ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1 Анализ развития спорта в Колумбии 11
1.2 Развитие спорта в университетах Колумбии 14
1.3 Анализ развития физического воспитания в ВУЗах России 19
1.4 Предпосылки необходимости включения программ физического
воспитания в учебные планы ВУЗов Колумбии 23
Глава 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 40
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
3.1 Модель физического воспитания для вузов Колумбии 41
3.2 Воплощение этапов педагогической модели 54
3.3 Возможные результаты внедрения модели физического воспитания
в колумбийских университетах 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Актуальность исследования. На международном уровне было продемонстрировано, что спорт имеет потенциальную пользу для здоровья, а также для мотивации и умственных способностей в жизни людей, В особенности это касается студентов университетов, поскольку стресс начинает влиять на их работоспособность, что негативно сказывается на дальнейшей карьере. Целью данного исследования является создание долгосрочной педагогической модели, позволяющей внедрить физическую культуру в качестве еще одного учебного предмета в любую программу для студентов младших курсов в университетах республики Колумбия в течение как минимум четырех первых семестров обучения. Несмотря на то, что в Колумбии много выдающихся спортсменов, эта тема давно стала необходимостью для страны, так как ее население было занесено в международный список как «ведущие сидячий образ жизни» [2].
Спорт определенно создает мотивацию, и это может быть достигнуто с помощью физической культуры как предмета, когда студенты начинают свою университетскую программу бакалавриата, и в то же время улучшают навыки здорового образа жизни.
Исследование основывается на модели российских университетов, где студенты университетов имеют возможность заниматься физической культурой и спортом в качестве учебного предмета в начале своей профессиональной карьеры, хотя их специальности не связаны со спортивной индустрией [7]. В ходе исследования используются различные методы, например, опрос и анкетирование. Эти методы использовались для выяснения, какое место занимает здоровье в системе ценностей современного студента, и каковы основные мотивы здорового образа жизни студенческой молодежи.
В основополагающем документе «Интегрированная модель спортивного планирования и управления республики Колумбия» (на исп. Modelo Integrado de Planeación y Gestión del deporte Colombia) выпущенным Колумбийским Олимпийским Комитетом, говорится: «Думая о спорте как о части повседневной жизни людей, а не как об отдельном событии или его явлении, мы находимся в стране и ее реалиях [8]. Но не из общих понятий о том, что мы есть, а из специфики того, что происходит на территориях, в микрорайонах, общинах и институциональных условиях, в которых разворачивается жизнь, таких как школа, работа и семья». Таким образом, пред-полагается, что процесс разработки и внедрения модели физического воспитания будет облегчен с помощью Министерства образования и участия в этом образовательных учреждений высшего образования (ВУЗов) и других государственных, частных и общественных организаций. Это связано с необходимостью различных преобразований, которые требуются в образовательной сфере для совершенствования спорта по всей стране. Другими словами, речь идет не об адаптации инструментов из теоретической части, а о конструкциях с местной и общинной базой, что обязательно требует политического, административного и экономического позиционирования спорта в колумбийских университетах.
Анализ социологического исследования, проведенного в католическом университете Санто Томас (на исп. Universidad Católica Santo Tomas) в Боготе, столице Колумбии в 2019 году, показал, что существуют стереотипные представления студентов о физической культуре, как способе укрепления мышц, их силовых способностей [16]. Исследование показало полное недопонимание того факта, что мышечная активность отражается на эмоциональном мышлении студента. Без физкультурной (мышечной) деятельности невозможно добиться успешного усвоения современных научных знаний, активной жизнедеятельности, успешной реализации личных и профессиональных навыков и планов. Низкое участие в местных спортивных соревнования, занятиях физической культурой и низкая поддержка со стороны родителей, преподавателей и руководителей университетов, выявляются в качестве основных причин отсутствия у студентов навыков организации для получения здорового образа жизни и поддержания хорошего состояния здоровья, что является следствием обучения в ВУЗе без физического воспитания, как еще одного учебного предмета в профессиональной программе бакалавриата [17].
Объект исследования: система физического воспитания студентов вузов Колумбии.
