ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1. Основы психолого-педагогической готовности детей к обучению в
школе 7
1.2. Современные подходы и направления взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьей в период подготовки детей к обучению в школе 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ .. 29
2.1.Изучение опыта работы дошкольной образовательной организации
по подготовке детей к обучению в школе 29
2.2. Изучение психолого-педагогической готовности ребенка к
обучению школе 37
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по подготовке детей к
обучению в школе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 140
Готовность ребенка к обучению в школе является основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье. Важнейшая задача стоит перед дошкольной образовательной организацией - всестороннее развитие личности ребенка, и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст для начала обучения в школе и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в момент обучения в школе. Основной причиной трудностей является то, что дети еще не готовы психологически.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения в школе, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень готовности ребенка к обучению в школе. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день общепринято, что готовность детей к обучению в школе требует комплексных психологических исследований, это и определило тему выпускной квалификационной работы - «Психолого¬педагогическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе».
Проблема подготовки детей к обучению в школе в период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования остается актуальной, так как педагоги сегодня должны готовить детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с требованиями, обозначенными в данном документе.
Ребенок к семи годам, то есть на выходе из дошкольной образовательной организации становится общительным, любознательным, инициативным, самостоятельным. Это главные ориентиры, в каком направлении нужно двигаться. Именно эти качества и необходимо формировать у дошкольников. Также важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в дошкольной образовательной организации были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
В дошкольном образовании определены две группы требований, это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности, описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы (например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.).
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе, и должна выполняться каждой дошкольной образовательной организацией.
Вопросы психолого-педагогической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.М. Безруких, Е.Е. Кравцова и многие другие.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к обучению в школе многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.
Объектом исследования является процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Предмет исследования: психолого-педагогическая готовность ребенка дошкольной образовательной организации к обучению в школе.
Цель исследования заключается в изучении психолого-педагогических аспектов подготовки детей к обучению в школе и разработке рекомендаций.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Изучить вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
3. Изучить опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.
5. Изучить уровень психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования: анализ литературы; беседа, количественной и качественной обработки результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области.
Практическая значимость заключается в исследовании процесса подготовки детей к обучению в школе в условиях подготовительной группы дошкольной образовательной организации, разработке рекомендаций для родителей, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации к обучению в школе.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе изучения проблемы психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе решены поставленные задачи.
1. Проанализированы теоретические основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к обучению в школе можно отнести: психомоторную (функциональную); интеллектуальную; эмоционально-волевую; мотивационную; личностную; социально-психологическую готовность.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к обучению в школе следует рассматривать как двусторонний процесс. «Дошкольная образовательная организация - семье»-процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи.
2. Изучены основные направления взаимодействие дошкольной
образовательной организации с семьей.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: родительские собрания, беседы и консультации, наглядная пропаганда, посещение семей, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.
Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между дошкольной образовательной организацией и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.
3. Изучен опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области проводится систематическая работа по формированию психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе, поскольку это одна из важнейших задач, от решения которой зависит успешное обучение ребенка в школе. В связи с этим в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» проводятся регулярные собеседования, консультации с родителями, выставляется информация в родительских уголках, родительские собрания, помогающие подготовке детей к обучению в школе.
Педагоги дошкольной образовательной организации умеют также организовывать все виды деятельности, необходимые для развития ребенка дошкольного возраста: предметную, познавательную, игровую.
4. Изучен уровень психолого-педагогической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В исследовании принимали участия 10 детей первой подготовительной группы дошкольного возраста 6 - 7 лет общеразвивающей направленности, из них 6 девочек и 4 мальчика, посещающих муниципальное автономное дошкольная образовательная организация «Детский сад № 35».
Диагностика психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе проводилась по разным методикам и носила групповой и индивидуальный характер. Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной [25].
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе в основном готовы, однако преобладает средний уровень готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
5. На основании результатов диагностического исследования были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по работе со слабо подготовленными к обучению в школе детьми и рекомендован развивающий материал для занятий.
Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста и ее высокой результативности является совместная работа педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации и родителей, их активность и заинтересованность в готовности детей к обучению в школе.
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 2015. - 241 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации - М.: Начальная школа, 2016.
3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 2015. - 210 с.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. - 374с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Academia, 2016. - 303 с..
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, - М: Знание, 2015. - 98 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: МГУ, 2014. - 148 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: МГУ,
2015. - 98 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Воронеж, 2015. - 164 с.
10. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2016. - №10. - С. 19-25
11. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 56-61.
12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 2017. - 311 с.
13. Буря Р.С. Готовим детей к школе. - М.: Знание, 2014. - 195 с.
14. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. - М.: Знание, 2016. -169 с.
15. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? //
Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. - С. 66-74.
...