Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №99724

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Анализ проблемы профессионального самоопределения в
отечественной и зарубежной науке 8
1.2. Особенности профессионального самоопределения обучающихся на
этапе предпрофильной подготовки 15
1.3. Сущность психолого-педагогического сопровождения 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 26
2.1. Методика и технологии проведения исследования и результаты
констатирующего этапа 26
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся на этапе
предпрофильной подготовки (формирующий этап) 45
2.3. Результаты апробации программы психолого -педагогического
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (контрольный этап) 57
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список литературы 81
Приложения 86


Актуальность исследования профессионального самоопределения обучающихся, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена практическим запросом, который сформировался в условиях перемен, происходящих в последние годы в России. Он тесно связан с переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других современных профессий. Большинство людей вынуждены менять профессии, переходить из одних профессиональных сфер в другие. По утверждению А.Е. Голомшток, отсутствие подготовки кадров по востребованным профессиям в Уральском регионе объясняется, «невысокой престижностью необходимых профессий для промышленного региона (машиниста, электрика, газосварщика, токаря и др.), и отсутствием системной и планомерной работы в школе и в семье по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, вследствие чего выпускники школ, гимназий и лицеев затрудняются с выбором будущей профессии» [9, с. 78].
Содержание профессионального самоопределения регламентируется следующими нормативно-правовыми актами федерального уровня: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике»; Федеральные государственные образовательные стандарты, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, План деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 годы. Обозначенные в этих документах цели и задачи развития экономики требуют пристального внимания к человеческим ресурсам, их развитию и оптимальному использованию.
Основные общеобразовательные программы школ должны быть направлены на адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профиля, профессии. Однако чаще всего выбор профиля осуществляется спонтанно и необдуманно. Необходимость оказания помощи школьникам в выстраивании линии обучения «профиль - профессия - вуз» в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и намерениями учащихся очевидна. Отсюда и возрастает роль предпрофильной подготовки и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы сформировать у обучающихся: умения оценивать способности к различным видам деятельности и осуществлять выбор профиля, а также высокий уровень ответственности и мотивации обучения на выбранном профиле.
Сопровождение профессионального самоопределения учащихся, как отмечает М.В. Ососова, это «особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей соучастие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса активизации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей, позволяющих обучающемуся осуществлять выбор профиля, профессии с опорой на собственные ресурсы» [30, с. 63]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение на этапе предпрофильной подготовки играет определяющую роль в личностном развитии обучающихся, выборе профиля дальнейшего обучения.
Большой вклад в изучение профессионального самоопределения внесли такие ученые, как Н.С. Глуханюк, С.С. Гриншпун, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, A.C. Маркова, Л.С.Митина, Н.С.Пряжников, Н.С.Чистякова. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г.В. Резапкина, E.H. Прощицкая, Н.С. Пряжников, Н.С. Чистякова и другие.
В нашем исследовании мы придерживаемся трактовки профессионального самоопределения Э.Ф. Зеера, под которым этот автор понимает «построение личностью профессионального плана, формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировки и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [30, с. 13]. Исходя из этого мы рассматриваем понятие профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки как процесс поиска личностного смысла в выбираемом профиле дальнейшего обучения.
Анализ методологической, научно-методической, психолого-педагогической литературы и практики по психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся школ позволил выделить следующие противоречия между:
- ожиданиями современного общества профессионального самоопределения от обучающихся и недостаточным развитием у них личностных качеств, обеспечивающих профессиональное самоопределение (умения делать выбор и обосновывать его), отсутствием представлений о путях получения профессии;
- необходимостью развития качеств личности для профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и недостаточным психолого-педагогическим обеспечением процесса профессионального самоопределения школьников;
- необходимостью организации процесса развития личностных качеств обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и недостаточной разработанностью программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и разработать программу психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Гипотезы исследования:
1) профессиональному самоопределению учащихся на этапе предпрофильной подготовки будут способствовать:
- развитие индивидуально-психологических качеств личности (профессиональных склонностей, намерений, интересов, личностных характеристик);
- включенность учащихся в ценностно-поисковые виды деятельности, формирование представлений о мире профессий, приобретение опыта профессиональных проб, самоанализа, самопознания, связанных с дальнейшим выбором профиля обучения;
2) основу эффективной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся составлять занятия, направленные на развитие внимания, памяти и волевой саморегуляции с обязательным выходом заинтересованных обучающихся на территорию организаций среднего и высшего профессионального образования для осуществления профессиональной пробы и посещением предприятий и организаций города.
