СЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическо-методологическое обоснование исследования семейных детерминант социальной успешности подростка 8
1.1. Основные подходы к определению понятия «социальная успешность» 8
1.2. Психолого-педагогические исследования социальной успешности
подростка 15
1.2. Влияние семьи на социальную успешность подростка 30
Глава 2. Практическое исследование развития социальной успешности подростков в зависимости от особенностей семейного воспитания 47
2.1. Обоснование методики проведения исследования 47
2.2. Анализ результатов исследования 77
2.3. Разработка рекомендаций, направленных на улучшение взаимоотношений в
семье с целью формирования социальной успешности подростков 105
Заключение 110
Список используемой литературы 115
Приложение 1 120
Глава 1. Теоретическо-методологическое обоснование исследования семейных детерминант социальной успешности подростка 8
1.1. Основные подходы к определению понятия «социальная успешность» 8
1.2. Психолого-педагогические исследования социальной успешности
подростка 15
1.2. Влияние семьи на социальную успешность подростка 30
Глава 2. Практическое исследование развития социальной успешности подростков в зависимости от особенностей семейного воспитания 47
2.1. Обоснование методики проведения исследования 47
2.2. Анализ результатов исследования 77
2.3. Разработка рекомендаций, направленных на улучшение взаимоотношений в
семье с целью формирования социальной успешности подростков 105
Заключение 110
Список используемой литературы 115
Приложение 1 120
Проблема такого явления как социальная успешность состоит в том, что данный аспект недостаточно изучен в отечественной психолого-педагогической науке. Современный мир (в частности, Россия) ставит человека в определенные социальные рамки, используя психологическое давление на массы. Создание «успешности» и прямо противоположного ей процесса, создает некий шаблон общества, под который индивид вынужден подстраиваться. Что наиболее тяжело сделать в подростковом возрасте (в силу психологических, психофизических особенностей).
Существующие на данном этапе формирования общества, сферы жизнедеятельности людей требуют непосредственного включения человека в систему общественных отношений, формирования социальных качеств, освоения им накопленных знаний, укрепление ценностей. Эти явления можно отнести к фундаментальным, образующим процесс социализации личности, который, в свою очередь, влияет на выявление социальной успешности.
Процесс социализации начинает свою активность непосредственно с раннего возраста, когда ребенок выходит за рамки освоенного и начинает постигать и изучать новые социальные роли, приспосабливаясь к окружающему миру. На каждом этапе онтогенеза и социогенеза социализация выявляет специфичные, зависящие от факторов влияния, развития личности, ее ведущей деятельности, черты. Особенно важным является подростковый возраст, который характеризуется новым психическим образованием - чувством взрослости по отношению к самому себе, окружающему и сверстникам, что порой сопровождается противоречиями и кризисами (А. Адлер, И.С. Кон, Ф. Тайсон, Д.И. Фельдштейн, A.B. Петровский и др.).
Многочисленные труды педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, У. Глассера и др.), посвященные данному вопросу, позволяют говорить о социальной успешности как о качестве, присущем личности, достигшей успеха в процессе обучения и воспитания. Более широко трактуют феномен успеха и успешности психологи (Н.А. Батурин, С.Л. Рубинштейн, Э.Ш. Натанзон, Р.М. Шамионов и др.) — как переживание человеком состояния удовлетворения, радости от достижения высокого результата в деятельности.
Один из векторов влияния, оказываемый на социальную успешность, является основной социальный институт - семья, который лег в основу данного исследования. Семейные детерминанты имеют ярко-выраженное значение в современном мире, где этот институт является основой социогенеза.
Большое количество изысканий идет по пути изучения негативных последствий семейного влияния на социальную успешность подростка. Сторона успешности данного процесса нуждается в обобщенности информационных, теоретических данных, основанных на практическом исследовании. Актуальность нашего исследования заключается в том, что оно уточняет и расширяет представления о влиянии семьи. Исследования проблемы успешности чаще встречаются в социологических работах и в литературе, имеющей отношение к управленческой деятельности, психологии бизнеса, формируя тем самым представление об успехе как сугубо экономическом понятии. Сущностная природа успеха до сих пор не изучена, и, несмотря на масштабность этого понятия, оно пересекается с целым рядом философских и психологических категорий, что делает дальнейшие исследования актуальными.
