Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Работа №99752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы146
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1. Основы психолого-педагогической готовности детей к обучению в
школе 7
1.2. Современные подходы и направления взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьей в период подготовки детей к обучению в школе 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ .. 29
2.1.Изучение опыта работы дошкольной образовательной организации
по подготовке детей к обучению в школе 29
2.2. Изучение психолого-педагогической готовности ребенка к
обучению школе 37
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по подготовке детей к
обучению в школе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 140


Готовность ребенка к обучению в школе является основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье. Важнейшая задача стоит перед дошкольной образовательной организацией - всестороннее развитие личности ребенка, и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст для начала обучения в школе и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в момент обучения в школе. Основной причиной трудностей является то, что дети еще не готовы психологически.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения в школе, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень готовности ребенка к обучению в школе. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день общепринято, что готовность детей к обучению в школе требует комплексных психологических исследований, это и определило тему выпускной квалификационной работы - «Психолого¬педагогическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе».
Проблема подготовки детей к обучению в школе в период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования остается актуальной, так как педагоги сегодня должны готовить детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с требованиями, обозначенными в данном документе.
Ребенок к семи годам, то есть на выходе из дошкольной образовательной организации становится общительным, любознательным, инициативным, самостоятельным. Это главные ориентиры, в каком направлении нужно двигаться. Именно эти качества и необходимо формировать у дошкольников. Также важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в дошкольной образовательной организации были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
В дошкольном образовании определены две группы требований, это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности, описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы (например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.).
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе, и должна выполняться каждой дошкольной образовательной организацией.
Вопросы психолого-педагогической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.М. Безруких, Е.Е. Кравцова и многие другие.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к обучению в школе многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.
Объектом исследования является процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Предмет исследования: психолого-педагогическая готовность ребенка дошкольной образовательной организации к обучению в школе.
Цель исследования заключается в изучении психолого-педагогических аспектов подготовки детей к обучению в школе и разработке рекомендаций.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Изучить вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
3. Изучить опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.
5. Изучить уровень психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования: анализ литературы; беседа, количественной и качественной обработки результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области.
Практическая значимость заключается в исследовании процесса подготовки детей к обучению в школе в условиях подготовительной группы дошкольной образовательной организации, разработке рекомендаций для родителей, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации к обучению в школе.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе изучения проблемы психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе решены поставленные задачи.
1. Проанализированы теоретические основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к обучению в школе можно отнести: психомоторную (функциональную); интеллектуальную; эмоционально-волевую; мотивационную; личностную; социально-психологическую готовность.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к обучению в школе следует рассматривать как двусторонний процесс. «Дошкольная образовательная организация - семье»-процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи.
2. Изучены основные направления взаимодействие дошкольной
образовательной организации с семьей.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: родительские собрания, беседы и консультации, наглядная пропаганда, посещение семей, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.
Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между дошкольной образовательной организацией и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.
3. Изучен опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области проводится систематическая работа по формированию психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе, поскольку это одна из важнейших задач, от решения которой зависит успешное обучение ребенка в школе. В связи с этим в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» проводятся регулярные собеседования, консультации с родителями, выставляется информация в родительских уголках, родительские собрания, помогающие подготовке детей к обучению в школе.
Педагоги дошкольной образовательной организации умеют также организовывать все виды деятельности, необходимые для развития ребенка дошкольного возраста: предметную, познавательную, игровую.
4. Изучен уровень психолого-педагогической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В исследовании принимали участия 10 детей первой подготовительной группы дошкольного возраста 6 - 7 лет общеразвивающей направленности, из них 6 девочек и 4 мальчика, посещающих муниципальное автономное дошкольная образовательная организация «Детский сад № 35».
Диагностика психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе проводилась по разным методикам и носила групповой и индивидуальный характер. Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной [25].
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе в основном готовы, однако преобладает средний уровень готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
5. На основании результатов диагностического исследования были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по работе со слабо подготовленными к обучению в школе детьми и рекомендован развивающий материал для занятий.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста и ее высокой результативности является совместная работа педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации и родителей, их активность и заинтересованность в готовности детей к обучению в школе.



1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 2015. - 241 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации - М.: Начальная школа, 2016.
3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 2015. - 210 с.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. - 374с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Academia, 2016. - 303 с..
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, - М: Знание, 2015. - 98 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: МГУ, 2014. - 148 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: МГУ,
2015. - 98 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Воронеж, 2015. - 164 с.
10. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2016. - №10. - С. 19-25
11. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 56-61.
12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 2017. - 311 с.
13. Буря Р.С. Готовим детей к школе. - М.: Знание, 2014. - 195 с.
14. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. - М.: Знание, 2016. -169 с.
15. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? //
Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. - С. 66-74.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