Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативной компетентности у подростков

Работа №99716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7
1.1. Феномен коммуникативной компетентности в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 19
1.3. Возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной
компетентности подростков 35
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности подростков 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Программа развития коммуникативной компетентности подростков .. 55
2.3. Апробация программы развития коммуникативной компетентности
подростков 57
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение

Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека . Общение это важный фактор психологической профилактики. если человек не умеет общаться, то неизбежно это приведет к одиночеству, что может спровоцировать невротические состояния и даже привести к суициду. То есть если обобщить, то можно сказать, что компетентность в общении прежде всего предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном потенциале, психологическом потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Общение, это сложная и многогранная деятельность. Для эффективного общения необходимы знания и умения которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Имея высокий уровень в умении общаться, человеку легко адаптироваться в любой социальной среде. В современном мире имеет место специфическая коммуникативная среда - телевизионные мосты, программы для обмена сообщениями через интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS), возрастает роль диалога при решении международных задач, а также задач внутриполитического характера. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.
Исследование научной литературы убеждает нас в том, что одной из основных, ключевых компетентностей, является коммуникативная компетентность. Для этого подростку необходимо знать особенности психологии человека, он должен овладеть умениями способствующие коммуникации, обладать знаниями о закономерностях восприятия и понимания, уметь слушать другого человека и воспринимать его как личность, уметь адекватно реагировать, а если необходимо оказывать влияние, давать возможность самовыражения, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты, телодвижения) и т.д.
Общение приобретает особое значение в подростковом возрасте, поскольку оно является основным видом деятельности. Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности.
Начиная с самого рождения подросток приобретает знания и умения, применяемые при коммуникации. Но, конечно же, надо отметить, что не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Большую часть времени подросток проводит в школе, поэтому развитию коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, для эффективного развития которой он должен обладать умением правильно подбирать методы развития.
Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый период это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения со взрослыми, со своими родителями, а также сверстниками, зависит их удовлетворенность в будущем своей профессиональной и личной жизнью. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Таким образом, проблема формирования и развития коммуникативной компетенции является актуальной в психологии, и ее решение имеет важное значение, не только для конкретного человека, но и для общества в целом.
Целью нашего исследования является разработка и апробирование программы развития коммуникативной компетентности подростков.
Объект изучения - коммуникативная компетентность подростков.
В качестве предмета исследования выступает динамика коммуникативной компетентности подростков в процессе реализации программы эффективной коммуникации.
Гипотеза: Целенаправленное развитие коммуникативной компетентности подростков возможно в процессе реализации специальной психолого-педагогической программы развития эффективной коммуникации на основе системно-деятельностного подхода.
Для проверки гипотезы, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить коммуникативную компетентность в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Раскрыть психологические особенности подросткового возраста
3. Определить возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетентности подростков.
4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать и апробировать программу по развитию компетентности подростков.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: сравнимо-сопоставительный анализ, обобщение,
систематизация, моделирование, проектирование.
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; анализ коммуникативной деятельности; методы математической обработки полученных данных
Структура дипломной работы обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Задачей современного образовательного учреждения является воспитание выпускника средней школы, осознающего себя личностью, живущей в обществе, социально активного, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; носителя ценностей гражданского общества, уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений; уважающего других людей и умеющего сотрудничать с ними для достижения общего результата. Все эти качества включает в себя понятие коммуникативная компетентность.
Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одной из ключевых характеристик личности, т. е. имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание, особенно в подростковом возрасте. Процесс общения пронизывает все сферы жизни и деятельности подростка. Коммуникативная компетентность должна являться одним из фундаментальных качеств в процессе становления личности, а коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечить эффективное протекание коммуникативного процесса в любом виде деятельности.
Нельзя представить себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. Коммуникативная компетентность является необходимым условием преодоления возможных конфликтов между участниками общения. Чтобы правильно выстраивать свое взаимодействие с людьми, подросткам необходимо обладать развитыми коммуникативными умениями.
Подростковый возраст является наиболее восприимчивым к усвоению социально значимых ценностей. Подросток активно включается во взрослую, такую заманчивую для него жизнь, он ищет в ней свое место и направленность его устремлений зависит от того, как он будет относиться к себе и другим в этом мире.
В нашем исследовании стояла цель - изучить и выявить пути развития коммуникативной компетенции подростков в процессе внеучебной деятельности.
Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, исследованы особенности коммуникации подростков.
Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции подростков разработана и реализована тренинговая программа по развитию коммуникативной компетентности, включающая в себя занятия, направленные на: формирование эмпатии, навыков конструктивного общения, умения анализировать и выходить из конфликтных ситуаций.
Полученные результаты определили, что уровень развития коммуникативных способностей у подростков стал выше. Подростки стали проявлять больше инициативы в общении, активно участвовать в различных мероприятиях, демонстрируя навыки конструктивной коммуникации в коллективе сверстников. Многие стали лучше воспринимать информацию в разговоре и научились слушать собеседника. Так же подростки научились следить за развитием коммуникативной ситуации и управлять своими эмоциями.
Таким образом, в целях развития коммуникативной компетентности, целесообразно вести работу в выбранном нами направлении. Однако, полагаем, что для закрепления достигнутых результатов необходима систематическая комплексная работа в рамках образовательного учреждения не только психологической службы, но и педагогами на уроках истории, обществознания, литературы и т.д, а также и во внеурочной деятельности


