Введение 3
Глава 1. Государственная политика в области музейного дела в конце XX -начале
XXI вв 26
Глава 2. Деятельность музейных учреждений г. Екатеринбурга 53
Заключение 81
Список использованных источников и литературы
Приложение
Современный этап развития российского общества характеризуется повышенным вниманием к проблемам изучения и сохранения культурного наследия в контексте истории отечественной культуры. В этом аспекте наиболее важными становятся вопросы, связанные с изучением музеев и их деятельности, а также взаимодействия с различными социальными институтами.
Актуальность исследования. В современном обществе растет интерес к формированию музеев в образовательных учреждениях как уникального социального института, который обладает потенциалом, как в образовательной сфере, так и в воспитательной. Музеи несут в себе цель сбережения социальной памяти, передавая ее другим поколениям. Как однажды сказал академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Музей - это место, в котором вместе переплетаются наука и искусство. Это универсальное учреждение, занимающееся поиском, хранением и выставлением на всеобщее обозрение предметов и документов, которые характеризуют различные этапы развития природы и человеческого общества и представляют историческую, художественную и научную ценности.
«Музеи — это культурно-образовательные и научно-исследовательские заведения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достояниям национального и мирового историко-культурного наследия» .
Авторами самого крупного в отечественной практике музейного энциклопедического издания «Россия музейная энциклопедия» было дано следующее определение понятия «музей»: «Музей - (лат. museum от гр. museion - храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции, последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы - музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия» .
Сегодня, на современном этапе развития, музей уже не просто научное учреждение, нежели в XIX веке, и не научно-просветительное заведение, которым он был в недавнем прошлом. Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема создания и развития музеев является малоизученной, как и история музейного движения. Также в рамках актуальности темы можно отметить значимость работы в свете регионализации истории, и необходимость изучения истории малой Родины, как способ формирования патриотического воспитания учащихся.
Объектом исследования являются музейное дело на Среднем Урале.
Предметом исследования является культурно-просветительная деятельность музеев г. Екатеринбурга в конце XX - начале XXI вв. в г. Екатеринбурге.
Хронологические рамки исследования охватывают последнее десятилетие XX века, а именно: нижняя граница - 1991 год, верхняя граница 2014 год.
Хронологические границы, взятые в данном исследовании, обусловлены 1991 г. - началом распада Советского Союза, который оказал значительное влияние на все сферы жизни общества и на культурную жизнь в частности. Верхняя граница обусловлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №186 об утверждении Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».
Территориальные рамки исследования - территория г. Екатеринбурга Свердловской области в современных административно-территориальных границах.
Степень изученности темы. Длительный путь развития музея как социокультурного института определили появление большого числа работ, анализирующих различные стороны феномена музея. В последние три десятилетия было опубликовано значительное количество научных статей, монографий и учебных пособий, предлагающих осмысление тех или иных аспектов исторического, теоретического или практического музееведения.
Историки музейного дела собрали, проанализировали и систематизировали большой фактический материал. Подготовили труды, в которых впервые была осуществлена попытка представить музейный мир России целиком за весь период его существования. Одним из основных результатов проделанной работы стала «Российская музейная энциклопедия», издание которой способствовало выявлению важнейших пробелов в системе музееведческих знаний и заострению на них внимания музееведов .
Историографические труды по теме исследования представлены работами современного периода. При работе над темой выпускной квалификационной работы вся литература была разделена на работы общероссийского масштаба и региональные исследования в области музейного дела.
Среди общих работ, раскрывающих принципы, систему организации музеев на современном этапе отметим труд Л.М. Шляхтиной. Автор выделяет в структуре музееведения обобщающий элемент, включающий историю и историографию. Историография раскрывает проблемы освещения особенностей музейного дела в различные исторические периоды в научной литературе .
В.П. Грицкевич полагает, что историография музейного дела связана с близкими ей разделами историографии: историографией истории общественной мысли, историографией истории культуры, а также с библиографией, информатикой, источниковедением .
Несмотря на рост интереса к истории музейного дела, какие-либо специальные исследования, призванные выявить проблемы, пробелы и наметить пути дальнейших исследований, по-прежнему, практически отсутствуют. Исключениями служат лишь вступительные разделы в некоторых монографиях, содержащих краткие обзоры музейной историографии. Совершенно без внимания историографов осталась история музеев отдаленных округов России, в то время как накопилось значительное количество материала для анализа.
В настоящее время материалы по истории музейного дела публикуются в специальной научной литературе, в музееведческих периодических изданиях, в учебной литературе по музееведению, в трудах по истории России. Работы по изучению истории музейного дела отдельных регионов, начиная с 1970-х гг., стали заслуживать более пристального внимания со стороны исследователей-историков, что нашло отражение в тематике диссертационных работ.
