ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Характеристика самостоятельности как качества
личности 7
1.2. Особенности проявления самостоятельности в дошкольном
возрасте 11
1.3. Способы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТУРИРОВАНИЯ В ДОУ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 30
2.1. Результаты диагностики самостоятельности детей второй
младшей группы 30
2.2. Описание деятельности педагога по организации
конструирования с детьми второй младшей группы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.
Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Р.С. Буре, Т. Гуськовой, В.Д. Иванова, И.С. Кона, К.П. Кузовковой, А. А. Люблинской, Т.А. Марковой, А.К. Осницкого, Л.Ф. Островской, СЛ. Рубинштейна, Е. О. Смирновой, С. Теплюк.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации
конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей.
Цель исследования: сформулировать, теоретически обосновать и апробировать в педагогическом процессе ДОУ условия организации конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
развития самостоятельности как свойства личности.
2. Дать характеристику конструирования как вида творческой
деятельности.
3. Уточнить сущность понятия «самостоятельность детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования».
4. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в конструировании, учитывающие его специфику.
З.Провести диагностику самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
4.Организовать конструктивную деятельность, направленную на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие самостоятельности у дошкольников в процессе конструирования будет эффективней, если:
- разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс НОД по конструированию из различного природного материала;
- организация конструирования будет происходить поэтапно: сначала сюжетное конструирование по образцу, потом по теме или по условиям, а затем по собственному замыслу;
- организация конструкторской деятельности предполагает предоставление ребенку свободы в выборе материалов, замысла и способов конструкторской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании условий организации конструирования, направленных на развитие самостоятельности как качества личности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; общелогические методы (сравнение, умозаключение); наблюдение, констатирующее и контрольное психолого-педагогическое исследование; обработка исследовательских данных (качественный и количественный анализ).
База исследования: Участниками опытно-поисковой работы являются воспитанники второй младшей группы (3-4 года) МАДОУ № 3 «Умка» г. Сухой Лог (20 человек).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности в дошкольном детстве; глава 2. Опытно-поисковая работа по организации конструирования в ДОУ с детьми второй младшей группы, заключения, списка литературы, который включает 51 книгу, приложений.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Анализ литературы позволяет отметить, что трактовка понятия «самостоятельность» лишена однозначности. Разница мнений обусловлена зависимостью самостоятельности от определенного вида деятельности, в которой она проявляется и формируется. Исследователи проблемы отмечают, что самостоятельность не раз и навсегда закрепившееся качество личности, а постоянно развивающееся под воздействием среды и воспитания.
Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания и готовности к школьному обучению.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Особое значение для развития самостоятельности имеет такой вид деятельности как конструирование, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок и т.п.).
Конструирование как вид деятельности детей дошкольного возраста имеет виды и типы.
Методика обучения конструированию содержит формы конструирования, методы обучения конструированию и имеет четкую зависимость от возраста ребенка.
Для диагностики уровня развития самостоятельности использовалась «Карта проявлений самостоятельности М.А. Щетининой», которая позволила оценить умение модифицировать предмет с определенной степенью самостоятельности.
Для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста были предложены занятия по конструированию для детей младшего дошкольного возраста и описаны условия их реализации.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале работы о том, что развитие самостоятельности у дошкольников в процессе конструирования будет эффективней, если:
- разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс НОД по конструированию из различного природного материала;
- организация конструирования будет происходить поэтапно: сначала сюжетное конструирование по образцу, потом по теме или по условиям, а затем по собственному замыслу;
- организация конструкторской деятельности предполагает предоставление ребенку свободы в выборе материалов, замысла и способов конструкторской деятельности доказана в процессе работы.
Можно сказать, что цель работы достигнута и задачи, поставленные в начале работы решены.
1. Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст]/ Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева. - СПб.: Речь, 2002. - 245 с.
2. Б.Г. Ананьев, О проблемах современного человекознания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: «Модэк», 2002. - 154 с.
3. Борисова О.Ф., Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст]/ О.Ф. Борисова. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 124-132.
4. Р.С. Буре, Я сам: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста [Текст]/ Р.С. Буре. - М.: Наш малыш,1995. - 204с.
5. Т. Волженина, Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов [Текст]/ Т. Волженина // Виноград. - М.: 2010. - №37. - С. 20-23.
6. Л.С. Выготский, Психология [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Изд- во «ЭКСМО-Пресс», 2012. - 421 с.
7. Т.В. Гуськова, Что такое самостоятельный ребёнок [Текст]/ Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С.60-64.
8. А.Н. Давидчук, Развитие у детей конструктивного творчества [Текст]/ А.Н. Давидчук. - М.: 1976. - 127 с.
9. В.П. Дуброва, Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст]/ В.П. Дуброва. - М.: «Просвещение», 2008. - 253с.
10. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Конструирование. Программа
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание [Текст]/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2013. - 254 с.
11. В.Д. Иванов, Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами [Текст]/ В.Д. Иванов. - М.: Просвещение, 2007. -78с.
12. М. С. Ишмакова, Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов [Текст]/ М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.
13. И.С. Кон, Психология самостоятельность [Текст]/ И.С. Кон // Педагогика здоровья. -2009. - №7. - С.96- 100.
14. Л.Г. Комарова, Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО [Текст]/ Л.Г. Комарова. - М.: Линка- Пресс,2011. - 312 с.
15. К.П. Кузавкова, Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста [Текст]/ К.П. Кузавкова: Учеб. Пособие для спец. Курса. - Пермь: 1975. -57с.
...