Предмет исследования: содержание и направленность педагогической модели физического воспитания студентов университетов Колумбии.
Цель исследования: разработать и обосновать модель физического воспитания, чтобы добавить ее как еще один предмет во все академические программы университетов Колумбии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме важности физического воспитания в университетской жизни студентов Колумбии.
2. Разработать педагогическую модель физического воспитания студентов ВУ-Зов Колумбии.
3. Обосновать эффективность разработанной модели физического воспитания студентов ВУЗов Колумбии.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что занятия физической культурой для студентов вузов Колумбии по разработанной модели будут способствовать повышению их двигательной активности, что может положительно повлиять на качество профессионального обучения.
Теоретической основой исследования послужили современные российские и колумбийские работы в области физического воспитания и высшего образования Министерства образования Республики Колумбия; исследования и образовательные методики FISU (Руководящий орган университетского спорта на американском континенте); труды, посвященные организации физического воспитания в университетах Колумбии [9].
Основные исследования, на которые мы опирались: работы зарубежных авторов Paul M. Pedersen «SPORT AND THE PANDEMIC PERSPECTIVES ON COVID- 19'S IMPACT ON THE SPORT INDUSTRY», FISU «Международная федерация студенческого спорта», FISU AMERICA «Руководящий орган университетского спорта на американском континенте», МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, COLDEPORTES «Колумбийский Административный отдел спорта, отдыха, физической активности и использования свободного времени», МГНЕВиСАСЮИ «Министерство национального образования Колумбии».
В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы; сравнительный анализ между колумбийским и российским образованием; моделирование (разработка педагогической модели физического воспитания); статистическая обработка текущего университетского статуса спорта в Колумбии; метод определения достоверности спортивного плана Б13и для университетов американского континента [5].
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на основе публикаций газеты министерства образования Колумбии и базы данных его веб-сайта.
Новизна исследования заключается в том, что впервые разработана модель физического воспитания, необходимая для колумбийских университетов в качестве еще одной дисциплины учебного плана вузов.
Теоретическая и практическая и значимость результатов исследования. Результаты исследования представляют интерес для министерства образования и правительства Республики Колумбия в плане улучшения психического и физического здоровья студентов за счет включения физического воспитания в качестве учебного предмета в университетские программы. Исследование может дополнить и расширить возможности студенческого образа жизни для повышения успеваемости и борьбы с сидентаризмом в стране. Предложенная модель может быть внедрена в странах с такой же системой образования, как Колумбия, и со статусом «республик» на американском континенте, а также в странах, где присутствует ИЗИ (Руководящий орган университетского спорта на американском континенте).
Апробация результатов исследования. Было принято участие в I Всероссийской научной к конференции «НАУЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ» и опубликованы статьи в журнале "Международный студенческий научный вестник", РИНЦ.
Имеются публикации:
• Лопес Е.А., Семёнова Г.И. СПОРТ БЕЗ СПОНСОРСТВА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ МАРКЕТИНГОВЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ 2020 // Международный студенческий научный вестник. - 2020. - № 4; ПРЕ:
ййр://’№№№.ейийега1й.ги/агйс1е/у1е’№?1й=20262 (дата обращения: 03.07.2020).
• Семёнова Г.И., Лопес Е.А. МАРГИНАЛЬНОСТЬ СПОРТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 2; ПРЕ: ййр://’№’№№.ейийега1й.ги/агйс1е/у1е’№?1й=20598 (дата обращения: 25.03.2021).
• Лопес Е.А., Семёнова Г.И. ПОДДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛУМБИИ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОЙ УЧЕБЫ В ПЕРИОД ВЫНУЖДЕННЫХ ИЗОЛЯЦИЙ // материалы I Всероссийской научной к конференции «НАУЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ».
Структура и объем диссертации. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Полный объем диссертации 78 страниц машинописного текста в компьютерной верстке (без приложений), 3 рисунков, 2 таблиц. В библиографическом списке 54 источников.
Проведенное исследование выявило достоинства и недостатки построения системы физического воспитания и спорта в Колумбии в целом, и в университетах Колумбии в частности. В результате можно сделать следующие выводы.