К сожалению, диссертации мало используются в научных трудах исследователей. Между тем они занимают особое место среди документов научного характера, поскольку дают представление о направлениях развития научной мысли, о темах, которые находятся в центре внимания .
Проанализировав тематику отечественных диссертационных исследований, посвященных изучению музейного дела посредством использования библиометрического метода (библиометрия - интенсивно развивающееся научное направление, основанное на методах количественного анализа библиографических данных документов, дающих основу для их качественной оценки), мы получили данные, связанные с годами, местами и организациями защиты, специальностями, а также с проблематикой диссертационных исследований. Основным источником выявления диссертационных исследований стали электронные коллекции диссертаций и авторефератов диссертаций, а также электронный каталог РГБ и официальный сайт ВАК РФ, где представлен перечень авторефератов докторских диссертаций, защищенных в последнее время.
Всего было выявлено 340 диссертационных исследований, посвященных изучению музейного дела.
Так, в 1991 г. в результате известных коренных политических и социально - экономических преобразований в стране произошел отход от идеологических установок, закрепившихся в музейном деле после I Всероссийского музейного съезда (1930 г.): изменилось отношение к музею, его месту, роли, функциям и статусу в обществе. В период с 1991 по 1997 гг. включительно было защищено 50 научных работ по музейной тематике, которые в целом говорят о возрождении интереса к изучению различных аспектов музейного дела, особенно с учетом изменившихся условий.
В результате проведенного исследования стало очевидно, что музей как учреждение, как феномен культуры, как центр научных исследований является неотъемлемой составляющей жизни общества в целом и человека в частности. Следовательно, изучение музеев во всей широте направлений и форм деятельности является предметом междисциплинарного исследования. В этой связи представляется оправданным включение в название специальности по музеологии в рамка стандарта 3-го поколения термина «природное наследие».
Обращение к музейному делу сегодня стало одной из актуальнейших задач в связи с возросшим интересом к культурному наследию, его изучению, сохранению и воспроизводству, что актуализирует необходимость выстраивания координационной работы с постоянным анализом и обсуждением научных исследований по музейной тематике. Обсуждение может и должно вестись на научных и научно-практических конференциях регионального, всероссийского или международного уровней, а в качестве координационного центра может выступить Федеральный научно-методический совет (ФНМС) при Министерстве культуры РФ с участием Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук с региональными отделениями .
Выделим группу исследований, позволивших изучить музейное дело в различных регионах страны.
Диссертация Г.В. Найдаковой посвящена развитию музейного дела в Бурятии. Автор последовательно и комплексно осветил историю организации музейного дела в национальных районах Восточной Сибири. В работе восстановлены основные события музейной жизни республики, детально воспроизведен процесс развития государственной музейной сети, централизации, деятельность общественных музеев.
Сборники издаются и современными музейно-педагогическими центрами в нашей стране: Российским научно-практическим Центром по проблемам музейной педагогики (Санкт-Петербург), Республиканским детским музейным центром (Петрозаводск) и творческой лабораторией «Музейная педагогика» при Академии (до 2000 г. - Институт) переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва).
Последнее издание лаборатории привлекает своим названием - «Музей для всех» и представляет наибольший интерес. В нем содержатся работы теоретического характера, рассматриваются формы, методы, приемы, музейно-педагогические технологии, организация культурно-образовательной деятельности конкретных музеев с различной аудиторией, а также представлены еще не реализованные проекты в области культурно-образовательной деятельности.
Сборник является своеобразным подведением итогов работы российских музейных специалистов за последние 10-13 лет и планов на ближайшую перспективу.
Общую тенденцию работ 1990-х гг. можно определить как рост интереса к эффективному взаимодействию музея и посетителей. Явное предпочтение по- прежнему отдается сотрудничеству музея и школы, музея и подрастающего поколения, причем чаще всего музея и совсем юных посетителей - дошкольников и младших школьников. К сожалению, очень редко поднимаются в статьях проблемы, касающиеся работы музеев с подростками и молодежью, а также с взрослым населением.
Авторы используют дискуссионную постановку вопроса о роли музея в современном обществе, о возможных новых формах работы с детской и взрослой аудиторией. Разработкой «детского направления» отечественных музеев, как в теоретическом, так и в практическом плане занимаются Е.Г. Ванслова, М.Ю. Юхневич, Б.А. Столяров, Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова, Р.С. Рашитова, И.Н. Фролова. В содержании статей выше перечисленных авторов преобладают вопросы, связанные с детской публикой.
Например, Е.Г. Ванслова утверждает, что формирование музейной культуры надо начинать до 11-12-летнего возраста. В сборниках материалов Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение», которым она руководит, содержится информация о практической работе с детьми сотрудников музеев разных регионов страны. Интерес для исследования представляют не только теоретические статьи, тезисы докладов на семинарах, но и сценарии различных музейных мероприятий и занятий, представленных в этих изданиях .
