Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурное развитие детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Особенности социокультурного развития детей дошкольного
возраста 7
1.2. Формы, методы и условия социокультурного развития детей
дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Изучение уровня социокультурного развития детей дошкольного
возраста 34
2.2. Рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69


Расширение культурных границ, создание единого образовательного пространства диктуют необходимость воспитания у подрастающего поколения способности к межкультурной коммуникации, готовности принятия многокультурного многообразия, умения ориентироваться в новых социокультурных условиях. Преобразования в экономической и политической сфере, интенсификация в развитии науки, информационных и коммуникационных технологий, ускорение темпов жизни, - все эти кардинальные общественные перестройки свидетельствуют об изменении социальной действительности, обусловившей ценностно-нормативные сдвиги в жизни общества. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала общества, безусловно, является возрождение системы социокультурного развития, в основе которой находятся нравственные ценности, являющиеся универсальными нравственно-социальными нормами. На современном этапе развития общества вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций процесс социокультурного развития подрастающего поколения приобретает особую значимость с позиций научного рассмотрения.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания. Социокультурное воспитание, являясь многоплановым процессом, совершенно неотделимо от семьи, социума, культуры, культурно-исторической эпохи, призвано обеспечивать духовное единство народа, устойчивость моральных общественных ценностей, быть залогом политической и экономической стабильности государства.
Социокультурное развитие личности реализуется в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с поставленными целями и задачами. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в нем отражается важность формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о культурных традициях, о многообразии культур разных народов, в результате чего происходит социокультурное развитие детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у детей дошкольного возраста готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу. В образовательный стандарт включается коммуникативно - личностный компонент, направленный на приобретение детьми дошкольного возраста опыта конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Социокультурное развитие означает процесс вхождения личности в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм, присущих именно конкретному обществу, а также творческую переоценку опыта посредством формирования собственной модели поведения в данном обществе. Дети дошкольного возраста узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие конкретному обществу, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества. В этой связи особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям.
Вопросам социокультурного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и др. Особенности социокультурного развития детей в разные возрастные периоды рассматривали такие ученые, как Н.Я. Большунова, О.В. Федоскина, К.И. Чижова и др.; специфику социального развития ребенка в контексте культуры - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др. Идеи социокультурного развития в дошкольном образовании освещались в трудах М.И. Богомоловой, Л.М. Захаровой, С.В. Кахнович, И.Ф. Клименко, С.А. Козловой, и др. Проблемы проектирования социокультурной среды освещались А.Г. Гогоберидзе, В.И. Слободчиковым, В.А. Ясвиным и др. [4; 5; 9; 23; 60]
Проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста требует дальнейшего осмысления и заключается в отсутствии, либо недостаточной сформированности у детей старшего дошкольного возраста социокультурных умений и навыков. Стремление найти пути решения данного противоречия и обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: процесс социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социокультурное развитие детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по социокультурному развитию детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «социокультурное развитие» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Изучить особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать методы, формы и условия социокультурного развития детей дошкольного возраста.
4. Изучить практику социокультурного развития детей
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение;
- эмпирические: наблюдение; тестирование, анкетирование;
- методы качественного и количественного анализа.
База исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад № 3, г. Тавда Свердловской области. В исследовании принимало участие 20детей старшего дошкольного возраста
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения; таблицы, рисунки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи.
Социокультурное развитие заключается в умении индивида сопоставлять и соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами (Н.Я. Большунова); это процесс усвоения ценностей культуры и общества, социальных норм и традиций (О.В. Федоскина); воспроизводство социальных норм и правил (Л.М. Захарова, Ю.В. Пурскалова).
Социокультурное развитие детей дошкольного возраста трактуется как процесс приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, культурным традициям, получение представлений об этнографических и этнокультурных ценностях, многообразием языковых культур и воспитание толерантного отношения, творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности. Под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу.
Базовые социокультурные нормы являются главным содержанием духовно-нравственного воспитания. В основе социокультурного воспитания находится становление отношения личности к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает развитие качеств патриотизма, толератности, уважения и товарищества. Работа по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам должна начинаться с ознакомления с историей и традициями родного города, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.
На основе теоретико-методологического обзора на практике были применены диагностические критерии выявления сформированности уровня социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад № 3 г. Тавды Свердловской области. В исследовании принимало участие 20детей старшего дошкольного возраста.
Актуальной задачей выступает подбор методов и средств для осуществления диагностики, в частности для изучения уровней развития представлений детей о родном городе, изучение педагогического процесса организации работы с детьми по развитию данных представлений в практике работы детского сада.
С целью диагностики уровня развития представлений детей о родном городе у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.
Анализ результатов проведенного исследования указал на важность и значимость решения проблемы социокультурного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Взрослые уделяют определенное внимание решению этой сложной задачи, однако недостаточная эффективность этого процесса во многом объясняется отсутствием системы и целенаправленности в этой работе.
Диагностика уровня развития социокультурного развития как нравственного качества детей старшего дошкольного возраста включала в себя:
- выявление уровня сформированности представлений детей о родном крае и его культурно-исторических традициях с помощью проведения занятий, бесед, игровой и изобразительной деятельности;
- изучение эмоциональной отзывчивости, особенности отношения и интереса ребенка к знаниям о своем родном городе при помощи проведения методики «Личностное отношение к родному краю»;
- определение содержания деятельностного компонента через проведение серии наблюдений за детьми в разных видах деятельности.
Результаты диагностики показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне социокультурного развития.
Успеха в данном вопросе воспитания можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям старшего дошкольного возраста, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к с родному краю.
С целью подготовки педагогов к работе по данному вопросу был проведен семинар-практикум по теме «Социокультурное развитие детей дошкольного возраста), разработаны методические рекомендации для педагогов по ознакомлению с родным краем (см. Приложение 1).
Проведенная работа с педагогами должна была послужить определенным фундаментом, толчком для дальнейшей целенаправленной деятельности в дошкольном учреждении по социокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.
2. Асмолов, А., Глебкин, В., Солдатова, Г., Шайгерова, Л, Шарова, О., Магун В., Жамкочьян М., Магура М. На пути к толерантному сознанию [Текст] /А. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 256с.
3. Аюева, И.И. Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом [Текст] / И.И. Аюева // Воспитатель ДОУ. - 2017. - № 3. - С. 17¬27.
4. Бабаева, Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева. - Сыктывкар, 2011. - 252с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
6. Бурменская, Г., Запорожец, А., Эльконин, Д., Выготский, Л.С., и др. [Текст]: Хрестоматия по детской психологии / Г. Бурменская, А. Запорожец. - М.: МПСИ, 2014. - 656 с.
7. Виноградова, Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Виноградова // Молодой ученый. - 2017. - № 9. - С. 312-314.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский / Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2013. - 632с.
9. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-18.
10. Герасимова, Н. Связь с историей страны - кровная [Текст] / Н. Герасимова // Воспитание дошкольников. - 2012. - № 8. - С. 59.
11. Гостар, А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.И. Гостар // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 916-918.
12. Губанов, М.В., Губанова, Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры [Текст] / М.В. Губанов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2013. - С. 39-45.
13. Гусев, Д.А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / Д. А. Гусев, К. В. Васильева // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С. 170-173.
14. Гущина, Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] / Е.А. Гущина//Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 36-38.
15. Дареева, О.А., Дашиева, С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции [Текст] / О.А. Дареева, С.А. Дашиева // Вестник Бурятского Государственного университета. - 2009. - № 15. - С. 154-159.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