Задачи исследования:
- проанализировать и обобщить сложившиеся в современной психологии подходы к изучению профессионального самоопределения;
- выявить психологические особенности профессионального
самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки ;
- разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение психологического опыта;
- эмпирические - сравнительный анализ;
- психодиагностические - наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование); методы математической статистики.
Методологическим основанием исследования являются:
- общие идеи целостного подхода, разные варианты которого развиты в работах К.А. Абульхановой (Абульханова-Славская, 2009); Б. Г. Ананьева (Ананьев, 2001); В.А. Барабанщикова (Барабанщиков, 2003); Б. А. Вяткина (Вяткин, 2011); А.А. Деркача (Деркач, 2011); Б. Ф. Ломова (Ломов, 1986); В.С. Мерлина (Мерлин, 1986), С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2003), В.Д. Шадрикова (Шадровиков, 2004).
- с учетом концепций: положения о личности как активном субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, Е.Н. Волкова, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин); теоретических положений и эмпирических исследований Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Л.Б. Шнейдер в области профессионального и личностного самоопределения, а также основных положений о проблеме осуществления профессионального выбора, развиваемых в работах представителей гуманистической психологии и отечественной психологической школы (К. А. Абульханова-Славская, К. Л. Зайцев, В. Е. Клочко, И. О. Логинова, Е. А. Лукина, В. И. Слободчиков).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источника), 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью жизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределения представляется сложным, и многогранным, на него оказывают влияния различные особенности субъекта деятельности, уровень его интеллектуального развития, личностная зрелость, самооценка и притязания. Обучающиеся, стоящие перед проблемой профессионального выбора, в большинстве своем, оказываются не готовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позиции и нуждаются в помощи. Результаты представленного исследования дают основание для следующих выводов:
1. Раскрыто в полном объеме содержание понятия профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки в аспекте поиска учащимися личностного смысла в выбираемом профиле дальнейшего обучения. Значимость полученных результатов определяется тем, что выбор профиля является основополагающим в построении будущей траектории и является началом пути выбора профессии, учебного заведения, и профессионального развития и карьеры.
2. Разработана и апробирована программа психолого -педагогического сопровождения профессионального самоопределения, направленная на развитие личностных качеств обучающихся на этапе предпрофильной подготовки, в процессе которого идет поиск личностного смысла в выбираемом профиле дальнейшего обучения. Эта программы включает:
1. Элективный курс «Мои шаги к профессии» (34 часа из расчета 1 час в неделю в течение одного учебного года).
2. Социально-психологический тренинг «Выбери свою профессию».
3. Участие школьников общегородском проекте «Профи-дебют: масштаб - город».
4. Взаимодействие с родителями школьников.
Цель работы, которая заключалась в выявлении психологических особенностей профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и разработке эффективной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, достигнута.
Задачи, поставленные в начале исследования, решены, а именно:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- рассмотрены подходы к определению понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», рассмотрены психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
- изучена личностная предрасположенность к профессии.
Практическая значимость проведенного эмпирического исследования: данные практического исследования могут быть использованы обучающимися, педагогами и родителями. Правильный выбор профессии позволит полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования в будущем. Вхождение в профессию радикально меняет социальную ситуацию развития личности, влияет на формирование способностей, мотивационно-потребностной сферы и интересов.
По данному исследованию опубликованы статьи в сборнике материалов Педагогических чтений работников образования Железнодорожного района города Екатеринбурга (2014 г.) - «Социальная компетентность педагога как средство формирования профессионального самоопределения старшеклассников»; в международном научном журнале «Молодой ученый» (№39(173),сентябрь, 2017) - «Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы» (раздел «Психология»; в международном научно- практическом журнале «Теория и практика современной науки» (№9(27), сентябрь,2017) - «Деятельность классных руководителей школы по профессиональному самоопределению обучающихся» (раздел «Образование и педагогика»).