Музейные педагоги, углубляясь в процесс взаимодействия музея и школы, пошли дальше. Они вновь заговорили об эффективности детских музеев в воспитании и образовании подрастающего поколения, и детские музеи мгновенно стали популярным явлением последних лет. Зачинателем и активным пропагандистом детских музеев стали М.Ю. Юхневич, И М. Коссова, А.П. Валицкая, Е.Б. Медведева, которые видят в музейной педагогике направление практической работы музеев для всех, не только для детей, но и для взрослых Рассматривать музейную педагогику как направление практической работы музеев для всех в России только начинают. Подтверждение этому - состоявшаяся в Свердловской области в сентябре 2002 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Музей - для всех».
К сожалению, отечественная историография располагает небольшим количеством обобщающих работ по теме «Музей и посетитель». Среди них две работы: Б.А. Столярова (1999 г.) и М.Ю. Юхневич (2001 г.). Работа Б. А. Столярова посвящена развитию образовательной деятельности исключительно художественных музеев. Пособие М.Ю. Юхневич «Я поведу тебя в музей» представляет для настоящего исследования интерес с точки зрения трактования автором традиционных и нетрадиционных форм работы музея с посетителями. М.Ю. Юхневич разделяет понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность», так как, по ее мнению, «первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе - традиционное для музея направление, которое входит в ее компетенцию».
Рассматривая работы на региональном уровне обратим внимание на периодическую печать, в частности, комментирующей нормативные акты. В статье Ю.Ю. Юмашевой «Цифровизация культурного наследия России: нормативно-методическое регулирование» (Известия Уральского федерального университета) рассмотрено содержание первого в России отраслевого нормативно-методического акта - «Методических рекомендаций по электронному копированию архивных документов и управлению полученным информационным массивом». Данные рекомендации регулируют процессы создания электронных копий (оцифровки) архивных документов и объектов историко-культурного наследия на бумажной основе, хранящихся в библиотеках и музеях страны.
В последние десятилетия появились работы, в которых сделана попытка рассмотреть процессы, происходившие в культуре комплексно, исключая классовый подход в освещении материала. Работы Ю.Н. Жукова, раскрывающие создание единой государственной сети органов охраны памятников (в частности на Урале) в 1918-1920 гг. Вопросы государственной политики в области культурного наследия в 1920-е годы на Урале рассмотрены в диссертации Г.А. Неподобной. Автор изучила нормативно-правовые основы музейной политики на Урале, проанализировала вопросы сети, материальной базы музейных учреждений. Отметим исследования Н.Н. Тагильцевой, М.В. Попова, С.С. Загребина и др. посвященные развитию культурных преобразований на Урале и практическим действиям власти в этой сфере.
Анализ развития музейного дела на Урале в интересующее нас время содержится в статье «Музейная сеть Урала в постсоветский период» О.В Щиновой. Распространение музейных учреждений на Урале в 1990-2000-е годы прослеживается на примере Пермской, Свердловской и Челябинской областей, так как это наиболее развитые уральские районы не только в промышленном, но и в культурном отношении. Здесь сосредоточена основная часть историко-краеведческих, художественных и научно-технических музеев Урала, причем наиболее крупных и обладающих самыми богатыми коллекциями. Однако распределение музеев в регионе носит неравномерный характер и зависит от различных факторов, в числе которых площадь территории, количество населенных пунктов, культурно-историческое пространство городов и пр.
Классификация историографических источников музейного дела на Урале такая же, как и в целом в отрасли, и мы можем найти большое количество соответствующих примеров. Так, мы можем найти материалы различных конференций, посвященных музейному делу, а главное - отражение в этих материалах современных реалий.
Например, 26-27 февраля 2010 года Уральским региональным институтом музейных проектов был проведен семинар повышения квалификации для сотрудников музеев Свердловской области. Тема семинара: «Музейное образование: новые реалии, современные технологии». На семинаре были рассмотрены следующие вопросы: музей и его аудитория; роль музейного педагога в организации диалога музея с посетителями; маркетинг - новая стратегия в работе с аудиторией; музей на рынке досуговых и образовательных услуг; PR-технологии в продвижении музея; стратегия работы со СМИ; формы и методы работы с музейными посетителями; интерактивность - новая технология музейного образования.
Всероссийская научная конференция «Открытые культуры» (г. Ульяновск, 2002); всероссийская научная конференция «Наука и образование» (г. Белово, 2002); межрегиональная научно-практическая конференция «Человек: Физическое и духовное самосовершенствование» (г. Ижевск, 2002); всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения (октября 2011 г. на базе Музея СО РАН г. Новосибирск).