1. Был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме важности физического воспитания в университетской жизни студентов Колумбии. Он показал, прежде всего, что университеты Колумбии нуждаются в том, чтобы в учебные планы был введен новый предмет - «Физическая культура». В Колумбии существует своя система развития спорта в университетах под руководством FISU (Международная федерация университетского спорта) и FISU AMERICA (Руководящий орган университетского спорта на Американских континентах). Однако анализ исследований, проведенных в соцсетях, в которых приняли участие студенты и преподаватели Колумбии, подтвердил, что колумбийская молодежь ведет в большей степени сидячий образ жизни, что не может способствовать улучшению их здоровья и повышению двигательной активности. Именно внедрение в учебные планы университетов Колумбии дисциплины «Физическая культура» может помочь решить эту проблему.
2. В ходе исследования была разработана педагогическая модель физического воспитания студентов ВУЗов Колумбии. Эта модель, построенная на основе предыдущих образовательных моделей из других областей, востребованных в колумбийском образовании, была разработана в соответствии со стандартами и ценностями, установленными и продвигаемыми международными стандартами FISU America (Руководящий орган университетского спорта на американских континентах). Модель разработана на основе убедительных доказательств того, что работает, отзывов пре-подавателей и отзывов студентов колумбийских ВУЗов. Предполагается, что преподаватели колумбийских университетов и представители руководства университета будут оперативно реагировать на разного рода проблемы и запросы, которые возни-кают в области преподавания физкультуры, и с которыми сталкиваются студенты в наши дни. В ответ на эти кейсы сама профессия преподавателя физической культуры очень быстро изменится и будет восприниматься по-новому. Преподаватели вузов физической культуры будут больше времени работать совместно и направлять усилия на развитие спорта в каждом колумбийском университете. Это будет касаться не только такой учебной дисциплины как физкультура, но и различных спортивных мероприятий, соревнований и спортивной жизни в университетском кампусе в целом. Сотрудничество преподавателей также предполагает оценку своей собственной деятельности и обратную связь от коллег. Это поможет преподавателям учиться друг у друга, совершенствовать свои методики и давать студентам опыт глубокого понимания физической культуры, что особенно важно тем, кто только поступил в университет и начинает свою учебу. Таким образом, педагогическая модель была разработана для поддержки учебного процесса и усилий преподавателей физкультуры и администрации университета. Она имеет пять взаимосвязанных элементов (Вовлечение, Изучение, Объяснение, Развитие и Оценка). Важно отметить, что модель дает студентам университета видение обучения не только по физическому воспитанию, но и остальным учебным предметам, понимание практических принципов достижения совершенства в обучении. Преподавателям, в свою очередь, модель дает видение и понимание различных стратегий обучения, направленных на достижение целей и выдающихся спортивных результатов. Все перечисленные составляющие формируют научно обоснованный ответ на вопрос, который остро встает каждый раз, когда речь идет о повышении качества преподавания физкультуры в ВУЗах: "Как минимизировать негативные последствия сидячего образа жизни студентов во время учебы в университете?" Каждый из ресурсов в этой модели преподавания и обучения физическому воспитанию построен на основе принципов FISU (Международная федерация университетского спорта) и FISU AMERICA (Руководящий орган университетского спорта на Американских континентах) и во многом перекликается с уже существующей моделью, используемой в Российской Федерации для достижения российскими вузами высокого уровня психического и физического здоровья студентов. Дополняя друг друга, элементы модели формируют общее видение учеников и преподавателей и помогают им лучше понимать друг друга во время учебного процесса. Благодаря этому видению, описанная педагогическая модель физического воспитания позволит преподавателям создать среду, где каждый студент сможет полностью раскрыть свой потенциал, независимо от происхождения или обстоятельств, которые учащийся может иметь до или после поступления в университет. Преподаватели и администрация вузов будут открыто обсуждать любые проблемы и вопросы, возникающие в работе, а также делиться друг с другом опытом и достижениями в преподавании. Эту педагогическую модель физического воспитания будет легко адаптировать под текущие условия, поскольку она является гибкой, а не предписывающей и линейной. Она побуждает преподавателей университетов переключаться между пятью областями, оперативно реагируя на состояние здоровья и потребности своих студентов в обучении. Педагогическая модель физического воспитания соотносит пять областей с соответствующими практическими принципами и стратегиями обучения, а также создает возможности для глубокого обучения, улучшения качества жизни и гарантирует крепкое здоровье студентов во время учебы в университете.
