Введение 3
Глава 1. Эргонимы в городском ономастическом пространстве 7
1.1. Термин эргоним в ряду других понятий ономастики 7
1.2. Функции эргонима 12
1.3. Принципы номинации эргонимов 18
1.4. Способы номинации эргонимов 20
Выводы 25
Глава 2. Эргонимы-реплики и их место в современном городском ономастиконе 26
2.1. Специфика разговорной речи 27
2.2. Характеристика эргонимов-реплик 31
Выводы 50
Глава 3. Оценка и функционирование в речи эргонимов-реплик (по данным психолингвистического эксперимента) 52
3.1. Оценка прагматического потенциала эргонимов-реплик по результатам
опроса 56
3.2. Варианты употребления эргонимов-реплик в повседневной речи 62
Выводы 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Значительную часть языкового пространства современного города составляют номинации различных учреждений и предприятий, которые являются предметом исследования ономастики - раздела языкознания, занимающегося изучением имен собственных. Современной областью ономастики является эргонимия - дисциплина, изучающая историю развития эргонимов - класса ономастических единиц, обозначающих «собственное имя делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка» [Подольская 1988: 166], а также принципы и способы их образования.
Вопросы эргонимии и проблема изучения эргонимов всегда интересовали исследователей ономастического пространства. В 1978 году вышло первое издание «Словаря русской ономастической терминологии» Н.В. Подольской [Подольская 1978], в котором термин эргоним впервые приобретает лингвистическое толкование. Впоследствии в 90-х гг. XX в. начали появляться первые научные исследования эргонимов как самостоятельного направления [Суперанская 1985; Прокуровская 1996; Земскова 1996; Астафьева 1996; Голомидова 1998; Романова 1998 и др.].
Эргонимия XXI в. является постоянно изменяющейся и развивающейся областью ономастики. Произошедшие за последние десятилетия социальные и экономические преобразования в России привели к появлению большого количества коммерческих предприятий, для каждого из которых требуется определённое название. Это привело к росту ономастикона («онимическому взрыву»), что спровоцировало рост многочисленных и разнообразных по своей семантике и структуре эргонимов и стало причиной повышенного интереса исследователей к сфере ономастики.
Анализируемую в данной работе группу эргонимов составляют наименования заведений общественного питания, которые создаются номинаторами с помощью различных языковых средств. Креативный подход к образованию эргонимов связан, в первую очередь, с усилением конкуренции в индустрии питания. Новые способы привлечения потенциальных покупателей обеспечивают успешность работы предприятия на экономическом рынке: номинации предприятий становятся одним из важнейших факторов воздействия на потребителей и инструментом выделения заведения из ряда подобных. Являясь одной из разновидностей эргонимов, номинации предприятий общественного питания стали объектом изучения многих исследователей.
К настоящему времени изучены комплексные системы эргонимов различных городов России: Новосибирска [Носенко 2007], Уфы [Емельянова 2007], Тюмени [Щербакова 2009], Санкт-Петербурга [Гальцова 2010], Красноярска [Трапезникова 2010], Казани [Амирова 2011], Иркутска [Вайрах 2011], Махачкалы [Танаева 2012], Владивостока [Михайлюкова 2013], Томска [Бутакова 2013], Воронежа и Москвы [Овсянникова 2016].
Несмотря на многочисленный ряд работ по вопросам эргонимии, а также наличие комплексных исследований эргонимов различных городов России, такая эффективная группа городских эргонимов, как эргонимы-реплики, ещё не становилась объектом специального рассмотрения в исследованиях. Между тем, в лингвистике определилась потребность в изучении специфики указанной продуктивной группы городских эргонимов, являющейся одной из форм проявления актуальных языковых тенденций, к которым можно отнести усиление личностного начала, коллоквиализацию письменной речи, реализацию свойств разговорности в разных функциональных разновидностях русского литературного языка, экспрессивизацию современного спонтанного диалога. Именно этим и обусловлена актуальность темы данной диссертационной работы.
Объектом исследования являются эргонимы городского пространства.
Предмет - эргонимы-реплики, продуктивная группа городских эргонимов, напрямую связанная с особенностями современной разговорной речи.
Цель магистерской диссертации - изучение эргонимов-реплик с точки зрения особенностей функционирования в ономастическом пространстве современного города.