На конференции «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» обсуждались вопросы об актуальности историографических, источниковедческих, методологических проблем отечественного музееведения, роль музеев в современных геополитических процессах, интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство и мировое музейное сообщество, информационные технологии в деятельности музеев, адаптация музеев к современной социокультурной ситуации, интерпретация национального историко-культурного наследия в региональных музеях, патриотическое воспитание музейной аудитории.
Нередко исследователи обращались к положению музеев, добавляя собственные точки зрения на то, как обстоит дело. Размышления о том, что ищет в литературно-мемориальном музее современный посетитель, Мария Елисеевна Каулен, старший научный сотрудник Российского института культурологии, так отзывается о современном музее и о его дальнейшей судьбе в жизни общества:
«В последние десятилетия ХХ века музеологи, социологи, культурологи призывали музей «повернуться лицом к обществу». Музеи обвиняли в снобизме, оторванности от современных потребностей социума, утрате связи с ним. Стали бурно развиваться музейная педагогика и социология, сформировался в противовес «предметному» и «институциональному» коммуникационный подход в музеологии. Вслед за зарубежными странами, по России прокатилась волна критики музейного дела. Музеи, придерживающиеся традиционного академизма в проектировании экспозиций, не разрешающие трогать экспонаты руками, стремящиеся не столько развлекать посетителей, сколько «воспитывать культурой», рисковали навлечь на себя гнев наиболее активной части музееведческого сообщества» .
Е.Н. Мастеница, доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт- Петербургского университета культуры и искусств, представляла свои тезисы на тему «Музей в современной социокультурной ситуации», говоря о том, что: «Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации».
И.В. Чувилова, с.н.с. сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии, в своей теме «Посетитель в современном музее: портрет в перспективе» ссылается на то, что необходимо качественное коммуникативное исследование, для разработки стратегии работы с посетителями.
Благодаря внедрению новых компьютерных технологий, которые обеспечивают более доступное размещение и использование информации о музеях можно свободно пользоваться ресурсами конференций и различными публикациями. Одним из таких информационных порталов является электронный журнал МР - Проф, который издается с октября 1997 года и имеет более двухсот выпусков. В журнале публикуются профессиональные новости: информация о конференциях, публикациях, выставках, проектах, конкурсах и интернет - сайтах, а также обзор музейных событий различных регионов России .
Таким образом, рассмотрев основные работы по данной проблеме, хотелось бы перечислить основные пункты, которые являются промежуточными выводами. Во- первых, музейное дело, и исследования, которые описывают данную отрасль культурной жизни общества, рассматриваются с давних времен. Что же касается периода конца XX и начала XXI веков, то разработки ученых имеют переходный характер, а именно, в конце 1990-х годов наблюдается упадок и застой в исследованиях. Это связано с событиями этого периода, которые характерным образом сказывались на судьбе страны и на положении общественной жизни.
Во-вторых, некоторые исследователи в этот период начинают склоняться к политике образовательной функции музея, то есть предлагают использовать ресурсы музея как некий институт обучения, как детей, так и взрослых.
В-третьих, музейное дело начитает вбирать в себя тенденции, связанные с технологическими достижениями в мире и выходят на информационный уровень, с привлечением компьютерных технологий, что позволяет обеспечить доступное и более удобное использование материалов различных конференций и круглых столов, для анализа и возможности более быстрого развития этой отрасли культурной жизни.
Источниковая база исследования представлена комплексом опубликованных и неопубликованных документов. Для более глубокого, всестороннего и объективного изучения проблемы была сформирована достаточно широкая источниковая база. Она включает в себя законодательные и нормативные акты, делопроизводственную документацию (журналы собраний, доклады, постановления).
Опубликованные источники. Основу опубликованных документов составили нормативно-правовые акты. Основополагающим документом является Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» . В законе содержится одиннадцать составных частей, которые определяют различные положения в области культуры. Прежде всего, в нем определены цели и задачи, основные права и обязанности в области культуры, а также ответственность за нарушение данного законодательства .
26 апреля 1996 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О музейных фондах Российской Федерации и о музеях Российской Федерации» . В данном Федеральном законе расписаны положения о музейных фондах в целом, о государственных частях музейного фонда Российской Федерации, о негосударственных частях музейных фондов Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации, об их создании, о цели их создания, о порядке учреждения, о порядке ликвидации музея (статьи 26,27,28,32) . Глава VII предусматривает ответственность за нарушение законодательства о музейном фонде РФ и о музеях РФ.