Можно выделить ряд положений, которым будет посвящено данное исследование. Обозначение границ социальной успешности подростка, определение ее условий и содержания, приводящих к конструктивному понимаю дела, являются немаловажными составляющими. Определение роли семьи, семейного воспитания, влияния детерминирующих признаков на развитие ребенка. Выявление ценности семейных отношений для успешного становления подростка.
Исходя из этого, в исследовании формулируется следующая проблема: значение семьи при социальной успешности подростков.
Объектом выступает социальная успешность.
Предмет исследования: социальная успешность подростков и её семейные детерминанты.
Цель исследования: выявление семейных детерминант социальной успешности подростков.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к определению понятия «социальная успешность»
2. Обобщить результаты психолого-педагогических исследований социальной успешности подростка
3. Раскрыть влияние семьи на социальную успешность подростка
4. Эмпирически исследовать характер отношений родителей в семьях подростков.
5. Обосновать воздействие характера отношений между родителями на формирование у подростка социальной успешности.
6. Разработать рекомендации для родителей с целью гармонизации их отношений и содействия социальной успешности подростка .
Гипотеза исследования: характер взаимоотношений между родителями, взаимоотношение родителей и детей выступают факторами развития социальной успешности подростка посредством формирования у него базовых личностных образований, характерных для детей этого возрастного периода.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения философии о социально-психологическую обусловленность развития личности (В. М. Банщиков, М. Вебер, Э. Дюркгейм, И. Кант, Б. Ф. Ломов, Ф. Ницше, Т. Парсонс, А.В. Толстоухов, Э. Фромм, М. Шелер) фундаментальные психологические положения о развитии и формировании личности (И. Д. Бех, Л. И. Божович, М. И. Боришевский, Л. В. Выготский, Т. В. Говорун, А. В. Киричук, Н. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А. Моляко, А. В. Толстоухов) теоретические концепции семьи и отцовства (Р. В. Овчарова, А. А. Карабанова и др.), концептуальные положения о структуре и процесс межличностного взаимодействия (А. А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов , Н. Н. Обозов и др.), психолого-педагогические подходы к исследованию успешности личности (Ш. А. Амонашвили, П. К. Анохин, А. С. Белкин, М. Р. Битянова, В. Н. Вилюнас, У. Глассер, С. В. Данилов, М. Даугалл, Э. И. Натадзон, Г. К. Селевко, В. П. Созонов В. А. Сухомлинский),
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение научной литературы и эмпирических материалов, касающихся объекта исследования, эмпирические: опрос, наблюдение, беседа, тестирование по методикам: исследования особенностей взаимоотношений родителей:
• Методика Э. Г. Эйдемиллер «Семейная социограмма».
• Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (РОД).
• Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
• Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин)
Тестирование подростков:
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, который является адаптированной версией теста «Цель в жизни».
2. Методика выявления взаимоотношений в коллективе «Социометрия» Дж. Морено.
3. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленда, адаптация Т. В. Румянцевой), а также были использованы методы математико-статистической обработки: количественная и качественная обработка эмпирических данных с использованием методов математической статистики (коэффициента Пирсона, дисперсионного анализа, метода ANOVA, множественного рангового критерия Дункана).
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС).
5. Анкета ««Взаимоотношения подростков и родителей».
статистические: количественная и качественная обработка с использованием методов математической статистики.
Научная новизна результатов заключается в следующем:
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
- выявленные компоненты социальной успешности подростков расширяют теоретические представления о социализации подростка в теории воспитания;
- выделенные инвариантные функции - социо-рефлексивная и социо- мотивационная - деятельности членов семьи по формированию социальной успешности подростков дополняют теорию воспитания, теоретическое представление о его функциональных обязанностях.