Поставленная цель обусловила решение ряда конкретных задач:
1. рассмотреть эргоним в ряду других понятий ономастики; изучить принципы и способы номинации эргонимов;
2. дать характеристику новой продуктивной группе городских эргонимов - эргонимам-репликам;
3. оценить прагматический потенциал эргонимов-реплик на основе лингвистического интервьюирования;
4. выявить варианты употребления эргонимов-реплик в повседневной речи на основе лингвистического интервьюирования.
Для решения поставленных задач на разных этапах работы были использованы следующие методы исследования:
- метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы наблюдения, сравнения, классификации, систематизации способов образования эргонимов, количественных подсчетов и обобщения;
- метод лингвистического интервьюирования для выявления прагматического потенциала наименований предприятий питания, а также вариантов употребления эргонимов-реплик в повседневной речи.
Материал исследования. В качестве источника материала исследования были использованы 387 номинаций предприятий общественного питания, извлеченных из интернет-источников, а также зафиксированных в результате непосредственного наблюдения. Материалом для исследования в первой главе послужили 195 номинаций г. Екатеринбурга; во второй главе - 192 номинации различных городов России, Украины, Беларуси и Казахстана. С учетом совпадающих номинаций общее количество проанализированных единиц составило 633.
Материалом для исследования также стали 13730 реакций, которые были получены в ходе проведения лингвистического интервьюирования, для осуществления которого были отобраны 14 номинаций г. Екатеринбурга, Уфы и Москвы. В исследовании приняли участие 224 студента разных специальностей бакалавриата и магистратуры Уральского гуманитарного института УрФУ.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Эргонимы представляют собой такую область ономастики, в которой активно проявляются современные номинативные процессы и благодаря которой можно получить представление как о языковой личности имядателя, так и о лингвистической среде города в целом. В последнее время для городских эргонимов, характеризующихся наличием множества функций, наиболее важной становится прагматическая функция, целью которой становится привлечение внимания горожанина (потенциального потребителя) за счёт своей оригинальности, необычности. Это, в свою очередь, осуществляется при помощи различных языковых средств создания номинации. Анализ эргонимов, проведённый в первой главе диссертационного исследования, показал наличие множества разнообразных способов создания современных наименований, особенно популярным из которых становится лексико-синтаксический способ. На основе него образуется новый эффективный вид городской номинации - эргонимы- реплики - номинации, демонстрирующие конструктивные особенности современной разговорной речи. Характеристике данной группе номинаций посвящена вторая глава диссертации.
В работе было выделено несколько классификаций, которые распределяют и характеризуют эргонимы-реплики по разным основаниям с учетом того, что исследуемые конструкции как синтаксические единицы разговорной речи являются семантически недостаточными, а также ситуативно-обусловленными. Распределение эргонимов-реплик по принципу информативности / неинформативности привело нас к выводу, что даже неинформативные номинации заведений питания играют важную роль в ономастическом пространстве современного города. Такие неинформативные, на первый взгляд, номинации предоставляют горожанину возможность самостоятельно их интерпретировать, развивают его креативные способности, дают ему повод для размышления. Однако, учитывая предложенческую структуру таких номинаций, чаще всего они становятся неудобными для употребления в речи.
Третья глава диссертации посвящена анализу результатов лингвистического интервьюирования, проведённого с целью выяснить - как жители города относятся к эргонимам-репликам, а также выявить варианты употребления таких номинаций в повседневной речи. Ответы респондентов показали, что привлекательными номинациями они считают те, которые вызывают положительную ассоциацию, являются более знакомыми, привычными (в рейтинге привлекательности первые места заняли екатеринбургские эргонимы), а также те, которые удобно использовать в повседневной речи. На основании выделенных в работе приёмов создания неофициальных эргонимов (эллиптизации и универбизации) были проанализированы ответы информантов на вопрос - Как Вы употребите название заведения при упоминании в обычном повседневном общении? Результаты опроса показали, что горожане подходят к употреблению городских эргонимов в речи с определенной креативностью. Большинство из них опускают только идентифицирующий компонент номинации (приём эллиптизации), однако многие сворачивают номинацию до универба, а также пользуются приемами словообразовательной языковой игры.
Тем не менее, следует учитывать, что респондентами нашего исследования являются студенты со своими мировоззренческими установками и ценностными ориентациями, которые, несомненно, оказывают влияние на данные ими ответы. В связи с этим перспективной задачей исследования представляется проведение подобного анкетирования среди людей других возрастных групп и другого социального положения.
