 2018. - №3 - С. 269-273.
55. Фирсов М.В. [Рецензия] / М.В. Фирсов // ЖССА. 2015. №5.- Рец. на кн. : Активизация в социальной работе с семьей / под ред. О. И. Бородкиной, В. А. Самойловой. СПб: Скифия-принт, 2013. С. 218-221.
56. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной работы : учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. — М. : КНОРУС, 2016. — С. 344.
57. Холостова Е. И. Социально ориентированные некоммерческие организации: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — М.: Издательско"торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — С. 181.
58. Холостова Е.И. Генезис, методологические основы и современная практика социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. - 2016.- №3
59. Чистякова Н.М. Организация и проведение индивидуальной профилактической работы с семьей / Методические рекомендации / Н.М. Чистякова, И.В. Савина //Под общей ред. О.Г. Прохоровой О.Г., Байдарова О.И. -М.: ИПК ДСЗН - 2014. - С. 52.
60. Шинина Т.В. Социально-психологические проблемы современной российской семьи// Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно -практической конференции (1 февраля 2016 г, г.Уфа)./ в 4 ч. Ч.4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.159-163.
61. Язева Е.В. Организация работы приютов временного проживания для беременных и матерей с младенцами в трудной жизненной ситуации / сборн. метод. мат. / Е.В. Язева. - Пенза: КотОМ, 2015. - С. 128.
62. Язева Е.В. Сборник методических материалов по организации работы приютов временного проживания для беременных и матерей с детьми в трудной жизненной ситуации / Е.В. Язева. - Иваново, 2015. С. 206.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