Практическая значимость результатов работы заключается в предложенных методических рекомендациях для родителей по работе с детьми подросткового возраста, по формированию их социальной успешности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 55 наименований. Объем работы составляет 121 страницу.
Существующие на данном этапе формирования общества, сферы жизнедеятельности людей требуют непосредственного включения человека в систему общественных отношений, формирования социальных качеств, освоения им накопленных знаний, укрепление ценностей. Эти явления можно отнести к фундаментальным, образующим процесс социализации личности, который, в свою очередь, влияет на выявление социальной успешности.
Процесс социализации начинает свою активность непосредственно с раннего возраста, когда ребенок выходит за рамки освоенного и начинает постигать и изучать новые социальные роли, приспосабливаясь к окружающему миру. На каждом этапе онтогенеза и социогенеза социализация выявляет специфичные, зависящие от факторов влияния, развития личности, ее ведущей деятельности, черты. Особенно важным является подростковый возраст, который характеризуется новым психическим образованием - чувством взрослости по отношению к самому себе, окружающему и сверстникам, что порой сопровождается противоречиями и кризисами (А. Адлер, И.С. Кон, Ф. Тайсон, Д.И. Фельдштейн, A.B. Петровский и др.).
Многочисленные труды педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, У. Глассера и др.), посвященные данному вопросу, позволяют говорить о социальной успешности как о качестве, присущем личности, достигшей успеха в процессе обучения и воспитания. Более широко трактуют феномен успеха и успешности психологи (Н.А. Батурин, С.Л. Рубинштейн, Э.Ш. Натанзон, Р.М. Шамионов и др.) — как переживание человеком состояния удовлетворения, радости от достижения высокого результата в деятельности.
Один из векторов влияния, оказываемый на социальную успешность, является основной социальный институт - семья, который лег в основу данного исследования. Семейные детерминанты имеют ярко-выраженное значение в современном мире, где этот институт является основой социогенеза.
Большое количество изысканий идет по пути изучения негативных последствий семейного влияния на социальную успешность подростка. Сторона успешности данного процесса нуждается в обобщенности информационных, теоретических данных, основанных на практическом исследовании. Актуальность нашего исследования заключается в том, что оно уточняет и расширяет представления о влиянии семьи. Исследования проблемы успешности чаще встречаются в социологических работах и в литературе, имеющей отношение к управленческой деятельности, психологии бизнеса, формируя тем самым представление об успехе как сугубо экономическом понятии. Сущностная природа успеха до сих пор не изучена, и, несмотря на масштабность этого понятия, оно пересекается с целым рядом философских и психологических категорий, что делает дальнейшие исследования актуальными.
Можно выделить ряд положений, которым будет посвящено данное исследование. Обозначение границ социальной успешности подростка, определение ее условий и содержания, приводящих к конструктивному понимаю дела, являются немаловажными составляющими. Определение роли семьи, семейного воспитания, влияния детерминирующих признаков на развитие ребенка. Выявление ценности семейных отношений для успешного становления подростка.
Исходя из этого, в исследовании формулируется следующая проблема: значение семьи при социальной успешности подростков.
Объектом выступает социальная успешность.
Предмет исследования: социальная успешность подростков и её семейные детерминанты.
Цель исследования: выявление семейных детерминант социальной успешности подростков.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к определению понятия «социальная успешность»
2. Обобщить результаты психолого-педагогических исследований социальной успешности подростка
3. Раскрыть влияние семьи на социальную успешность подростка
4. Эмпирически исследовать характер отношений родителей в семьях подростков.
5. Обосновать воздействие характера отношений между родителями на формирование у подростка социальной успешности.
6. Разработать рекомендации для родителей с целью гармонизации их отношений и содействия социальной успешности подростка .