Областной закон от 22.07.1997 N 43-ОЗ (ред. от 23.05.2011) «О культурной деятельности на территории Свердловской области» (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 25.06.1997). Документ предусматривает деятельность Правительство Свердловской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий пользователей областных государственных учреждений культуры и искусства.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1909- ПП «О бесплатном посещении государственных музеев Свердловской области отдельными категориями граждан» определен список лиц, имеющих право бесплатного посещения музейных учреждений.
Важным для рассмотрения региональной политики в сфере культуры является Концепция развития музейной сферы в Свердловской области от 2012 до 2020 гг.
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период с 2012 до 2020 года разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 7 февраля 2013 года № 3.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения.
Статистические отчеты: Представлены материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, в которых были взяты данные о количественных показателях развития музейного дела в Свердловской области. Статистические данные показывают динамику музейной сети в Екатеринбурге и по области в целом, говорят об изменениях в структурном соотношении музеев города и муниципалитетов, отражают рост численности музейных работников и заработной платы на определенных временных отрезках, а также отражают динамику ценовой политики музейных учреждений.
Электронные источники: сайты музеев Свердловской области: Свердловский областной краеведческий музей, Музей истории Екатеринбурга, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала , в которых представлены материалы нормативно-правового характера, показатели развития музеев, размещены новости музейных учреждений и их технологии по привлечению посетителей, их контакты с другими учреждениями культуры, которые позволяют развиваться музеям в общекультурном пространстве. «Областная газета» Свердловской области в ее электронной версии позволяет следить за событиями в сфере культуры Свердловской области в любое время и в шаговой доступности. Электронные сайты Министерства культуры Российской Федерации, Министерство культуры Свердловской области, Министерство культуры и туризма Свердловской области , раскрывают административную составляющую работы музеев, так как на сайтах такого уровня раскрыты аспекты государственно-правовой деятельности правительства. Данные этих сайтов представляют нормативно-правовую базу, как для работников музейных учреждений, так и для посетителей. Электронный сайт - Архивы Свердловской области , электронный сайт Музеи Свердловской области.
Неопубликованные источники. Неопубликованные архивные материалы находятся в государственных, музейных и учрежденческих хранилищах. Мощный документальный пласт составляют отложенные в государственных архивах дела, содержащие разнохарактерные сведения о музеях.
Документы государственных архивов образуют общемузейную часть репрезентативных источников. Наиболее интересных документов по музейному делу Свердловской области находятся в Государственном архиве Свердловской области, в архивных справочниках «Современная Россия» фонд 020.250 «Искусство» и 020.270 «Культурно-просветительная работа», а так же в фондах личного происхождения Р-22, Р-27, Р-25. Другая её часть - научные и текущие архивы музеев. Научные архивы являются предметом специального изучения, прежде всего, музейными сотрудниками. В них представлены публикации работников музеев, а так же отчеты о проделанной работе в данном учреждении. Текущие архивы - это материалы о функционировании музея как административного учреждения. В этой группе источников представлены отчеты о количестве сотрудников их квалификации, об степени их образованности. Так же эти данные показывают уровень заработной платы, финансовые отчеты и ассигнования, которые выделяются на развитие музея. Среди разнообразнейших по составу и содержанию «дел» можно отметить рукописные истории музеев, составленные организаторами, участниками или очевидцами описываемых событий .
Современные тенденции развития музейной деятельности дают возможность музейным работникам составлять и хранить документы музея в электронном виде, тем самым, обеспечивая учреждению свой архивный фонд. Среди документов этого вида можно выделить информационные отчеты, планы подготовки к мероприятиям, информационные письма о передвижных экспозициях и музейных коллекциях, сведения о ведомственных музеях, которые не регламентируются Министерством культуры Свердловской области.
Источниковая база репрезентативна. Проводя историографический и источниковедческий анализ, позволили сформировать цель и задачи работы.
Целью исследования является оценка культурно-просветительской деятельности музеев г. Екатеринбурга в конце XX - начале XXI вв.
Задачи:
1. изучить нормативно-правовое обеспечение музейной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв.;
2. выявить основные этапы культурно-просветительской деятельности музейных учреждений г. Екатеринбурга;
3. проанализировать формы и методы культурно-просветительской деятельности музеев на современном этапе.
Методология и методы исследования.
В основе исследования была положена теория модернизация. Модернизация определятся как общемировой процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Будучи комплексным явлением, модернизация охватывает все сферы жизни общества - экономику, социальные отношения, политику и культуру. В ходе исследования были использованы общеисторические методы, к которым относятся историко-сравнительный, описательный, сравнительный методы, количественные методы (что позволило дать количественную оценку развития диссертационного исследования данной темы), и специально-исторические группы методов (метод исторической периодизации, ретроспективный метод, хронологический, проблемный методы). В основу исследования был заложен принцип объективности и историзма, что позволило достоверно представить процесс динамики исследовательской деятельности по данной проблеме в исследуемый период, определить основные факторы, влияющие на это развитие.