1. Аркадьев А.А. Справочник по профориентации для учащихся. - Минск: Современная школа, 2008.- 336 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 2001. - 299 с.
3. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. Издательство: Питер,2009. - 256 с.
4. Белоусова В.В. Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных технологий// Информатика и образование, № 3, 2007, - 104-106 с.
5. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации.
- Спб.: Речь, 2006. - 240 с.
6. Брагина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1976
7. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопросы психологии, №2, 2002, 28-40 с.
8. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. - М.: Академический проект, 2007. - 333 с.
9. Голомшток А.Е. выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации) - М.:Педагогика,1979.-160с.
10. Голерова О.А., Гурова Е.В. Выбор профессии - дело семейное? - М.: Просвещение, 2008.- 96 с.
11. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1998. - 272 с.
12. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005.- 224 с.
13. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 2004. - № 3.
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности.- Питер, 2008.- 371 с.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Издательство: Академия, 2004.- 304 с.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов- на-Дону: Феникс, 1996.
18. Климов Е.А. Профессиональное самоопределение личности// Интеллект и творчество. Сборник научных трудов. М., 1999.- 236-254 с.
19. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
20. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.
21. Кон И. С. Психология старшеклассника / И.Кон - М.: Просвещение, 2004.- 192 с.
22. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Диссертация канд. психол. наук. СПб., 1998.
23. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. Абульхановой-Славской К.А.- М., 1995. - 179-185 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
25. Кустобаева Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения. Казань, 2005 г. -145 с.
26. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. - 57-65 с.
27. Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Дис. канд. психол. наук. - М., 1992.
28. Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. // Дис. докт. психол. наук. М., 1999
29. Мкртчян Г.М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983
30. Ососова М.В. психолого- педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки: Дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012.
31. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. По материалам массовых социологических обследований молодежи: Сборник научных трудов/ Отв. Ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. - М.: Центр социологии образования РАО, 1996
32. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф, дис. докт. педаг. наук. - Екатеринбург, 1995
33. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе// Вопросы психологии, №1, 1996
34. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
35. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
36. Пряжников Н. С., Методы активизации личного и профессионального самоопределения.- М., 2002.- 400 с.
37. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005.- 288 с.
38. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников (Диагностика и развитие проф. зрелости)- М.: Творческий центр, 2005.- 128 с.
39. Психологическая консультация как фактор активизации про-фессионального самоопределения учащихся // Научно-практические проблемы школьной психологической службы (материалы конференции).- М., 1987. том 2.
40. Профессиональное самоопределение учащихся // Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991.
41. Перспективы формирования психологической готовности к
профессиональному самоопределению у учащихся разного возраста. //
Проблемы интеллектуального развития организационных систем (тезисы докладов).- Новосибирск. 1991.
42. Разумникова О.М. Взаимодействие тендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии// Вопросы психологии, № 4, 2004.- с. 76-83
43. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. - М., 2000.
44. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа
предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.- 208 с.
45. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004.¬125 с.
46. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы- М.: Генезис,2005 - 124 с.
47. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
48. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал № 4 - 2004.
49. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - г. Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2004.- 413 с.
50. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., «Прогресс», 1998.- 232 с.
51. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни.- М.: УЦ Перспектива, 2008. - 128 с.
52. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004. - 160 с.
53. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников : Организация и управление - М.: Педагогика,1987. -160 с.
54. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М., 2004.-225 с.
55. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - Москва: Сфера, 2006.- 119 с.
56. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 2004. - 95 с.
57. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М., 2001. - 320 с.
58. Шубкин В. Н., Чередниченко Г. А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников - Рос. акад. образования, Центр социологии образования. - М. : Центр социологии образования, 1994. - 59 с.
59. Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. - Спб.: Азбука, 2001.
60. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки. //Журнал практического психолога.-1999-№3.- с.101-119.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