Гипотеза исследования: характер взаимоотношений между родителями, взаимоотношение родителей и детей выступают факторами развития социальной успешности подростка посредством формирования у него базовых личностных образований, характерных для детей этого возрастного периода.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения философии о социально-психологическую обусловленность развития личности (В. М. Банщиков, М. Вебер, Э. Дюркгейм, И. Кант, Б. Ф. Ломов, Ф. Ницше, Т. Парсонс, А.В. Толстоухов, Э. Фромм, М. Шелер) фундаментальные психологические положения о развитии и формировании личности (И. Д. Бех, Л. И. Божович, М. И. Боришевский, Л. В. Выготский, Т. В. Говорун, А. В. Киричук, Н. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Д. Максименко, А. Моляко, А. В. Толстоухов) теоретические концепции семьи и отцовства (Р. В. Овчарова, А. А. Карабанова и др.), концептуальные положения о структуре и процесс межличностного взаимодействия (А. А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов , Н. Н. Обозов и др.), психолого-педагогические подходы к исследованию успешности личности (Ш. А. Амонашвили, П. К. Анохин, А. С. Белкин, М. Р. Битянова, В. Н. Вилюнас, У. Глассер, С. В. Данилов, М. Даугалл, Э. И. Натадзон, Г. К. Селевко, В. П. Созонов В. А. Сухомлинский),
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение научной литературы и эмпирических материалов, касающихся объекта исследования, эмпирические: опрос, наблюдение, беседа, тестирование по методикам: исследования особенностей взаимоотношений родителей:
• Методика Э. Г. Эйдемиллер «Семейная социограмма».
• Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (РОД).
• Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
• Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин)
Тестирование подростков:
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, который является адаптированной версией теста «Цель в жизни».
2. Методика выявления взаимоотношений в коллективе «Социометрия» Дж. Морено.
3. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленда, адаптация Т. В. Румянцевой), а также были использованы методы математико-статистической обработки: количественная и качественная обработка эмпирических данных с использованием методов математической статистики (коэффициента Пирсона, дисперсионного анализа, метода ANOVA, множественного рангового критерия Дункана).
4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС).
5. Анкета ««Взаимоотношения подростков и родителей».
статистические: количественная и качественная обработка с использованием методов математической статистики.
Научная новизна результатов заключается в следующем:
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
- выявленные компоненты социальной успешности подростков расширяют теоретические представления о социализации подростка в теории воспитания;
- выделенные инвариантные функции - социо-рефлексивная и социо- мотивационная - деятельности членов семьи по формированию социальной успешности подростков дополняют теорию воспитания, теоретическое представление о его функциональных обязанностях.
Практическая значимость результатов работы заключается в предложенных методических рекомендациях для родителей по работе с детьми подросткового возраста, по формированию их социальной успешности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 55 наименований. Объем работы составляет 121 страницу.
В результате проведенного нами практического исследования приведены теоретическое обоснование и результаты эмпирического изучения проблемы влияния семейных детерминант воспитания на процесс формирования социальной успешности подростков. Выявлена взаимосвязь особенностей отношений родителей и особенностей формирования социальной успешности подростков.
Обобщение результатов дает возможность сделать следующие выводы:
1. Раскрыто содержание понятия «социальная успешность» и выделены его основные критерии.
2. Эмпирически изучено и охарактеризовано влияние особенностей воспитания в семье на формирования социальной успешности подростков. Так, стало очевидно, что характер взаимоотношений между родителями выступает важным фактором развития личности ребенка, отчетливо проявляется в подростковом возрасте как ключевом для становления личности ребенка периоде.
Итак, результаты практического исследования продемонстрировали прямую взаимосвязь между показателями успешности взаимоотношений в
коллективе сверстников у преобладающего количества подростков из гармоничных семей и такими показателями, как:
• ценностные ориентации личности подростков;
• адекватность их самооценки;
• успешность взаимоотношений в коллективе сверстников;
• уровнем коммуникативных способностей;
• уровнем организаторских способностей.