Таким образом, используемые методы в целом реализуют методологические подходы исследования и дают возможность оценить основные тенденции прогрессивного развития музееведения.
Научная и практическая значимость данной работы состоит в том, что затронутая проблема является актуальной на данном этапе развития общества, так как возрастает социальный интерес к изучаемой теме, как рядового посетителя музея, так и управленческого аппарата. С учетом низкой заинтересованности в сфере науки данной темой эта работа раскроет ряд проблем, которые необходимо изучить, такие как государственная политика в области музейного дела, разработка научно-справочного аппарата, в рамках которого тема будет подробно освещена. В целом эту работу можно считать довольно значимой для исследования в последующие периоды, так как она обобщает и систематизирует накопленный материал.
В практической деятельности результатами исследования можно воспользоваться в рамках изучения музееведения на региональном уровне, интегрировать материал в исследования общероссийского масштаба. Этот материал так же может быть включен в качестве дополнения в рамках изучения истории Урала.
В концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории, включающего в себя историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошло, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников.
Одной из задач УМК выделяется изучение истории отдельных регионов России в рамках развития истории многонационального государств.
Структура работы. Структура состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Музей занимают важное место в культурной жизни страны, реализуя первоначально присущие ему функции хранения культурных ценностей и просвещения населения. Музейная сфера является частью сферы культуры и поэтому отражает многие тенденции ее развития. Развитие музейной деятельности, как и всей культуры, направлено на усиление роли этих сфер в процессе преобразования России в страну устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения.
Музеи должны стремиться к духовно-нравственному развитию населения в духе патриотизма, формированию мировоззренческих и ценностных основ личности, максимально полному использованию своих потенциальных возможностей, бережному сохранению историко-культурного наследия и природных богатств края, укреплению имиджа и туристической привлекательности как страны в целом, так и отдельных регионов.
Для достижения этого музейная сфера включает в себя обеспеченность правового базиса в стране. Созданная в России, как в новом государстве, система правового регулирования позволяет легитимно функционировать музейной сети, а также обеспечивает посетителей всеми необходимыми нормами для удовлетворения культурно-просветительной потребности. Законодательная база, созданная в 1990-х гг. и развивающаяся в 2000-х гг. открывает для граждан доступ к культурным ценностям и культурным услугам. Изучение нормативно-правовых актов развития музейной сети позволяет сказать, что данная группа культурных учреждений находится под защитой государственных органов и согласованно с ними работает, что позволяет назвать ее одной из прогрессивных сфер культурной политики страны.
Современная политика музейных учреждений регламентирует функционирование музеев не только внутри государства, но и активно способствует внедрению зарубежного опыта в культурную жизнь страны, а также помогает в обмене опытом между государствами в области развития духовной сферы. Это проявляется в научно-практических международных конференциях, в культурных связях крупных музеев Свердловской области с зарубежными странами и партнерами, в передвижных выставках на территорию других государств.
Музейные учреждения на современном этапе это не только объект культуры, которые выполняют функции сохранения культурного наследия. Сегодня музей это в первую очередь гарант сохранения социальной памяти, отраженной в памятниках истории и культуры (объектах культурного наследия), это образовательный аппарат для молодого поколения, это разработка имиджевый культурный бренд региона. Музей это лицо города, поселка или организации, которое наглядно показывает, как работает тот или иной механизм.
Современное развитие музея говорит о том, как развивается культурная политика данного региона. В первую очередь это материально-техническая составляющая работы музея, на основе корой строится развитие экспозиционно- выставочной деятельности, политика работы с посетителями, организация контактов между музеями и между музеем и органами государственной власти.
Финансовая политика региона, которая позволяет развиваться культурной сфере, говорит о том, что органы местной власти могут позволить населению региона обогащаться и культурно и материально. Происходит это посредством выставок, фестивалей. Поощрения посетителей и работников происходит через систему грантов, премий.
Анализ деятельности музейных организаций на современном этапе раскрывает особенности формирования собственной линии действий каждого музея. Современные тенденции музейной работы направлены на воспитание молодого поколения в духе патриотизма и прививают ему способность ценить и беречь свою историю и память о ней. Музейная политика призывает посетителя не оставаться равнодушными к проблемам региона, страны и мира в целом. Заставляет относиться бережно к окружающему миру.
Для взрослого населения музейная сеть разрабатывает комплекс мероприятий, которые призваны заинтересовать человека историей, культурой, искусством. Одним их наиболее ярких является проект «Ночь музеев».