1. Абрамова Е. И. Аллюзия и языковая игра в англоязычных эргонимах / Е. И. Абрамова // Современные лингвистические и методико - дидактические исследования - 2018 - № 4. - С. 171-181.
2. Алистанова Ф. Ф. Функции эргонимов в ономастическом пространстве города / Ф. Ф. Алистанова // Современный ученый - 2019 - № 2. - С. 219-223.
3. Амирова Р. М. Татарская эргономия города Казани : автореф. дис. ...канд. фил. наук / Р. М. Амирова - Казань, 2011. - 24 с.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
5. Астафьева И. А. Способы номинации в речевой ситуации города : дис. ... канд. фил. наук / И. А. Астафьева - М., 1996. - 148 с.
6. Безрукова Н. Н. Актуальные вопросы эргонимии: переводческий аспект (на примере перевода наименований предприятий алтайского края) / Н. Н. Безрукова // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация : сб. науч. тр. - М. : Тезаурус, 2015. - С. 306-311.
7. Блох М. Я. Строй диалогической речи : монография / М. Я. Блох, С. М. Поляков - М. : Прометей, 1992. - 153 с.
8. Боваева Б. М. Исследование эргонимов городского ономастикона / Б. М. Боваева, Т. В. Бураева, Э. О-Г. Дальдинова // Казанская наука - 2018 - № 12. - С. 109-112.
9. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И. Н. Борисова - Изд. 3-е - М. : Книжный дом «Либроком», 2009. - 320 с.
10. Бутакова Е. С. Эргонимы иноязычного происхождения в коммуникативном пространстве города : автореф. дис. ...канд. фил. наук / Е. С. Бутакова - Томск, 2013. - 26 с.
11. Вайрах Ю. В. Эргоурбонимия города Иркутска: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты исследования : автореф. дис. канд. фил. наук / Ю. В. Вайрах - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.
12. Вепрева И. Т. Русская разговорная речь: аспекты изучения и актуальная проблематика / И. Т. Вепрева, И. В. Шалина, Т. В. Матвеева // ОнаеМю Яоззхса. - Т. 7 - 2019а - № 3. - С. 919-936.
13. Вепрева И. Т. Современный эргонимикон: в поиске новых форм выражения. / И. Т. Вепрева // Вопросы ономастики - 20196 - № 16 (4). - С. 168-179.
14. Винокур Т. Г. Диалог / гл. ред. Ю. Н. Караулов // Русский язык: энциклопедия - М. : Большая российская энциклопедия : Дрофа, 1998. - С. 119-120.
15. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи / Т. Г. Винокур // В кн. : «Исследования по грамматике русского литературного языка» - М., 1955. - С. 342-355.
16. Гальцова А. С. Лингвокультурологический потенциал петербургской топонимии : автореф. дис... канд. филол. наук / А. С. Гальцова
- СПб, 2010. - 23 с.
17. Гасанова М. А. Эргонимы в лингвистическом пространстве Махачкалы. Серия 2 : Гуманитарные науки / М. А. Гасанова, З. Ш. Шабанова // Вестник Дагестанского государственного университета - 2019 - Т. 34 - № 3.- С. 49-54.
18. Гинзбург Е. Л. Из заметок по топонимике Достоевского / Е. Л. Гинзбург // Слово Достоевского : Сб. ст. - М. : Ин-т рус. яз. РАН, 1996. - С. 67-72.
19. Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике : автореф. дис. докт. фил. Наук / М. В. Голомидова - Екатеринбург, 1998. - 36 с.
20. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина - Екатеринбург : УрГПУ, 1996. - 213 с.
21. Детинкина В. В. Эргонимы в современной лингвистике: к постановке проблемы / В. В. Детинкина, Ю. В. Железнова, И, Ю. Русанова // Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы. Материалы Всероссийской научной конференции - Ижевск : Удмуртский университет, 2019. - С. 226-229.
22. Доржиева Г. С. Информационный потенциал эргонимов г. Улан- Удэ. / Г. С. Доржиева, А. О. Ткачева // Межкультурная коммуникация : аспекты дидактики. Материалы межрегионального методического семинара - Улан-Удэ : Бурятский гос. Ун-т им. Доржи Банзарова, 2020. - С. 150-156.
23. Доценко Т. И. Пермская школа социолингвистики: теоретические и методологические основания / Т. И. Доценко, Е. В. Ерофеева, Т. И. Ерофеева // Вестник Пермского университета : российская и зарубежная филология - 2010 - № 2 (8). - С. 144-154.