Уровень ценностных ориентаций у юношей и девушек несколько различаются, Так, высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций оказался характерен для 67% девушек из семей, где у родителей наблюдаются гармоничные отношения, 26% девушек из семей с выявленными у родителей «переходными» отношениями и 12% девушек из семей, где у родителей был выявлен дисгармоничный тип отношений.
Средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций оказался характерным для 26% девушек, родители которых имеют гармоничные отношения, 29% девушек из семей с «переходными» отношениями родителей и 31% девушек с дисгармоничными отношениями родителей. В свою очередь, низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций характерен в большей степени девушкам с дисгармоничными отношениями родителей: 57%; 45% - у девушек, родители которых характеризуются «переходными» отношениями и только у 7% девушек из семей, где у родителей наблюдаются гармоничные отношения.
Больше парней с высоким уровнем сформированности смысложизненных ориентаций (69%) наблюдается в семьях, где родители имеют гармоничные отношения; в «переходных» семьях 20% парней характеризуются высоким уровнем СЖО, а в семьях, где родители имеют дисгармоничны отношения, таких только 11%.
Средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций распределился между тремя группами подростков почти равномерно: от 16% у парней, у родителей которых наблюдаются дисгармоничные отношения, до 18% у парней, родители которых характеризуются «переходными» отношениями.
Низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций оказался согласно полученным результатам исследования у следующего количества респондентов: 74% - у парней из семей с дисгармоничными отношениями между родителями; 62% - у парней из семей с «переходным» типом отношения между родителями; и 15% - у парней, для родителей которых характерны гармоничные отношения.
Относительно взаимоотношений в коллективе сверстников, полученные результаты наглядно демонстрируют, тот факт, что на характер взаимоотношений подростков в коллективе существенное влияние оказывает гармоничность отношений в семье. Так, наибольшее количество отвергаемых коллективом сверстников подростков выявлено в семьях, в которых наблюдаются дисгармоничные отношения - 34% (из имеющихся 52% в целом), 11% отвергаемых детей наблюдается в семьях с переходными взаимоотношениями родителей, и 7% - в семьях с гармоничными. В категории «игнорируемых» подростков - все 4% - дети из дисгармоничных семей.
Что касается «предпочитаемых» подростков - 25% таких детей из семей, в которых гармоничные отношения, и по 3% в каждой из двух других видов семей.
Наибольшее количество «популярных» в коллективе сверстников подростков из гармоничных семей - таких подростков 9% и 4% выявлено из семе с переходными взаимоотношениями. Популярных подростков из семей с дисгармоничными отношениями выявлено не было (0%).
Как мы видим, взаимоотношения в семье коррелируют с эффективностью взаимоотношений подростков в коллективе и их статусом в группе.
Что касается адекватности самооценки подростков, то 56% подростков, родители которых имеют гармоничные отношения, продемонстрировали высокий индекс валентности. У таких детей положительные идентификационные характеристики преобладали над отрицательными («веселый», «хороший», «умный»), что свидетельствует об их высокой самооценке, и соответственно формирующейся социальной успешности в коллективе. В отличие от 26% подростков родители которых характеризуются «переходными» отношениями, они продемонстрировали высокий индекс валентности, в основном у этих детей наблюдалось или равновесие между положительным и отрицательным самоописанием, или же ярко не проявлялся определенный эмоциональный тон (например, формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т.п.).
Высокий индекс валентности оказался почти не присущим подросткам (только у 15%), у родителей которых обнаружены дисгармоничные отношения. У этих детей преобладала в целом негативная валентность самоописаний, больше описывались недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительный», «не знаю, что сказать о себе»); кроме этого проявлялась завышенная самооценка или в практическом отсутствии негативных же идентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладали характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т.п.).
Согласно результатам методики КОС, высокий уровень коммуникативных способностей наблюдается у большинства детей из семей с гармоничными взаимоотношениями - 9% респондентов (из 11% - общий показатель), у 2% детей из семей с переходным типом отношений, а вот у детей из семей с дисгармоничными взаимоотношениями выявлено не было (0%).
