СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ КЛИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ КЛИЕНТОВ 6
1.1 Ресурсный подход в социальной работе 6
1.2 Кризисный центр как внешний ресурс для клиентов 23
ГЛАВА 2. РОЛЬ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА В АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВКЛИЕНТОВ (на примере Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок»).. 42
2.1 Направления работы кризисного центра по активизации ресурсов
клиентов 42
2.2 Особенности организации работы по активизации ресурсов клиентов .... 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ КЛИЕНТОВ 6
1.1 Ресурсный подход в социальной работе 6
1.2 Кризисный центр как внешний ресурс для клиентов 23
ГЛАВА 2. РОЛЬ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА В АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВКЛИЕНТОВ (на примере Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок»).. 42
2.1 Направления работы кризисного центра по активизации ресурсов
клиентов 42
2.2 Особенности организации работы по активизации ресурсов клиентов .... 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Актуальность темы исследования объективно предопределена тем, что современная практика социальной работы в первую очередь ориентирована на оказание услуг клиентам, имеющим официальный статус, подтверждающий их нуждаемость в социальном обслуживании. Нередки случаи укрытия информации о фактическом статусе для получения мер поддержки. К таким случаям может относиться статус малоимущей семьи, когда клиент может получать заработную плату неофициально. Другим примером может служить ситуация, когда родитель не выходит на работу, получая ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, потому что потеряет этот источник дохода, а заработная плата, которую он может получать со своим уровнем квалификации будет примерно равна размеру данной выплаты. Часто у клиентов, имеющих официальный статус, подтверждающий их нуждаемость в социальных услугах, выражена иждивенческая позиция, они считают, что государство должно им помогать, но они не предпринимают шагов для выхода из сложившейся ситуации, привыкая к такому порядку дел, что со временем может приводить к еще большему снижению благополучия этих граждан. Клиенты могут на протяжении долгих лет получать социальную помощь и финансовую поддержку со стороны государства, но их жизненная ситуация не меняется, так как у них нет мотивации на перемены.
Обратным примером может являться семья, которая не имеет возможности предоставить необходимые документы для признания ее нуждающейся в социальных услугах. Например, уровень дохода семьи незначительно превышает прожиточный минимум или по документам семья имеет хороший доход, но почти все денежные средства уходят на оплату долгов по кредитам или на лечение члена семьи, у которого нет статуса инвалида. Такой семье не будет оказана своевременная помощь. Социальные службы начнут работу с семьей только в случае ухудшения ее ситуации. Это говорит о сложности баланса между ориентацией социальной политики на благополучные и неблагополучные семьи, между профилактической работой с неблагополучием и работой с тяжелой затяжной формой семейного неблагополучия. Практика показывает, что работа со второй категорией часто малоэффективна (лишь немногие семьи начинают самостоятельную жизнь), а социальный результат неустойчив. Это связано с тем, что семьи, долго живущие в неблагополучии, адаптируются к условиям своей жизни. У них снижается активность и мотивация к изменению ситуации, а также уменьшается количество ресурсов, которые могут быть использованы ими для возвращения к благополучной жизни. В силу высокой загруженности, специалисты не имеют возможности уделять достаточное количество времени каждой неблагополучной семье для поддержки и активизации ее ресурсов. Даже если семья начала решать свои проблемы и столкнулась с новыми трудностями, специалистам не всегда хватает временных и профессиональных ресурсов, для своевременного выявления и оказания помощи семье.
В этой связи важно сделать больший акцент на профилактику неблагополучия и работу с клиентами на ранних стадиях, не допуская ухудшения их жизнедеятельности. Значимую роль приобретает активная позиция личности, ее навыки быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам и готовность задействовать имеющиеся или потенциальны е ресурсы.