Сегодня посетители не только могут смотреть экспонаты, они могут сами создавать их. Такая практика уже давно осуществляется большинством музеев
Свердловской области и Екатеринбурга. Большинство музейных учреждений переходит на новое техническое оснащение. Самым ярким примером служит Музей Эрнста Неизвестного. Взаимодействие экспонатов и технических устройств современного типа позволяет посетителю посмотреть и узнать как можно больше интересного.
Музеи муниципального значения также реорганизовывают свою деятельность на современны лад. Сейчас большинство из них переходят на современнее культурные программы и технические нововведения с целью оптимизировать свою деятельность.
Музеи на Среднем Урале, как в городах, так и в муниципалитетах перерастает в современное учреждение культуры, которое развивается в информационном обществе, вбирая его лучшие начинания и показывая посетителям новизну и духовную пригодность своей деятельности.
Государственные и муниципальные музеи предпринимают попытки внедрить в практику новые направления работы. В стране появляются частные музеи, которые подчас составляют серьезную конкуренцию государственным и муниципальным музеям в соперничестве за посетителя, при этом и тем и другим музеям приходится вступать в конкурентную борьбу с учреждениями досуга: путешествующими коммерческими выставками, театрами, развлекательными центрами и т.д.
Как и в любой работе, в развитии музеев есть один существенный минус. Посетителю, в конечном счете, все равно, какой музей или какое учреждение предоставляет ему услугу: государственное, муниципальное, частное. Посетителю безразлично, на какие средства организовано то или иное мероприятие: его интересует тот результат (эмоциональный, в первую очередь), какой он получил от посещения той или иной музейной программы и соответствие полученного результата финансовым вложениям в это мероприятие.
В то же время нельзя недооценивать тот факт, что музеи уникальны в своей деятельности и только музеи, будучи институтами, по передаче знаний о культуре, центрами формального и неформального образования, способствуют установлению взаимопонимания и социальной сплоченности между людьми.
Реальность такова, что, сохраняя свои основные социальные функции, музеи становятся все больше досуговыми учреждениями. В начале 1990-х годов наблюдалась тенденция в среде музейных сотрудников выступать с отрицанием и неприятием перемен в традиционной деятельности музея, выражать негативное отношение к наступающим переменам. Однако, объективные причины, в первую очередь связанные с постоянным недофинансированием, с оттоком из музеев квалифицированных кадров, отсутствием профессиональных менеджеров в сфере культуры стали своего рода двигателем творческой инициативы.
Поиск путей развития - это задача, которую на протяжении многих лет решают и зарубежные, и отечественные музеи. Музеями накоплен достаточно большой опыт, который при осмыслении его мог бы стать основой для разработки дальнейших стратегий развития музейного дела.
Музей в XXI веке, это сосредоточение огромного культурного материала, который необходимо передавать населению для культурного и образовательного обогащения. Необходимость развития музея и привлечение в него как можно большего числа посетителей позволит государству разрабатывать культурную политику с уклоном на решение многих стоящих перед ней задач в кратчайшие сроки. Музеи смогут наиболее полно раскрыть свой потенциал перед своей аудиторией, а так же вывести страну на международный уровень.
I. Источники
1.1. Опубликованные источники
1. Конституция РФ 1993. - М., 2004. 64 с.
2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». URL:http: //www. garant. ru
3. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». URL:http: //www.sibfo .ru.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 266 «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ». URL:http://pravo.gov.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 609 «Об
утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства». URL: http://sbornik-
zakonov.ru.
6. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации». URL:http://sbornik-zakonov.ru.
7. Указ президента России «Об особо ценных объектах национального наследия России» от 18.12.91 № 294. URL:http://law7.ru
8. Федеральный закон «О музейных фондах РФ и о музеях РФ от 26.04.1996». URL: http: //base.garant.ru
9. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. N 179 «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации». URL:http: //base.consultant.ru
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицам, не достигшим восемнадцати лет». URL:http: //base. consultant. ru
11. Федеральный закон «О государственных музеях-заповедниках» от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ. URL:http://www.council.goy.ru/actryity/documents/480
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955 «О Федеральной целевой программе «Культура России 2001-2005 годы». URL:http: //www.pcpi.ru
13. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL:http: //www.rg.ru/2002/06/29/pamj atniki-dok.html
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 1432-р «О федеральной целевой программе «Культура России (2005-2010 годы)». URL:http: //www.pcpi .ru.
15. Федеральная целевая программа «Культура России (2005-2010 годы)». URL: http: //www.pcpi .ru.
16. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». URL: http://fcpkultura.ru.
17. Решение Свердловского Облисполкома от 18. 02. 1991 г. № 75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области».h URL: ttp://www.patrimony.ru.
18. Постановлений Правительства Свердловской области от 05.02.1992 № 37-п «О внесении изменений в Государственный список памятников Свердловской области». URL:http://www.patrimony.ru.