24. Дударева З. М. Межкультурная коммуникация в лингвистическом пространстве городской эргонимики / Э. М. Дударева // Лингвокультурология - 2018 - №12. - С. 93-97.
25. Елистратов В. С. Словарь русского арго / В. С. Елистратов - М. : Русские словари, 2000. - 694 с.
26. Емельянова А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы : автореф. дис. ... канд. фил. наук /
А. М. Емельянова - Уфа, 2007. - 24 с.
27. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило - Назрань : ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
28. Земская Е. А. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев - М. : Наука, 1981. - 276 с.
29. Земская Е. А. Русская разговорная речь / Отв. ред. Е. А. Земская - М. : Наука, 1973. - 485 с.
30. Земскова C. B. Лексико-семантический и словообразовательный анализ эргонимов г. Тольятти Самарской области РФ : автореф. дисс. ... канд. фил. наук. / С. В. Земскова - М., 1996. - 20 с.
31. Иванова А. В. Эргонимикон г. Читы / А. В. Иванова // Русский язык в полиэтническом Забайкалье: динамический аспект : колл. монография - Казань : ООО «Бук», 2019. - С. 316-344.
32. Картавая Ю. К. Эргонимика: к проблеме исследования / Ю. К. Картавая, Е. А. Пепеляева // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции - Симферополь : Ариал, 2018. - С. 168¬170.
33. Китайгородская М. В. Активные социолингвистические процессы
в сфере городских наименований: московские вывески / М. В. Китайгородская // Современный русский язык : социальная и функциональная
дифференциация : Сб. ст.- М. : Языки славянской культуры, 2003. - С. 127¬150.
34. Козлов Р. И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р. И. Козлов - Екатеринбург, 2000. - 128 с.
35. Косогорова Х. Г. Коммуникативно-синтаксическая организация вопросно-ответных диалогических единств (на материале русской волшебной сказки) : дис. ... канд. фил. наук / Х. Г. Косогорова - Ярославль, 2006. - 178 с.
36. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности : автореф. дис.д. фил. наук / И. В. Крюкова - Волгоград, 2004. - 44 с.
37. Крюкова И. В. Речевой портрет субъекта искусственной ономастической номинации / И. В. Крюкова // Человек в коммуникации : мотивы, стратегии и тактики : коллективная монография - Волгоград : Перемена, 2010. - С. 155-166.
38. Крюкова И. В. Социолингвистические аспекты ономастических исследований: постановка проблемы / И. В. Крюкова // Вопросы филологии - 2014 - № 2 (47). - С. 30-35.
39. Крыжановская В. А. Эргонимы с элементами графической трансформации: структурно-семантический и прагматический аспекты : дис... канд. филол. наук / В. А. Крыжановская - Краснодар, 2017. - 241 с.
40. Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразование // Языковая номинация. Виды наименований / отв. ред. Б. А. Серебренников, А. А. Уфимцева - М. : Наука, 1977. - С. 222-303.
41. Кузнецов И. А. Национально обусловленные модели фатической диалогической вопросно-ответной коммуникации в современной русской речи : дисс. ...канд. фил. наук / И. А. Кузнецов - Нижний Новгород, 2020. - 244 с.
42. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов - СПб. : Норинт, 2000. - 1536 с.
43. Курбанова М. Г. Эргонимы современного русского языка в коммуникативно-прагматическом аспекте / М. Г. Курбанова // Гуманитарные исследования - 2012 - №1 (41). - С. 29-35.
44. Курбанова М. Г. Эргонимы современного русского языка: семантика и прагматика : дис. ... канд. фил. наук / М. Г. Курбанова - Волгоград, 2015. - 191 с.
45. Кургузова Е. В. Имена собственные немецкой культуры в историческом фрагменте нормативно-научной картины мира : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Е. В. Кургузова - Смоленск, 2009. - 20 с.
46. Лапинская И. П. Имена собственные бизнес-объектов как предмет современной лингвистики / И. П., Лапинская, М. А. Мануковская // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования - 2019 - № 1 (41). - С. 18-29.
47. Лившиц Т. Н. Специфика рекламы в прагматическом и лингвистическом аспектах : автореф. дис. ... канд. фил. наук. / Т. Н. Лившиц - Таганрог, 1999. - 23 с.
48. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред.
B. Н. Ярцева - 2-е изд., доп. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.
49. Мальцева М. В. Городской ономастикон Сыктывкара / М. В. Мальцева // Научный диалог - 2015 - № 6 (42). - С. 72-87.