Средний уровень коммуникативных способностей характерен для 15% подростков из первого типа семей, 9,2% для второго и 8% для третьего типа семей.
Что касается низкого коммуникативных способностей, он наблюдается у большинства подростков из семей с дисгармоничными отношениями между родителями (33,4%), также у 16,7% детей из семей с переходными отношениями между родителями, и 7,7% подростков из семей с гармоничными отношениями между родителями. Соответственно, корреляция между этими двумя факторами наблюдается.
Высокий уровень организаторских способностей наблюдается у большинства детей из семей с гармоничными взаимоотношениями - 11,6% респондентов, у 2,6% детей из семей с переходным типом отношений, и у (3%) детей из семей с дисгармоничными взаимоотношениями.
Средний уровень организаторских способностей характерен для 26,4% подростков из первого типа семей,16,3% для второго и 11% для третьего типа семей.
Что касается низкого организаторских способностей, он наблюдается у большинства подростков из семей с дисгармоничными отношениями между родителями (14,8%), у 9,3% детей из семей с переходными отношениями между родителями, и 5% подростков из семей с гармоничными отношениями между родителями. Соответственно, наблюдается взаимосвязь между гармоничностью взаимотношений в семье и выраженностью у подростков организаторских способностей.
Также, нами были разработаны:
Разработаны рекомендации, направленные на развитие социальной успешности подростков посредством гармонизации взаимоотношений в семье.
Обобщение результатов дает возможность сделать следующие выводы:
1. Раскрыто содержание понятия «социальная успешность» и выделены его основные критерии.
2. Эмпирически изучено и охарактеризовано влияние особенностей воспитания в семье на формирования социальной успешности подростков. Так, стало очевидно, что характер взаимоотношений между родителями выступает важным фактором развития личности ребенка, отчетливо проявляется в подростковом возрасте как ключевом для становления личности ребенка периоде.
Итак, результаты практического исследования продемонстрировали прямую взаимосвязь между показателями успешности взаимоотношений в
коллективе сверстников у преобладающего количества подростков из гармоничных семей и такими показателями, как:
• ценностные ориентации личности подростков;
• адекватность их самооценки;
• успешность взаимоотношений в коллективе сверстников;
• уровнем коммуникативных способностей;
• уровнем организаторских способностей.
Уровень ценностных ориентаций у юношей и девушек несколько различаются, Так, высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций оказался характерен для 67% девушек из семей, где у родителей наблюдаются гармоничные отношения, 26% девушек из семей с выявленными у родителей «переходными» отношениями и 12% девушек из семей, где у родителей был выявлен дисгармоничный тип отношений.
Средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций оказался характерным для 26% девушек, родители которых имеют гармоничные отношения, 29% девушек из семей с «переходными» отношениями родителей и 31% девушек с дисгармоничными отношениями родителей. В свою очередь, низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций характерен в большей степени девушкам с дисгармоничными отношениями родителей: 57%; 45% - у девушек, родители которых характеризуются «переходными» отношениями и только у 7% девушек из семей, где у родителей наблюдаются гармоничные отношения.
Больше парней с высоким уровнем сформированности смысложизненных ориентаций (69%) наблюдается в семьях, где родители имеют гармоничные отношения; в «переходных» семьях 20% парней характеризуются высоким уровнем СЖО, а в семьях, где родители имеют дисгармоничны отношения, таких только 11%.
Средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций распределился между тремя группами подростков почти равномерно: от 16% у парней, у родителей которых наблюдаются дисгармоничные отношения, до 18% у парней, родители которых характеризуются «переходными» отношениями.
Низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций оказался согласно полученным результатам исследования у следующего количества респондентов: 74% - у парней из семей с дисгармоничными отношениями между родителями; 62% - у парней из семей с «переходным» типом отношения между родителями; и 15% - у парней, для родителей которых характерны гармоничные отношения.