19.Областной закон от 22.07.1997 №43-ОЗ (ред. от 23.05.2011) «О культурной деятельности на территории Свердловской области». URL:
http://www.mkso.ru/pokolenie/npa-sp
20.Постановление Правительства Свердловской области от 23.12.1998 г. «Об отнесении к категории памятников истории и культуры местного значения, исключенных из Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». URL:http://www.patrimony.ru.
21.Закон Свердловской области от 27.12.2004 № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области». URL:http: //www. mkso.ru.
22. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.11.2012 №1378 «О включении музейных предметов, являющихся федеральной собственностью, в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и передаче в безвозмездное бессрочное пользование государственному бюджетному учреждению культуры Свердловской области «Музей истории камнерезного и ювелирного искусства». URL:http://www.mkso.ru.
23. Приказ Министерство культуры Свердловской области от 20.02.2013 № 26 «Об утверждении Передвижного фонда музеев Свердловской области». URL: http: //www.mkso.ru.
24. Постановление Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. N 859- ПП «О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры». URL:http://www.patrimony.ru.
25. Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2010 №1909-1111 «О бесплатном посещении государственных музеев Свердловской области отдельными категориями граждан».h URL: ttp: //www. mkso.ru/pokolenie/npa-sp
26. Концепция развития музейной сферы Свердловской области до 2020 года. URL: http: //www. mkso. ru/ koncepcia muzei. pdf
27. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. URL:http: //sverdl. gks .ru.
2. Литература
1. ХХШ Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. - М., 2000. - С. 1-60.
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Музей - для всех»: Конференция по музейной педагогике в Свердловской области, 23-29 сентября 2002 г. - Екатеринбург, 2002. - 120 с.
3. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. - СПб., 2004.
4. Загребин С.С. Культурная политика государства: принципы и реализация в 1900-1941 гг. (На материалах Уральского региона). - Челябинск, 1998.
5. Конференция литературных музеев России «Литературный музей на пороге XXI века. Проблемы выживания и развития». - М., 2009. - 186 с.
6. Музейное дело России. - М., 2006. - 240 с.
7. Международная научно-практическая конференция «Современный музей как важный ресурс в развитии города и региона». г. Казань, 12-17 сентября 2005 года.
8. Музеи Свердловской области: Справочник. - Екатеринбург, 2006. - 238 с.
9. Мешкова A.B. Формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правовое регулирование.
10. Научно-практическая конференция по проблемам научно-просветительной работы. Государственный Исторический музей, октябрь, 2000 г.
11. Найдакова. Г.В. История создания и развития музейного дела в национальных районах Восточной Сибири 1917-1980 гг. (на материалах Бурятской АССР, Агинского и Усть-ордынского бурятских национальных округов): автореф. дис....канд. ист. наук. Новосибирск, 1990.
12. Поправке Е.А. Музееведение. М., 2003 - 203 с.
13. Попов М.В. Культура и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах. Екатеринбург, 1997.
14. Российская музейная энциклопедия. - М., 2001.
15. Равикович. Д.А. Из истории организации сибирских музеев в XIX в.// История музейного дела в СССР. М, 1957.
16. Сизова И.А. Музейное дело в отечественных диссертационных исследованиях (1990-2010) // Вестник ТГУ №3(15). 2011. С. 136.
17. Труевцева. О.Н. Развитие историко-краеведческих музеев и участие в нем партийных организаций Западной Сибири (1960-1990 гг.): автореф. дис....канд. ист. наук. Кемерово, 1991.
18. Уральский региональный институт музейных проектов. ???
19. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. СПб., 2000.
20. Щинова О.В. Музейная сеть Урала в постсоветский период// «Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (10 сентября 2012 г.). Новосибирск, 2012.
21. Электронный журнал МР-Проф. URL:http ://www. museum. ru
22. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Культурно¬образовательная деятельность музеев. Сборник трудов творч. лаборатории «Музейная педагогика». М., 1997. С. 26-38.
23. Юмашева Ю. Ю. Цифровизация культурного наследия России: нормативно-методическое регулирование // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2013. - №3 (117)
3. Электронные ресурсы
1. Архивы Свердловской области. URL:http://uralarchives.ru.
2. Министерство культуры и туризма Свердловской области. URL: http: //www.patrimony. ru
3. Министерство культуры Российской Федерации. URL:http://mkrf.ru.
4. Министерство культуры Свердловской области. URL:http://www.mkso.ru.
5. Музеи Свердловской области. URL:http://ural-museum.ru.
6. Музей истории Екатеринбурга. URL:http://m-i-e.ru.
7. Областная газета Свердловской области. URL:http: //www. obl gazeta. ru
8. Свердловский областной краеведческий музей. URL:http://www.uole-museum.ru.