50. Мартыненко Т. И. Диалогическое единство (структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты) : автореф. дис. ... канд. фил. наук. / Т. И. Мартыненко - Ростов, 2005. - 22 с.
51. Матвеева Т. В. О методе выявления ценностной информации разговорного диалога / Т. В. Матвеева // Научный диалог - 2018 - № 10. -
C. 89-101.
52. Михайлюкова Н. В. Тексты городских вывесок как особый речевой жанр: на материале языка г. Владивостока : автореф. дис. канд. фил. наук / Н. В. Михайлюкова - Владивосток, 2013. - 27 с.
53. Мокиенко В. М. Большой словарь русских поговорок /
В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 784 с.
54. Никитина Т. Г. Современный молодежный лексикон в
лингвокультурологическом и лексикографическом аспектах / Т. Г. Никитина - Псков : Псковский гос. ун-т, 2012. - 328 с.
55. Никитина Т. Г. Так говорит молодежь : Словарь сленга. По материалам 70-х-90-х годов / Т. Г. Никитина - 2-е изд., испр. и доп. - СПб : Фолио-Пресс, 1998. - 592 с.
56. Новичихина М. Е. Коммерческая номинация : монография / М. Е. Новичихина - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2003. - 192 с.
57. Новичихина М. Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации : автореф. дис. ... докт. фил. наук / М. Е. Новичихина - Воронеж, 2004. - 36 с.
58. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка / Б. Ю. Норман - М. : Флинта, 2006. - 344 с.
59. Носенко Н. В. Названия городских объектов Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты : дис. ... канд. фил. наук / Н. В. Носенко - Новосибирск, 2007. - 218 с.
60. Овсянникова К. В. Особенности номинации предприятий общественного питания: на примере коммерческих названий г. Воронежа и г. Москвы : дис. ... канд. фил. наук / К. В. Овсянникова - Воронеж, 2016. - 217 с.
61. Подольская Н. В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) / Н. В. Подольская // Вопросы языкознания - 1990 - № 3. - С. 47-52.
62. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / отв. ред. А. В. Суперанская - М. : Наука, 1978. - 200 с.
63. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Наука, 1988. - 192 с.
64. Позднякова Е. Ю. Принципы и способы номинации коммерческих объектов городского пространства / Е. Ю. Позднякова // Коммуникативные исследования - 2020 - Т. 7 - № 1. - С. 77-98.
65. Позднякова Е. Ю. Языковое пространство города: Лингвокультурологическое описание народно-разговорной речи горожан / Е. Ю. Позднякова - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014. - 284 с.
66. Прокуровская Н. А. Г ород в зеркале своего языка (на яз. материале г. Ижевска) / Н. А. Прокуровская - Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1996. - 224 с.
67. Пшенкина Т. Г. The problem of translating business company names from Russian into English / Т. Г. Пшенкина, Н. Н. Безрукова // Филология и человек - 2016 - №4. - С. 67-78.
68. Разумов Р. В. Об упорядочении ономастической терминологии в области урбанонимии / Р. В. Разумов // Верхневолжский филологический вестник - 2015 - № 2. - С. 14-19.
69. Растева Н. Н. Диалогическое единство в разговорной речи : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Н. Н. Растева - Саратов, 1990. - 20 с.
70. Ремизова С. А. Вопросительность в диалоге: специфика речевых реализаций (на материале английского, немецкого и русского языков) : дис. ... канд. фил. наук / С. А. Ремизова - Краснодар, 2001. - 239 с.
71. Ремчукова Е. Н. Прецедентные имена культуры в ономастическом пространстве современного города / Е. Н. Ремчукова, Т. П. Соколова, Л. Р. Замалетдинова // Ценности и смыслы - 2017 - № 6 (52). - С. 94-108.
72. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимии / Т. П. Романова // Вестник самарского государственного университета - 1998 - № 1 (7). - С. 82-90.
73. Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / В. В. Серов - М. : Локид-пресс, 2005. - 880 с.
74. Скребнев Ю. М. Введение в коллоквиалистику / под ред. О. Б. Сиротининой - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1985. - 210 с.
75. Стернин И. А. О понятиях метод, методика, прием / И. А. Стернин // Вопросы психолингвистики - 2008 - № 7. - С. 24-25.
76. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская - М. : Наука, 1973. - 366 с.