Объект исследования: ресурсы клиентов кризисного центра
Предмет исследования: активизация ресурсов клиентов
Цель исследования: изучить способы активизации ресурсов клиентов кризисного центра Задачи исследования:
1. Проанализировать теории, которые легли в основу ресурсно - потенциального подхода
2. Определить виды ресурсов, имеющиеся у клиентов
3. Выделить факторы, положительно влияющие на активизацию ресурсов клиентов
4. Дать характеристику кризисному центру как внешнему ресурсу личности
5. Описать ключевые направления деятельности кризисного центра по активизации ресурсов клиентов
6. Выявить формы и методы работы с клиентами кризисного центра по активизации их ресурсов.
Теоретическая база исследования включает труды Р. Адамса, Ф. Парслоу и Б. Соломона, изложивших в своих работах суть концепции активизации. Среди зарубежных исследователей наиболее значимый вклад внесли М. Пейн, Ф. Парслоу, О. Стивенсен, С. Гено. В отечественной литературе теорию эмпаурмента в социальной работе развивают Буторина А.А., Бородкина О.И., Романычев И., Ярская-Смирнова Е. и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе представлены теоретико-методологические основания исследования понятия ресурсов человека и их виды - внешние и внутренние ресурсы по отношению к субъекту и приведены классификации разных авторов. Описано понятие ресурсный потенциал личности и его составляющие.. Дано понятие активизации (эмпаурмент) ресурсов клиента. Описаны основные принципы и способы активизации ресурсов на разных уровнях: микроуровень, мезоуровень, макроуровень. Дана характеристика кризисному центру.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению направлений работы кризисного центра и особенностей работы в нем по активизации ресурсов клиентов . Определены ключевые компоненты, оказывающие наибольшее влияние на активизацию ресурсов клиента и устойчивость социального эффекта.
Обратным примером может являться семья, которая не имеет возможности предоставить необходимые документы для признания ее нуждающейся в социальных услугах. Например, уровень дохода семьи незначительно превышает прожиточный минимум или по документам семья имеет хороший доход, но почти все денежные средства уходят на оплату долгов по кредитам или на лечение члена семьи, у которого нет статуса инвалида. Такой семье не будет оказана своевременная помощь. Социальные службы начнут работу с семьей только в случае ухудшения ее ситуации. Это говорит о сложности баланса между ориентацией социальной политики на благополучные и неблагополучные семьи, между профилактической работой с неблагополучием и работой с тяжелой затяжной формой семейного неблагополучия. Практика показывает, что работа со второй категорией часто малоэффективна (лишь немногие семьи начинают самостоятельную жизнь), а социальный результат неустойчив. Это связано с тем, что семьи, долго живущие в неблагополучии, адаптируются к условиям своей жизни. У них снижается активность и мотивация к изменению ситуации, а также уменьшается количество ресурсов, которые могут быть использованы ими для возвращения к благополучной жизни. В силу высокой загруженности, специалисты не имеют возможности уделять достаточное количество времени каждой неблагополучной семье для поддержки и активизации ее ресурсов. Даже если семья начала решать свои проблемы и столкнулась с новыми трудностями, специалистам не всегда хватает временных и профессиональных ресурсов, для своевременного выявления и оказания помощи семье.
В этой связи важно сделать больший акцент на профилактику неблагополучия и работу с клиентами на ранних стадиях, не допуская ухудшения их жизнедеятельности. Значимую роль приобретает активная позиция личности, ее навыки быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам и готовность задействовать имеющиеся или потенциальны е ресурсы.
Объект исследования: ресурсы клиентов кризисного центра
Предмет исследования: активизация ресурсов клиентов
Цель исследования: изучить способы активизации ресурсов клиентов кризисного центра Задачи исследования:
1. Проанализировать теории, которые легли в основу ресурсно - потенциального подхода
2. Определить виды ресурсов, имеющиеся у клиентов
3. Выделить факторы, положительно влияющие на активизацию ресурсов клиентов
4. Дать характеристику кризисному центру как внешнему ресурсу личности
5. Описать ключевые направления деятельности кризисного центра по активизации ресурсов клиентов
6. Выявить формы и методы работы с клиентами кризисного центра по активизации их ресурсов.