1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М.Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2014.
2. Березин С.В. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В. Березин К.С. Лисецкий. - Самара, 2013
3. Близнецова О.И. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста/О.И.Близнецова, И.П.Шапенкова //Вестник Нижневартовского Государственного гуманитарного Университета. - 2015.- №2.
4. Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Л. Быкова. - Самара, 2012
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2014.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга - М.:
Педагогика, 2014.
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - М.: Академический проект, 2013.
8. Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учеб. издание / П.Я. Гальперин.- М.: АСТ: КДУ, 2015.
9. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2014
10. Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. - 2015.- №3. - с. 25-27
11. Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в
лагере и школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - М.:
Педагогическое общество России, 2015
12. Гутник Е. П., Шереметьева Е. В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 774-778.
13. Долджин К., Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Р.Филипп, Д.Ким. - СПб.: Питер, 2012.
14. Емельянов, Ю.Н. Эффект трансситуационного научения / Ю.Н. Емельянов // Вестник ЛГУ - Сер. 6 - 2013 - Вып. 3 - С. 56 - 63
15. Жарких Н.Г "Особенности коммуникативной компетентности студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации" Автореферат диссертации... канд. психол. наук. М., 2013
16. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании - М.: Педагогика, 2012
17. Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и
психологии ДПО КБГУ Электронный учебник «Возрастная
психология»
18. Кирзина О.Б. Групповые технологии как средство формирования
коммуникативной компетентности учащихся Номер материала: ДБ- 081842; 2016г. https://infourok.ru/gruppovie-tehnologii-kak-sredstvo-
formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya- 1082194.html
19. Кирякова К.А. Самопринятие и осознание социального аспекта я - образа у подростков / К.А. Кирякова, Н.В. Богданович // Психология и право. - 2014. - № 3. - С. 56-70 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://psyjournals.ru/files/72725/psyandlaw_2014_3_Kiryakova_Bogdanovich.pdf (09.02.2017).
20. Кондратьев М.Ю. Под общ.ред. А.В.Петровского.Социальная психология. Словарь / - М.: ПЕРСЭ, 2015 - 487 с.
21. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.:
Просвещение, 2013
22. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 2013, с.119.
23. Кучугова М.Г. Психологический анализ самосознания личности
подростка // Сборники конф. НИЦ Социосфера. - 2013. - № 53. - С. 16¬18 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-samosoznaniya-lichnosti-podrostka (09.02.2017).
24. Личко А.Е. Психотерапия и акцентуации характера. - М.:
Просвещение, 2013
25. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013
26. Мишкин Д.Р. Диагностика и развитие самосознания подростка // Развитие исследовательских компетенций молодежи в условиях инновационного образовательного кластера : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2014. - С. 85-87.
27. Морокина Е.О. О проблемах семейного воспитания // Воспитание школьников. - 2013.- №4. - с. 48-49
28. Мосина А.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности старшеклассников / А.Н. Мосина, Т.Л. Худякова // Педагогическое образование в России. 2013
29. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в
подростковом и юношеском возрастах / С.В. Молчанов //
Психологическая наука и образование. - 2012
30. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для высш. учеб.
заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2015
31. Муравьева О.И. М 91 Психология коммуникативной компетентности: Учебник. - Томск. Из-воТом. ун-та, 2012 - 160с.
32. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL:
http://www.ozhegov.org(дата обращения: 02.09.15).
33. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 // Вестник образования. 2012. №13
34. Панова О.И. // П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. - 2013. - №10. - с. 76-71
35. Пестова О.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся
начальной школы на уроках литературного чтения
2012http://rudocs.exdat.com/docs2/index-575805.html
36. Приписнова В.В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 336-338 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://moluch.ru/archive/99/22132/ (09.02.2017).
37. Погорелова Е.И. Психологические особенности морального самосознания подростков / Е.И. Погорелова, И.А. Вознюк // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : II Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. А.В. Черная. - Ростов н/Д., 2014. - С. 69-73
38. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2012
39. Саидова З.Х. История изучения самосознания и становления образа
«я» у подростков // Теория и практика соврем. науки. - 2016. - № 6-2. - С. 117-119 - URL:http://modern-
j.ru/domains_data/files/12/Saidova%20Z.H.%20%20psihologiya.pdf (09.02. 2017).
40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М, 2012.
41. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2013. С.73
42. Спиркин А. Г. Философия. Учеб. пособие 2-е изд. — М., 2013. — 736 с
43. Тукубаева И.А. Психологические особенности подросткового возраста, 04.02.2015 http://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399
44. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: «Знание», 2013
45. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции / И. Фришман // Народное образование. -2013
46. Хрипкова А.Г. Мир детства: Подросток. - М.: Педагогика, 2014
47. Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность http://pandia.ru/text/79/506/20861.php
48. Элбакиева М. «Тренинга коммуникативной компетентности для подростков» http://institutnv.ru/62/article/135/
49. Danziger K. Interpersonal communication. N. Y., 1976.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