77. Суперанская A. B. Что такое топонимика / А. В. Суперанская // Литературоведение и языкознание - М. : Наука, 1985. - 176 с.
78. Танаева З. Т. Аббревиатурные эргонимы г. Махачкалы как многоуровневая система : автореф. дис. ... канд. фил. наук / З. И. Танаева - Махачкала, 2012. - 21 с.
79. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова - М. : Слово, 2000. - 624 с.
80. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - 4-е изд. - М. : Азбуковник, 1997. - 944 с.
81. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В, Виноградова. Отв. ред. Н. Ю. Шведова - М. : Азбуковник, 2011. - 1175 с.
82. Тортунова И. А. Эргоним как результат речетворчества / И. А. Тортунова // Научный диалог - 2012 - № 3. - С. 124-137.
83. Трапезникова А. А. Ономастическое сознание современного горожанина (на материале эргонимии Красноярска) : автореф. дис. канд. фил. наук / А. А. Трапезникова - Красноярск, 2010. - 21 с.
84. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка : ок. 13000 фразеологических единиц / А. И. Федоров - 3-е изд., испр. - М. : Астрел : АСТ, 2008. - 878 с.
85. Федорова Л. Л. Теория речевой коммуникации и грамматика диалога / Л. Л. Федорова // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: Научно-методические материалы - СПб : ООО «Книжный Дом», 2007. - С. 103-134.
86. Федотова Т. В. Репрезентация региональной идентичности в эргонимическом поле Кубани / Т. В. Федотова // Политическая лингвистика - 2016 - № 6 (60). - С. 85-90.
87. Харанутова Д. Ш. Регионализмы забайкальского региолекта: лексико-семантический и словообразовательный аспекты : монография / Д. Ш. Харанутова, Т. В. Мархеева - Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2019. - 144 с.
88. Хоанг Тхи Хонг Чанг. Ресторанный нейминг: структурно¬семантический и коммуникативно-прагматический аспекты : автореф. дис. ... канд. фил. наук / Хоанг Тхи Хонг Чанг - Томск, 2018. - 23 с.
89. Шарифуллин Б. Я. Языковое пространство, языковой быт и коммуникативная среда города / Б. Я. Шарифуллин // Язык города - Бийск : Бийский педагогический гос. ун-т, 2007. - С. 45-51.
90. Шмелева Т. В. Аттрактивность городского имени: заведения еды / Т. В. Шмелева // Journal of applied linguistics and lexicography - 2019 - Т. 1 - № 1. - С. 117-126.
91. Шмелева Т. В. Коммуникативные единицы на городских вывесках / Т. В. Шмелева // Русский язык за рубежом - 2017 - № 5 (264). - С. 14-18.
92. Шмелева Т. В. Метонимия в городском ономастиконе / Т. В. Шмелева // Уральский филологический вестник - 2020а - № 2. - С. 219¬227.
93. Шмелева Т. В. Ономастикон городской среды: приметы современности / Т. В. Шмелева // Ономастикон с позиций саморегуляции текста - Славянск-на-Кубани : Кубанский гос. ун-т, 2013. - С. 32-54.
94. Шмелёва Т. В. Письменность городской среды / Т. В. Шмелева // Фонетика - Орфоэпия - Письмо в теории и практике : Межвуз. сб. научн. трудов - Вып. 1. - Красноярск : Красноярский гос. ун-т., 1997. - С. 114-123.
95. Шмелева Т. В. Стилистика городского ономастикона как фактор креативности / под ред. Т. А. Гридиной // Лингвистика креатива - 5 : коллективная монография - Екатеринбург : УрГПУ, 2020б. - С. 342-362.
96. Щербакова Т. В. Искусственная номинация коммерческих предприятий: на материале тюменских наименований : дис. ... канд. фил. Наук / Т. В. Щербакова - Тюмень, 2009. - 195 с.
97. Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга : пер. с англ. / Я. Эллвуд; под ред. Ю. Н. Каптуревского - СПб : Питер, 2002. - 368 с.
98. Яковлева Е. А. Ономастическое пространство как составная часть «языка города» и его основные единицы (на примере эргонимов г. Уфы / Е. А. Яковлева, А. М. Емельянова // Вестник Башкирского университета - 2006 - № 3. - С. 90- 93.
99. Zakirova K. Creating a successful name (based on psycholinguistic experiments) / M. Zakharova-Sarovskaya, A. Zakharova, K. Zakirova // SHS Web of Conferences - 2019 - Vol. 69. - 6 p.