3. Эффективность разработанной модели физического воспитания студентов ВУЗов Колумбии можно обосновать следующими положениями. Преподаватели физической культуры в ВУЗах будут играть решающую роль в формировании образа жизни своих студентов, как это было продемонстрировано моделью физического воспитания, используемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для всех российских университетов (в качестве примера для данного исследования). Преподаватели колумбийских университетов будут работать ежедневно над подготовкой молодежи к будущему, которое характеризуется динамичными изменениями в области здравоохранения и спорта. Правительство Колумбии совместно с министерством образования Колумбии должно стремится предоставить каждому студенту университета возможности для достижения академических успехов и хорошего состояния физического и психического здоровья. Поможет в этом внедрение и использование этой педагогической модели физического воспитания в университетах страны. В результате студенты университетов не только будут оставаться психически здоровыми и в хорошей физической форме, но и иметь отличные результаты в различных, не связанных со спортом навыках, таких как чтение, математика, естественные науки, критическое мышление, творческое мышление и креативность во время обучения в колумбийском университете. В образовательном плане, используемом для этого исследования, говорится, что важными спортивными целями является продвижение передового опыта в области физического воспитания в рамках академической учебной программы, здоровье и благополучии студентов колумбийских университетов, а также разрыв связи между недостатками в спорте и низкими академическими результатами студентов. Представляется, что благодаря внедрению разработанной педагогической модели физического воспитания колумбийские университеты будут демонстрировать отличные академические результаты в спорте, уделяя особое внимание высококачественному преподаванию и обучению физическому воспитанию. Реальность такого исхода подтверждается российской моделью преподавания и обучения физкультуре, которая помогла разработать представленную здесь педагогическую модель физического воспитания для колумбийских университетов
1. Колумбийская федерация футбола (FCF) -https://fcf.com.co(дата обращения: 08.09.2020).
2. Колумбийский административный департамент спорта, отдыха, физической активности и использования свободного времени, «Колдепортес» - Coldeportes - https://www.mindeporte.gov.co(дата обращения: 16.10.2020).
3. Колумбийский журнал с еженедельной публикацией по актуальным спортивным вопросам (Semana) -https://www.semana.com/deportes/(дата обращения: 11.11.2020).
4. Колумбийский Паралимпийский комитет -https://www.cpc.org.co(дата обращения: 21.11.2020).
5. Международная федерация студенческого спорта (FISU) -https://www.fisu.net(дата обращения: 18.01.2021).
6. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - https://minobrnauki.gov.ru(дата обращения: 25.01.2021).
7. Министерство спорта Российской Федерации -https://minsport. gov.ru(дата об-ращения: 25.01.2021).
8. Олимпийский комитет Колумбии -http://www.coc.org.co(дата обращения: 25.01.2021).
9. Руководящий орган университетского спорта на американском континенте (FISU AMERICA) -https://www.fisu.net/fisu/continental-associations/fisu-america(дата обращения: 18.01.2021).
10. Спортивно-массовая программа уральского федерального университета - https://sport.urfu.ru/activitv/massovyi-sport/(дата обращения: 10.02.2021).
11. Федерация студенческого спорта Аргентины (FeDUA) -
http: //feduargentina.com.ar/tag/tunj a-2019/(дата обращения: 18.02.2021).
12. A meta-analysis of the effects of faceto-face co-operative learning: Do recent studies falsify or verify earlier findings? Educational Research Review, 10, 133-149. Kyndt, E., Raes, E., Lismont, B., Timmers, F., Cascaller, E. & Dochy, F. (2013).
13. A meta-analysis of the efficacy of different types of parental involvement programs for urban students. Urban Education, 47(4), 706-742. Jeynes, W. (2012).
