Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у детей
дошкольного возраста
1.1. Понятие внимания, его виды и свойства
1.2. Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
1.4. Роль дидактических игр в развитии внимания детей среднего
дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания у детей среднего
дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Программа развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Актуальность исследования продиктована значимостью внимания, выполняемой среди других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. Учитывая, что внимание характеризуется как процедура, содействующая ориентированности и концентрации сознания на определенном объекте, явлении или деятельности, необходимо сознавать, что собственно внимание «включает» работу и регуляцию психических процессов. Следовательно, трудности, связанные с развитием внимания актуальны на сегодняшний день.
Особенно важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению. Сейчас, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости ребят в школе, тем более в младших классах, становится актуальным формирование внимания с раннего детства.
В дошкольном возрасте доминирующим остается непроизвольное внимание, произвольное только начинает свое становление. Средний дошкольный возраст характеризуется как сензитивный для развития таких свойств внимания, как устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, так как в данный возрастной период у детей появляется способность направлять свое внимание на нужный объект или явления, опираясь на инструкцию взрослого и под его контролем. Внимание может и должно быть развито с помощью специальных игр и упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
Наукой определено, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития произвольного внимания ребят дошкольного возраста. Дидактическая игра определяется как это средство научения и воспитания, непосредственно влияющее на изменения в эмоциональной и интеллектуальной сферах детей. Дидактическая задача, замаскированная в игровой деятельности, выполняется ребёнком опосредованно, в то время как его внимание сосредоточено на желании выиграть, выполнив правила игры, которые выступают в качестве средства самоконтроля для всех играющих, которое и содействует развитию внимания ребенка (П.А. Усова).
Специалисты, работающие с детьми, обеспокоены низким уровнем сформированности внимания у дошкольников. Они отмечают невнимательность и отвлекаемость у детей, их неспособность в необходимое время сосредотачиваться и удерживать внимание на выполнении познавательных и образовательных задач. Учитывая, что становление, развитие и совершенствование свойств внимания не менее важно, чем обучение письму, счету, чтению, и выступает как основополагающее условие воплощения познавательной деятельности, актуальна необходимость исследования становления внимания ребят среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Объект исследования: развитие внимания.
Предмет исследования: развитие внимания у ребят среднего дошкольного возраста.
Цель: рассмотреть процесс развития внимания у ребят среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ развития внимания ребят дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать понятие внимания, его виды и свойства.
3. Определить уровень становления внимания у ребят среднего дошкольного возраста.
4. Создать и апробировать программу становления внимания у ребят среднего дошкольного возраста.
5. Выявить результативность программы, изучив динамику уровня становления внимания у ребят среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс становления внимания у ребят среднего дошкольного возраста будет результативным, при выполнении условий: проведение занятий будет проходить постоянно как обязательная доля воспитательно-образовательного процесса; в организации работы с ребятами станет предусматриваться индивидуальный уровень развития внимания детей.
Методология и методики исследования: для эффективного решения поставленных в дипломной работе задач в качестве методологической основы были выбраны следующие методы познания: сравнение, анализ, обобщение, индукция и дедукция, психодиагностический метод.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке и апробации программы по развитию внимания у ребят среднего дошкольного возраста. Итоги изучения уровня становления внимания детей дошкольного возраста могут быть использованы для мониторинг образовательных результатов и повышения качества образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура ВКР: включает в себя две главы, семь параграфов, введение, заключение, список источников литературы, стоящий из 30 наименований и четыре приложения.
Внимание - это психический процесс, основанный на физиологическом механизме взаимодействия нервных процессов, помогающий сознанию целенаправленно концентрироваться на определенном объекте, явлении или деятельности, связанный с сенсорными и интеллектуальными процессами.
Основополагающими из известных классификации видов и свойств внимания можно назвать: устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем. По нраву происхождения и по методикам воплощения определяют: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
В соответствии с этапами формирования внимания как психического процесса дети среднего дошкольного возраста характеризуются проявлениями концентрации и сосредоточенности внимании довольно длительное время, если оно связано с действием, выполняемой деятельностью. Однако их объем внимания недостаточно велик, снижена переключаемость внимания, затруднено распознание сложных или мало отличающихся объектов.
В возрасте 4-5 лет доминирует непроизвольное внимание, произвольное только начинает свое становление. К 4-5 годам замечается возникновения способности ориентировать внимание под влиянием указаний и установок взрослого и под его контролем. В среднем дошкольном возрасте получают развитие свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость.
Важную роль в формировании внимания у ребят среднего дошкольного выполняет игра. По ходу игры малыш концентрируясь на выполнении необходимых в игре действий и движений, контролируя себя в деле выполнения правил игры, опосредованно формирует и развивает свойства внимания.
Дидактическая игра выступает как условие и средство развития и воспитания. На основе игровых правил воспитатель руководит не только игрой, но и направляет становление процессов познавательной деятельности, формирует позитивные модели поведения детей. В итоге дидактические игры влияют на становление и внимания, и организованности.
На констатирующем этапе исследования, для определения первоначального этапа становления внимания на базе МАДОУ №47 города Краснотурьинска было проведено исследование, в которым участвовали дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Задача констатирующего шага опыта состояла в определении значения становления внимания у ребят среднего дошкольного возраста на основании его свойств: скорость переключаемости, распределения, устойчивости и концентрации внимания.
Полученные результаты показывают, что до осуществления программы уровень преобладали дети среднего дошкольного возраста, у которых развития свойств внимания находится на среднем уровне. Таким детям сложно осуществлять переключение с выполнения одного вида деятельности на другой. Они не умеют эффективно выполнять в одно и то же время несколько учебных действий. Детям трудно длительное время удерживать внимание, быть сосредоточенными. Они не могут сконцентрироваться. Приведенные данные свидетельствовали, что некоторым детям среднего дошкольного возраста нужны были дополнительные развивающие занятия.
На формирующем этапе исследования была осуществлена просветительская работа с воспитателями с целью совершенствования профессиональной подготовки и повышения их компетентности. Для родителей организовано занятие «Будем хорошими!». С детьми были использованы развивающие игры, помогающие становлению и совершенствованию основных свойств внимания, таких как распределение, концентрация, устойчивость и переключение.
На контрольном этапе работы для определения эффективности реализованной программы развития внимания у детей среднего дошкольного возраста осуществлена контрольная диагностика развития свойств внимания с помощью измененных методик «Найди и вычеркни» П.Я. Кеэса и «Проставь значки» Пьерона-Рузера.
После проведения программы возросло число ребят этого возраста с высоким уровнем развития переключения и распределения внимания с 15% до 40%, и увеличилось количество детей с высоким уровнем развития концентрации и устойчивости внимания с 30% до 65% от общего числа детей.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что поставленная в исследовании гипотеза подтвердилась. Процесс становления внимания ребят 4-5 лет эффективен, если: целенаправленные занятия представляются как обязательная часть воспитательно-образовательного процесса; используются постоянно; в организации занятия учитывается актуальный уровень становления внимания.