Теоретическая база исследования включает труды Р. Адамса, Ф. Парслоу и Б. Соломона, изложивших в своих работах суть концепции активизации. Среди зарубежных исследователей наиболее значимый вклад внесли М. Пейн, Ф. Парслоу, О. Стивенсен, С. Гено. В отечественной литературе теорию эмпаурмента в социальной работе развивают Буторина А.А., Бородкина О.И., Романычев И., Ярская-Смирнова Е. и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе представлены теоретико-методологические основания исследования понятия ресурсов человека и их виды - внешние и внутренние ресурсы по отношению к субъекту и приведены классификации разных авторов. Описано понятие ресурсный потенциал личности и его составляющие.. Дано понятие активизации (эмпаурмент) ресурсов клиента. Описаны основные принципы и способы активизации ресурсов на разных уровнях: микроуровень, мезоуровень, макроуровень. Дана характеристика кризисному центру.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению направлений работы кризисного центра и особенностей работы в нем по активизации ресурсов клиентов . Определены ключевые компоненты, оказывающие наибольшее влияние на активизацию ресурсов клиента и устойчивость социального эффекта.
В рамках данного исследования изучены способы активизации ресурсов клиентов кризисного центра, реализуемые на базе Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок». Для этого выполнен ряд поставленных задач. В том числе дано понятие ресурс, ресурсный потенциал, и кризисный центр. Проанализированы теории, которые легли в основу ресурсно - потенциального подхода. В настоящий момент нет единой классификации, учитывающей все ресурсы субъекта социальной работы и позволяющей выделить наиболее значимые из них. Ресурс является многоаспектным и многовекторным явлением. В каждом отдельном случае работы с клиентом, набор ресурсов и их дефицитов будет уникален, что напрямую отражается на клиенте. Между ресурсами существует сложное взаимодействие и они могут влиять друг на друга. В этой связи необходим индивидуальный подход к каждому случаю с целью оценки имеющихся ресурсов и выстраивания индивидуального плана работы.
Определены виды ресурсов, имеющиеся у клиентов. Наиболее часто клиентам не хватает внутренних ресурсов, таких как активность, уверенность в себе, целеустремленность, рефлексивность, образование, развитые навыки и компетенции, а также вера в собственные силы. Количество социальных связей клиентов зачастую снижено из -за низких коммуникативных навыков и конфликтов. Это приводит к тому, что клиентам бывает не к кому обратиться за помощью и поддержкой. На материально-бытовом уровне клиенты испытывают финансовые затруднения. Все обозначенные р есурсы могут являться задачами для социальной работы, но наилучший эффект возможен в случае активизации внутренней потребности и мотивации клиента на развитие недостающих ресурсов и дальнейшее преодоление трудной жизненной ситуации.
Выделены компоненты, положительно влияющие на активизацию ресурсов клиентов. Во -первых, готовность клиента к изменениям и уверенность в себе. Без мотивации работа будет нести неустойчивый эффект и человек может снова вернуться в трудную жизненную ситуацию. Во -вторых, жизнестойкость. Это качество личности помогает преодолевать жизненные трудности, так как человек уверен в своих силах и возможностях. В -третьих, наличие позитивного опыта преодоления подобных ситуаций и поддержка окружения. Зачастую благодаря родным и знакомым клиент справляется с трудностями, даже если не уверен в собственных силах.
Дана характеристика кризисному центру как внешнему ресурсу личности. Кризисный центр имеет различные формы организации, у которых есть своя специфика, но все они направлены на поддержку клиента в преодолении кризисного периода его жизни. Во время социального сопровождения с клиентом работает команда специалистов: куратор, психологи, специалисты по социальной работе, логопеды, юристы, воспитатели. Каждый участник отвечает за свою часть работы. Основная цель сопровождения заключается не только в обеспечении семьи материальными благами, но в большей степени она направлена на помощь клиенту активизировать свои ресурсы и взять ответственность за свою жизнь, решая проблемную ситуацию.