14. A rich seam: How new pedagogies find deep learning. London: Pearson. Fullan, M. & Langworthy, M. (2014).
15. Academic benefits of peer tutoring: A meta-analytic review of single-case research. School Psychology Review, 42(1), 39-55. Greenwood, C. & Parket, R. (2013).
16. Acreditación Institucional de Alta Calidad Multicampus - Universidad Santo Tomas
Colombia - https: //www. usta.edu.co/index.php/nuestra-institucion-usta/la-
universidad/acreditacion-institucional-de-alta-calidad-multicampus(дата обращения: 10.03.2021).
17. Actividad física y manejo del estrés académico en estudiantes de la Universidad Cooperativa de Colombia -
https://repository.ucc.edu.co/bitstream/20.500.12494/7318/6/2019_actividad_fisica_manej o.pdf
18. Asociación Colombiana de Profesores de Educación Física -https: //www.acpef.co(дата обращения: 15.02.2021).
19. Assessment matters: Self-assessment and peer-assessment. Hamilton, NZ: Teaching and Development Unit, University of Waikato. Spiller, D. (2012).
20. Better feedback for better teaching: A practical guide to improving classroom obser-vations. Seattle: Bill & Melinda Gates Foundation. Archer, J., Cantrell, S., Holtzman, S., Joe, J., Tocci, C. & Wood, J. (2016).
21. Checking for understanding: Formative assessment techniques for your classroom, (2nd ed.). ASCD, Virginia, USA. Fisher, D., & Frey, N. (2014).
22. Classroom talk: Understanding dialogue, pedagogy and practice. Primary English Teaching Association (PETAA). Edwards-Groves, C., Anstey, M. & Bull, G. (2014).
23. Comportamiento sedentario en estudiantes universitarios -
http://www.revhipertension.com/rlh 4 2019/4 comportamiento sedentario.pdf(дата об-ращения: 18.03.2021).
24. Developmental assessment: Lifting literacy through professional learning teams. As-sessment in Education: Principles, Policy and Practice, 17(4). Griffin, P., Murray, L., Care, E., Thomas, A. & Perri, P. (2010).
25. Dinámica de los modelos pedagógicos en el aprendizaje - http://www.unilibre.edu.co/bogota/ul/noticias/noticias-universitarias/4108-dinamica-de-los-modelos-pedagogicos-en-el-aprendizaje(дата обращения: 24.04.2021).
26. Effectiveness of learning strategy instruction on academic performance: A meta-analysis. Educational Research Review, 11, 1-26. Donker, A.S., de Boer, H., Kostons, D., Dignath van Ewijk, C.C. & van der Werf, M.P.C. (2014).
27. El tiempo - Modelos de educacion universitaria en Colombia - https://www.eltiempo.com/vida/educacion/modelos-de-educacion-universitaria-en-colombia-34089(дата обращения: 28.03.2021).
28. Ensuring fair and reliable measures of effective teaching: Culminating findings from the MET Project’s three year study. Seattle: Bill and Melinda Gates Foundation. Bill & Melinda Gates Foundation. (2013).
29. Estrategias de las universidades colombianas para favorecer el acceso, permanencia y finalización de estudios en deportistas de alto rendimiento - https://www.researchgate.net/publication/302070511 Estrategias de las universidades colombianas para favorecer el acceso permanencia y finalizacion de estudios en deportistas de alto rendimiento(дата обращения: 17.02.2021).
30. Factores de riesgo relacionados con la obesidad en estudiantes universitarios de reciente ingreso de la escuela de medicina de la Universidad del Zulia. Revista Latinoamericana de Hipertensión. 2013; 8 (2): 29-37. Inciarte P, González R, Añez R, Torres W, Hernández JD, Rojas J.
31. Feedback on feedback. The National Education Magazine, 20(23).Dinham, S. (2008).
32. Formative assessment: A critical review. Assessment in Education: Principles, Policy and Practice, 18(1), 5-25. Bennett, R.E. (2011).
33. From will to skill: The psychology of motivation, instruction and learning in today’s classroom. InPsych, 35(6). Martin, A. (2013).
34. International guide to student achievement. New York, USA: Routledge. Craig, S. (2013). Questioning. In Hattie, J. & Anderman, E. (Eds.).