Относительно взаимоотношений в коллективе сверстников, полученные результаты наглядно демонстрируют, тот факт, что на характер взаимоотношений подростков в коллективе существенное влияние оказывает гармоничность отношений в семье. Так, наибольшее количество отвергаемых коллективом сверстников подростков выявлено в семьях, в которых наблюдаются дисгармоничные отношения - 34% (из имеющихся 52% в целом), 11% отвергаемых детей наблюдается в семьях с переходными взаимоотношениями родителей, и 7% - в семьях с гармоничными. В категории «игнорируемых» подростков - все 4% - дети из дисгармоничных семей.
Что касается «предпочитаемых» подростков - 25% таких детей из семей, в которых гармоничные отношения, и по 3% в каждой из двух других видов семей.
Наибольшее количество «популярных» в коллективе сверстников подростков из гармоничных семей - таких подростков 9% и 4% выявлено из семе с переходными взаимоотношениями. Популярных подростков из семей с дисгармоничными отношениями выявлено не было (0%).
Как мы видим, взаимоотношения в семье коррелируют с эффективностью взаимоотношений подростков в коллективе и их статусом в группе.
Что касается адекватности самооценки подростков, то 56% подростков, родители которых имеют гармоничные отношения, продемонстрировали высокий индекс валентности. У таких детей положительные идентификационные характеристики преобладали над отрицательными («веселый», «хороший», «умный»), что свидетельствует об их высокой самооценке, и соответственно формирующейся социальной успешности в коллективе. В отличие от 26% подростков родители которых характеризуются «переходными» отношениями, они продемонстрировали высокий индекс валентности, в основном у этих детей наблюдалось или равновесие между положительным и отрицательным самоописанием, или же ярко не проявлялся определенный эмоциональный тон (например, формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т.п.).
Высокий индекс валентности оказался почти не присущим подросткам (только у 15%), у родителей которых обнаружены дисгармоничные отношения. У этих детей преобладала в целом негативная валентность самоописаний, больше описывались недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительный», «не знаю, что сказать о себе»); кроме этого проявлялась завышенная самооценка или в практическом отсутствии негативных же идентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладали характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т.п.).
Согласно результатам методики КОС, высокий уровень коммуникативных способностей наблюдается у большинства детей из семей с гармоничными взаимоотношениями - 9% респондентов (из 11% - общий показатель), у 2% детей из семей с переходным типом отношений, а вот у детей из семей с дисгармоничными взаимоотношениями выявлено не было (0%).
Средний уровень коммуникативных способностей характерен для 15% подростков из первого типа семей, 9,2% для второго и 8% для третьего типа семей.
Что касается низкого коммуникативных способностей, он наблюдается у большинства подростков из семей с дисгармоничными отношениями между родителями (33,4%), также у 16,7% детей из семей с переходными отношениями между родителями, и 7,7% подростков из семей с гармоничными отношениями между родителями. Соответственно, корреляция между этими двумя факторами наблюдается.
Высокий уровень организаторских способностей наблюдается у большинства детей из семей с гармоничными взаимоотношениями - 11,6% респондентов, у 2,6% детей из семей с переходным типом отношений, и у (3%) детей из семей с дисгармоничными взаимоотношениями.
Средний уровень организаторских способностей характерен для 26,4% подростков из первого типа семей,16,3% для второго и 11% для третьего типа семей.
Что касается низкого организаторских способностей, он наблюдается у большинства подростков из семей с дисгармоничными отношениями между родителями (14,8%), у 9,3% детей из семей с переходными отношениями между родителями, и 5% подростков из семей с гармоничными отношениями между родителями. Соответственно, наблюдается взаимосвязь между гармоничностью взаимотношений в семье и выраженностью у подростков организаторских способностей.
Также, нами были разработаны:
Разработаны рекомендации, направленные на развитие социальной успешности подростков посредством гармонизации взаимоотношений в семье.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2025 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социализация подростков из неполных семей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (на примере наемных работников и предпринимателей)(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Формирование социально значимых ценностей у подростков категории «дети улиц»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