Ключевыми направлениями деятельности кризисного центра по активизации ресурсов клиентов являются: комплексное сопровождение семьи, основанное на индивидуальной программе; социально-бытовое обслуживание, направленное на сохранение имеющихся материальных ресурсов и дающее возможность восполнить недостающие ресурсы. Обучение навыкам самообслуживания и ухода за ребенком; информационно - просветительская работа, помогающая овладеть новыми знаниями, умениями и навыками; психологическая работа, помогающая стабилизировать эмоциональное состояние, повысить самооценку, развить коммуникативны е навыки и навыки бесконфликтного общения, а также научиться постановке и достижению целей; педагогическая работа направлена на обучение матерей взаимодействию с детьми, их воспитанию, и повышению родительских компетенций; юридическая работа включает помощь в составлении исков на лишение родительских прав, развод, алименты, разделение имущества и т.д.; содействие в поиске работы; медиация в конфликтных ситуациях.
Определены виды ресурсов, имеющиеся у клиентов. Наиболее часто клиентам не хватает внутренних ресурсов, таких как активность, уверенность в себе, целеустремленность, рефлексивность, образование, развитые навыки и компетенции, а также вера в собственные силы. Количество социальных связей клиентов зачастую снижено из -за низких коммуникативных навыков и конфликтов. Это приводит к тому, что клиентам бывает не к кому обратиться за помощью и поддержкой. На материально-бытовом уровне клиенты испытывают финансовые затруднения. Все обозначенные р есурсы могут являться задачами для социальной работы, но наилучший эффект возможен в случае активизации внутренней потребности и мотивации клиента на развитие недостающих ресурсов и дальнейшее преодоление трудной жизненной ситуации.
Выделены компоненты, положительно влияющие на активизацию ресурсов клиентов. Во -первых, готовность клиента к изменениям и уверенность в себе. Без мотивации работа будет нести неустойчивый эффект и человек может снова вернуться в трудную жизненную ситуацию. Во -вторых, жизнестойкость. Это качество личности помогает преодолевать жизненные трудности, так как человек уверен в своих силах и возможностях. В -третьих, наличие позитивного опыта преодоления подобных ситуаций и поддержка окружения. Зачастую благодаря родным и знакомым клиент справляется с трудностями, даже если не уверен в собственных силах.
Дана характеристика кризисному центру как внешнему ресурсу личности. Кризисный центр имеет различные формы организации, у которых есть своя специфика, но все они направлены на поддержку клиента в преодолении кризисного периода его жизни. Во время социального сопровождения с клиентом работает команда специалистов: куратор, психологи, специалисты по социальной работе, логопеды, юристы, воспитатели. Каждый участник отвечает за свою часть работы. Основная цель сопровождения заключается не только в обеспечении семьи материальными благами, но в большей степени она направлена на помощь клиенту активизировать свои ресурсы и взять ответственность за свою жизнь, решая проблемную ситуацию.
Ключевыми направлениями деятельности кризисного центра по активизации ресурсов клиентов являются: комплексное сопровождение семьи, основанное на индивидуальной программе; социально-бытовое обслуживание, направленное на сохранение имеющихся материальных ресурсов и дающее возможность восполнить недостающие ресурсы. Обучение навыкам самообслуживания и ухода за ребенком; информационно - просветительская работа, помогающая овладеть новыми знаниями, умениями и навыками; психологическая работа, помогающая стабилизировать эмоциональное состояние, повысить самооценку, развить коммуникативны е навыки и навыки бесконфликтного общения, а также научиться постановке и достижению целей; педагогическая работа направлена на обучение матерей взаимодействию с детьми, их воспитанию, и повышению родительских компетенций; юридическая работа включает помощь в составлении исков на лишение родительских прав, развод, алименты, разделение имущества и т.д.; содействие в поиске работы; медиация в конфликтных ситуациях.
Подобные работы
- Технологии оказания срочной социальной помощи населению (на примере Республики Алтай)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БАНКОВСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Сетевые технологии как инструмент психосоциальной работы с семьей и
детьми: организационный аспект
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование организационно-экономического механизма развития сферы потребительских услуг в крупном городе
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Роль стереотипов потребителя в рекламной деятельности автосервисных предприятий
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Повышение эффективности продаж транспортных средств (на примере ООО «Арсенал Групп»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