35. La clase de el progreso del deporte en Colombia - https://especiales.semana.com/colombia-potencia-deportiva-sudamericana/(дата обращения: 10.05.2021).
36. Learning from the student’s perspective: A sourcebook for effective teaching. Boul-der, USA: Paradigm Publishers. Cook-Sather, A. (Ed.) (2009).
37. Methodology for basic education of sport for university students -
https://fsprm.mk/wp-content/uploads/2014/06/248-250.pdf (дата обращения:
11.03.2021).
38. Mining the gold: Assessing students by ability, not disability. Teacher: The National Education Magazine. Griffin, P., Woods, K., Coles-Janess, B., & Roberts, E. (April 2010).
39. Ministerio de Educación Nacional Colombia -http://www.mineducacion.gov.co(дата обращения: 10.10.2020).
40. Models of teaching (9th ed.). Pearson. Joyce, B., Weil, M. & Calhoun, E. (2014).
41. Motivation, engagement, and student voice. Students at the Centre Series. Boston: Jobs for the Future. Toshalis, E. & Nakkula, J. (2012).
42. New pedagogies for deep learning whitepaper: A strategic approach to the assessment of deep learning. Seattle, Washington: Collaborative Impact SPC. Hill, P. & Langworthy, M. (2014).
43. Niveles de sedentarismo en estudiantes universitarios de pregrado de Colombia. Rev
Cubana Salud Pública. 2018; 44(3). Moreno JA. -
http://www.revsaludpublica.sld.cu/index.php/spu/article/view/881/1135#:~:text=Se%20observó%20una%20alta%20prevalencia,2(дата обращения: 23.12.2020).
44. Plan Decenal del Deporte, La Recreacion, La Educacion Fisica, y La Actividad Fisica 2009-2019 / Instituto Colombiano del Deporte COLDEPORTES - Bogota D.C. : 2009. 78p. https://www.mindeporte.gov.co//recursos user///documentos/planeacion/planes/PLAN%20DECENAL%20COLDEPORTES.pdf(дата обращения: 26.12.2020).
45. Proyectos de formación y asesoramiento pedagógico - Universidad Libre de Colombia -http://www.unilibre.edu.co/bogota/ul/noticias/noticias-universitarias/4975-proyectos-de-formacion-y-asesoramiento-pedagogico(дата обращения: 15.05.2021).
46. Sedentary behavior and physical activity of young adult university students. Res Nurs Health. 2018; 41(1): 30-38. doi: 10.1002/nur.21845. Peterson NE, Sirard JR, Kulbok PA, DeBoer MD, Erickson JM.
47. Sport and the Pandemic Perspectives on Covid-19's Impact on the Sport Industry - Отредактировал Paul M. Pedersen, Brody J. Ruihley, Bo Li, ISBN- 9780367616656, Опубликовано 29 сентябре , 2020 опубликован Routledge, 300 страниц.
48. Teachers’ reflections on cooperative learning: Issues of implementation. Teaching and Teacher Education, 26(4), 933-940. Gillies, R.M. & Boyle, M. (2010).
49. The global educator: Leveraging technology for collaborative learning and teaching. Cheltenham, Australia: Hawker Brownlow Education. Lindsay, J. & Davis, V.A. (2016).
50. Un nuevo modelo de educación superior -https://www.semana.com/hablan-las-marcas/articulo/un-nuevo-modelo-de-educacion-superior/202029/(дата обращения: 26.03.2021).
51. Visible learning for literacy, grades K-12: Implementing the practices that work best to accelerate student learning. Thousand Oaks, California: Corwin. Fisher, D., Frey, N., & Hattie, J. (2016).
52. Visible learning for teachers: Maximising impact on learning. Milton Park, UK: Routledge. Hattie, J. (2012).
53. What makes great teaching? Review of the underpinning research. London: The Sut-ton Trust. Coe, R., Aloisi, C., Higgins, S. & Major, L.E. (2014).
54. What matters for student learning outcomes: A meta-analysis of studies exploring factors of effective teaching. Teaching and Teacher Education, 36, 143-52. Kyriakides, L., Christoforou, C. & Charalambous, C. (2013).